Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы учителя-логопеда и воспитателей по предупреждению речевых нарушений у дошкольников.
Просветительская деятельность учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета ДОУ организуется с целью повышения уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работы.
Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, на которых рассказывается об особенностях развития детей, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары-практикумы, мастер-классы, открытую организованную образовательную деятельность, информационный стенд для родителей (законных представителей) и педагогов со сменным материалом.
Консультативная работа учителя-логопеда детского сада включает консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения.
Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытой организованной образовательной деятельности, семинаров - практикумов, мастер-классов.
Основными направлениями консультативно-просветительской работы учителя-логопеда с родителями (законными представителями) являются:
Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в образовательной деятельности по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте.
Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.
Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи).
Обучение основным приёмам коррекционно-развивающей работы (артикуляторная гимнастика, логопедические игры и т.д.).
Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающей деятельности в домашних условиях.
Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста, работа по программе дополнительного образования по развитию фонематического слуха у детей 5-7 лет «Учусь правильно говорить» являются профилактическими мероприятиями среди детей с фактором риска речевой патологии и с детьми, страдающими нарушениями речи, необходимыми для предупреждения и ранней диагностики речевых нарушений.
Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые помогают снизить количество речевых нарушений:
Предупреждение речевых нарушений.
Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии.
Социализация детей с речевой патологией.
Логопедическая работа в ДОУ включает в себя несколько направлений:
Преодоление имеющихся нарушений речи у детей;
Предупреждение возможных вторичных нарушений речи;
Профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения;
Совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений;
Параллельная коррекция и развитие психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление.
В развивающем аспекте деятельности учителя-логопеда решаются не только специфические задачи по развитию речевых процессов у
воспитанников с нарушениями речи, но и такие задачи, как
развитие мотивации к обучению;
профилактика нарушений письменной и устной речи, подготовка к обучению грамоте;
развитие самоконтроля за своей речью;
развитие психических процессов, которые взаимосвязаны с развитием
речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсомоторной координации, пространственных ориентировок;
наглядно-образного мышления, элементов словесно-логического мышления.
Таким образом, создаются условия для последующей успешной адаптации воспитанников ДОУ к условиям школьного обучения. Для обеспечения высокой результативности коррекционно-развивающей работы воспитанников в процессе коррекции и развития речи у детей применяются современные коррекционно-логопедические технологии, направленные на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессы:
игровые технологии в логопедической коррекции
арт-педагогические технологии в специальном образовании
технологии речедвигательной ритмики
технологии коррекции психомоторного развития
технологии логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (Н. Ю. Костылева, М. Ю. Картушина); -информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Учителем-логопедом в условиях логопедического кабинета создается развивающая предметно-пространственная среда с учетом эргономических, педагогических, психологических, санитарно-гигиенических требований.
Консультирование учителем-логопедом организуется:
индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) и педагогов
групповое консультирование родителей (законных представителей) и педагогов
консультирование по запросам родителей (законных представителей) или педагогов с разработкой соответствующих рекомендаций.
На индивидуальных консультациях родителям воспитанников, обучающихся в логопедическом кабинете, учитель-логопед сообщает результаты диагностического обследования речи детей, дает ответы на запросы родителей по поводу организации воспитания, обучения и развития ребенка с нарушениями речи.
Родители постоянно информируются о достижениях ребенка в речевом развитии. Даются рекомендации по коррекции и развитию детской речи.
Консультации по запросу проводятся учителем-логопедом также и для родителей других воспитанников детского сада, которые не посещают логопедический кабинет. Круг вопросов касается профилактики нарушений устной речи, дифференциации возрастного и индивидуального в развитии речи конкретного ребенка. Даются рекомендации по развитию детской речи.
Консультирование педагогов также проводится в индивидуальной или групповой форме. В итоге происходит выработка общих подходов к работе с конкретным воспитанником и его семьей.
