СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План просветительской работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

План просветительской и профилактической работы учителя-логопеда

Просмотр содержимого документа
«План просветительской работы»



Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы учителя-логопеда и воспитателей по предупреждению речевых нарушений у дошкольников.

Просветительская деятельность учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета ДОУ организуется с целью повышения уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работы.

Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, на которых рассказывается об особенностях развития детей, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары-практикумы, мастер-классы, открытую организованную образовательную деятельность, информационный стенд для родителей (законных представителей) и педагогов со сменным материалом.




Консультативная работа учителя-логопеда детского сада включает консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения.

Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытой организованной образовательной деятельности, семинаров - практикумов, мастер-классов.




Основными направлениями консультативно-просветительской работы учителя-логопеда с родителями (законными представителями) являются:




  1. Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в образовательной деятельности по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте.

  2. Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.

  3. Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи).

  4. Обучение основным приёмам коррекционно-развивающей работы (артикуляторная гимнастика, логопедические игры и т.д.).

  5. Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающей деятельности в домашних условиях.



Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста, работа по программе дополнительного образования по развитию фонематического слуха у детей 5-7 лет «Учусь правильно говорить» являются профилактическими мероприятиями среди детей с фактором риска речевой патологии и с детьми, страдающими нарушениями речи, необходимыми для предупреждения и ранней диагностики речевых нарушений.



Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые помогают снизить количество речевых нарушений:

  • Первичная профилактика.

Предупреждение речевых нарушений.

  • Вторичная профилактика.

Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии.

  • Третичная профилактика.

Социализация детей с речевой патологией.




Логопедическая работа в ДОУ включает в себя несколько направлений:

    1. Преодоление имеющихся нарушений речи у детей;

    2. Предупреждение возможных вторичных нарушений речи;

    3. Профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения;

    4. Совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений;

    5. Параллельная коррекция и развитие психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление.




В развивающем аспекте деятельности учителя-логопеда решаются не только специфические задачи по развитию речевых процессов у

воспитанников с нарушениями речи, но и такие задачи, как

    • развитие мотивации к обучению;

    • профилактика нарушений письменной и устной речи, подготовка к обучению грамоте;

    • развитие самоконтроля за своей речью;

    • развитие психических процессов, которые взаимосвязаны с развитием

    • речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсомоторной координации, пространственных ориентировок;

    • наглядно-образного мышления, элементов словесно-логического мышления.

Таким образом, создаются условия для последующей успешной адаптации воспитанников ДОУ к условиям школьного обучения. Для обеспечения высокой результативности коррекционно-развивающей работы воспитанников в процессе коррекции и развития речи у детей применяются современные коррекционно-логопедические технологии, направленные на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессы:

    • игровые технологии в логопедической коррекции

    • арт-педагогические технологии в специальном образовании

    • технологии речедвигательной ритмики

    • технологии коррекции психомоторного развития

    • технологии логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (Н. Ю. Костылева, М. Ю. Картушина); -информационно-коммуникационные технологии;

    • здоровьесберегающие технологии.




Учителем-логопедом в условиях логопедического кабинета создается развивающая предметно-пространственная среда с учетом эргономических, педагогических, психологических, санитарно-гигиенических требований.

Консультирование учителем-логопедом организуется:

    • индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) и педагогов

    • групповое консультирование родителей (законных представителей) и педагогов

    • консультирование по запросам родителей (законных представителей) или педагогов с разработкой соответствующих рекомендаций.



На индивидуальных консультациях родителям воспитанников, обучающихся в логопедическом кабинете, учитель-логопед сообщает результаты диагностического обследования речи детей, дает ответы на запросы родителей по поводу организации воспитания, обучения и развития ребенка с нарушениями речи.

Родители постоянно информируются о достижениях ребенка в речевом развитии. Даются рекомендации по коррекции и развитию детской речи.

Консультации по запросу проводятся учителем-логопедом также и для родителей других воспитанников детского сада, которые не посещают логопедический кабинет. Круг вопросов касается профилактики нарушений устной речи, дифференциации возрастного и индивидуального в развитии речи конкретного ребенка. Даются рекомендации по развитию детской речи.




Консультирование педагогов также проводится в индивидуальной или групповой форме. В итоге происходит выработка общих подходов к работе с конкретным воспитанником и его семьей.



