класс рота взвод Дата
Тема: «»
Номер урока по тематическому плану
Тип урока:
Типы уроков:
Изучение новых знаний
Закрепление знаний
Урок комплексного применения знаний
Обобщение и систематизация знаний (или повторительно-обобщающий урок)
Контроль, оценки и коррекция знаний
Объединенный, или комбинированный
Форма урока:
Формы урока:
экскурсия 9. кино, видео, теле-уроки
лекция 10. лабораторная работа
практикум 11. заочное путешествие
ролевая игра 12. спектакль
учебная деловая игра 13. презентация
дискуссия 14. соревнование, турнир
конференция 15. заочное путешествие
зачет 16. суд, съезд
Основная дидактическая цель:
Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. Задача - это то, что требует исполнения, разрешения (С. Ожегов).
Целеполагание для каждого типа урока (цель определяется типом урока).
ТИП УРОКА | ГЛАВНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ УРОКА |
Вводный урок | Дать общее представление о … |
Урок изучения нового материала | Изучить …; усвоить…; выявить…; ознакомитьтся…; знать, уметь… |
Урок закрепления знаний, формирования умений и навыков | Закрепить, углубить, расширить … знания, сформировать … умения, … навыки |
Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщить единичные знания, привести их в систему; |
Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков (ЗУН) | Определить уровень усвоения ЗУН и их комплексного применения |
Цель. Углубленно обработать затронутые на уроках вопросы, осмыслить ранее приобретенные знания, учиться систематизировать, обобщать их, вести диалог.
Задачи (развивающая, обучающая, воспитывающая):
Задачи урока:
Образовательные:
обеспечить:
а) понимание содержания учебного материала всеми учениками;
б) уровень его усвоения;
в) применение знаний на практике в стандартной, нестандартной или творческой ситуации;
г) усвоение следующих основных задач, входящих в содержание темы урока
добиться ...
ознакомить с основами (психологического) знания о том, что такое …
актуализировать ...
обобщить ...
систематизировать ...
уметь, повторить, продолжить формирование
сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие учебные умения и навыки на материале этого урока
проконтролировать степень усвоения следующих основных умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках
Воспитательные:
подвести суворовцев к мировоззренческому выводу о том, что…
реализовать воспитательные возможности на учебном материале урока
изучить… с целью приобретения знаний, способствующих подготовке молодежи к трудовой деятельности
содействовать в ходе урока формированию задач трудового обучения и воспитания
осуществлять нравственное воспитание
обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: патриотизм, интернационализм, гуманизм, товарищество, этические нормы поведения
воспитание на общечеловеческих ценностях
воспитание патриотизма, гражданственности
способствовать воспитанию активной гражданской позиции
содействовать решению задач эстетического воспитания
содействовать решению задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления
формировать правильное отношение к природе
возбудить стремление развивать, избавиться от…
помочь критически отнестись к своей личности
помочь наметить программу
воспитание чувства причастности к судьбе…
воспитание культуры труда
воспитание навыков поведения в обществе
воспитание активной жизненной позиции
профессиональная ориентация
воспитание чувства уверенности в собственных силах
получать удовлетворение от умственной деятельности
воспитание интереса
формирование взглядов и убеждений
приобщение к культурному наследию
воспитание уважения к историческому наследию
воспитание чувства гордости за…
Развивающие:
способствовать становлению или развитию личности
способствовать выработке гуманистических ценностных ориентаций в отношениях с другими людьми
способствовать повышению уровня гражданского и политического самосознания
способствовать формированию целостного мировоззрения, обеспечивающего выработку собственной позиции и понимание социальной действительности
развивать потребность к самостоятельному приобретению социально необходимых знаний
содействовать формированию правовых взглядов и убеждений
способствовать развитию интереса к изучаемому предмету
содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих понятий (пример: причинно-следственные отношения и связи, познаваемость мира и природы, развитие природы и др.)
способствовать развитию навыков логического мышления
способствовать развитию умения формулировать и обосновывать свою точку зрения
способствовать развитию познавательного интереса
содействовать развитию познавательных способностей (памяти, внимания, воображения…)
формировать способность разбираться в сущности явлений и выявлять причинно-следственные связи
формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать
способствовать развитию интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации
формировать умение выявлять причинно-следственные связи
формировать умение раскрывать сущность, смысл событий, явлений, понятий
формировать умение выделять главного в тексте
формировать умение самостоятельно работать с литературой
создать условия для развития у учеников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения
способствовать развитию у суворовцев умений выделять главное, существенное в изучаемом материале (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или контрольных вопросов)
содействовать формированию умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия
способствовать формированию навыков оценивающей деятельности
содействовать развитию речи суворовцев
формировать у суворовцев умения преодолевать трудности в учении, закалять волю
Оборудование урока:
Межпредметные и внутрипредметные связи:
Новые понятия и термины:
Структура урока.