Пропаганда логопедических знаний является условием успешного решения задач коррекционно-развивающего направления деятельности учителя-логопеда. Она осуществляется в работе учителя-логопеда по взаимодействию с педагогами и родителями (законных представителей). Взаимодействие с педагогами ДОУ
Развитие речи детей - это общая задача всего педагогического коллектива. Несогласованность требований взрослых к речи детей, неадекватный выбор способа общения с ребенком могут стать факторами, запускающими или отягощающими его речевые проблемы. Достижение положительного результата работы учителя-логопеда в логопедическом кабинете ДОУ достигается путем реализации комплексного подхода в деятельности специалистов детского сада: учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога.
Только систематическое взаимодействие специалистов ДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.
Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников детского сада предполагает организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенка.
К таким условиям относятся:
речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и познания;
организация таких форм детской деятельности, в которых активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные;
обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи;
систематическое развитие предпосылок речевого развития;
развитие предпосылок учебной деятельности: умение выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, удерживать задачу взрослого в течение занятия; следовать единому замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности.
Задачами комплексного подхода в работе педагогов ДОУ к коррекции речи выступают:
Закрепление речевых навыков;
Преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи;
Повышение качества образовательных достижений воспитанников.
Технология реализации плана профилактической и просветительской работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета ДОУ
Технология реализации плана профилактической и просветительской работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета ДОУ включает три взаимосвязанных этапа.
1 этап. Профилактический
Задача: обеспечение условий для профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста при их переходе из условий семейного воспитания к условиям дошкольного образования.
Возраст воспитанников: от 5 до 7 лет.
Координатор-консультант: учитель-логопед.
Участники коррекционно-педагогического процесса: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель.
Содержание этапа
Создается микросоциум, являющийся базой для речевого развития детей. Его создание предполагает реализацию следующих направлений: - создание условий для эмоционального комфорта и обогащения жизни ребенка положительными переживаниями; - обогащение чувственного опыта ребенка;
развитие предпосылок высших психических функций, прежде всего интеллектуальных, становление которых в данном возрасте опережает развитие речевых функций;
развитие неречевых психических функций, составляющих анализаторную основу развития речи;
развитие речевой функциональной системы.
Среда в группе вариативно меняется с учетом потребностей речевого развития детей. Ее полифункциональность обеспечивает стимулирование потребности в речевом высказывании, дает широкие возможности для ее удовлетворения и развития.
2 этап. Диагностико-развивающий
Задача: обеспечение условий для динамической диагностики речевого развития детей младшего дошкольного возраста в процессе ее целенаправленного формирования. Одновременно продолжают решаться профилактические задачи.
Возраст воспитанников: 5 - 7 лет.
Участники коррекционно-педагогического процесса: учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатель.
Содержание этапа
В процессе взаимодействия с детьми в специально организованных видах деятельности учитель-логопед совместно с воспитателем, музыкальным руководителем обеспечивает два основных направления работы.
Во-первых, развитие просодической стороны речи, а именно выработку умения произвольно использовать силу голоса, темп и ритм речи, интонирование, паузацию для передачи выразительных образов, обучение пониманию и использованию разнообразных интонаций говорения:
вопросительной, повествовательной, восклицательной.
Во-вторых, учитель-логопед обеспечивает развитие артикуляторных, дыхательных и фонематических возможностей детей, которые составляют основу для освоения детьми правильной устной речи. В процессе формирования данных сторон речи становятся заметными проблемы речевого развития, которые в более старшем возрасте станут предметом деятельности учителя-логопеда.
3 этап. Коррекционно-развивающий этап
Задача: обеспечение условий коррекции речевых нарушений у воспитанников, оптимизация их речевого развития.
Возраст воспитанников: 5-7 лет.
Ведущий специалист: учитель-логопед.
Участники коррекционно-педагогического процесса: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель.
Содержание этапа
В процессе разных видов деятельности детей педагоги обеспечивают выработку речевых навыков и их введение в самостоятельную речь воспитанников как в повседневных ситуациях общения, так и в ситуациях специально организованной образовательной деятельности, развлечений, досугов.
Каждый педагог решает круг тех задач, которые соответствуют задачам его профессиональной деятельности и его профессиональным методическим средствам.
Вводятся персонажи, которые использует не только учитель-логопед, но и разные педагоги в процессе проведения ООД и организации досуга.
