Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Юшинская основная школа
План
работы с одарёнными детьми
класс: 1-4
Бондарева C.И.
202lr
Актуальность: одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.
Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями. : выявление, обучение, воспитание и поддержка одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».
Задачи:
выявление одаренных и талантливых детей, создание базы данных в рамках данного направления;
создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;
внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
развитие позитивной Я-концепции; развитие творческой самостоятельности;
развитие коммуникативных умений; Формы работы с одарёнными детьми:
групповые занятия с одаренными учащимися; предметные кружки; кружки по интересам;
конкурсы; исследовательская деятельность.
Принципы работы с одаренными детьми:
-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
-принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
-принцип опережающего обучения;
-принцип развивающего обучения.
Критерии выявления одаренности:
1) активность, динамичность интеллектуальной деятельности;
2) наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений и навыков;
3) систематическое самообразование;
4) креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах);
5) темпераментные особенности;
6) активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности).
Развитие
Так как одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде, а в большой степени зависит и от окружающей среды, от характера его деятельности, необходимо проводить целенаправленную работу по выявлению и развитию различных видов детской одаренности по следующим направлениям:
1) Вовлечение детей в деятельность по интересам;
2) Организация научно-исследовательской деятельности учащихся;
3) Организация олимпиад, соревнований, конкурсов;
4) Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы;
5) Развитие умений самостоятельно работать;
6) Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов;
7) Обучение творческим методам работы;
8) Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей;
9) Работа с родителями и поощрение учащихся.
План работы с одаренными детьми |
№ | Содержание работы | сроки | ответственные | выход |
1. | Составление плана работы с одаренными детьми | август | Кл.рук | план работы |
2. | Уточнение списка детей с повышенными учебными способностями с указанием предмета или направления | сентябрь | Кл.рук | список |
3. | Диагностика учебных способностей учащихся, развитие каждого мотивированного ребенка, психологическое тестирование, выявление уровня развития познавательной, мотивационной сфер учащихся, степени одаренности учащихся | Сентябрь - май | Кл.рук | анализ |
4 | Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов | В течение года | Учителя - предметники | |
5 | Участие во внутришкольных олимпиадах | октябрь | | Приказы, справки, отчеты, заседание МО |
6 | Подведение итогов школьной олимпиады | ноябрь | Кл.рук | грамота |
7 | Планирование индивидуальной работы с детьми с повышенными учебными способностями на уроке | В течение года | | |
8 | Организация участия школьников в интеллектуальных конкурсах | ноябрь | Кл.рук | |
9 | Привлекать одаренных, мотивационных к осуществлению помощи учащимся, имеющим низкую мотивацию к учебе в классе детей | В течение года | Кл.рук | Наблюдение, собеседование, анализ |
10 | Участие во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок» | ноябрь | Кл.рук | Списки, заявки, справки |
11 | Конкурс-игра «КИТ» | ноябрь | Кл.рук | Списки, заявки, справки |
12 | Полиатлон-мониторинг «Политоринг» | февраль | Кл.рук | Списки, заявки, справки |
13 | Участие в Международной игре – конкурсе по математике «Кенгуру» | март | Учит матем | Списки, заявки, справки |
14 | Игровой конкурс по литературе «Пегас» | март | Кл.рук | Списки, заявки, справки |
15 | Участие во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок» | апрель | Кл.рук | Списки, заявки, справки |
16 | Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней | В течение года | Кл.рук | приказ |
17 | Участие в спортивных секциях | В течение года | Учит. физ-ры | приказ |
18 | Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей | | | Создание банка данных |
19 | Проведение педагогических консультаций с родителями по вопросам: - круг интересов учащихся -трудности в учебе - индивидуальные способности | В течение года | Кл.рук | |
20 | Консультации с учителями – предметниками по вопросам - успеваемости - уровня трудности заданий - индивидуальных способностей школьников | В течение года | Кл.рук | |
21 | Участие в предметной неделе | По плану МО | | |
22 | Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе на 2019-2020 уч. год. | май | | |
План работы с одаренными детьми
в 1 классе
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1 | Изучение психологических особенностей учащихся (речи, мышления, памяти). Диагностика одарённых детей, результаты групповых тестирований. | Сентябрь В течение года |
2 | Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов. | В течение года |
