СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План конспект урока русской словесности

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

5 класс

Тема:Ветви единого древа. ПОНЯТИЕ О СЛОВЕСНОСТИ

Цели:1. Дать понятие слову словесность;

2. развивать устную речь учащихся: 3. Воспитывать интерес к предмету

 

Ход урока

І. Психологический настрой

ІІ. Формирование новых поняти и способов деятельности

 

В истории художественного развития человечества сре­ди различных видов искусства - музыки, живописи, гра­фики, скульптуры и других - особое место занимает ис­кусство слова. Оно зародилось в глубокой древности, когда люди начали производить орудия труда и стали мыслящими существами, когда возникла членораздельная речь. Речь -необходимое, но не единственное условие развития словес­ного искусства.

Люди рано осознали силу слова, его способность воздей­ствовать на окружающих. С самого начала слово было сред­ством закрепления в памяти и передачи знаний и опыта лю­дей, и в то же время оно было чем-то таинственным, требую­щим глубокого уважения, почтительного отношения и осто­рожности. Магическая сила слова заключается в его способ­ности вызывать представления, образы. При произнесении слова в воображении появляются люди, предметы, далекие или вовсе не существующие. Весь многовековой опыт наро­да, его поэтическое восприятие природы содержатся в Я31Л-ке, в словах.

Многие писатели и поэты размышляли о значении слова в жизни человека. Так, поэт начала XX века Николай Гуми­лев подчеркивал его магическое воздействие:

В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине.

     Писатель Константин Паустовский в статье «Алмазный язык» пытался объяснить действие слова на наше воображе­ние: «Очевидно, слово нам кажется поэтическим в том слу­чае, когда оно передает понятие, наполненное для нас поэти­ческим содержанием... Само звучание такого простого слова, как «зарница», как бы передает медленный ночной блеск да­лекой молнии».

Используя эту особенную власть образного слова, все древ­ние виды словесного искусства запечатлевали мир в художе­ственных образах и создавали воображаемую картину.

Искусство слова по-другому называют словесностью. Словесность - это творчество, выражающееся в устном и письменном слове.

Существуют два вида словесности: устная словесность -совокупность устных словесных произведений, созданных народом (миф, фольклор), и письменная - литература (от латинского ИНега - буква, написанное) - рукописные и печатные произведения, накопленные человечеством за всю историю его существования.

Литература подразделяется на художественную, доку­ментальную, научную, деловую и т. д. Но именно художе­ственную литературу чаще всего относят к словесности, на­зывают «изящная словесность» (во французском языке бел­летристика (ЪеИез-Шггез) - изящная словесность).

Литература бывает переводной и оригинальной. Благода­ря переводам лучшие произведения мировой литературы ста­новятся достоянием русскоязычного читателя, а русские пи­сатели, усвоив мировые художественные традиции, создают самобытные произведения, которые также могут быть пере­ведены на языки других народов. Так, например, произведе­ния А. С. Пушкина стали известны в казахской степи в пере­водах Абая. Любимые вами сказки о Красной Шапочке и Золушке, Дюймовочке и Русалочке написаны французским писателем Шарлем Перро и датским сказочником Хансом Кристианом Андерсеном. Вы с детства знакомы с оригиналь­ными (т. е. подлинными, не скопированными) сказками А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, которые хорошо знали фольклор. А в 4-м классе вы узнали, что в оригинальных про­изведениях древнерусской литературы присутствуют моти­вы, приемы устного народного поэтического творчества и книжной переводной литературы.

Писатель Константин Паустовский в статье «Алмазный язык» пытался объяснить действие слова на наше воображе­ние: «Очевидно, слово нам кажется поэтическим в том слу­чае, когда оно передает понятие, наполненное для нас поэти­ческим содержанием... Само звучание такого простого слова, как «зарница», как бы передает медленный ночной блеск да­лекой молнии».

Используя эту особенную власть образного слова, все древ­ние виды словесного искусства запечатлевали мир в художе­ственных образах и создавали воображаемую картину.

Искусство слова по-другому называют словесностью. Словесность - это творчество, выражающееся в устном и письменном слове.

Существуют два вида словесности: устная словесность -совокупность устных словесных произведений, созданных народом (миф, фольклор), и письменная - литература (от латинского ИНега - буква, написанное) - рукописные и печатные произведения, накопленные человечеством за всю историю его существования.

Литература подразделяется на художественную, доку­ментальную, научную, деловую и т. д. Но именно художе­ственную литературу чаще всего относят к словесности, на­зывают «изящная словесность» (во французском языке бел­летристика (ЪеИез-Шггез) - изящная словесность).

