СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы социального педагога по адаптации учащихся 1-х классов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы адаптации

                Первый класс  – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

 С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.

Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивают и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.          Большая часть жизни первоклассника связана с игрой. Игра для них – один из главных способов постижения окружающего мира. С помощью игр дети учатся пользоваться окружающими предметами, изучает мир человеческих взаимоотношений, утверждается в группе сверстников. Без игры невозможно представить мир детства. Поэтому, программа, разработанная нами по адаптации учащихся к школе, построена на игровом материале. В ней содержатся игры и упражнения на развитие основных психических процессов детей с ограниченными возможностями здоровья: внимания, памяти, мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук; игры и упражнения на развитие межличностных отношений в коллективе и т.д. В обществе сверстников ребёнку предоставляется возможность подумать о себе и людях, окружающих его, попытаться понять, как устроен мир вокруг него, найти себе друзей среди сверстников и ребят, которые находятся рядом.

           Поставим себя на место ребенка, строить свое поведение в соответствии с новой системой социально заданных правил очень непросто. Он становится учеником, который впервые переступает порог школьного здания. Что мы знаем про него? Ему предстоит адаптироваться в системе, которая кардинально отличается от всего, с чем он (как дошкольник) имел дело прежде. Ему необходимо научиться. Наконец, у него должна сформироваться внутренняя позиция школьника.  Ребёнок осваивает новый, совершенно незнакомый вид деятельности. Ему нужно понять и запомнить новые правила поведения. Наконец, теперь результаты его деятельности будут оцениваться учителем. Вспомним, что поступление ребенка в школу означает, прежде всего, увеличение нагрузок на его организм. И если в довершение к этим нагрузкам ребенок испытывает постоянный стресс и тревогу, вызванные сложностью и непонятностью новой социальной ситуации, процесс адаптации ребенка к школе значительно осложняется. Размышления о том, как помочь детям при встрече с новой для них школьной ситуацией, и привели к разработке цикла психологических занятий для детей, только что переступивших порог школы.

           Основной целью работы социального педагога  является адаптация ребёнка к школе и профилактика возможных трудностей, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.

Решаются следующие задачи:

- формирование адекватного представления о школьной жизни;

- осознание ребенком специфики позиции школьника; - выработка адекватных реакций на возможные затруднения в школьной жизни; - повышение школьной мотивации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы социального педагога  по  адаптации учащихся 1-х классов

в  2015/2016 учебном году

Цель: создать условия для благоприятной адаптации первоклассников

Сроки

Содержание работы

 

Отметка о выполнении

сентябрь – октябрь

 

 

1.  Классный час:

1) Ознакомление учащихся с правилами поведения учащихся, Уставом школы;

 2) «Живём  по  часам» о  соблюдении  режима  дня  школьника.

 

сентябрь – октябрь

2. Диагностика: «Социальный паспорт класса». Определение статусов учащихся, сбор подтверждающих документов.

 

сентябрь – ноябрь

 

3. Посещение семей на дому. Обследование условий проживания учащихся. Выявление семей оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах.

 

по необходимости

4.  Индивидуальные беседы с родителями (по запросу классного руководителя, необходимости).

 

постоянно

5. Подбор рекомендаций, справочно - информационных материалов для классного руководителя, родителей первоклассников.

 

постоянно

6. Наблюдение за учащимися во время учебно-воспитательного процесса, на перемене. Выявление учащихся «группы риска».

 

по необходимости

 

7. Доверительные индивидуальные  беседы с учениками, нарушающими дисциплину, по необходимости, по запросу классного руководителя.

 

октябрь

Предупредительные беседы перед  каникулами

 

октябрь-март

 

8. Беседы с учащимися в рамках месячника по профилактике негативных явлений среди несовершеннолетних:  «Азбука поведения».

 

по необходимости

9. Индивидуальные беседы  с  детьми  по  предупреждению  агрессии «Можно и нельзя».

 

декабрь

10. Классные  часы:

Учимся спорить. Спор и ссора (умение вести дискуссию). Как выйти из конфликтной ситуации?

 

декабрь

Предупредительные беседы перед  каникулами. «Осторожно! Петарда!»

 

январь

 

11. Беседы с учениками, нарушающими дисциплину (по необходимости, по запросу классного руководителя).

 

февраль

12.«Закрепление представлений о бесконфликтном  общении».

 

по необходимости

13. Индивидуальные беседы с учащимися о правилах поведения в общественных местах.

 

март

14. Беседы с учащимися в рамках месячника по профилактике негативных явлений среди несовершеннолетних (по необходимости) Предупредительные беседы перед  каникулами

 

апрель - май

15. Закрепление знаний о правилах поведения учащихся.

16. Предупредительные беседы перед  каникулами

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!