СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планы по подготовке к олимпиадам по русскому языку и литературе  в 5,7,10 классах

Просмотр содержимого документа
«План работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе»



План работы по подготовке к олимпиаде в 5 классе на 2021-22 учебный год

Содержание занятия


Кол-во



срок

1

Язык и речь – чудо из чудес. Основные принципы русской орфографии

1

сентябрь

2

Правописание безударных гласных в корне. Проверяемые ударением. Непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные в корне слова

1

сентябрь

3

Решение олимпиадных заданий


1

сентябрь

4

Пишем правильно. Работа над ошибками. Словарные слова

1

октябрь

5

О славянах и других народах


1

октябрь

6

Решение олимпиадных заданий

1

октябрь

7

Пишем правильно. Работа над ошибками. Словарные слова

1

октябрь

8

Звукопись. Правописание слов с приставками пре- и при-


1

Ноябрь

9

Письмо - величайшее изобретение человека

1


10

Решение олимпиадных заданий


1

Ноябрь

11

Пишем правильно. Работа над ошибками Словарные слова


1

декабрь

12

Алфавит. Буквы о – ё после шипящих в корне слова

1

декабрь

13

Тренировочные упражнения. Диктант

1

декабрь

14

«Хитрый» звук йот


1

Январь

15

Решение олимпиадных заданий


1

Январь

16

Пишем правильно. Работа над ошибками Словарные слова


1

Январь

17

Чудеса с парными согласными

1

февраль

18

Решение олимпиадных заданий. Проекты


1

февраль

19

«Пульс» в слове. Строение слога


1

февраль

20

Полногласие. Буквы и – ы после ц

1

февраль

21

Решение олимпиадных заданий


1

Март

22

Жизнь слова. Правописание сложных слов, соединительные гласные

1

Март

23

Игра «Умники и умницы по пройденному материалу. Проекты (1 часть)


1

Март

24

Пунктуация.


1

Март

25

Словообразование: смотри в корень!


1

апрель

26

Решение олимпиадных заданий


1

апрель

27

Словообразование: служебные морфемы




1

апрель

28

Словообразование: приставки

1

апрель

29

Решение олимпиадных заданий. Словарный диктант

1

апрель

30

Морфология Существительные: категория числа


1

Май

31

Существительные: категория падежа


1

Май

32

Преданность прилагательных


1

Май

33

Живость глаголов. Глаголы труда

1

Май

34

Итоговый урок. Защита проектов.


1

Май


Итого

34




7 класс

Календарно-тематическое планирование занятий на 2021- 22 учебный год

п/п

Темы занятий

Форма организации учебных занятий

Сроки проведения занятий

1

Фонетическая система современного русского языка. Понятие о сильной и слабой позиции.

Учебная лекция.

Практическое занятие.

Сентябрь

2-3

Подготовка к предметным олимпиадам по русскому языку и литературе.

Выполнение олимпиадных заданий

Сентябрь

4

Буквы е, ё, ю, я в фонетической системе русского языка. Понятие орфоэпической нормы.

Практические занятия

Сентябрь

5-6

Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе.

Участие в олимпиаде

Октябрь

7-8

Основы русского стихосложения.

Лекция с элементами беседы + практическое занятие

Октябрь

9-10

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе

Практические занятия

Ноябрь

11-13

Ученые - лингвисты

Лекция с элементами беседы

Ноябрь-декабрь

14-15

Жизнь и работа «пришельцев» (заимствованных слов) в русском языке.

Практическое занятие

Декабрь

16-17

Жаргонизмы в пользовании компьютером

Практическое занятие

Декабрь-январь

18-19

Творчество любимого писателя- классика

Лекция с элементами беседы + практическое занятие

Январь

20

Лексическая омонимия. Синонимия. Этимология слова.