Литература бывает переводной и оригинальной. Благода­ря переводам лучшие произведения мировой литературы ста­новятся достоянием русскоязычного читателя, а русские пи­сатели, усвоив мировые художественные традиции, создают самобытные произведения, которые также могут быть пере­ведены на языки других народов. Так, например, произведе­ния А. С. Пушкина стали известны в казахской степи в пере­водах Абая. Любимые вами сказки о Красной Шапочке и Золушке, Дюймовочке и Русалочке написаны французским писателем Шарлем Перро и датским сказочником Хансом Кристианом Андерсеном. Вы с детства знакомы с оригиналь­ными (т. е. подлинными, не скопированными) сказками А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, которые хорошо знали фольклор. А в 4-м классе вы узнали, что в оригинальных про­изведениях древнерусской литературы присутствуют моти­вы, приемы устного народного поэтического творчества и книжной переводной литературы.

Два вида словесности - устная (миф и фольклор) и письменная (литература) — живут и развиваются в по­стоянном взаимодействии друг с другом, как две могучие вет­ви дерева, которые произрастают из одного корня - слова.

ІІІ. Закрепление пройденного материала

1. Каким свойством в древности обладало слово?

 2. Прочитайте стихотворение Н. Гумилева. Когда, в какие времена словом можно было останавливать солнце и разрушать города? И можно ли было? Посмотрите материал учебника на стр. 16-19. Найдите слово-отгадку ко второй строфе. Какой образ может стать вам подсказкой? Какая картина возникает в воображении, когда вы читаете это стихотво­рение? Нарисуйте иллюстрацию к нему.

3. Прокомментируйте строки драматурга XIX века Александра Сер­геевича Грибоедова «Злые языки страшнее пистолета» и поэта конца XX века Александра Кушнера «Любовь, уступчивость, боязнь обидеть сло­вом, ведь слово колется, как шарфик шерстяной». О какой силе слова говорят эти строки? Вспомните случаи, когда слово вас ранило или дари­ло радость.

Что такое словесность? Какие ее виды вы знаете?

Какую литературу называют изящной словесностью?

Какова роль переводной литературы?

Д/З

 

 

 

 

 

5 класс

Тема: Фольклор и литература

ВИДЫ ИСКУССТВА СЛОВА

Цели: 1. Дать понятие учащимся чем отличается фольклор и литература;

2. развивать логическое мышление, устную речь;

3. воспитывать позитивное отношение к миру

 

Ход урока

І. Психологический настрой учащихся

ІІ. Актуализация знаний

ІІІ. Формирование новых понятий и способов деятельности

Миф (от греческого турюз - повествование, предание) -это не только собрание рассказов о мире, о богах и героях, это система представлений о мире, эмоциональное освое­ние его явлений.

Мифология — это система мышления первобытного че­ловека, самый примитивный уровень мышления. С перво­бытным мышлением связаны первобытные верования, отра­зившиеся в фольклоре и литературе. Их остатки мы обна­руживаем в нашем быту, подчас не осознавая, что объяс­нение нашим поступкам надо искать в далеком прошлом.

Древний человек был близок к окружавшей его приро­де, в нем жило чувство кровной связи с ней. Он думал, что все вокруг наделено, как и он, разумом, чувствами и дей­ствиями. Перенесение человеческих качеств на явления при­роды, на животных, на предметы называется антропомор­физмом (от греческого апшгороз - человек) - очеловечиванием. Вспомните, что в сказках животные разговарива­ют, клубочек указывает путь и т.д.

Первобытный человек верил, что живое начало таится всюду, нет границы между живым и неживым. Мир полон невидимых существ, густо населяющих всю природу. От них зависит поведение вещей, камней, деревьев, стихий; действи­ями всей природы управляют определенные духи. Человек одухотворял деревья, реки, ветер и все в природе. Такая вера получила название анимизм (от латинского атта - дух, душа) - одухотворение, одушевление всего в мире. И эта вера нашла отражение в сказках и песнях - герою помога­ют деревья, река, печка, камни и т.д.

