СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы на уроках истории с одаренными детьми

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В планировании представлены методы и формы работы на уроках истории с одаренными детьми

Просмотр содержимого документа
«План работы на уроках истории с одаренными детьми»

План работы

с одаренными детьми

учителя истории

Комаровой

Ирины Владимировны










































Одной из приоритетных задач современной школы, является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей. Что же такое одаренность? Одаренность — это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Появление таких учащихся в классе, обладающих качествами одарённых детей, – большая удача и большая ответственность учителя. Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от организации этой работы.

Целью работы с одарёнными детьми является:

1. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на развитие их творческого потенциала.

2. Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

3. Адаптация и предпрофильная подготовка выпускников, а также их профессиональное самоопределение.

Задачи:

- выявление одаренных детей;

- совершенствование надпредметных знаний, умений и навыков обучающихся;

- формирование устойчивого интереса к самостоятельной творческой (исследовательской) деятельности;

- стимулирование интереса детей к истории; 
- создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня; 
- расширение информационного пространства в области истории.

- формирование умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность

· знакомство с приемами педагогического наблюдения, диагностики;

· проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад;

· отбор методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности и творчества;

· предоставление возможности учащимся совершенствовать способности через самостоятельную работу.

В процессе учебной деятельности выявляются учащиеся, которые:

· имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению,

- творческие возможности и проявления;

· имеют доминирующую активную познавательную потребность;

· испытывают радость от добывания знаний, от умственного и общественно-полезного труда.

Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке.

Работу с одарёнными детьми я веду по нескольким направлениям.


Направления работы с одаренными детьми на уроке.

Характеристика направления

1. Индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории и обществознания. «Мониторинг одаренности».

Диагностика индивидуально-типологических особенностей учащихся. Диагностика внутреннего развития учащегося.

Формирование групп детей по уровню достижений.

Методы диагностики:

- информационно-комментирующий (беседа, анкета);

- продуктивный: участие в конкурсах, конференциях, предметных олимпиадах;

- оценочный: самооценка, тестирование результатов;

- действенно-поведенческий: наблюдение, самоанализ, анализ урока, занятия.

Определение уровней достижений ученика по истории и развитию творческих способностей: 1-высокий, 2-резервный, 3-обычный. (Приложение №1).


2.Выделение групп

Выделение групп одарённых детей в каждом классном коллективе.

3.Составление или подбор дифференцированных заданий

Задания включают различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.

4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся

Контроль в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

Главный возникающий вопрос в работе с одарёнными ребятами на уроке: как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали?
Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ним начинаю ещё при написании календарно-тематического плана. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов.
Чтобы разнообразить учебные будни, я обычно использую различные формы и жанры урока, интегрированные уроки, применяю и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны. Для одарённых детей разрабатываю задания повышенного уровня сложности, задания не фактологического и костатационного характера, а творческие. Подобные задания чаще всего стараюсь ориентировать на развитие навыков работы с историческими источниками: текстом учебника, картами, документами, иллюстрациями.

Остановлюсь на этом подробнее.

Формы работы на уроке.

1). Составление учебных планов для аналитической работы с историческим текстом.

- картинный план. Достоинством приема составления картинных планов (по сравнению с простыми и развернутыми) является развитие образных способностей учащихся, умения ярко и красочно описывать исторические факты, обращать внимание на интонации и литературные приемы рассказчиков, использовать их в передаче своего отношения к былому.

Пример: картинный план «Чумной бунт в Москве в 1771году» в 7 классе.

1.Страшная болезнь с театра русско-турецкой войны перекочевала в Москву и ее окрестности.

2. Основными средствами борьбы со страшной болезнью стали карантинные меры…

- стереотипный план. Составляя стереотипный план, учащиеся получают возможность актуализировать, систематизировать и обобщать ранее полученные знания и интегрировать с ними новые, формируя целостное представление о прошлом.

Пример: стереотипный план «Время обитания человека умелого» в 6 классе.

1. «Адам» рода человеческого жил примерно 2,5-1,5 млн. лет назад.

2. По археологической периодизации время его обитания - верхний палеолит.

3. Внешний вид и образ жизни человека умелого:

а) это были люди маленького роста (примерно 125 см) с очень прямой фигурой;

б) предполагаемый вес «первочеловеков» около 30 кг;

в) объем мозга достигал 430-530 куб. см;

г) человек умелый жил семейными кланами, строил простейшие жилища из веток и листвы деревьев.

