СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы с одаренными учащимися по русскому языку и литературе 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка плана работы с одаренными учащимися.

Просмотр содержимого документа
«План работы с одаренными учащимися по русскому языку и литературе 6 класс»

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

(2018-2019 учебный год)

Проблема работы с одарёнными обучающимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Учёные сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нём в виде задатков. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Многочисленные конкурсы, олимпиады, научные общества учащихся, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как у детей появляется возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей, наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями.

Сложность феномена одаренности, предпосылки и условия формирования и развития одаренности в детском возрасте хорошо проанализированы в «Рабочей концепции одаренности», разработанной российскими учеными. В «Концепции…» сделан важный вывод о том, что «проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования» с тем, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.

Поскольку речь идет об образовательном учреждении, которое должно стать местом для развития одаренности ребенка, то в центре нашего внимания находятся дети, проявляющие  признаки общей одаренности, т. е. те, кто отличается высокой любознательностью, широкой познавательной активностью, яркими познавательными интересами и потребностью в творчестве.

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.

 Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).

1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.

2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание признаков детской одаренности.

3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии.

4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.

     Необходимо учитывать  то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.



Цель работы с одарёнными детьми.

Обеспечение благоприятных условий для создания школьной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности

создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель –  одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».

Задачи:

  • выявление и развитие детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;

  • расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в разных формах творческой и интеллектуальной деятельности.

  • помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях);

  • -организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;

  • выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;

  • - интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;

  • организация проектной деятельности;

  • забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;

  • использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью достижения максимального уровня развития детей.

Ожидаемые результаты:

  • формирование системы работы с одаренными учащимися;

  • творческая самореализация ученика школы через участие в разного рода конкурсах, интеллектуальных мероприятиях;

  • увеличение количества одаренных детей школьного возраста - победителей конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров разного уровня.

Основные направления работы:

  1. Выявление одарённых детей по разным направлениям.

  2. Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

  3. Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

  4. Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям разного уровня.

  5. Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.

  6. групповые занятия  с сильными учащимися;

  7. факультатив;

  8. кружок «Олимпус»;

  9. конкурсы и конференции;

  10. интеллектуальный марафон;

  11. участие в олимпиадах;

  12. индивидуальные консультации.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

  • с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);

в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;

какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь;  результативность деятельности с одаренными детьми.      

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подхода.

Организация работы с одарёнными обучающимися




п/п

Мероприятия

Сроки
проведения

1

Составление банка данных одаренных детей по русскому языку и литературе.

 Сентябрь

2

Изучение интересов и склонностей обучающихся; уточнение критериев всех видов одарённости: интеллектуальной, академической, творческой, художественной и т.д.

Сентябрь

3

Создание банка данных одарённых детей.

Сентябрь

4

Проведение работы с родителями одарённых детей. Беседы с родителями на тему «Как развивать одарённого ребенка».

В течение года

5

Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

В течение года

6

Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по русскому языку и литературе. 

В течение года

7

Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: Интернета, электронных энциклопедий.

В течение года

8

Применение на уроках современных технологий, игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых и здоровьесберегающих.

В течение года

9

Использование элементов дифференцированного обучения направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся

В течение года

10

Подготовка к школьному этапу олимпиады (литература, русский язык).

Сентябрь-октябрь

11

Подготовка к муниципальному этапу олимпиады (литература, русский язык).

Октябрь

12

Выполнение олимпиадных заданий по предметам на уроках и внеурочное время.

Октябрь-ноябрь

13

Неделя русского языка и литературы.   Участие в предметных мероприятиях. 

По плану работы МО

14

Консультационная работа на уроке и во внеурочное время.    


В течение года

15

Творческие задания, доклады, проекты, индивидуальные задания.    

В течение года

16

Работа в Интернете по поиску и использованию информации при выполнении домашних заданий.    

В течение года

17

Подбор заданий повышенного уровня сложности.

В течение года

18

Вовлечение в активную внеклассную творческую работу.


19

Создание портфолио учащихся «Творческие и исследовательские работы по русскому языку и литературе».

В течение года

20

Выставка творческих работ учащихся.

Апрель

21

Участие в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах.

В течение года

22

Дополнительные занятия с одаренными детьми во внеурочной деятельности.

В течение года

23

Занятия по составленному плану 3 раза в месяц

В течение года

24

Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми.

В течение года



Банк одарённых обучающихся

№ п/п



Фамилия, имя



Класс




Способности

1

Умалатова Динара

6

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные,

исполнительские.

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)










2

Адилова Аида

6

По уровню: средние;

По личностной сфере: умственные, исполнительские,

Творческие (нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)


Абекерова Элина

6


,



Минатуллаева Асиль

6


Умалатова Кантат








Календарно-тематическое планирование занятий





п/п



Темы занятий



Форма организации учебных занятий




Творческие работы




Ф.И ученика



Сроки проведения занятий













1

Фонетическая система современного русского языка. Понятие о сильной и слабой позиции.

Учебная лекция.

Практическое занятие.

Создание презентации


Сентябрь




2-3

Подготовка к предметным олимпиадам по русскому языку и литературе.

Выполнение олимпиадных заданий



Сентябрь




4

Буквы е, ё, ю, я в фонетической системе русского языка. Понятие орфоэпической нормы.

Практические занятия

Составление оригинального словарика


Сентябрь



5-6

Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе.

Участие в олимпиаде



Октябрь



7-8

Основы русского стихосложения.

Лекция с элементами беседы + практическое занятие

Составление вопросов викторины по теме


Октябрь



9-10

Правописание безударных гласных в корне слова. Непроверяемые гласные.

Практическое занятие Тестовые задания

Составление кроссворда


Ноябрь



11-13

Ученые - лингвисты

Лекция с элементами беседы

Книжка-раскладушка «Ученые -лингвисты»


Ноябрь-декабрь





14-15

Жизнь и работа «пришельцев» (заимствованных слов) в русском языке.

Практическое занятие

Составление оригинального словарика


Декабрь



16-17

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку.

Практические занятия



Декабрь-январь


18-19

Творчество писателя- классика А.С. Пушкина.

Лекция с элементами беседы + практическое занятие




Создание презентации,

чтение наизусть


Январь


20

Лексическая омонимия. Синонимия. Этимология слова.


Устный журнал

Подготовка реферата


Январь


21

Береза-символ России в поэзии.

Лекция с элементами беседы + практическое занятие

Создание презентации,

чтение наизусть


Февраль


22-23

Фразеологические единицы. Их основные признаки и типы. Этимология фразеологизмов.

Учебная лекция. Тестовые задания


Ролевые игры.

Создание альбома «Фразеологизмы в рисунках»


Февраль


24

Морфемный анализ слова.

Презентация + практические занятия

Защита творческого проекта, презентация


Февраль


25-26

Великий и могучий школьный сленг.

Исследовательская деятельность

Совместный проект


Март


27

Словообразовательные цепочки и гнёзда.

Практическое занятие.

Представление результатов работы



Март


28-29

Лингвистические сказки

Исследовательская деятельность

Ролевые игры.

Сочинение сказок. Иллюстрирование


Март-апрель

30

Имя существительные конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные.

Практическое занятие

Защита научно-исследовательской работы


Апрель









31

Историческая морфология.


Устный журнал

Подготовка реферата


Апрель


32

Сложные синтаксические конструкции.

Практическое занятие

Сочинение


Май


33

Говорящие фамилии в произведениях писателей

Исследовательская деятельность

Создание презентации


Май


34

Литературные места нашего города.

Исследовательская деятельность



Май









































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!