План урока литературы
Тема: Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора
Тип урока: Комбинированный урок
Цели и задачи: расширить представления о пословицах и поговорках, созданных народной мудростью и богатым жизненным опытом; показать богатство, точность, выразительность языка этого вида устного народного творчества.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: познакомятся с произведениями устного народного творчества – пословицами и поговорками.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в учебном материале; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в различных источниках, включая интернет-ресурсы;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы.
Методические приемы: выразительное чтение, аналитическая беседа.
Сценарий урока
I. Проверка домашнего задания.
– Нашу работу по фольклору продолжат малые формы – пословицы и поговорки. Назовите пословицы, которые вы знаете, объясните их смысл. (Ответы учащихся.)
– Какие меткие народные изречения! И в каждой – совет, поучение, мораль. А к кому относятся эти советы, поучения? (Ко всем.)
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Изучение нового материала.
1. Работа по учебнику.
– Чтение материала учебника (с. 60): В. И. Даль о пословице.
Словарная работа.
Высказанное обиняком – намеками, иносказательно.
Беседа по вопросам.
– Что такое пословица?
– Что значит «на все случаи жизни»? (О труде – «без труда…»; о проведении времени – «делу время…»; о надежде – «на Бога надейся…»; об отказе от друга и наговоре на него – «не плюй в колодец…», «не рой яму другому…»; о хвастовстве – «не хвали себя…»; об отношении к животным – «не гони коня кнутом…».)
– Поговорка – часть суждения. Можно ли заблудиться в небольшом знакомом лесу? («В трех соснах заблудился».) Как говорят о человеке, который явился неожиданно? («Как с Луны свалился», «Явился как снег на голову».) Поговорки похожи на метафоры.
– Кто создавал пословицы? (Народ на протяжении многих лет.)
Пушкин о пословицах и поговорках.
Чтение пословиц, объяснение их значений (с. 61–62).
Задание 1.
– Определите, по каким темам объединены пословицы в I, II, III, IV разделах.
Пересказ статьи В. П. Аникина «Мудрость народов» (2 учащихся в форме диалога).
Задание 2.
– Найдите и зачитайте пословицы, выражающие отношение к добру и злу, к труду и учению у различных народов мира.
2. Закрепление изученного.
– Объясните прямой и переносный смысл пословицы.
– Как построена каждая пословица?
Вариант I Вариант II
а) Одна пчелка не много меду натаскает.
Прямой смысл касается животного мира: пчелы живут роями, трудятся сообща. | Переносный смысл в том, что и человеку трудно одному выполнить большую работу, а все вместе, дружно люди смогут многое. |
Пословица представляет собой простое предложение с инверсией (сказуемое в конце предложения), благодаря чему изменяется ритм высказывания, интонацией выделяются главные слова «одна» и «не много».
б) С кем соль-хлеб водишь, на того и походишь.
Эта пословица о дружбе, прямой смысл в том, что долгие годы дружбы сильно сближают людей: у них общие привычки, вкусы и т. п. | Переносный смысл в том контексте, в котором прозвучит пословица. В ней может содержаться упрек (если речь идет о дружбе с людьми дурными, недостойными быть примером), а может – похвала. |
Пословица построена в форме сложного предложения с рифмованными частями (водишь – походишь).
в) До слова крепись, а давши слово, держись.
В этой пословице указание к действию. Человек должен быть верен своему слову, как бы трудно ему ни приходилось. Пословица двухчастная, построена с помощью рифмовки слова (крепись – держись).
г) Лес рубят – щепки летят.
Прямой смысл в особенностях процесса рубки: о щепках никто не думает при такой трудоемкой работе. | Переносный – во время тяжелого испытания часто страдают невинные, не причастные к этому делу люди. |
Предложение сложное, вторая часть – следствие из первой.
3. Сочинение-миниатюра по одной из пословиц.
– «Безделье – мать пороков», – гласит французская пословица. И это так. Бездельничал, не решил задачу, а двойку получать не хочется. И, забыв о чувстве собственного достоинства, начинаешь у кого-то списывать решение. Сегодня списал, завтра, и незнание накапливается. И ты уже и хотел бы решить, да не можешь. Начинаешь лгать, изворачиваться (хитрить), выдумывать разные причины. Вот теперь и посчитай, сколько пороков лень породила!
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Что такое пословица? Поговорка? (Высказывания учащихся.)
– Пословицы и поговорки не для того созданы, чтобы их только читать. Они учат нас, как поступать, они советуют, помогают переступить через свое нежелание; они делятся с нами жизненным опытом их создателей, чтобы мы не повторяли их ошибок и не делали своих.
Домашнее задание: читать стр.60-68, написать сочинение по пословице