Пропаганда логопедических знаний является условием успешного решения задач коррекционно-развивающего направления деятельности учителя-логопеда. Она осуществляется в работе учителя-логопеда по взаимодействию с педагогами и родителями (законных представителей). Взаимодействие с педагогами ДОУ




Развитие речи детей - это общая задача всего педагогического коллектива. Несогласованность требований взрослых к речи детей, неадекватный выбор способа общения с ребенком могут стать факторами, запускающими или отягощающими его речевые проблемы. Достижение положительного результата работы учителя-логопеда в логопедическом кабинете ДОУ достигается путем реализации комплексного подхода в деятельности специалистов детского сада: учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога.

Только систематическое взаимодействие специалистов ДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.

Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников детского сада предполагает организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенка.




К таким условиям относятся:

  • речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и познания;

  • организация таких форм детской деятельности, в которых активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные;

  • обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи;

  • систематическое развитие предпосылок речевого развития;

  • развитие предпосылок учебной деятельности: умение выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, удерживать задачу взрослого в течение занятия; следовать единому замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности.



Задачами комплексного подхода в работе педагогов ДОУ к коррекции речи выступают:

  1. Закрепление речевых навыков;

  2. Преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи;

  3. Повышение качества образовательных достижений воспитанников.

Технология реализации плана профилактической и просветительской работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета ДОУ




Технология реализации плана профилактической и просветительской работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета ДОУ включает три взаимосвязанных этапа.




1 этап. Профилактический

Задача: обеспечение условий для профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста при их переходе из условий семейного воспитания к условиям дошкольного образования.

Возраст воспитанников: от 5 до 7 лет.

Координатор-консультант: учитель-логопед.

Участники коррекционно-педагогического процесса: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель.

Содержание этапа

Создается микросоциум, являющийся базой для речевого развития детей. Его создание предполагает реализацию следующих направлений: - создание условий для эмоционального комфорта и обогащения жизни ребенка положительными переживаниями; - обогащение чувственного опыта ребенка;

  • развитие предпосылок высших психических функций, прежде всего интеллектуальных, становление которых в данном возрасте опережает развитие речевых функций;

  • развитие неречевых психических функций, составляющих анализаторную основу развития речи;

  • развитие речевой функциональной системы.

Среда в группе вариативно меняется с учетом потребностей речевого развития детей. Ее полифункциональность обеспечивает стимулирование потребности в речевом высказывании, дает широкие возможности для ее удовлетворения и развития.




2 этап. Диагностико-развивающий

Задача: обеспечение условий для динамической диагностики речевого развития детей младшего дошкольного возраста в процессе ее целенаправленного формирования. Одновременно продолжают решаться профилактические задачи.

Возраст воспитанников: 5 - 7 лет.

Участники коррекционно-педагогического процесса: учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатель.

Содержание этапа

В процессе взаимодействия с детьми в специально организованных видах деятельности учитель-логопед совместно с воспитателем, музыкальным руководителем обеспечивает два основных направления работы.

Во-первых, развитие просодической стороны речи, а именно выработку умения произвольно использовать силу голоса, темп и ритм речи, интонирование, паузацию для передачи выразительных образов, обучение пониманию и использованию разнообразных интонаций говорения:

вопросительной, повествовательной, восклицательной.

Во-вторых, учитель-логопед обеспечивает развитие артикуляторных, дыхательных и фонематических возможностей детей, которые составляют основу для освоения детьми правильной устной речи. В процессе формирования данных сторон речи становятся заметными проблемы речевого развития, которые в более старшем возрасте станут предметом деятельности учителя-логопеда.




3 этап. Коррекционно-развивающий этап

Задача: обеспечение условий коррекции речевых нарушений у воспитанников, оптимизация их речевого развития.

Возраст воспитанников: 5-7 лет.

Ведущий специалист: учитель-логопед.

Участники коррекционно-педагогического процесса: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель.

Содержание этапа

В процессе разных видов деятельности детей педагоги обеспечивают выработку речевых навыков и их введение в самостоятельную речь воспитанников как в повседневных ситуациях общения, так и в ситуациях специально организованной образовательной деятельности, развлечений, досугов.

Каждый педагог решает круг тех задач, которые соответствуют задачам его профессиональной деятельности и его профессиональным методическим средствам.