Устный журнал

Январь

21

«Живая классика»Чтение прозы

Лекция с элементами беседы + практическое занятие

Февраль

22-23

Фразеологические единицы. Их основные признаки и типы. Этимология фразеологизмов.

Учебная лекция. Тестовые задания

Февраль

24

Морфемный анализ слова.

Презентация + практические занятия

Февраль

25-26

Великий и могучий школьный сленг.
 

Исследовательская деятельность

Март

27

Словообразовательные цепочки и гнёзда.

Практическое занятие.

Март

28-29

Лингвистические сказки

Исследовательская деятельность

Март-апрель

30

Имя существительные конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные.

Практическое занятие

Апрель

31

Научно-практическая конференция «Благодарненские чтения»

Исследовательская деятельность

Апрель

32

Сложные синтаксические конструкции.

Практическое занятие

Май

33

Говорящие фамилии в произведениях писателей

Исследовательская деятельность

Май

34

Литературные места России

Исследовательская деятельность

Май



10 класс План работы по русскому языку


1.СМЫСЛОВАЯ ТОЧНОСТЬ РЕЧИ. ВЫБОР СЛОВА

Смысловая точность речи.

Выбор слова.

Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова.

Лексическая сочетаемость.

Нарушение лексической сочетаемости как стилистический приём.

Нарушение лексической сочетаемости как речевая ошибка.

Речевая недостаточность.

Речевая избыточность.

2. СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РЕЧИ СИНОНИМОВ

Стилистическое использование в речи синонимов.

Лексическая синонимия.

Стилистические функции синонимов.

Стилистически не оправданное употребление синонимов.

3. СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РЕЧИ АНТОНИМОВ

Стилистическое использование в речи антонимов.

Лексическая антонимия.

Стилистические функции антонимов.

Стилистически не оправданное употребление антонимов.

4. СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РЕЧИ МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ И ОМОНИМОВ

Полисемия.

Омонимия и смежные с ней явления.

Стилистические функции многозначных слов и омонимов.

Индивидуально-авторская омонимия.

Стилистически не оправданное употребление многозначных слов и слов, имеющих омонимы.

5. ПАРОНИМИЯ И ПАРОНОМАЗИЯ

Паронимия и парономазия.

Паронимы.

Отношение паронимов к омонимам, синонимам и антонимам.

Парономазия.

Стилистические функции паронимов и сходных по звучанию разнокоренных слов.

Лексические ошибки, связанные смешением паронимов.

6. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СЛОВ

Стилистическая окраска слов.

Функционально-стилевое расслоение лексики.

Эмоционально-экспрессивная окраска слов.

Использование в речи стилистически окрашенной лексики.

Неоправданное употребление слов с различной стилевой окраской.

Смешение стилей.

Канцеляризмы и речевые штампы.

7. ЛЕКСИКА, ИМЕЮЩАЯ ОГРАНИЧЕННУЮ СФЕРУ УПОТРЕБЛЕНИЯ

Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

Диалектная лексика.

Проникновение диалектной лексики в литературный язык.

Диалектизмы в художественной речи.

Стилистически не оправданное употребление диалектизмов.

Профессиональная лексика.

Использование профессиональной лексики в литературном языке.

Стилистически не оправданное употребление профессионализмов.

Жаргонная лексика.

Использование жаргонной лексики в литературном языке.

Стилистически не оправданное употребление жаргонизмов.

8. УСТАРЕВШИЕ СЛОВА

Устаревшие слова.

Процесс архаизации лексики.

Состав устаревших слов.

Стилистические функции устаревших слов в художественной речи.

Ошибки, вызванные употреблением устаревших слов.

9. НОВЫЕ СЛОВА

Новые слова.

Пополнение лексики новыми словами.

Типы неологизмов.

Индивидуально-стилистические неологизмы в художественной и публицистической речи.

Ошибки, вызванные употреблением неологизмов.

10. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗАИМСТВОВАННЫХ СЛОВ

Стилистическая оценка заимствованных слов.

