СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План самообразования "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План самообразования воспитателя дошкольного огбракзовательного учреждения.

Просмотр содержимого документа
«План самообразования "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"»

Структурное подразделение муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Пожарская средняя общеобразовательная школа»

Пожарский детский сад






План самообразования

на 2019-2020 учебный год

«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»








Разработала:

воспитатель Самсонова О.Е.





с. Пожарки

Актуальность темы:

Дети - очаровательные существа. Наблюдать за ними одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего – обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Отрыв от дома и близких людей, встреча с новыми незнакомыми взрослыми, а так же с другими детьми, могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, без травмы. Как помочь ему пройти период адаптации безболезненно, создать для этого наиболее благоприятные условия?

Конечно, для любого педагога период, когда в группу приходит много новичков, является большим испытанием. Особенно важно в это время для меня было заложить основы доброжелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребёнка. Я отчётливо понимала, что дальнейшие задачи связанные, например, с обучением, самообслуживанием и т. д. являются вторичными, так как их реализация может быть возможна позже, когда дети эмоционально успокоятся и пойдут на контакт. Работая с детьми, впервые пришедшими в детский сад, я столкнулась с тем, что все ребята очень разные по своим умениям, уровню физического и психологического развития. Кто – то очень плохо говорил, не ел самостоятельно, кто- то боялся детей и прибывал в постоянной тоске по маме. Некоторые дети умели всё, но не были часто в коллективе, поэтому могли ударить или толкнуть тех, кто приближался в их личное пространство. Некоторые из них были ослабленные, избалованны, капризны, отдельные дети дрались, кусались, не умели действовать с игрушкой. Малыши по-разному привыкали к детскому саду. Эта тема была выбрана мною не случайно, т. к. до поступления на работу в детский сад, мне не приходилось взаимодействовать с детьми раннего возраста, поэтому самообразование по этому разделу для меня очень важно.

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке.

Цель  работы: создание оптимальных условий для успешной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.


Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:

-изучить проблему адаптации, ее виды и способы, выявить особенности адаптации детей к ДОУ.

- организовать воспитательно - образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями детей и программой ДОУ.

- создать систему взаимодействия с родителями (памятки, консультации, анкетирование)

- оформление картотек игр, пальчиковых гимнастик, релаксационных упражнений и т. д.

- диагностика степени адаптации детей раннего возраста к детскому саду и подведение итогов работы по теме самообразования.



Принципы работы по адаптации детей в ДОУ являются :

- создание предметно-развивающей среды в группе,

- методы и приемы первого контакта взрослых с детьми,

- гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации,

- индивидуальный подход к ребенку,

-учет возрастных и психологических особенностей детей раннего возраста,

- контроль над физическим состоянием ребенка,

работа с родителями.




Предполагаемый результат: благоприятное прохождение периода адаптации у детей, создание комфортной обстановки для детей в группепреобразование предметно-развивающей среды; становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Этап

Форма работы

Сроки

Литература

Практический выход

1

Информационно-аналитический

Подбор и изучение психолого – педагогической литературы по вопросам адаптации

Сентябрь - октябрь

Е.В. Жердева. Дети раннего возраста в детском саду. (Возрастные особенности, адаптация, сценарии дня.)

Н. М. Аксарина "Воспитание детей раннего возраста"
Изд-во «Медицина», М., 1977 г.

Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практическое пособие М.: Айрис-Пресс, 2006. - 112 с.




Теоритические знания педагога

2

Проектировочный

Анализ методической литературы по работе с детьми в адаптационный период; подбор художественной литературы и иллюстрационных материалов. Составление плана работы и подбор методик работы с детьми раннего возраста в адаптационный период.

Ноябрь- декабрь

Е.В. Жердева. Дети раннего возраста в детском саду. (Возрастные особенности, адаптация, сценарии дня)

Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с.

Интернет- тресурсы


Разработан план работы с детьми раннего возраста на период адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

3

Создание условий для работы с детьми


Создание предметно-развивающей среды в группе, обновление художественной литературы и базы развивающих и дидактических игр. Разработка адаптационных игр на знакомство с группой, детьми, воспитателями и сотрудниками детского сада.

Январь- февраль

Интернет - ресурсы

Обновлена предметно-развивающая среда в группе раннего возраста. Разработаны и оформлены картотеки сюжетно-ролевых игр, пальчиковых игр, игр на развитие речи и артикуляционного аппарата, способствующие успешной адаптации детей раннего возраста.

4

Формирующий

Разработка памяток и информационных листов для родителей об особенностях развития детей раннего возраста и вопросам адаптации детей раннего возраста. Проведение анкетирования «Карта семьи» и ведение листов адаптации на каждого ребенка. Проведение индивидуальных консультаций по вопросам адаптации

детей раннего возраста.

Оформление папки –передвижки.

Март


Подготовлены памятки, папка- передвижка,буклеты, письменные консультации на тему адаптации детей раннего возраста.

5

Контрольно- отчетный

Диагностика адаптационных карт и контрольное определение уровня адаптации детей раннего возраста к детскому саду, подготовка изученного материала для отчета по теме самообразования

Апрель- май

Все используемые ранее источники по теме

Оценка параметров адаптации. Выступление на итоговом педсовете.