2) Многоуровневый анализ исторических документов.

Обычно при работе с документами встречаются задания, которые направлены на чтение и выборочный пересказ источника. В основе моей работы лежит идея многоуровневого анализа документа. Проиллюстрирую это на примере работы с документом «Походы Святослава» из «Повести временных лет» в 7 классе.

Уровни анализа

Вопросы для анализа

1. Атрибуция (паспортизация) документа.

1. К какому виду источников относится документ?

2. Сколько примерно веков и лет разделяет поход Святослава и летописный рассказ об этом?

2. Работа с информацией, которая заложена в тексте.

1. С какими народами воевал Святослав в 971 году?

2. Каковы были правила и обычаи ведения боевых действий, принятые при Святославе?

3. Аксиологический уровень.

1. Как вы думаете, с какой целью летописец включил в свое повествование подробный рассказ о походах Святослава? Какие идеи он хотел донести до потомков?

4. Критический уровень.

1. Предположите, какие источники мог использовать летописец, рассказывая о походах Святослава.

2. Были ли среди них византийские и болгарские документы? Свое мнение аргументируйте.

5. Праксеологический уровень.

1. Что нового помог узнать вам этот документ о князе Святославе и его походах, об отношениях Руси с соседними странами и народами?

3) Многоуровневая беседа с использованием репродукции художественного произведения

План анализа картины, как правило, состоит из вопросов, нацеленных на ее описание или представление произведения.

Пример:

1. Какое событие или явление изображено? К чему оно относится: к политическому событию, к военной операции, к повседневной жизни?

2. Кто изображен на картине? Легко ли узнать реальные исторические лица, определить социальное положение представителей общественных групп?

В работе с одаренными детьми я использую многоуровневый анализ репродукции.

Пример: Вопросы и задания к репродукции картины С.В.Иванова «На сторожевой границе Московского государства», история Отечества 8 класс.

1. По пейзажу, теням людей, лошадей и деревьев попробуйте определить, какая часть границы Московского государства – западная, южная или восточная - изображена художником.

2. Вспомните, какие опасности угрожали Московскому государству именно с этой стороны границы в 16-17 веках.

3. Как вы думаете, что хотел сказать художник своим современникам и потомкам, обращаясь к истории охраны границ Российского государства?

4. Можно ли к данной картине относиться как к правдивому источнику по истории нашей страны в 16-17 в.в.? Почему вы так думаете?

4).Формирование хронологических знаний и умений

На уроке использую следующие виды работы:

А) Определение века и тысячелетия.

В течение минуты просмотрите пары перечисленных ниже дат и отметьте те из них, которые относятся к одному веку, к одному тысячелетию:

1584-1684 1302-1399

1000-1001 1299-1200

1600-1501 100-7

1899-189 189-200

Б) Задания с ограничениями на ответ для проверки знания дат и событий:

Монголы вторглись на Русь в… году и обложили ее данью. В … г. они захватили и разорили Киев, но в …г. татары ушли из южной Руси и основали ханство Золотую Орду.

В) Задания на продолжение ряда в заданной последовательности для развития умений рассуждать логически на основе знания дат и сущности исторических фактов:

- определите принцип образования хронологического ряда и продолжите его в заданной закономерности:

1761-1762, 1762-1796, 1796-1801…

Г) Задания на формирование умений решать хронологические задачи:

В 70-м году до н.э. поставили придорожный столб, а в прошлом году его убрали и перевезли в исторический музей. Сколько лет столб простоял у дороги?

1) 1936 лет; 2) 2076 лет; 3) 1970 лет.

5). Работа с картой на уроке

Работая с одаренными детьми по карте, предлагаю следующие задания:

А) Творческие образные задания:

Информацию картосхемы «Куликовская битва» расчлените на три сюжета: 1. Начало битвы. 2. Кульминация боя. 3. Конец сражения – и прокомментируйте их фрагментами «Задонщины».

Б) Галицкое княжество было расположено в …углу всех тогдашних земель, у самых… гор. Столицей его был город … на реке …. Южная граница княжества доходила до …. На севере Галицкое княжество граничило с …, на востоке его соседом было….

В) развитие образной и смысловой памяти, логических способностей:

- определите, какому веку соответствует изображенная на схеме территория (…) государства и что означают ее условные обозначения. Составьте легенду карты с расшифровкой.

