СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План краеведческого кружка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План краеведческого кружка»

Администрация городского округа с внутригородским делением

«город Махачкала»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №53»

ул. Пражская, мкр. Животноводов, г. Махачкала, Республика Дагестан, 367025

тел 8(928)572-97-68, e-mail: [email protected]/

ОГРН 1070561001741, ИНН/КПП 0561056376/057101001, ОКПО 49188794



367025, Махачкала пос. Турали

.

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО Зам директора по ВР Директор МБОУ СОШ 53

« » 2020г. Алавдинова А.А. Ахмедханова Б.А.

« » 2020г. « » 2020г.




Программа краеведческого кружка

«Юный краевед» 1 группа



Махачкала 2020г.





Пояснительная записка.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки (УУД), как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в краеведческой исследовательской деятельности.

Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний, учащихся о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданской позиции у обучающихся.

Краеведение- это всестороннее изучение определенной территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются: социально- экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, района, края.

История родного края рассматривается как часть отечественной истории, а местные события как проявление закономерности исторического процесса; таким образом, краеведческий материал тесно связан с курсами школьных программ по региональному компоненту краеведению в отечественной истории. Краеведение и краеведческая исследовательская деятельность - это одно из важнейших средств связи обучения с практикой.

Краеведческая исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Краеведческая исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Краеведение позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, где реализуются запросы социальной практики, существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках организации работы краеведческого кружка «Краеведение», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей, так как цели и задачи исследовательской деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Поэтому деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций, обучающихся в определённых предметных областях, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других, и этим данная программа отличается от имеющихся

Актуальность программы основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального краеведческого исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах в процессе продолжения образования.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

Цели программы:

1) Приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в краеведческую поисковую исследовательскую практику.

2) Создание условий, способствующих формированию у школьников личностных качеств гражданина и патриота.

Задачи программы:

  • Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников.

  • Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследова­ний.

  • Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.

  • Развитие умений управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания

  • Развитие потребности к познанию и творчеству средствами краеведческой исследовательской деятельности.

  • Создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Реализация программы способствует:

1)углублению и расширению исторических знаний на основе конкретных фактов из истории своей семьи, своего родного села, своего района.

2)привитию навыков краеведческой поисковой исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.

3) развивает личностные качества ребёнка: научное миропонимание, мышление и речь, экологическую, эстетическую и этическую культуру, творческие способности, патриотические чувства.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы заключаются в том, что представленный на занятиях кружка «Краеведение» материал исторического, археологического, этнографического, архитектурного характера и материалы по социально- экономическому, политическому развитию «малой родины» даны в комплексе, не повторяя школьной программы регионального компонента.

Программа рассчитана на учащихся 9 класса основной школы, на один учебный год (1час в неделю) во внеурочное время.

Содержание курса занятий кружка определяется следующей структурой: от биографии самих учащихся- кружковцев к истории их семьи, от истории семьи к истории родного села, родного края (района). Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу краеведения повышался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объектами проектно-исследовательской краеведческой работы становятся близкие люди (семья), родное село (деревня), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую успешную работу.

В проблемно- поисковую, исследовательскую деятельность кружка необходимо включение всех учащихся. Однако это не означает, что у них у всех будет одинаковый результат. Разнообразие форм и методов проблемно- поисковых исследовательских заданий позволяет дифференцировать образовательный процесс в рамках занятий кружка, предоставляя ребенку право иметь свой выбор в формах и методах исследований (под руководством учителя), что в свою очередь способствует развитию личностных качеств и творческих способностей учащихся

Результаты поисковой исследовательской краеведческой работы находят свое отражение в реализации творческих проектов участников кружка (и их родителей). Это разработка тематических экскурсий с использованием краеведческого материала, доклады, рисунки, презентации, подготовка полученных материалов для проведения выставки наших достижений в конце учебного года.