Приток иноязычной лексики в русский язык.

Стилистическая классификация заимствованных слов.

Заимствованные слова в художественной и публицистической речи.

Стилистически не оправданное употребление заимствованных слов.

11. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

Фразеологическая стилистика.

Особенности употребления фразеологизмов в речи.

Стилистическая окраска фразеологизмов.

Синонимия фразеологизмов.

Антонимия фразеологизмов.

Многозначность фразеологизмов.

Омонимия фразеологизмов.

Стилистическое использование фразеологизмов в публицистической и художественной речи.

Фразеологическое новаторство писателей.

Разрушение образного значения фразеологизмов.

Изменение количества компонентов фразеологизма.

Преобразование состава фразеологизма.

Речевые ошибки, связанные с употребление фразеологизмов.

Стилистически не оправданное изменение состава фразеологизмов.

Искажение образного значения фразеологизма.

12. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА

Лексические образные средства.

Понятие образности речи.

Определение тропа.

Границы использования тропов в речи.

Характеристика основных тропов.

Метафора. Олицетворение. Аллегория. Метонимия .Синекдоха. Эпитет.

Сравнение. Гипербола. Литота. Перифраза.

12. Стилистически не оправданное употребление тропов.

13. ЯЗЫКОВЫЕ ПРОЕКТЫ

Создание альманаха «Российские лингвисты».



10 класс (литература)

План работы на 2021-22 учебный год

№ п/п

Тема занятия

1

Фольклор. Жанровая система фольклора

2

Литературные роды и жанры

3

Эпические жанры

4

Лирические и лиро-эпические жанры

5

Драматические жанры

6

Художественный образ. Типология художественных образов

7

Художественное время и пространство (хронотоп)

8

Поэтика

9

Содержание и форма лит. произведения

10

Авторский замысел. Пути возникновения авторского замысла

11

Виды и воплощение авторского замысла

12

Художественный вымысел. Фантастика.

13-14

Историко-литературный процесс

15

Авторская позиция.

16

Тема художественного произведения. «Вечные темы»

17

Идея художественного произведения.

18

Проблематика художественного произведения.

19

Сюжет и сюжетные элементы

20

Внесюжетные элементы

21

Фабула художественного произведения.

22

Конфликт. Виды конфликтов

23

Композиция.

24

Композиционные приемы

25

Виды композиции

26

Основные типы композиции

27

Опорные точки композиции. Композиционная антитеза

28

Пафос. Основные виды пафоса

29

Композиционный анализ поэтического текста

30

Композиционный анализ прозаического текста

31

Композиционный анализ драматического текста

32

Образ автора в литературном произведении

33

Персонаж. Классификация персонажей.

34

Характер. Тип.

35

Система образов . «Вечные образы»

36

Художественные средства создания образов

37

Художественные средства создания образов

38

Сказ.

39

Говорящие фамилии

40

Ремарка. Деталь.

41

Символ. Подтекст. Психологизм

42

Народность. Историзм художественного произведения.

43

Комическое и трагическое как основные эстетические категории

44

Гротеск

45

Язык художественного произведения.

46

Поэтический синтаксис и интонационные фигуры

47

Звукопись

48

Изобразительно-выразительные средства

49

Изобразительно-выразительные средства

50

Стихосложение. Системы стихосложения

51

Что такое ритм? Работа с ритмом

52

Двухсложные и четырехсложные размеры в силлабо-тонике

53

Трехрехсложные размеры в силлабо-тонике

54

Дольник. Верлибр. Акцентный стих. белый стих

55

Виды рифмы

56

Системы рифмовки

57

Строфа. Виды строф

58

Подробный план анализа стихотворения

59

Пример анализа стихотворения Л.Кайль «Чайка»

60

Уровневый анализ стихотворения И.Бродского «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря…»

61

Филологический анализ стихотворения И.Бродского «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря…»

62

Итоговое занятие






Учитель