К зверям у человека было особое отношение. Считалось, что люди могли превращаться в животных и наоборот. Древ­ний человек верил, что животные, растения, стихии могли оберегать его от бед и несчастий. Такая вера называется тотемизмом. Тотем — означает «род» - это вид животных, растений, а также предметы, стихии, которые являются покровителями рода. Тотемистические верования отрази­лись в сказках, например, «О Вороне, Солнце и Месяце», «Сивка-бурка». Вспомните, как «Буря-богатырь ударился оземь, обратился орлом и прилетел во дворец». Медведь считался покровителем славян. А в сказке «Медведь, липо­вая нога» старик по желанию старухи отрубил медведю лапу, и медведь мстит за это: он превращает старуху в медведицу.

Анимизм, тотемизм были не только верой, но и стремлени­ем понять природу и воздействовать на нее. Однако это воздей­ствие было не реальным, а сверхъестественным, магическим.

Магия - это вера в силу действия и связанных с этим действием слов. При помощи этих слов якобы можно было влиять на силы природы и вызывать желательные для чело­века результаты: здоровье, дождь, удачу на охоте. Древний человек совершал множество обрядов, имевших магическое значение. Так, охотник стрелял в травяное чучело, рассчи­тывая таким же образом убить на другой день настоящего зверя. Магическим в волшебных сказках было обращение к избушке, к Сивке-бурке. Обрядовая поэзия была тесно связана с магическими действиями. Остатки магических верований живы до сих пор и так или иначе проявляются в нашей жизни. Вспомните свои действия и слова, когда вы были маленькими и у вас выпадали молочные зубы.

Это значит, что в сознании современного человека жи­вет память о мифическом восприятии мира, природы.

Мифические представления нашли отражение в фоль­клоре и литературе.

  1. Что называется мифом? Какие значения имеет этот термин?
  2. Какие верования легли в основу мифологического мышления? Пе­речислите, дайте им определение.
  3. Охарактеризуйте явление антропоморфизма и  приведите приме­ры из сказок.
  4. Как отражаются в фольклоре анимистические и тотемистические Д/З

 

 

5 класс

Тема: Основные жанры фольклора

Цели:1. Дать понятие основным жанрам фольклора;

2. развивать устную речь учащихся

3. воспитывать интерес к предмету

 

Ход урока

І. Психологический настрой учащихся

ІІ. Актуализация знаний

ІІІ. Формирование новых понятий и способов деятельности

Время в фольклоре диковинное, странное. Оно может бесконечно растягиваться или стремительно сокращаться. Спящая царевна спит много лет. Время идет, а она не меня­ется. Кощей Бессмертный значит вечный, но иголка слома­лась - и вечность сжалась, исчезла. Формула «скоро сказка сказывается» подчеркивает нереальность времени, в кото­ром совершаются действия в сказке. Оно не исчисляется в реальных днях, неделях, годах. В былинах нет чередова­ния времен года, все события происходят летом. Время и пространство условны и фантастичны.

Фольклорные персонажи напоминают нам один друго­го. Герой идеализирован, нет индивидуальных, то есть при­сущих только ему качеств, свойств. В волшебной сказке он совершает одни и те же поступки, описание внешности оди­наковое — «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Традиционные персонажи лирической песни - добрый мо­лодец, красна девица. Примитивные различия намечаются в былинах, герои получают имена, но внешность их не описы­вается, хотя подчеркивается какая-нибудь черта - седой казак Илья Муромец, Алеша Попович иногда изображается хроменьким. Все богатыри - воины, поэтому подробно и гиперболично описываются воинские доспехи и вооружение.

Своеобразие фольклорного мира определяется не толь­ко его мифической основой, но и особенностями бытования художественных произведений. Жизнь многих из них исчис­ляется сотнями и даже тысячами лет, поэтому в фольклор­ных произведениях можно обнаружить следы разных эпох.

Жанр (от французского §епге - вид) - это группа про­изведений, сходных между собой по ряду признаков.

Все фольклорные жанры можно разделить, как и в ли­тературе, по трем родам: эпос (от греческого ероз - слово, рассказ), лирика (от греческого Ига - музыкальный ин­струмент, под звуки которого исполнялись стихи, песни), драма (от греческого Лгата - действие):

Вне этой схемы остаются малые жанры фольклора -пословицы, поговорки, загадки.

Когда меняются условия жизни народа, то происходит либо изменение жанра, либо его отмирание. Так, меняется

свадебный обряд и связанная с ним поэзия, потому что в современном быту становятся неуместными плачи и при­читания невесты, а свадьба является семейным праздником.

  1. Что называется жанром?
  2. Перечислите эпические, лирические, драматические фольклорные жанры.
  3. Перенесите на карточки схему жанров из учебника так, чтобы по­ том вы могли бы дополнить ее записями о разновидностях жанров.

    Д/З