СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока с презентацией "Явления природы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока + презентация по окружающему миру в первом классе по теме "Явления природы". Урок поможет дать более полные представления о многообразии явлений природы в разное время года.

Просмотр содержимого документа
«план-конспект урока Явления природы»

8




Урок окружающего мира в 1 классе

«Начальная школа ХХI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Тема: «Явления природы».


Цель:

  • развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года.

Задачи:

  • дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года;

  • закрепить и расширить знания детей об изменениях в неживой природе;

  • развивать умения грамотно и выразительно излагать свои мысли;

через элементы театрализации, музыки, отрывков произведений известных писателей;

  • воспитывать в детях эстетическое восприятие природы.

Оборудование:

  • учебник «Окружающий мир» для 1 класса, автор Н.Ф. Виноградова;

  • мультимедиа установка, компьютер;

  • записи музыкальных произведений «Колыбельная»;

  • карточки с изображением времен года, настроений, явлений природы, фишки, маски для сценки «Радуга и Солнце», образцы свинца.

  • тренажер для глаз «Дождь и Солнце».


Основной метод обучения: обсуждение с детьми признаков времен года с целью обобщения, систематизации и закрепления знаний о явлениях природы в разное время года.


Основной структурный элемент урока: диалог/ полилог.


Дополнительные структурные элементы урока: обмен информацией о временах года, признаках, явлениях природы и ее коллективный анализ; наблюдение; игра на закрепление знаний о явлениях природы; инсценирование диалога «Радуги и Солнца»; выполнение практической работы; формулирование выводов.

Ход урока.

Организационный момент.

Слайд 1.

Вот опять звенит звонок,

Приглашает на урок.

Будем вместе мы учиться,

Чтоб наукам обучиться!

- Урок окружающего мира.

-Проверьте своё рабочее место. Как вы готовы к уроку.

-Почему это важно?

-У нас сегодня на уроке гости. Повернитесь, посмотрите ,улыбнитесь и мысленно пожелайте друг другу мира, добра. Пожелайте успеха друг другу в проведении этого урока.

Актуализация знаний.

Слайд 2.

Учитель читает загадку

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг природа.


- Какая бывает природа?


Сообщение темы и цели урока.

Слайд 3.

- Сегодня мы отправимся в путешествие по временам года, где будем узнавать о явлениях природы.

- Что такое явления природы? (изменения в природе)

- Какие времена года вы знаете?


Работа по теме урока. Знакомство с явлениями природы.

Слайд 4.

Итак, мы начинаем путешествие. Отгадайте загадку.

Если дождик бьет в лицо,

Ветер треплет деревцо.

Тучи по небу плывут

Это осенью зовут.


Мы попадаем в прекрасное время года – осень.


Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора:

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Так об осени написал поэт Ф.И. Тютчев .

- Что происходит с природой осенью?

Солнце ярко сверкает, в начале осени можно наблюдать теплые деньки. Набежит облачко и почувствуешь холодное дыхание осени. Золотое одеяние осени закружит, запляшет разноцветьем.

-А что нас огорчает и часто бывает осенью?(Дождь) Слайд 5.

Дождик к нам явился.

Послушайте, как писатель Скребицкий пишет о дожде.

«Осенние дожди, совсем не похожи на летние. Дождь осенний – моросящий, как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, а может, и неделю, не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь».


-А какое красивое явление природы мы видели, когда были на экскурсии ? (Листопад)Слайд 6.

- Почему это явление называется листопад?

А еще, какое явление природы можно наблюдать осенью? Отгадайте загадку.


Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко,

Стало видно далеко. (Туман)Слайд 7.



-Когда чаще всего мы наблюдаем туман? Почему утром?

Туманы бывают во все времена года. Гуще всего туманы бывают по утрам, когда земля сильно остывает. Осенью они стелются над землей, кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым ковром. На самом деле облака в небе и туман низко над землей состоят из крохотных капелек воды.

Итог: какие явления природы бывают осенью?


Итак, мы переходим в следующее время года.

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? Зимой. Слайд8.


О каких явлениях природы говорится в загадке? (о снеге).

А когда идет сильный снег, можно сказать «валит снег» - как называется это явление природы? Снегопад. Слайд 9.

А по утрам, зимой , деревья бывают одеты в белоснежный серебристый наряд из многочисленных снежинок.

- Как называется такое явление? Иней. Слайд 10.

А еще, зимой, какие бывают явления? Мороз.

А когда идет снег и сильно дует ветер? Небо становится темным-темным, ветер можно сказать «завывает». Как называются эти явления? ( Вьюга, метель).


Итог: какие явления природы бывают зимой?


Мы продолжаем путешествие по временам года .


Выросла сосулька

За ночь у окна.

Ручеек забулькал.

Что это?

Весна. Слайд 11.

-Какие же явления характерны для весны? Откройте учебник и выберите эти явления природы на с. 40-41, положите красные фишки на нужные картинки.

Назовите эти явления природы. (Сосульки, таяние снега, ледоход)

Весной, когда повышается температура воздуха, начинают появляться сосульки. Чем это опасно?

- Как надо вести себя, когда с крыш свисают большие сосульки?

-Под крышами можно ходить?

- Можно ли выходить на лед во время таяния снега на водоемах? (Надо быть очень внимательными).

Итог: назовите явления природы весны?


- О каком времени года говорится в стихотворении?

