Просмотр содержимого документа
«План самообразования»
План самообразования учителя информатики
на 2014 - 2018 годы
Ф.И.О. учителя: Чекрыжова Елена Николаевна
Предмет: Информатика и ИКТ
Образование: Высшее, Казанский государственный педагогический университет, 2004 год
Специальность по диплому: педагогика и методика начального образования
Переподготовка: Институт непрерывного педагогического образования г.Наб.Челны, 2008 год
Специальность по диплому: информатика
Стаж работы, категория: 22 года, высшая квалификационная категория
Присвоение категории: 30.12.2013г.
Тема по самообразованию: Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках.
Цель самообразования: совершенствование методики преподавания предмета «Информатика и ИКТ», повышение уровня обученности учащихся, уровня педагогического мастерства.
Задачи:
формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;
изучить и применять новые интерактивные технологии в процессе обучения;
обеспечивать программирование своей деятельности, воплощение творческого замысла;
продолжать работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания «Информатики и ИКТ»;
разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации.
Перечень вопросов по самообразованию:
изучение психолого-педагогической литературы;
разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
проектная и исследовательская деятельность;
анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
продолжение изучения педагогического опыта других учителей;
планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Принципы профессионального самообразования: непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
Индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности школьного и городского методических объединений учителей информатики и ИКТ, а также через участие в жизни школы и через сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.
Ожидаемый результат самообразования:
Постоянное ведение персонального сайта, корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.
Выступление на семинарах, конференциях, мастер-классах, публикация статей.
Выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии на уроках информатики и во внеурочное время;
Разработка пакета материалов в электронном виде, в том числе:
комплекта дидактических средств по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы);
электронного банка творческих и проектно-исследовательских работ учащихся;
пакета методразработок открытых уроков с применением информационно-коммуникационных технологий.
Разработка рабочих программ по информатике и ИКТ в соответствии с требованиями ФГОС;
Формирование у обучающихся внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
Повышение качества преподаваемого предмета;
Участие в педагогических советах, семинарах, вебинарах, в работе ШМО учителей естественно-математического цикла;
Умение оказать практическую помощь коллегам.
Планируемые результаты самообразования:
Разработка комплекта электронных уроков по информатике и ИКТ;
Разработка пакета материалов в электронном виде, в том числе: комплекта дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы); комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету); создание банка творческих и проектно-исследовательских работ учащихся; пакета сценариев открытых уроков с применением информационно-коммуникационных технологий и интерактивной доски,
Постоянное ведение электронного портфолио-сайта учителя.
Выступление на семинарах, конференциях, мастер-классах.
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию, я наметила основные разделы работы по самообразованию:
Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО, педагогических советах, участие в конкурсах, семинарах, конференциях.
№ | Этапы | Содержание работы | Сроки | Результаты работы |
1 | Диагностический | Раздел 1. Изучение психолого-педагогической, научной и методической литературы |
Обзор методической и научно-популярной литературы по теме самообразования Обзор информации в Интернете по информатике и ИКТ, педагогике, психологии. Изучение нормативно – правовой документации ФГОС НОО и ООО: — примерные учебные программы — примерный учебный план — планируемые результаты обучения основного общего образования — программы развития универсальных учебных действий — программа духовно–нравственного развития и воспитания школьников. Изучение новых программ, учебников, УМК по информатике и ИКТ, выяснение их особенностей и недостатков. Совершенствование работы с педагогическими технологиями (личностно-ориентированной и технологией уровневой дифференциации) через предметные издания и Интернет. | 2014-2015 годы | Конспекты. Памятки. Рекомендации. Размещение ссылок на персональном сайте. Изучение инновационных методов работы ведущих учителей. Курсы повышения квалификации учителей информатики. Изучение ФГОС ООО. Изучение психолого – педагогической литературы, примерной основной образовательной программы школы. Новинки учебных пособий по информатике. |
2 | Прогностический | Раздел 2. Определение целей и задач темы (корректировка) |
Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов | 2014-2015 | План самообразования |
Раздел 3. Обучение на курсах в системе повышения квалификации |
Курсы повышения квалификации «Методологические и содержательные аспекты преподавания информатики в условиях ФГОС», 108 часов, ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный университет» «Институт дополнительного профессионального образования» г.Наб.Челны Участие в работе Стажировочной площадки для повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования Республики Татарстан Участие в работе Стажировочной площадки на базе ведущих образовательных организаций г.Санкт-Петербурга по дополнительной образовательной программе «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом» в объеме 36 часов Участие в международной научно-практической конференции «Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования», ИЭУП, г.Казань Участие в межрегиональном семинаре «Опыт организации, проблемы и перспективы развития дистанционного обучения детей-инвалидов в Республики Марий Эл», ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский» | 2014-2018 годы | Совершенствование форм и средств организации обучения по предмету. Создание персонального сайта. Участие в работе сетевых интернет-сообществ учителей |
Раздел 4. Подтверждение высшей категории. |
| 2018 | высшая категория |
3 | Практический | |
Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса Корректировка работы.
