Проблемы адаптации
Первый класс – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивают и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.
Большая часть жизни первоклассника связана с игрой. Игра для них – один из главных способов постижения окружающего мира. С помощью игр дети учатся пользоваться окружающими предметами, изучает мир человеческих взаимоотношений, утверждается в группе сверстников. Без игры невозможно представить мир детства. Поэтому, программа, разработанная нами по адаптации учащихся к школе, построена на игровом материале. В ней содержатся игры и упражнения на развитие основных психических процессов детей с ограниченными возможностями здоровья: внимания, памяти, мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук; игры и упражнения на развитие межличностных отношений в коллективе и т.д. В обществе сверстников ребёнку предоставляется возможность подумать о себе и людях, окружающих его, попытаться понять, как устроен мир вокруг него, найти себе друзей среди сверстников и ребят, которые находятся рядом.
Поставим себя на место ребенка, строить свое поведение в соответствии с новой системой социально заданных правил очень непросто. Он становится учеником, который впервые переступает порог школьного здания. Что мы знаем про него? Ему предстоит адаптироваться в системе, которая кардинально отличается от всего, с чем он (как дошкольник) имел дело прежде. Ему необходимо научиться. Наконец, у него должна сформироваться внутренняя позиция школьника. Ребёнок осваивает новый, совершенно незнакомый вид деятельности. Ему нужно понять и запомнить новые правила поведения. Наконец, теперь результаты его деятельности будут оцениваться учителем. Вспомним, что поступление ребенка в школу означает, прежде всего, увеличение нагрузок на его организм. И если в довершение к этим нагрузкам ребенок испытывает постоянный стресс и тревогу, вызванные сложностью и непонятностью новой социальной ситуации, процесс адаптации ребенка к школе значительно осложняется. Размышления о том, как помочь детям при встрече с новой для них школьной ситуацией, и привели к разработке цикла психологических занятий для детей, только что переступивших порог школы.
Основной целью работы социального педагога является адаптация ребёнка к школе и профилактика возможных трудностей, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.
Решаются следующие задачи:
- формирование адекватного представления о школьной жизни;
- осознание ребенком специфики позиции школьника;
- выработка адекватных реакций на возможные затруднения в школьной жизни;
- повышение школьной мотивации.
План работы социального педагога по адаптации учащихся 1-х классов
в 2015/2016 учебном году
Цель: создать условия для благоприятной адаптации первоклассников
Сроки
|
Содержание работы
|
Отметка о выполнении
|
сентябрь – октябрь
|
1. Классный час:
1) Ознакомление учащихся с правилами поведения учащихся, Уставом школы;
2) «Живём по часам» о соблюдении режима дня школьника.
|
|
сентябрь – октябрь
|
2. Диагностика: «Социальный паспорт класса». Определение статусов учащихся, сбор подтверждающих документов.
|
|
сентябрь – ноябрь
|
3. Посещение семей на дому. Обследование условий проживания учащихся. Выявление семей оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах.
|
|
по необходимости
|
4. Индивидуальные беседы с родителями (по запросу классного руководителя, необходимости).
|
|
постоянно
|
5. Подбор рекомендаций, справочно - информационных материалов для классного руководителя, родителей первоклассников.
|
|
постоянно
|
6. Наблюдение за учащимися во время учебно-воспитательного процесса, на перемене. Выявление учащихся «группы риска».
|
|
по необходимости
|
7. Доверительные индивидуальные беседы с учениками, нарушающими дисциплину, по необходимости, по запросу классного руководителя.
|
|
октябрь
|
Предупредительные беседы перед каникулами
|
|
октябрь-март
|
8. Беседы с учащимися в рамках месячника по профилактике негативных явлений среди несовершеннолетних: «Азбука поведения».
|
|
по необходимости
|
9. Индивидуальные беседы с детьми по предупреждению агрессии «Можно и нельзя».
|
|
декабрь
|
10. Классные часы:
Учимся спорить. Спор и ссора (умение вести дискуссию). Как выйти из конфликтной ситуации?
|
|
декабрь
|
Предупредительные беседы перед каникулами. «Осторожно! Петарда!»
|
|
январь
|
11. Беседы с учениками, нарушающими дисциплину (по необходимости, по запросу классного руководителя).
|
|
февраль
|
12.«Закрепление представлений о бесконфликтном общении».
|
|
по необходимости
|
13. Индивидуальные беседы с учащимися о правилах поведения в общественных местах.
|
|
март
|
14. Беседы с учащимися в рамках месячника по профилактике негативных явлений среди несовершеннолетних (по необходимости) Предупредительные беседы перед каникулами
|
|
апрель - май
|
15. Закрепление знаний о правилах поведения учащихся.
16. Предупредительные беседы перед каникулами
|
|