Прогремел июньский гром –

Стало всё свежо кругом.

Чистый лес, и сад, и луг –

Как красиво всё вокруг!

О лете. Слайд 12.


- Конечно о лете, это самое любимое время года и детей и взрослых.

Какие же явления природы можно наблюдать летом?

Загадки.

Меня никто не видит,

Но всякий слышит.

Спутницу мою

Всякий может видеть,

Но никто не слышит.

Гром и молния. Слайд 13.


Разноцветные ворота

На лугу поставил кто-то.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три-

Целых семь, ты посмотри!

Радуга. Слайд 14.

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём-

Ищем, ищем не найдём.

Роса. Слайд 15.


На дворе переполох-

С неба сыплется горох.

Съела 6 горошин Нина-

У неё теперь ангина.

Град. Слайд 16.



Итог: назовите явления природы лета?


Физминутка выполняется под музыку. Слайд 17.

Тренажер для глаз «Дождь и Солнце».


Закрепление изученного материала.

  1. Игра. «Угадай, к какому времени года относятся явления природы?»

  2. Соотнеси явления природы с временами года.

Слайд 18.

Дождь Роса

Снег Листопад

Радуга Ледоход

Туман Перелёт птиц

Таяние снега Гром и молния

Иней

  1. Работа с учебником.

Прочитать рассказ К. Ушинского «Солнце и Радуга» с.42(Читает хорошо читающий ученик.)

- О каких явлениях природы говорится в тексте?(О дожде и радуге).

-На что похожа радуга? (На дугу.)


«Райская дуга» назвали ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.

-А вы знаете, как возникает на небе радуга? Сейчас я вам расскажу.

Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Радуга появляется только если одновременно идет дождь, и светит солнце.

- Сколько цветов у радуги? Перечислите. (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.)

- А кто знает загадки о радуге?


Что за чудо - красота! Раскинулся золотой мост

Расписные ворота На семь сел, на семь верст.

Показались на пути!..

В них ни въехать, ни войти.


  1. Речевая разминка.

Инсценирование диалога: «Радуга и Солнце».(Дети в масках)


Радуга. «Посмотрите на меня – какая я красивая! Какая, я яркая, у меня семь разных цветов. Они переливаются и светятся».

Автор. Услышало эти речи солнышко и говорит:

Солнышко. «Ты красива – это, правда, но ведь без меня и радуги не бывает».

Автор. А радуга только смеется, да пуще хвалится.

Радуга. «Нет, я все-таки самая лучшая, самая нарядная, никто со мной не сможет сравниться».

Автор. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу – и радуги как не бывало.

- Как вы думаете, правильно вела себя Радуга? Красиво хвалиться друг перед другом?


Физминутка


Бездомный дождик.

Тощий дождик босоногий

Плачет в луже у дороги.

- Успокойся, милый мой!

Заходи ко мне домой,

У меня в углу игрушки,

А в буфете есть ватрушки:

Посидим, чайку попьем

Вместе дождик переждем.


4.Наблюдай, делай опыты. Практическая работа.(Раздать свинец)

  • Почему про осенний дождь говорят: «Дождь осенний – моросящий, холодный, нудный»?

  • Можно ли назвать осеннее небо «свинцовым»? Узнай, какого цвета свинец и почему небо называют «свинцовым».

  • Сравните свинец и небо.

Свинец – это металл.

- Как вы думаете, какой свинец тяжелый или легкий? Какого он цвета?

Посмотрите, какого цвета небо? Сравните их.

.

Слайд 19.

Творческое задание в тетрадях (работа выполняется под музыку).

Выберите и выполните самостоятельно задание, которое вам понравилось.

  1. Нарисуй, как солнышко выглядывает из-за тучи.

  2. Дорисуй дождь по образцу.



Слайд 20.

Итог урока. Сделаем вывод.

- О чем мы говорили на уроке?

- Кому на уроке было интересно?

- Что было интересно?


Вывод: Изменения в природе: дождь, снег, град, ветер, метель, радуга, гром и молния, туман, иней, листопад – все это явления природы.


Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке.

- У вас на партах лежат карточки «настроения» - солнышко и тучка.

Покажите карточку с каким настроением вы уходите с урока.

Спасибо всем за урок, все ребята молодцы, хорошо поработали.









Литература:

1. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» // Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2006г.

2. Дьячкова Г.Т. «Окружающий мир». Внеклассные занятия на тему «Времена года». – Волгоград: Учитель, 2007г.

3. Науменко Г.М. Русские народные загадки. – М.: Детская литература, 2001г.

4. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» - М.: ВАКО, 2005г.

Просмотр содержимого презентации
«Явления природы»

Посмотри, мой милый друг,  Что находится вокруг?  Небо светло-голубое,  Солнце светит золотое,  Ветер листьями играет,  Тучка в небе проплывает.  Поле, речка и трава,  Горы, воздух и листва,  Птицы, звери и леса,  Гром, туманы и роса.  Человек и время года-  Это всё вокруг природа.

Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года- Это всё вокруг природа.

Явления природы

Явления природы

Дождь

Дождь

Туман

Туман

Снегопад 28.02.19

Снегопад

28.02.19

Иней

Иней

Гроза (молния, гром)

Гроза (молния, гром)

Радуга

Радуга

Роса

Роса

Град

Град

А теперь… все дружно потанцуем вместе с нашими гостями!

А теперь…

все дружно потанцуем вместе с нашими гостями!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!