Г) Игры по картографии:

по названиям продуктов и предметов быта отыщите их родину и объясните обстоятельства «кругосветных странствий» и мировой известности (финики, персики, чай, портвейн, шампанское, индиго, арабески, техасы).

6). Прием «Особое задание».
Одаренные ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно чаще всего в тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной сложности.
7). Прием «Энциклопедист»
Предлагаю самостоятельный поиск дополнительного материала учащимся для решения усложнённых заданий или дополнения в урок.
8). Применение интерактивных форм работы.

А) Прием «Молодой учитель»
Даю ученикам опережающие задания. В ходе урока они дополняют повествование учителя, участвуют в ходе организации и проведения различных этапов урока.
Б) Метод проектов 
Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого я стараюсь шире использовать на уроках метод проектов. Учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность и расширять их знания по предмету. Так, например, при изучении темы «Коллективизация сельского хозяйства» в 9 классе две ученицы разработали проект «Коллективизация- трагедия крестьянина-труженика?» и др.


В) Самостоятельная работа с информационным текстом. Эту работу выстраиваю в 3 этапа.

1.Вызов:

-мозговой штурм;

- составление кластера, описание примеров кластера («Чья? Почему? В чем суть? Кто виноват? Каковы последствия?);

2. Осмысление (инсерт) – прием маркировки текста – это интерактивная системная разметка для эффективного чтения и размышления: (работа с историческими документами, воспоминания участников, описание событий и т.д.)

V – известно;

- - неизвестно;

+ - интересно, неожиданно;

? – хочется узнать, непонятно.

  1. Рефлексия (возвращение к кластеру). Исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их самостоятельно на основе новой информации.

Данный прием работает по принципу: цель – действие – результат, но самое главное, что идет развитие умений учиться самостоятельно. (Приложение №2)

Г). Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Составление кластеров. Считаю, что кластер позволяет проявить ученикам индивидуальные особенности в восприятии и осмыслении текста, самостоятельно оценить его сведения как главные и второстепенные, подвергнуть сомнению логику изложения и аргументации авторской точки зрения, сформулировать собственный взгляд на проблемуПредлагаю вниманию коллег кластер, который составлен группой учащихся в 10 классе при изучении темы «Изменение условий развития народов Евразии». (Приложение №3)

9. Использование технологии индивидуальных образовательных траекторий.

При работе с одаренными детьми я веду тематический контроль по следующей схеме:

Фамилия имя ученика

Понятия и термины

Хронология

Творческие задания

Самост. работа

Устные ответы

Письмен. работы

Итоговая работа

1.








2.








3.










Такой контроль позволяет увидеть просчёты в работе и вовремя устранять их, спланировать индивидуальные задания при повторении, коррекции, обобщении. Я убедилась, что данная диагностика не обижает ученика, а заставляет стремиться к улучшению результатов своей деятельности, развивает у детей навыки самоконтроля, самообразования.
10. Проведение зачетов.

Для уроков обобщения изученного материала широко использую такую известную форму обучающего контроля, как зачёт. При чём одарённые дети оказывают помощь в его организации: они готовят вопросы, подбирают материал для практической части, сами выступают в роли консультантов и зкспертов, проводят самооценку деятельности на уроке.
Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению истории я вижу в дифференциации домашнего задания.

- Прием «три уровня домашнего задания».

Одновременно даю домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень - обязательный минимум, второй уровень задания – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагаю разработать кроссворд, написать эссе, составить синквейн и др.

Использование нформационно-коммуникационных технологий.

В педагогической практике работы с одаренными детьми особое место уделяю ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании истории основываются на повышенной (по сравнению с традиционным обучением) мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.

Оптимальное использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории позволяет мне стимулировать мотивацию учения, познавательный интерес учащихся. В результате возрастает эффективность самостоятельной работы, самообразование учащегося, экономится время за счет ускорения процесса отбора и систематизации информации.

Работая с одаренными детьми, составляю план работы для себя.



План работы учителя

Содержание работы

Сроки

1.

Выявление одаренных детей.

Постоянно.

2.

Создание и пополнение банка данных одаренных детей по предмету.

В течение года.

3.

Диагностика индивидуально-типологических особенностей учащихся. Диагностика внутреннего развития учащегося. Диагностика успешности ребенка.

Постоянно.

4.

Создание нормативной и методической базы для работы с одаренными детьми.

В течение года.

5.

