МБДОУ д/с №38 «Семицветик»
п. Ждановский
План работы по самообразованию:
«Проектная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель
высшей кв. категории
Фигурова
Екатерина
Владимировна
2020-2021 г.
Актуальность темы Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.)
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность приобретает все большую популярность, т.к. она:
- Личностно ориентирована;
- Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
- Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
- Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
- Приносит удовлетворение детям, видящим продукт собственного труда.
Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.
Тема: «Проектная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу проектная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах;
-Изучить методики и технологии педагогов в Интернете;
- Применить полученные знания на практике;
-Привлечь родителей к организации воспитательно-образовательной работы с детьми.
Форма самообразования: индивидуальная
Предполагаемый результат:
- сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
-умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
Форма отчётности:
- показ презентации проекта на РМО;
-Публикация в интернете презентаций проектов
- Презентация по теме «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».
План работы по самообразованию: «Проектная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Фигурова Екатерина Владимировна.
Месяц | Цель | Содержание работы | Форма представления результатов |
Сентябрь | Изучение, анализ и обобщение нормативно-правовых документов, учебно- методической литературы, современных образовательных технологий по теме. Обмен опытом с коллегами по проектной деятельности в д/с | Разработка перспективного планирования по теме, определение содержания работы по самообразованию; выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения. Приобретение теоретических знаний по теме. Приобретение методической литературы. Выступление на РМО | Составление плана Список литературы. Презентация проекта |
Октябрь | Изучение передового педагогического опыта по организации проектов в дошкольном учреждении. Изучение статей в журналах по проектной деятельности: - «Дошкольное воспитание»; - «Ребенок в детском саду»; - «Дошкольная педагогика» Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: - www.nsportal.ru - www. maam.ru . - www.detskysad.ru - www.doskolnik.ru -www.planetadetstva.net | Обзор информации по изучаемой теме | Внедрение в практическую деятельность передового педагогического опыта по данному направлению Проект по развитию речи « Учимся говорить красиво и правильно» |
Ноябрь | Повысить уровень педагогической культуры родителей. Укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива. | Выявление уровня знаний родителей о проектной технологии. | Анкетирование родителей на тему: «Выявление уровня знаний родителей о проектной технологии и её применении» Размещение стендовой информации для родителей «Информация о проекте»: Консультации для родителей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»; «Виды проектов и использование их в совместной с детьми деятельности» |
Декабрь | Укреплять взаимодействие детского сада и семьи. | Разработка проекта на основе интересов детей, используя ИКТ. Раскрытие творческих способностей детей. Привлечение родителей к совместной работе над проектом | Готовый проект. Индивидуальные задания родителям. |
Январь | Систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности. | Повысить профессиональ-ную компетентность в вопросах организации проектной деятельности в детском саду | Консультация для педагогов ДОУ: «Организация проектной деятельности в детском саду» |
Февраль | Укреплять взаимодействие детского сада и семьи. | Привлечение родителей к организации проектов в группе. | Наглядная информация Фотоотчет о проведении проекта в группе. |
Март | Определить эффективность организационно- содержательных мероприятий процесса профессионального саморазвития. | Размещение информации о реализации программы самообразования | Информация на своем сайте. |
Апрель | Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности. | Проведение итогового открытого занятия по теме проекта | Конспект НОД |
Май | Обобщение полученных знаний и умений | Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе). Планирование деятельности и перспектив развития. | Презентация по теме «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». |
Литература
1. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности.2000.№ 1
2. Белая, К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К.Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2.
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008.
4. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
5. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.
6. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994.
7. Дыбина О.В., Еник О.А. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007.
8. Захарова М.А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.
9. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011.
10. Маханёва, М.Д. Самообразование педагогов / М.Д. Маханёва // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1.
11. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Волгоград, 2008.
12. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
13. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - природа» блок занятий «песок, глина, камни». карапуз - дидактика Москва 2005.
14. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении.// методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010.
15. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программ - метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009.
16. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.