3 | Регулярные консультации для одаренных детей. | В течение года |
4 | Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по русскому языку и математике, разработки интеллектуальных марафонов, игр). | В течение года |
5 | Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: медиатеки, Интернета, компьютерных игр, электронных энциклопедий. | В течение года |
6 | Применение на уроках современных технологий, игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых и здоровьесберегающих технологий. | В течение года |
7 | Использование элементов дифференцированного обучения направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся. | В течение года |
8 | Проведение нестандартных форм уроков: урок-КВН, урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская. | В течение года |
9 | Подготовка к олимпиадам (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение). | Октябрь, ноябрь, декабрь |
10 | Предметные классные, школьные олимпиады (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение). | В течение года |
11 | Всероссийский конкурс «Человек и природа». | Апрель |
12 | Ярмарка-выставка творческих работ детей. | Май |
13 | Участие в конкурсах, спортивных мероприятиях. | В течение года |
14 | Совместное творчество родителей и детей. Выставки работ. | Май |
План работы с одаренными детьми
во 2 классе
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1 | Продолжение изучения психологических особенностей учащихся (речи, мышления, памяти). Диагностика одарённых детей, результаты групповых тестирований. | В течение года |
2 | Вовлечение школьников в деятельность кружков, клубов, факультативов по интересам и склонностям. | Сентябрь |
3 | Работа с родителями, опросы, анкетирования, консультирование. | В течение года |
4 | Организация индивидуальной и групповой работы с одарёнными детьми. | В течение года |
5 | Проведение нестандартных форм уроков: урок-КВН, урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская. | В течение года |
6 | Подготовка к олимпиадам (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение). | Октябрь, ноябрь, декабрь |
7 | Всероссийский конкурс «Человек и природа». | Апрель |
8 | Участие в конкурсах, спортивных мероприятиях | В течение года |
9 | Участие в общешкольных праздниках. | В течение года |
10 | Проектная и исследовательская деятельность на уроке. | В течение года |
11 | Творческая мастерская. Вовлечение в творческие проекты. | В течение года |
12 | Подготовка и участие в общешкольном конкурсе плакатов « 8 марта» | Март |
13 | Участие в школьном дне здоровья. Подготовка и участие в конкурсе плакатов и рисунков по экологии к всемирному дню Земли. | Апрель |
14 | Создание банка нестандартных заданий по предметам. | Ежемесячно |
15 | Участие в конкурсах, спортивных мероприятиях. | В течение года |
План работы с одаренными детьми
в 3 классе
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1 | Вовлечение учащихся в деятельность кружков, клубов, факультативов по интересам и склонностям. | Сентябрь |
2 | Подготовка к олимпиадам (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение). | Октябрь, ноябрь, декабрь |
3 | Предметные классные, школьные олимпиады (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение). | В течение года |
4 | Создание банка нестандартных заданий по предметам. | Ежемесячно |
5 | Участие в новогоднем конкурсе «Лучшая новогодняя стенгазета». | Декабрь |
6 | Проектная и исследовательская деятельность на уроке. | Январь |
7 | Подготовка и участие в конкурсе поделок, посвящённому «8 марта». Проектная деятельность во внеурочное время. | Март |
8 | Подготовка и участие в конкурсе плакатов и рисунков по экологии к всемирному дню Земли. Участие в школьном дне здоровья. | Апрель |
9 | Творческая мастерская. Вовлечение в творческие проекты. | В течение года |
10 | Участие в конкурсах, спортивных мероприятиях. | В течение года |
План работы с одаренными детьми
в 4 классе
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1 | Организация внеурочной деятельности с учётом способностей, склонностей и интересов учащихся. Вовлечение в проектную деятельность. | Сентябрь |
2 | Участие в проектной деятельности. Создание проекта « Как быть здоровым». | Октябрь |
3 | Подготовка и участие в школьных олимпиадах по предметам. | В течение года |
4 | Защита проекта « Как быть здоровым». | Ноябрь |
5 | Представление портфолио учащихся. | Декабрь |
6 | Создание банка нестандартных заданий по предметам. | Ноябрь-май |
7 | Участие в олимпиаде «Старт». | Ноябрь, март |
8 | Подготовка и участие в общешкольном конкурсе плакатов, посвящённому «8 марта» Участие в районной олимпиаде для младших школьников по предметам. | март |
9 | Интеллектуальная игра « Ребусы, шарады, головоломки». | апрель |
10 | Подготовка и участие в общешкольном конкурсе рисунков, посвященному 78-летию Победы в ВОВ. Отчётные концерты, выставки, соревнования по направлениям внеурочной деятельности. | май |
11 | Создание банка нестандартных заданий по предметам. | Ежемесячно |
12 | Участие в конкурсах, спортивных мероприятиях. | В течение года |
Список одаренных учащихся прилагается.