План урока Отрицательные частицы Не и Ни
Ход урока 2
I. Лингвистическая разминка
- Запишите предложение под диктовку, объясните орфограммы и пунктограммы, определите разряды и значение частиц.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, вот кто самый настоящий, лучший друг.
(Смысловые частицы — не и вот; формообразующая частица - самый. Частицы не придают отрицательное значение глаголам-сказуемым, частица вот - указательная, частица самый служит для образования превосходной степени прилагательного.)
II. Проверка домашнего задания
1. Рассказ учащихся о различных функциях частицы не.
2. Упражнение 387: проверка по цепочке.
В это время ученик выполняет на доске морфологический разбор слова.
III. Продолжение изучения темы “Отрицательные частицы не и ни”
1. Слово учителя.
Функции частицы ни, о которой пойдет речь сегодня, более разнообразны, чем у частицы не. Прочитайте теоретический материал учебника и определите, что нового о частице ни вы узнали.
2. Самостоятельное изучение функций частицы ни - § 67, с. 177, ответ на вопрос о значении этой частицы, примеры предложений.
IV. Разбор предложений
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сопоставьте предложения, определите роль не и ни:
А вы друз...я как н... садитесь всё в музыканты н... годитесь. (И.А. Крылов.)
М...лоток (не, ни) должен быть (не, ни) т...ж(е, о)лым, (не, ни)слишком ле...ким.
Комментарий.
А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. (И.А. Крылов.)
Молоток не должен быть ни тяжелым, ни слишком легким.
Частица не в обоих предложениях придает отрицательное значение глаголам-сказуемым. В первом предложении частица ни служит для усиления отрицания. Во втором перед нами составной союз ни - ни.
Примечание: сведения о составном союзе ни - ни являются опережающими; возможно, ученики сами определят принадлежность ни - ни к составным союзам.
V. Выполнение упражнений
1. Упражнение 388: комментированное письмо.
2. Упражнение 389: устный разбор.
3. Упражнение 390: самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
Домашнее задание
1. § 67.
2. Упражнение 391: письменно.
3. Упражнение 392: устно (подготовка к диктанту).