| 2014-2018 годы | Участие в городских, республиканских научно-практических конференциях, конкурсах. Широкое использование на уроках и внеклассных занятиях электронных учебников и мультимедийных презентаций. Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС ООО. Участие в вебинарах для учителей информатики. Выступления в рамках работы стажировочной площадки «Современный урок. Требования к организации», «Организация внеурочной деятельности. Выбор и обоснование моделей организации внеурочной деятельности.» Выступления в рамках семинаров, методических недель «Активные и интерактивные формы и методы обучения», «Самоанализ урока». Участие в олимпиадах, конкурсах. Публикации в Социальной сети работников образования разработок уроков и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе учащихся школы. |
4 | Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. 3 .Представление материалов. | 2017-2018 годы | Обобщение и распространение своего опыта работы в рамках подготовки к аттестации педагогических работников: - открытые занятия, мастер-классы; - публикации; - выступления на семинарах, конференциях. Взаимопосещение уроков, методический разбор посещенных уроков. Участие в семинарах и работе ШМО учителей естественно-математического цикла. Участие в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах и олимпиадах. Ведение персонального сайта Участие в работе школьного сайта. Открытые уроки на школьном и муниципальном уровнях. Консультативная помощь учителям и учащимся. Анализ методов, форм, приёмов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. Создание и пополнение «банка проектов и исследовательских работ». Ведение профессионального портфолио. Оформление результатов работы. |
5 | Внедренческий | 1 .Исследование опыта в процессе дальнейшей работы. 2.Распространение опыта работы. | 2018-2019 учебный год | 1. Публикации работ детей, методических рекомендаций по организации исследовательской деятельности учащихся. 2. Индивидуальный творческий проект 3. Обогащение Портфолио учителя. 4. Посещение и публикации на сайтах «Методсовет», в интернет-портале "ProШколу.ru" , электронный журнал «Большая перемена», "Банк интернет-портфолио учителей". 5. Публикации творческих и практических работ учащихся в проекте для одарённых детей «Алые паруса» социальной сети |
Список используемой литературы:
Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года. — М.: АПК и ПРО, 2008.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков / М.:Просвещение, 2012 г. 2. Брыкова О.В., Громова Т.В.
Проектная деятельность в учебном процессе / М.: Чистые пруды, 2010 г.
Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны /Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010 г. – № 2.
Копотева Г. Л., Логвинова И. М. Дидактика уверенности в себе: проектируем урок, реализующий требования ФГОС. Основное общее образование. – В.: «Учитель», 2015.
Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие/ О.Н.Крылова, И.В.Муштавинская. – СПб., КАРО, 2013.
Миронов А. В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. – В.: «Учитель», 2014.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2010 г.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010 г.
Электронный сборник «Стратегические ориентиры управления качеством образования в современной школе», г.Бугульма, 2015г.
Серия «ЕГЭ. ФИПИ – школе, тематические варианты.