5 класс
Тема:Ветви единого древа. ПОНЯТИЕ О СЛОВЕСНОСТИ
Цели:1. Дать понятие слову словесность;
2. развивать устную речь учащихся: 3. Воспитывать интерес к предмету
Ход урока
І. Психологический настрой
ІІ. Формирование новых поняти и способов деятельности
В истории художественного развития человечества среди различных видов искусства - музыки, живописи, графики, скульптуры и других - особое место занимает искусство слова. Оно зародилось в глубокой древности, когда люди начали производить орудия труда и стали мыслящими существами, когда возникла членораздельная речь. Речь -необходимое, но не единственное условие развития словесного искусства.
Люди рано осознали силу слова, его способность воздействовать на окружающих. С самого начала слово было средством закрепления в памяти и передачи знаний и опыта людей, и в то же время оно было чем-то таинственным, требующим глубокого уважения, почтительного отношения и осторожности. Магическая сила слова заключается в его способности вызывать представления, образы. При произнесении слова в воображении появляются люди, предметы, далекие или вовсе не существующие. Весь многовековой опыт народа, его поэтическое восприятие природы содержатся в Я31Л-ке, в словах.
Многие писатели и поэты размышляли о значении слова в жизни человека. Так, поэт начала XX века Николай Гумилев подчеркивал его магическое воздействие:
В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине.
Писатель Константин Паустовский в статье «Алмазный язык» пытался объяснить действие слова на наше воображение: «Очевидно, слово нам кажется поэтическим в том случае, когда оно передает понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием... Само звучание такого простого слова, как «зарница», как бы передает медленный ночной блеск далекой молнии».
Используя эту особенную власть образного слова, все древние виды словесного искусства запечатлевали мир в художественных образах и создавали воображаемую картину.
Искусство слова по-другому называют словесностью. Словесность - это творчество, выражающееся в устном и письменном слове.
Существуют два вида словесности: устная словесность -совокупность устных словесных произведений, созданных народом (миф, фольклор), и письменная - литература (от латинского ИНега - буква, написанное) - рукописные и печатные произведения, накопленные человечеством за всю историю его существования.
Литература подразделяется на художественную, документальную, научную, деловую и т. д. Но именно художественную литературу чаще всего относят к словесности, называют «изящная словесность» (во французском языке беллетристика (ЪеИез-Шггез) - изящная словесность).
Литература бывает переводной и оригинальной. Благодаря переводам лучшие произведения мировой литературы становятся достоянием русскоязычного читателя, а русские писатели, усвоив мировые художественные традиции, создают самобытные произведения, которые также могут быть переведены на языки других народов. Так, например, произведения А. С. Пушкина стали известны в казахской степи в переводах Абая. Любимые вами сказки о Красной Шапочке и Золушке, Дюймовочке и Русалочке написаны французским писателем Шарлем Перро и датским сказочником Хансом Кристианом Андерсеном. Вы с детства знакомы с оригинальными (т. е. подлинными, не скопированными) сказками А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, которые хорошо знали фольклор. А в 4-м классе вы узнали, что в оригинальных произведениях древнерусской литературы присутствуют мотивы, приемы устного народного поэтического творчества и книжной переводной литературы.
Писатель Константин Паустовский в статье «Алмазный язык» пытался объяснить действие слова на наше воображение: «Очевидно, слово нам кажется поэтическим в том случае, когда оно передает понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием... Само звучание такого простого слова, как «зарница», как бы передает медленный ночной блеск далекой молнии».
Используя эту особенную власть образного слова, все древние виды словесного искусства запечатлевали мир в художественных образах и создавали воображаемую картину.
Искусство слова по-другому называют словесностью. Словесность - это творчество, выражающееся в устном и письменном слове.
Существуют два вида словесности: устная словесность -совокупность устных словесных произведений, созданных народом (миф, фольклор), и письменная - литература (от латинского ИНега - буква, написанное) - рукописные и печатные произведения, накопленные человечеством за всю историю его существования.
Литература подразделяется на художественную, документальную, научную, деловую и т. д. Но именно художественную литературу чаще всего относят к словесности, называют «изящная словесность» (во французском языке беллетристика (ЪеИез-Шггез) - изящная словесность).