Активное применение индивидуальных, групповых форм работы помогают формировать у учащихся самостоятельность, взаимопонимание и взаимовыручку, развивают творческие способности, личностные качества.

Планируемые результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса

познавательные УУД:

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • выбор эффективных способов решения задач;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение, извлечение информации;

  • определение основной и второстепенной информации;

  • свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

регулятивные УУД:

  • преодоление импульсивности, непроизвольности;

  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

  • умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

  • самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;

различение способа и результата действий;

  • умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль.



коммуникативные УУД:

  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

  • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

В результате изучения курса учащиеся

должны знать:

  • географию и экологию своего села;

  • историю своей семьи, своего рода, своего села;

  • мир животных и растений родного края;

должны уметь:

  • работать с различными видами источников по краеведению;

  • проводить поисково- исследовательскую работу (под руководством учителя); находить решения различных поисковых проблем;

  • грамотно учиться вести поисковые исследовательские записи;

  • составлять отчет (с помощью учителя) о проделанной работе;

  • выступать с презентациями своих работ и участвовать в проведении анализа своей работы и работ своих товарищей;

  • разрабатывать (под руководством учителя) тематические экскурсии на основе материалов краеведческого уголка и проводить их для учащихся школы.

Учебно- тематический план дополнительной образовательной программы.

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие «Я Родину люблю…»


2

Экспедиция в лето. Подведение итогов летних заданий. Оформление работ учащихся.


3

Экспедиция в географию. География края (города, села). Родной край на карте страны.

4

Экспедиция в экологию. «Жалобная книга природы».

5

Экспедиция в традиции. Традиции и праздники семьи, класса, нашей школ, села.

6

Экспедиция в историю. История школы. Сегодняшний день и перспективы развития.

7

Экспедиция в историю. История Великой Отечественной войны в истории моей семьи.

8

Экспедиция в историю: предметы быта о времени и о себе. Пополнение экспонатами краеведческого уголка.

9

Экспедиция в культуру. Фольклорные традиции в семье, в селе.

10

Экспедиция в историю. Операции «Память сердца», «Дети на войне», «Этих дней трагические краски» - посвященные 76-летию Победы в Великой Отечественной войне.

11

Итоговая конференция: презентации, выставка работ учащихся.




Итого:34ч

25ч



Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы.

Тематическое планирование работы кружка «Краеведение».

1.Введение «Я Родину люблю…».

ИБ/ПБ. Понятие «родина» у великих людей, наших выдающихся земляков. Национальное и интернациональное в жизни людей. Что мы вкладываем в понятие «родина» сегодня?

2. Экспедиция в лето. Подведение итогов летних заданий. Оформление работ учащихся.

ИБ/ППБ.Требования к оформлению отчетов. Анализ целей и задач летних заданий и достигнутых результатов. Консультации и рецензирование.

РБ. Выступления членов кружка с отчетами. Оформление материалов по итогам летней коллективной и индивидуальной поисковой краеведческой работы. Организация выставки лучших работ, учащихся в краеведческом уголке.

3. Экспедиция в географию. География края (района, села). Родной край на карте страны.

ИБ. Понятие «родной край». Местоположение. Соседи нашего района, села, деревни. Проблема исчезновения многих населенных пунктов. Рельеф края. Почвы и минералы. Гидрография. Климат. Флора и фауна.

ППБ. Сбор коллекции «Почвы и минералы» родного края. Ведение дневника наблюдений и анализ его данных. Изучение растительного и животного мира. Животные и растения нашего района, занесенные в Красную книгу? Сбор и оформление гербария.

РБ. Подготовка листов к оформлению «Малого атласа края». Проведение выставки «Животный мир нашей местности». Устный журнал «География родного края». КТД «Географическая экспедиция по родному краю». Тестирование, интеллектуальная игра «Брейн-ринг» по географии края.

4.Экспедиция в экологию. «Жалобная книга природы».

ИБ. Понятие «Экология», причины экологических проблем. Понятие «природный комплекс». Природные комплексы на территории края. Экологические проблемы нашего города, причины их порождающие.