Организация исследовательской деятельности учащихся.

В течение года.

6.

Подготовка учащихся к предметным олимпиадам, конкурсам, конференциям.

В течение года.

7.

Составление плана массовых мероприятий с одаренными детьми.

Сентябрь.

8.

Создание банка творческих работ учащихся.

В течение года.


Самообразование педагога


1.

Изучение методической и научно-популярной литературы.

Постоянно.

2.

Изучение литературы по выбранным проблемам учащихся.

Постоянно.

3.

Участие в работе методических объединений .Обмен мнениями по вопросам работы с одаренными детьми.

В течение года.

4.

Участие в профессиональных конкурсах, семинарах.

В течение года.

5.

Обмен опытом работы с одаренными детьми на ШМО.

Май.


Работа с родителями одаренных детей


1.

Индивидуальная работа с родителями (по запросам).

В течение года.

2.

Участие родителей в конкурсах, научно-практических конференциях вместе с детьми и педагогами.

В течение года.













Достижения учащихся



Ф.И. уч-ся

класс

год

Уровень участия

Мероприятие

Результат

Нищерякова

Анастасия

7

2015-2016


Муниципальный

Литературно-исторический конкурс «Опомнитесь –люди братия»

Призер (1-е место).


Ткач Мария

9

2016-2017


Муниципальный

Олимпиада обучающихся по истории

Призер (1-е место).




Перспективы работы с одаренными детьми.

1. Разработка уроков, тем, курсов, дополнительных мероприятий совместно с учителями разных предметов и других специалистов вне школы.

2. Разработка индивидуальной образовательной траектории для одарённых детей.















































Приложения



Приложение № 1

«Диагностика внутреннего развития учащегося»

(Проводится совместно с психологом).

1. Интеллектуальные и творческие способности:

- развитие познавательных процессов и учебных навыков (общий уровень; динамика развития в ходе деятельности; произвольность познавательных процессов);

- уровень интеллекта;

- экспериментальное мышление;

- языковая личность и рефлексивные способности;

- общий уровень креативности, проявление креативности в проблемной ситуации.

2. Мотивационно-личностные характеристики:

- мотивация и познавательная активность;

- стремление к успеху, избегание неудач;

- настойчивость в достижении цели;

- способность к преодолению трудностей;

- самостоятельность в процессе познания и принятия решений;

- осознанность жизненного пути и жизненные перспективы;

- самооценка, саморегуляция;

- эмоциональное отношение к учебе, исследовательской деятельности;

- тревожность.

3. Экспертиза развития исследовательских способностей:

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы (версии);

- давать определения понятиям;

- способность классифицировать;

- наблюдать;

- умение структурировать материал;

- делать выводы и умозаключения;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.











Приложение №2

История Отечества 9 класс

Тема: «Ошибка тысячелетия»- Отечественная война 1812 года (фрагмент урока)

Самостоятельная работа с текстом

1.Вызов (мозговой штурм - «В 2000 г. в связи с «миллениумом» составлялись списки по номинациям: «Человек тысячелетия», «Открытие тысячелетия», «Событие тысячелетия». «Ошибка тысячелетия» была совершена в XIX веке, а потом повторена в XX веке. О чем идет речь?», составление кластера «Ошибка тысячелетия», описание примеров кластера «Чья? Почему? В чем суть? Кто виноват? Каковы последствия?);

2. Осмысление (инсерт) – прием маркировки текста – это интерактивная системная разметка для эффективного чтения и размышления: (работа с историческими документами – воспоминания участников Отечественной войны 1812 года)

V – известно;

- - неизвестно;

+ - интересно, неожиданно;

? – хочется узнать, непонятно.

3. Рефлексия (возвращение к кластеру) - Ребята, вы успешно справились с поставленной задачей, вы восстановили неизвестные страницы истории Отечественной войны 1812 года. Это позволит по-новому взглянуть на события, которые произошли 200 лет назад. Но вернёмся к проблеме, поставленной в начале урока «Ошибка тысячелетия» - Отечественная война 1812 г.?!» и попытаемся ответить на поставленные вопросы: для кого Отечественная война 1812 г. была ошибкой? В чем заключалась ошибка? Какое значение имеет Отечественная война 1812 г. для будущих поколений?

(Исправляются неверные предположения в предварительных кластерах, заполнение их самостоятельно на основе новой информации).



Кластер «Германцы и Римская империя» 6 класс. (Приложение № 3)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!