Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
кафедра педагогики и профессионального образования
План работы кружка «РИТОРИКА»
Место прохождения: Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей на базе МКОУ"Тимской СОШ им. Н.В.Черных" Курской области Тимского района
Время прохождения: 01.06.2021-21.06.2021
Обучающейся 3 курса
очной формы обучения
факультета филологического
Направление
Педагогическое образование
Направленность (профиль )
преподавание русского языка и литературы
Романюк Любови Сергеевны
Руководитель: к.п.н., доцент
каф. педагогики и
профессионального образования
Прозорова Надежда Васильевна
Курск, 2021
1.Актуальность
Кружок актуален, т.к. развивает дикцию детей. Контингент детей в школьном лагере 7–11 лет, именно в этом возрасте необходимо развивать свой речевой аппарат, а также красноречие и обогащать свой словарный запас.
2. Цель: формирование грамотной речи у обучающих начальной школы.
Задачи:
Обучающие: научить грамотной речи и эффективно общаться с помощью нее в разных ситуациях;
Развивающие: развивать коммуникативные умения;
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку.
3. Сетка занятий и режим работы кружка «Риторика»
Режим работы: первая половина дня с 10.30 до 11.30
Сетка занятий: среда/вторник
Количество занятий: 6
Кол-во детей в группе в неделю: 31
Методы, используемые на занятиях кружка:
- беседа, рассказ, сказка;
- рассматривание иллюстраций;
- показ образца выполнения последовательности работы.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность
4. План работы кружка «Риторика».
1 занятие
РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫСЛИ, ЧУВСТВА
Цель: Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства. Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить. Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.
Материал:
Тренировка речевого аппарата с помощью скороговорок.
Использование одного предложения с разной интонацией.
Задания на работу и общение в коллективе.
Использование иностранного языка для усовершенствования работы речевого аппарата.
Литература:
Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках : 1 класс : Методические рекомендации. – 2-е изд., перераб. – М.: С-инфо, Баласс, 2003.
2 занятие
ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ
Цель: Определять тему и основную мысль текста. Озаглавливать текст. Выделять опорные слова в тексте. Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам.
Материал:
Тренировка речевого аппарата с помощью скороговорок.
Чтение художественного прозаического текста.
Чтение поэтических текстов.
Выделение темы и основной мысли.
Литература:
Детская риторика в рассказах и рисунках : 2 класс : Методические рекомендации / под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Баласс, С-инфо, 2004.
3 занятие
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ
Цель: Различать подготовленную и неподготовленную речь. Анализировать примеры неподготовленной речи. Называть приёмы подготовки устного высказывания. Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания. Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко.
Материалы:
Тренировка речевого аппарата с помощью скороговорок.
Получение темы для устного рассказа.
Чтение стихотворений наизусть.
Чтение прозаического произведение и его пересказ.
Литература:
Детская риторика в рассказах и рисунках : 2 класс : Методические рекомендации / под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Баласс, С-инфо, 2004.
Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. 3 класс : Методические рекомендации. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М. : Ювента, Баласс, 2004.
4 занятие
ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ
Цель: Давать определение вежливости. Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях. Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам.
Материалы:
Тренировка речевого аппарата с помощью скороговорок.
Анализ ситуаций.
Исправление ошибок в тексте.
Литература:
Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. 3 класс : Методические рекомендации. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М. : Ювента, Баласс, 2004.
5 занятие
ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
Цель: Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению. Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего. Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём.
Материалы:
Тренировка речевого аппарата с помощью скороговорок.
Работа с толковыми, орфографическими словарями.
Правильная постановка ударений.
Знакомство с паронимами, умение их использовать.
Чтение текстов.
Литература:
Детская риторика в рассказах и рисунках : 2 класс : Методические рекомендации / под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Баласс, С-инфо, 2004.
Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. 3 класс : Методические рекомендации. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М. : Ювента, Баласс, 2004.
6 занятие
УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ
Цель: Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом. Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении. Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами.
Материалы:
Тренировка речевого аппарата с помощью скороговорок.
Анализ ситуаций.
Чтение текстов.
Построение ответов на вопросы.
Аргументация своей позиции.
Литература:
Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. 3 класс : Методические рекомендации. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М. : Ювента, Баласс, 2004.
Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. 4 класс : Методические рекомендации. – Изд. 2-е, дораб. – М. : Ювента, Баласс, 2007.