Пояснительная записка.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Учёные сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нём в виде задатков. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»?
Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
В школе должны быть свои традиции.
Школа должна давать современное образование.
В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе образования.
Цель программы:
Обеспечить возможности самореализации личности обучающихся.
Задачи:
Создание системы урочной и внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.
Организация системы исследовательской работы учащихся.
Ожидаемые результаты
Формирование системы работы с одаренными учащимися.
Творческая самореализация ученика через участие в разного рода конкурсах, интеллектуальных мероприятий
Педагогические технологии, используемые при работе:
«Обучение в сотрудничестве» (реализация гуманно-личностного подхода к ребенку для осознанного выбора учащимися образовательного маршрута);
Технология проблемного обучения (приобретение учащимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей);
Игровые технологии (освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве);
Информационно-коммуникационные технологии;
Здоровьесберегающие технологии (обеспечение условий воспитания, обучения и развития, не оказывающих негативного воздействия).
Личностно-ориентированная технология (поддержание эмоционально-положительного фона обучения; использование методов эмоциональной стимуляции, в частности, игровых элементов, альтернативных заданий).
Технология «критического мышления» (создание условий для развития критического мышления посредством чтения и письма, вариативности мышления учащихся, метокогнитивных умений.)
Исследовательские, поисковые технологии (обучение учащихся основам исследовательской деятельности - постановка учебной проблемы, формулирование темы, выбор методов исследования, выдвижение и проверка гипотезы, использование в работе различных источников информации, презентация выполненной работы).
Проектные технологии (формирование творческих способностей учащихся).
Технология инновационной оценки «портфолио» (формирование умений организации учебной деятельности учащихся).
Формы работы с одаренными учащимися:
• групповые занятия с сильными учащимися;
• внеурочная деятельность;
• кружки по интересам;
• занятия исследовательской деятельностью;
• конкурсы;
• научно-практические конференции;
• участие в олимпиадах;
• работа по индивидуальным планам;
• сотрудничество с другими школами.
Список учащихся:
Адамова Элина
Безумова Екатерина
Вербенец Александр
Рыжкова Владислава
Юрлов Дан
Кадровое обеспечение программы
Группа | Функции | Состав |
Административно-координационная | Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив. | Директор школы. |
Консультативная, Научно-методическая | Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций. Аналитическая деятельность. | Заместитель директора по ВР, Заместитель директора по УВР. |
Педагоги школы | Осуществление программы в системе внеклассной работы Использование новых педагогических технологий Организация исследовательской работы учащихся | Педагоги. Педагоги дополнительного образования. |
Специалисты, сотрудничающие со школой | Организация профессиональной помощи педагогам. Проведение тренингов, круглых столов, встреч Диагностика Участие в мероприятиях школы | Руководители МО, Педагог-психолог Социальный педагог Зам. по ВР |
Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися
Направление деятельности | Содержание |
Информационное обеспечение | 1. Нормативно-правовое обеспечение: Положения: О проведении школьного тура предметных олимпиад О проведении предметной недели (декады) О конкурсах, викторинах и т.п. 2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.) 3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям). 4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов. |
Организационно-методическое обеспечение | 1. Создание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми. 2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров. 3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе. 4. Изучение обобщения опыта работы педагогов. 5. Мониторинг работы системы. |
Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся
Форма | Задачи |
Факультатив | Учет индивидуальных возможностей учащихся. Повышение степени самостоятельности учащихся. Расширение познавательных возможностей учащихся. Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности. |
Ученическая конференция | Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой. Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам. Формирование информационной культуры учащихся. |
Предметная неделя (декада) | Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области. Развитие творческих способностей учащихся. |
Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности. Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований. |
Кружки, студии, объединения | Развитие творческих способностей учащихся. Содействие в профессиональной ориентации. Самореализация учащихся во внеклассной работе. |
Организация работы учащихся
Подготовительный этап: | Вид деятельности | Формы работы: |
Формирование навыков научной организации труда. Вовлечение в активные формы познавательной деятельности. Формирование познавательного интереса. Выявление способных учащихся | Урок. Внеклассная работа. Кружки эстетического цикла. Секции. Совместная работа с педагогом-психологом ОУ |
Творческий этап: | Совершенствование навыков научной организации труда. Формирование познавательного интереса. Творческое развитие учащихся. Индивидуальная/групповая работа со способными школьниками. | Внеклассная работа. Предметные недели. Школьные олимпиады. Факультативы. Конференции. Кружки. Секции. Подготовка к интеллектуальному марафону |
Развивающий этап: | Совершенствование навыков научной организации труда. Развитие и расширение познавательных интересов учащихся. Формирование исследовательских навыков. Развитие информационной культуры учащихся. | Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады. Факультативы. Конференции. Индивидуальная работа по разработке проектов и выполнению рефератов. Развивающие занятия по программе «Эрудит» |
Исследовательский этап: | Совершенствование исследовательских навыков. Совершенствование информационной культуры учащихся. Самостоятельное применение учащимися знаний, умений и навыков. | Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады. Факультативы. Индивидуальная работа по разработке проектов и выполнению рефератов. |
Заключительный этап: | Презентация своих работ, проектов и пр. Фиксирование результатов деятельности обучающихся в «Таблице индивидуальных достижений» | Презентация Урок-конференция |
План работы с одаренными детьми:
№ п/п | Мероприятие | Срок |
1. | Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми. Изучение медицинских карт учащихся. | Сентябрь |
2. | Разработка целостной системы поиска, выявления и отбора одаренных детей (совместно с педагогом-психологом ОУ) | Сентябрь – октябрь |
3. | Организация работы с родителями (родительские собрания, консультации) | В течение года |
4. | Организация занятий детей по интересам | В течение года |
5. | Проведение недели «Окружающего мира». Интеллектуальный тест. | Октябрь |
6. | Подготовка и проведение предметных школьных олимпиад. Интеллектуальный марафон. | Ноябрь - декабрь |
7. | Обучающая игра «Веселый математик» | Декабрь |
8. | Международная олимпиада « Васины задачки -2023» | Январь |
9. | Творческая игра «Секреты волшебницы речи!» | Февраль |
10. | Интеллектуальная игра «Самый умный»» | Март |
11. | Дискуссия «Природа и я» | Апрель |
12. | Привлечение учащихся к проектной деятельности (подготовка проектов) | Апрель |
13. | Конкурс фантастических проектов | Апрель – май |
14. | Создание портфолио учащихся | В течение года |
15. | Работа на образовательной платформе Фактор Роста | В течение года |
16. | Работа на образовательной платформе Учи.ру | В течение года |
17. | Развивающий курс внеурочной деятельности «Эрудит» | В течение года 2 раза в неделю |
18. | Расширение банка методической литературы по работе с одаренными детьми. | В течение года |
Дополнительные занятия с одаренными детьми проводятся 1 раз в неделю по пятницам 15:30 – 17:00.