Литература бывает переводной и оригинальной. Благодаря переводам лучшие произведения мировой литературы становятся достоянием русскоязычного читателя, а русские писатели, усвоив мировые художественные традиции, создают самобытные произведения, которые также могут быть переведены на языки других народов. Так, например, произведения А. С. Пушкина стали известны в казахской степи в переводах Абая. Любимые вами сказки о Красной Шапочке и Золушке, Дюймовочке и Русалочке написаны французским писателем Шарлем Перро и датским сказочником Хансом Кристианом Андерсеном. Вы с детства знакомы с оригинальными (т. е. подлинными, не скопированными) сказками А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, которые хорошо знали фольклор. А в 4-м классе вы узнали, что в оригинальных произведениях древнерусской литературы присутствуют мотивы, приемы устного народного поэтического творчества и книжной переводной литературы.
Два вида словесности - устная (миф и фольклор) и письменная (литература) — живут и развиваются в постоянном взаимодействии друг с другом, как две могучие ветви дерева, которые произрастают из одного корня - слова.
ІІІ. Закрепление пройденного материала
1. Каким свойством в древности обладало слово?
2. Прочитайте стихотворение Н. Гумилева. Когда, в какие времена словом можно было останавливать солнце и разрушать города? И можно ли было? Посмотрите материал учебника на стр. 16-19. Найдите слово-отгадку ко второй строфе. Какой образ может стать вам подсказкой? Какая картина возникает в воображении, когда вы читаете это стихотворение? Нарисуйте иллюстрацию к нему.
3. Прокомментируйте строки драматурга XIX века Александра Сергеевича Грибоедова «Злые языки страшнее пистолета» и поэта конца XX века Александра Кушнера «Любовь, уступчивость, боязнь обидеть словом, ведь слово колется, как шарфик шерстяной». О какой силе слова говорят эти строки? Вспомните случаи, когда слово вас ранило или дарило радость.
Что такое словесность? Какие ее виды вы знаете?
Какую литературу называют изящной словесностью?
Какова роль переводной литературы?
Д/З
5 класс
Тема: Фольклор и литература
ВИДЫ ИСКУССТВА СЛОВА
Цели: 1. Дать понятие учащимся чем отличается фольклор и литература;
2. развивать логическое мышление, устную речь;
3. воспитывать позитивное отношение к миру
Ход урока
І. Психологический настрой учащихся
ІІ. Актуализация знаний
ІІІ. Формирование новых понятий и способов деятельности
Миф (от греческого турюз - повествование, предание) -это не только собрание рассказов о мире, о богах и героях, это система представлений о мире, эмоциональное освоение его явлений.
Мифология — это система мышления первобытного человека, самый примитивный уровень мышления. С первобытным мышлением связаны первобытные верования, отразившиеся в фольклоре и литературе. Их остатки мы обнаруживаем в нашем быту, подчас не осознавая, что объяснение нашим поступкам надо искать в далеком прошлом.
Древний человек был близок к окружавшей его природе, в нем жило чувство кровной связи с ней. Он думал, что все вокруг наделено, как и он, разумом, чувствами и действиями. Перенесение человеческих качеств на явления природы, на животных, на предметы называется антропоморфизмом (от греческого апшгороз - человек) - очеловечиванием. Вспомните, что в сказках животные разговаривают, клубочек указывает путь и т.д.
Первобытный человек верил, что живое начало таится всюду, нет границы между живым и неживым. Мир полон невидимых существ, густо населяющих всю природу. От них зависит поведение вещей, камней, деревьев, стихий; действиями всей природы управляют определенные духи. Человек одухотворял деревья, реки, ветер и все в природе. Такая вера получила название анимизм (от латинского атта - дух, душа) - одухотворение, одушевление всего в мире. И эта вера нашла отражение в сказках и песнях - герою помогают деревья, река, печка, камни и т.д.
К зверям у человека было особое отношение. Считалось, что люди могли превращаться в животных и наоборот. Древний человек верил, что животные, растения, стихии могли оберегать его от бед и несчастий. Такая вера называется тотемизмом. Тотем — означает «род» - это вид животных, растений, а также предметы, стихии, которые являются покровителями рода. Тотемистические верования отразились в сказках, например, «О Вороне, Солнце и Месяце», «Сивка-бурка». Вспомните, как «Буря-богатырь ударился оземь, обратился орлом и прилетел во дворец». Медведь считался покровителем славян. А в сказке «Медведь, липовая нога» старик по желанию старухи отрубил медведю лапу, и медведь мстит за это: он превращает старуху в медведицу.
