Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов города Москвы
Центр непрерывного художественного образования
Контрольная работа
курсантки группым «ИЗО – 5»
учителя ИЗО ГБОУ СОШ № 1249 г. Москвы Любимовой Э. Н
План урока по изобразительному искусству
для4-го класса по теме:
«Узорочье теремов»
Декабрь 2014
Урок для 4-го класса по теме:
«Узоречье теремов»
Цели: Раскрытие красоты художественного оформления интерьера в историческом контексте. Продолжить знакомство учащихся с традиционными народными художественными промыслами. Познакомить с деревянным зодчеством России – резьбой по дереву, узорочьем, некоторыми знаками-узорами орнамента украшения деревянных резных изделий.
Задачи:
Научить: закрепить знания учеников по разделу «Древние города», научить подбирать элементы композиции в соответствии с темой и замыслом.
Развивать: чувство стиля, навыки гармоничного заполнения пространстваформами в связке с художественным оформлением, умение работать в группе.творческие способности и воображение.
Воспитать: эстетические мировосприятие, эмоциональную отзывчивость на декоративное оформление интерьера, любовь к народному творчеству, способность чувствовать красоту изделий, осознание их роли в жизни человека, любовь к культуре родного края.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование урока: презентация, наглядные пособия, репродукции картин, заготовки художественных объектов, краски, кисти, карандаши, фломастеры, бумага А3.
План урока:
1.Организационный момент.
1.1.проверка готовности к уроку.
1.2.сообщение темы и целей.
1.3.эмоциональный настрой учащихся.
2.Актуализация и мотивация
2.1. Объяснение роли правильного оформления интерьера
2.2 Просмотр примеров
3.Первичное закрепление знаний
3.1 Вопросы про оформление интерьера.
4.Отработка навыков
5.Обратная связь и рефлексия
6. Применение изученного.
Ход урока:
1.Организационный момент.
1.1 проверка готовности к уроку.
1.2.сообщение темы и целей.
1.3 эмоциональный настрой учащихся.
- Чистый лист был очень бел
И, поэтому, несмел.
На окраине стола
Скучно жизнь его текла.
Ночью – спал, а днем – дремал,
Но тоске конец настал
В час, когда в крутой вираж,
Спрыгнул с полки карандаш.
Весь исполненный отваги
Он увидел лист бумаги.
С ходу принялся за дело,
И теперь тот листик белый
К. Жабова
2.Актуализация и мотивация
2.1. Постановка проблемы
- Сегодня мы познакомимся с народными промыслами – деревянное зодчество и роспись по дереву.
- Деревянное зодчество – это мастерство строить архитектуру из дерева. Этот промысел развивается на протяжении многих веков: это строительство домов, домовых построек, домовой утвари, украшения для дома из разных пород дерева.
- Роспись по дереву — это один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства.
Украсить росписью по дереву можно практически любые изделия. Это может быть посуда, шкатулки, игрушки и многое другое.
- Техники росписи по дереву очень много: северодвинские, хохломская, городецкая и множество других.
- Основная тематика росписи: растительный мир, а резных украшений- геометрические и растительные элементы.
- На Руси всегда знали и ценили великолепные свойства древесины: ее дешевизну; легкость обработки; прочность способность сохранять тепло; сравнительную долговечность. В деревянной избе всегда сухо, летом - прохладно, зимой – тепло. А утварь для дома была не просто вырезана из дерева, а еще и разукрашена узорами: резьбою, красками.
- Делали так не только для красоты: по старинному поверью узоры эти несли в себе силу добра и оберегали от всякого зла.
- «Узорочье» - это целый рассказ о мире, созданный еще в глубокой древности. Особенности этого стиля – затейливые формы, обилие декора, сложность композиций и живописность силуэта.
- Узоры несли в себе тайные знаки, с помощью которых люди пытались воздействовать на окружающий мир: призывали хороший урожай, здоровье, семейное счастье. Для этого знаки вышивали на ткани, вырезали на дереве, украшали им посуду, стены.
- Далее мы рассмотрим разные вариации узоречья теремов.
Далее просмотр иллюстраций, а фоном звучит стихотворение:
- Что ни терем, ни изба –
Позолота, да резьба.
Терем, терем, теремок,
Он затейлив и высок,
В нем окошки слюдяные,
Все наличники резные,
А на крыше петушки
Золотые гребешки.
А в перилах на крылечке
Мастер вырезал колечки,
Завитушки да цветки
И раскрасил от руки.
В терему резные двери,
В изразцах на печке в ряд
Птицы райские сидят.
По стенам резные лавки
И дубовый стол резной
Возле печки сохнут травки,
Собирали их весной
Да настой варили, чтобы
Пить зимою от хворобы.
Рядом с горницей передней
Спальня в горнице соседней,
И постель в ней высока
Высока - до потолка!
Там перины, одеяла
И подушек там немало,
И стоит, покрыт ковром,
Ларь с хозяйкиным добром.
Душно в тереме высоком
От натопленной печи:
Не откроют в холод окна
Наши предки русичи.
3. Первичное закрепление знаний
- Как думаете, почему деревянное зодчество широко распространено на Руси? (Обилие деревьев)
- Какая тематика росписи по дереву?
- Какая тематика резьбы по дереву?
- Какой художник изображал узорочье теремов?
4. Отработка навыков
Учитель произносит стих, указывая на картины:
Заскучал мой карандаш:
– Что ж бумагу мне не дашь?
И лежу я без работы,
А ведь мог создать пейзаж!
Я могу построить дом,
Будет рядом он с прудом,
Вот окошко, вот крылечко,
Жить уютно будет в нём!
Л. Каваляка
(Можно следующий стих записать на диктофон и параллельно со звучанием голоса рисовать на доске)
Спят в коробке малыши,
Малыши – карандаши.
Красный, жёлтый, голубой...
Выбирай себе любой.
Нарисуем вместе дом,
Будем так красиво в нём.
Пусть над домом будет солнце,
Чтоб светило к нам в оконце.
Ж. Зудрагс
Физминутка
Солнце.
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.
Далее легким фоном можно включить русскую народную музыку
- А сейчас представьте себе, что мы с вами древнерусские мастера. Собрались в избе нашего друга- мастерового, чтобы выполнить заказ – оформить интерьер избы. Инструменты наши - это карандаши и кисти.
- Приятной работы!
/Ребята выполняют работу в соответствии с инструкцией. При необходимости учитель помогает/
5. Обратная связь и рефлексия
Вопросы ученикам:
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Довольны ли вы результатом (опрос учеников).
Подведение итогов и методический анализ рисунков.
6. Применение изученного.
- Дети, гуляя по города обрати внимание, как украшена архитектура вашей улицы, ведь кроме росписи и резьбы дома могут быть украшены лепными орнаментами, которые выглядят также очень красиво.
Список использованных источников
учебник по ИЗО для 4-го класса, под ред. Неменского Б. М.
http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-karandashi.html
Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство». Рабочая тетрадь. 3 класс. Из-во Астрель. Москва, 2012
http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/urok-istokov-v-8-klasse-mir-uzorochya
http://www.ado-pro.ru/courses/178