ППБ. Выявление последствий влияния деятельности человека на состояние природных комплексов. Проект «Жалобная книга природы». Исследование наиболее неблагоприятных мест района. Проектирование решения проблем по исправлению данных ситуаций.

РБ. Конференция «Глобальные проблемы человечества и наш край: общее и особенное». Выступления и обсуждение результатов работ. Создание экологических маршрутов по родному краю. Акция «Внимание к экологии – внимание к самому себе». Трудовые рейды: «Живи, озеро!» и «Покормим птиц!»

5.Экспедиция в традиции. Традиции и праздники семьи, класса, нашей школ, села. города

ИБ. Понятия «традиции» и «обычаи». Традиции религиозные, светские, календарные, профессиональные, семейные. Причины усиления или ослабления традиций в жизни людей.

ППБ. Традиции и праздники семьи, класса и нашей школы. Их история. Беседа, анкетирование о семейных традициях. Кто является их хранителем? Описание традиций.

РБ. Семейный вечер «У огонька». Фестиваль семейных традиций. Творческие работы «Игры наших дедушек и бабушек».

6. Экспедиция в историю. История школы. Сегодняшний день и перспективы развития.

ИБ. Историческая справка о школе. Экскурсия в краеведческий уголок школы.

ППБ. Школьные годы ваших родных: что запомнилось? Как учились в то время? Как изменилась школа сегодня? Какой бы хотелось видеть школу в ближайшем будущем?

РБ. Проект школы будущего (коллективная творческая работа).

7.Экспедиция в историю. История Великой Отечественной войны в истории моей семьи.

ИБ. Период Великой Отечественной войны на территории нашего района, населенных пунктов микрорайона школы. Жизнь наших людей в этот период.

ППБ. Операция «Мы помним - мы будем помнить!». Сбор и запись воспоминаний.

РБ. Встреча «Дети мира детям войны». Подготовка и проведение устного журнала «Детство, опаленное войной», посвященного 76-ю Победы.

8. Экспедиция в историю: предметы быта о времени и о себе. Пополнение экспонатами краеведческого уголка.

ИБ. костюмы, мебель, утварь, рукоделие-история возникновения, назначение в быту, особенности, технология и традиционные приемы изготовления в материалах и традициях нашей местности.

ППБ. Изучение предметов быта школьного краеведческого уголка.

РБ. Разработка и проведение тематических экскурсий в школьном краеведческом уголке (работа в группах): а) «Бабушкин сундук» б) «Как рубашка в поле выросла». Сбор и пополнение краеведческого уголка новыми экспонатами бытовой утвари наших предков.

9.Экспедиция в культуру. Фольклорные традиции в семье, в селе.

ИБ.Изучение обрядов и обычаев, связанных с земледельческим циклом. Сбор, запись фольклора. Этнический состав населения края. Его традиции и обычаи: культурные, семейные, бытовые. Устное народное творчество жителей края.

ППБ. Заполнение анкет в семьях для изучения традиций и праздников родного края раньше и теперь.

РБ. Проведение фольклорного праздника «Шире круг». Оформление альбома «Бытование фольклора в современных условиях».

10. Экспедиция в историю. Операции «Память сердца», «Дети на войне», «Этих дней трагические краски» - посвященные 76-летию Победы в Великой Отечественной войне.

ИБ.Период Великой Отечественной войны на территории нашей республики.

ППБ.Операции «Дети на войне», «Память сердца», «Этих дней трагические краски»

РБ. Анализ собранной информации. Подготовка к мероприятию «Вечер памяти», посвященному Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг).

11. Итоговая конференция: презентации, выставка работ учащихся.

«Исторический портрет малой родины».

Примечание: - ИБ.-информационный блок;

- ППБ.-проблемно-поисковый блок;- РБ.-результативный блок;

-ПР.- практическая работа ;

(Сокращения использованы в планировании работы).










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!