План конспект по самообразованию.
Тема: «Нетрадиционные формы работы как средства развития детей с ограниченными возможностями здоровья».
Возраст: 2 старшая группа.
Цель: 1) повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство путем внедрения инноваций в реабилитационной работе.
2) систематизировать работу по реализации нетрадиционных форм работы в реабилитации детей с ОВЗ в условиях отделения дневного пребывания.
Задачи: 1. Повышение собственного уровня знаний путем изучения научно-методической литературы, принятия участия в работе вебинаров по теме самообразования.
2. Разработать программу реабилитационных занятий для проведения коррекционной работы с детьми с ОВЗ с использованием нетрадиционных форм работы.
3. Оказание всесторонней помощи родителям по различным направлениям воспитания и развития детей ОВЗ путем организации родительского совета «Шаг навстречу».
4. Подготовить выступление на методическом объединении на тему «Нетрадиционные формы работы как средства развития детей с ограниченными возможностями здоровья».
5. Подготовить и провести консультацию для родителей на тему «АРТ-терапия в помощь родителям, воспитывающих детей с ОВЗ».
Актуальность выбранной темы: В настоящее время постоянно растет количество детей с отклонениями в развитии, поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений, оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ. Учитывая специфику заболеваний детей, проходящих курс реабилитации в отделении дневного пребывания, выяснилось, что у большинства детей с ОВЗ снижен интерес к познавательной деятельности, прослеживается наличие повышенного уровня тревожности и эмоциональная нестабильность. Для решения этих проблем актуальным становится использование в коррекционно-развивающей работе нетрадиционных форм развития детей с ОВЗ.
В ходе изучения разнообразных нетрадиционных форм работы с «особыми» детьми, предпочтение, на мой взгляд, следует отдать методам арт-терапии. Эти методы оказывает творческое действие, позволяющее ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Рисунок или коллаж для этих детей является не искусством, а речью. Им легче невербально выразить как внутренние свои чувства, так и события, нежели объяснять их словами.
Литература: 1. Башкирова Е. Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013г.). - СПб.: Реноме, 2013г.
2. Гусева Ю.Л. Творческие игровые программы для школьников. – Академия развития,2013г.
3. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб., 2010г.
4. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – Речь, 2007г.
5. Коваленко, А. А. Изобразительная деятельность как средство реабилитации детей ограниченными возможностями [Текст]: методическое пособие / А. А. Коваленко; Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению ТОУНБ им. А. С. Пушкина; - Томск, 2010г.
6. Крапивенко А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений. – М., 2011г.
7. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у Песочной Феи. – Речь, 2011г.
8. Лаптева Г.В. Развитие эмоций и творческих способностей у детей. – Речь, 2012г.
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы |
Работа с детьми | март | Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. | Проведение познавательно-развлекательного мероприятия для детей, присутствующих на заседании родительского совета «Шаг навстречу» по теме «По дорогам сказок». |
| Май | Развитие познания, воображения. | Открытое занятие «Приключения в волшебном лесу» |
| ноябрь | Формирование и развитие познавательных процессов. Мышление, память. | Проведение занятия для детей, присутствующих на заседании родительского совета «Шаг навстречу» по теме «Волшебная мозаика». |
| | | Проведение досуговых мероприятий в течение года (по плану работы отделения дневного пребывания) |
Работа с педагогами | Апрель | | Выступление на МО для педагогов учреждения по теме «Нетрадиционные формы работы как средства развития детей с ограниченными возможностями здоровья» |
| Май | | Открытое занятие для педагогов учреждения «Приключения в волшебном лесу» |
| В течение года | | Консультирование специалистов учреждения по вопросам применения нетрадиционных форм работы с детьми с ОВЗ. |
Работа с родителями | Февраль | Формируем интерес родителей к использованию нетрадиционных форм развития детей. | Выступление на родительском собрании отделения дневного пребывания по теме «Нетрадиционные формы развития детей с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях». |
| Ноябрь | Приобщаем родителей использовать нетрадиционные формы развития детей с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях. | Выступление на заседании родительского совета «Шаг навстречу» по теме «АРТ-терапия в помощь родителям, воспитывающих детей с ОВЗ». |
| В течение года | Разрабатывать консультации для родителей. | Консультирование родителей по вопросам развития детей с ОВЗ. |
| Август - Сентябрь | Оформить картотеку упражнений «Арт-терапия в помощь родителям, воспитывающих детей с ОВЗ» | |
| Октябрь | Оформить памятку для родителей «Развиваемся играя» | |
| Февраль - Май | Цикл занятий, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ. | |