Анимизм, тотемизм были не только верой, но и стремлением понять природу и воздействовать на нее. Однако это воздействие было не реальным, а сверхъестественным, магическим.
Магия - это вера в силу действия и связанных с этим действием слов. При помощи этих слов якобы можно было влиять на силы природы и вызывать желательные для человека результаты: здоровье, дождь, удачу на охоте. Древний человек совершал множество обрядов, имевших магическое значение. Так, охотник стрелял в травяное чучело, рассчитывая таким же образом убить на другой день настоящего зверя. Магическим в волшебных сказках было обращение к избушке, к Сивке-бурке. Обрядовая поэзия была тесно связана с магическими действиями. Остатки магических верований живы до сих пор и так или иначе проявляются в нашей жизни. Вспомните свои действия и слова, когда вы были маленькими и у вас выпадали молочные зубы.
Это значит, что в сознании современного человека живет память о мифическом восприятии мира, природы.
Мифические представления нашли отражение в фольклоре и литературе.
Что называется мифом? Какие значения имеет этот термин?
- Какие верования легли в основу мифологического мышления? Перечислите, дайте им определение.
- Охарактеризуйте явление антропоморфизма и приведите примеры из сказок.
- Как отражаются в фольклоре анимистические и тотемистические
Д/З
5 класс
Тема: Основные жанры фольклора
Цели:1. Дать понятие основным жанрам фольклора;
2. развивать устную речь учащихся
3. воспитывать интерес к предмету
Ход урока
І. Психологический настрой учащихся
ІІ. Актуализация знаний
ІІІ. Формирование новых понятий и способов деятельности
Время в фольклоре диковинное, странное. Оно может бесконечно растягиваться или стремительно сокращаться. Спящая царевна спит много лет. Время идет, а она не меняется. Кощей Бессмертный значит вечный, но иголка сломалась - и вечность сжалась, исчезла. Формула «скоро сказка сказывается» подчеркивает нереальность времени, в котором совершаются действия в сказке. Оно не исчисляется в реальных днях, неделях, годах. В былинах нет чередования времен года, все события происходят летом. Время и пространство условны и фантастичны.
Фольклорные персонажи напоминают нам один другого. Герой идеализирован, нет индивидуальных, то есть присущих только ему качеств, свойств. В волшебной сказке он совершает одни и те же поступки, описание внешности одинаковое — «ни в сказке сказать, ни пером описать».
Традиционные персонажи лирической песни - добрый молодец, красна девица. Примитивные различия намечаются в былинах, герои получают имена, но внешность их не описывается, хотя подчеркивается какая-нибудь черта - седой казак Илья Муромец, Алеша Попович иногда изображается хроменьким. Все богатыри - воины, поэтому подробно и гиперболично описываются воинские доспехи и вооружение.
Своеобразие фольклорного мира определяется не только его мифической основой, но и особенностями бытования художественных произведений. Жизнь многих из них исчисляется сотнями и даже тысячами лет, поэтому в фольклорных произведениях можно обнаружить следы разных эпох.
Жанр (от французского §епге - вид) - это группа произведений, сходных между собой по ряду признаков.
Все фольклорные жанры можно разделить, как и в литературе, по трем родам: эпос (от греческого ероз - слово, рассказ), лирика (от греческого Ига - музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи, песни), драма (от греческого Лгата - действие):
Вне этой схемы остаются малые жанры фольклора -пословицы, поговорки, загадки.
Когда меняются условия жизни народа, то происходит либо изменение жанра, либо его отмирание. Так, меняется
свадебный обряд и связанная с ним поэзия, потому что в современном быту становятся неуместными плачи и причитания невесты, а свадьба является семейным праздником.
Что называется жанром?
- Перечислите эпические, лирические, драматические фольклорные
жанры.
- Перенесите на карточки схему жанров из учебника так, чтобы по
том вы могли бы дополнить ее записями о разновидностях жанров.
Д/З