Обеспечивается осознание детьми языковых явлений. Для этого дети вводятся в воображаемую ситуацию и действуют по ее законам. Широко используется персонификация игровых персонажей, например, Звукоешка, который связывается в сознании детей с определенными речевыми упражнениями. С их помощью не только создается игровая ситуация и тем самым повышается мотивация воспитанников, но и формируются навыки самоконтроля за речью, осваиваются приемы ее самокоррекции.
Диагностика проблем речевого развития воспитанников;План профилактической и просветительской работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета ДОУ включает следующие разделы:
Профилактика речевых нарушений у воспитанников 5-6 лет;
Пропаганда логопедических знаний среди родителей (законных представителей) и педагогов.
Ожидаемый результат реализации плана профилактической и просветительской работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета ДОУ: соответствие показателей речевого и психического развития возрастной норме, сформированность предпосылок учебной деятельности.
План профилактической и просветительской работы учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год
№ п\п | Мероприятия | Участники | Сроки проведения |
1. | Стартовая диагностика речевого развития детей 5-7 лет | Дети 5-7 лет | Сентябрь 2019 |
2. | Промежуточная диагностика речевого развития детей | Дети 5-7 лет | Декабрь 2019 |
3. | Итоговая диагностика речевого развития детей | Дети 5-7 лет | Май 2020 |
4. | Консультация «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» | Воспитатели | Сентябрь 2019 |
7. | Консультация для родителей в старших группах «Особенности речевого развития детей 5-6 лет» | Родители (законные представители) | Сентябрь 2019 |
8. | Консультация для родителей в подготовительной к школе группе «Фонетическая ритмика для дошкольников» | Родители (законные представители) | Октябрь 2019 |
9. | Наглядная информация в старших группах «Использование нестандартного оборудования в развитии речи детей дошкольного возраста» | Родители (законные представители) | Октябрь 2019 |
10. | Консультация «Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками» | Воспитатели | Ноябрь 2019 |
11. | Консультации для родителей «Использованием сказкотерапии в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста» | Родители (законные представители) | Ноябрь 2019 |
12. | Наглядная информация в старших группах «Речевой тренажер для детей 6-7 лет» | Родители (законные представители) | Ноябрь 2019 |
13. | Консультация «Создание условий для социально - коммуникативного развития и психологического комфорта воспитанников в ДОУ» | Воспитатели | Декабрь 2019 |
14. | Консультация для родителей старших групп «В гости к твердым и мягким звукам» | Родители (законные представители) | Декабрь 2019 |
15. | Рекомендации для родителей подготовительной к школе группы «АБВГДейка» | Родители (законные представители) | Декабрь 2019 |
16. | Наглядная информация в старших группах «Моторные сказки для детей 6-7 лет» | Родители (законные представители) | Январь 2020 |
17. | Рекомендации для родителей подготовительной к школе группы «Сказка учит говорить» | Родители (законные представители) | Январь 2020 |
18. | Консультация для родителей старших групп «Десять братьев Язычка» | Родители (законные представители) | Февраль 2020 |
19. | Семинар-практикум «Система работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ» | Педагоги | Март 2020 |
20. | Наглядная информация в старших группах «Развитие речевого творчества детей на основе сказок» | Родители (законные представители) | Март 2020 |
21. | Консультация для родителей старших групп «Эти гласные и согласные звуки!» | Родители (законные представители) | Апрель 2020 |
22. | Консультация для родителей подготовительной группы: «Скоро в школу!» | Родители (законные представители) | Апрель 2020 |
23. | Участие в групповых родительских собраниях всех возрастных групп | Родители (законные представители) | В течение года |
24. | Индивидуальная работа. Особенности речевого развития ребёнка, занимающегося с учителем-логопедом в условиях логопедического кабинета ДОУ, освоение адаптированной программы | Родители (законные представители) | В течение года |
25. | Проведение индивидуальной логопедической работы в присутствии родителей (законных представителей) ребёнка | Родители (законные представители) | В течение года |
26. | Посещение утренников в ДОУ | Воспитатели | В течение года |
27. | Участие в педсоветах ДОУ | Воспитатели | В течение года |
28. | Участие в смотрах-конкурсах, семейных конкурсах по плану ДОУ | Педагоги Родители (законные представители) | В течение года |