Вводятся персонажи, которые использует не только учитель-логопед, но и разные педагоги в процессе проведения ООД и организации досуга.

Обеспечивается осознание детьми языковых явлений. Для этого дети вводятся в воображаемую ситуацию и действуют по ее законам. Широко используется персонификация игровых персонажей, например, Звукоешка, который связывается в сознании детей с определенными речевыми упражнениями. С их помощью не только создается игровая ситуация и тем самым повышается мотивация воспитанников, но и формируются навыки самоконтроля за речью, осваиваются приемы ее самокоррекции.

Диагностика проблем речевого развития воспитанников;План профилактической и просветительской работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета ДОУ включает следующие разделы:

  • Профилактика речевых нарушений у воспитанников 5-6 лет;

  • Пропаганда логопедических знаний среди родителей (законных представителей) и педагогов.

Ожидаемый результат реализации плана профилактической и просветительской работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета ДОУ: соответствие показателей речевого и психического развития возрастной норме, сформированность предпосылок учебной деятельности.




План профилактической и просветительской работы учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год



п\п

Мероприятия


Участники


Сроки проведения

1.

Стартовая диагностика речевого развития детей 5-7 лет

Дети 5-7 лет

Сентябрь 2019

2.

Промежуточная диагностика речевого развития детей

Дети 5-7 лет

Декабрь 2019

3.

Итоговая диагностика речевого развития детей

Дети 5-7 лет

Май 2020

4.

Консультация «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

Воспитатели

Сентябрь 2019

7.

Консультация для родителей в старших группах «Особенности речевого развития детей 5-6 лет»

Родители (законные

представители)

Сентябрь 2019

8.

Консультация для родителей в подготовительной к школе группе «Фонетическая ритмика для дошкольников»

Родители (законные

представители)

Октябрь 2019

9.

Наглядная информация в старших группах «Использование нестандартного оборудования в развитии речи детей дошкольного возраста»

Родители (законные

представители)

Октябрь 2019

10.

Консультация «Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

Воспитатели

Ноябрь 2019



11.

Консультации для родителей «Использованием сказкотерапии в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Родители (законные

представители)

Ноябрь 2019

12.

Наглядная информация в старших группах «Речевой тренажер для детей 6-7 лет»

Родители (законные представители)

Ноябрь 2019

13.

Консультация «Создание условий для социально - коммуникативного развития и психологического комфорта воспитанников в ДОУ»

Воспитатели

Декабрь 2019

14.

Консультация для родителей старших групп «В гости к твердым и мягким звукам»

Родители (законные

представители)

Декабрь 2019

15.

Рекомендации для родителей подготовительной к школе группы «АБВГДейка»

Родители (законные

представители)

Декабрь 2019

16.

Наглядная информация в старших группах «Моторные сказки для детей 6-7 лет»

Родители (законные

представители)

Январь 2020

17.

Рекомендации для родителей подготовительной к школе группы «Сказка учит говорить»

Родители (законные

представители)

Январь 2020

18.

Консультация для родителей старших групп «Десять братьев Язычка»

Родители (законные

представители)

Февраль 2020

19.

Семинар-практикум «Система работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»

Педагоги

Март 2020

20.

Наглядная информация в старших группах «Развитие речевого творчества детей на основе сказок»

Родители (законные

представители)

Март 2020

21.

Консультация для родителей старших групп «Эти гласные и согласные звуки!»

Родители (законные

представители)

Апрель 2020

22.

Консультация для родителей подготовительной группы: «Скоро в школу!»

Родители (законные

представители)

Апрель 2020

23.

Участие в групповых родительских собраниях всех возрастных групп

Родители (законные представители)

В течение года

24.

Индивидуальная работа.

Особенности речевого развития ребёнка, занимающегося с учителем-логопедом в условиях логопедического кабинета ДОУ, освоение адаптированной программы

Родители (законные

представители)

В течение года

25.

Проведение индивидуальной логопедической работы в присутствии родителей (законных представителей) ребёнка

Родители (законные

представители)

В течение года

26.

Посещение утренников в ДОУ

Воспитатели

В течение года

27.

Участие в педсоветах ДОУ

Воспитатели

В течение года

28.

Участие в смотрах-конкурсах, семейных конкурсах по плану ДОУ

Педагоги

Родители (законные представители)

В течение года






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!