Структура урока изучения нового такова: 1) повторение материала, необходимого для сознательного усвоения новых знаний, 2) сообщение темы и цели урока, 3) изучение нового материала, 4) проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление, 5) задание на самоподготовку. Или 1) сообщение темы и цели урока, 2) изучение нового материала, 3) задание на, самоподготовку 4) проверка понимания учащимися воспринятого материала и его первичное закрепление. Структура уроков комбинированного типа может быть такой:
проверка домашнего задания, 2) подготовка к усвоению новых знаний, 3) объяснение нового материала, 4) закрепление изученного материала, 5) задание на самоподготовку
Урок закрепления, совершенствования и развития знаний, умений и навыков Структура этих уроков, как правило, следующая: 1) сообщение цели предстоящей работы, 2) воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий, 3) выполнение учащимися различных упражнений, задач, 4) проверка выполненных работ, 5) задание на самоподготовку
Повторительно-обобщающие уроки. Уроки данного типа проводятся в конце изучения темы, ряда тем, раздела курса. Структура подобных уроков:
1) вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение изученной темы или тем, сообщает цель и план урока,
2) выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, 3) проверка выполнения работ и восполнение имеющихся пробелов, 4) подведение итогов.
Структура урока формирования умений и навыков:
- проведение проверочных упражнений;
ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования
упражнения на их освоение;
упражнения на их закрепление;
тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
упражнения на перенос в сходную ситуацию;
упражнения творческого характера;
итог урока;
задание на самоподготовку
Контрольные, или учетные, уроки
Структура урока проверки знаний:
организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;
изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;
подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
Структура урока применения знаний, умений и навыков:
-изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;
упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
творческое применение знаний и умений;
упражнения по отработке навыков;
домашнее задание;
итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
Структура комбинированного урока:
организация начала урока;
проверка домашнего задания, постановка цели урока;
подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
изучение нового материала, в том числе и объяснение;
закрепление изученного на данном уроке материала и ранее пройденного, связанного с новым;
обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
подведение итогов и результатов урока; - задание на самоподготовку
Нестандартные уроки. В последнее время во многих публикациях в научно-педагогических журналах, а также среди учителей приобрело распространение понятия так называемого «нестандартного урока», к которому относят «уроки-суды», «уроки-форумы», «уроки-диспуты», «уроки-диалоги», «уроки пресс-конференции», «уроки-концерты»
Задание на самоподготовку
Приемы активизации:
1.Привлекательная цель (Привлекательная цель в сфере интересов ребенка)
2.Удивляйся!
3.Отсроченная отгадка (загадка в начале урока…)
4.Фантастическая добавка
5.Лови ошибку (намеренно допускать ошибку на доске, в рассказе)
6.Практичность теории (Вы-будущий бизнесмен…)
7. Пресс-конференция
8.Вопросы к тексту
9.Своя опора (ученик составляет свой конспект)
10.Свои примеры
11.Опрос-итог (что на уроке было главным, что было интересно, что новое сегодня, чему научились)
12.Обсуждение домашнего задания (как построить самоподготовку, чтобы..)
13.Разноуровневое домашнее задание
14.Задание массивом (10 заданий-ученик сам выбирает задание)
15.Особое задание (олимпийскому резерву)
16. Доклад, сообщение
17. Игра (лотерея-дети достают номера заданий, почта, победителя нанимают на работу…)
18.Коллективная учебная деятельность (работа группами…)
19.Мозговой штурм
20.Деловая игра (дебаты; игры-тренинги; логическая цепочка из терминов; хронолет-самолетик с датами; рулетка; веришь-не веришь; что, где, когда; учитель задает вопросы-да-нетка )
21.Театрализация
22.Выход за пределы учебника
23.Советуйтесь с детьми
24.Райтинг (от англ.-правильно)-оценку за урок ставит через дробь ученик и учитель
25.Кредит доверия (оценка в кредит)
26.Своя валюта на уроках
27.Блиц-контрольная
28.Релейная контрольная работа (все задания решались раньше)
29.Тренировочная контрольная работа
30.Прогромируемый опрос (тест, ученик выбирает правильный ответ из предложенных)
31. Взаимоопрос
32.Защитный лист (ученик вписывает фамилию, если не готов)
33.Идеальный опрос (кто готов на 10 – выборочно перепроверить)
34.Опрос по цепочке (ответ прерывается, продолжается другим)
35.Введите роль (ученик участвует в управлении процессом)
36.Светофор (карточки)
Индивидуально:
1 уровень | 2 | 1 балл | 1 |
2 балла | 2 |
2 уровень | 4 | 3 балла | 3-4 |
4 балла | 5-6 |
3 уровень | 6 | 5 баллов | 7-10 |
6 баллов | 11-14 |
4 уровень | 8 | 7 баллов | 15-20 |
8 баллов | 20-24 |
5 уровень | 10 | 9 баллов | 25-28 |
10 баллов | 28-30 |