II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. | 1. Слуховая разминка. Задание: – Прослушайте внимательно отрывок и после паузы закончите последнюю строчку. Вещи, люди и цветы, Носороги и коты, Джинсы, майки и штиблеты Называются ПРЕДМЕТЫ! Шубы, шапки и зонты, Гвозди, гайки и винты, Сёла, города, планеты – Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ! Ах, какие все слова восхитительные, Называются они…. ?(Угадали? Ставьте первый + в маршрутный лист) Мы продолжаем наше сотрудничество с именами существительными. Хорошо ли мы усвоили, как правильно образовать формы слова множественного числа в Р.п и И.п. Справились ли вы с д/з? 2. Тест (раздаются листочки на парты). 1) В И.п. мн.ч. окончание ы у существительного: а) доктор; б) конструктор; в) директор; г) профессор. 2) В Р.п. мн.ч. нулевое окончание у существительного: а) апельсин; б) грамм; в) носки; г) чулки. 3) Неправильно образована форма слова: а) договора; б) столяры; в) инженеры; г) повара. 4) Неправильно образована форма слова: а) носков; б) полотенцев; в) граммов; г) бананов. Ключи: б, г, а, б. Самопроверка по ключам на слайде (справились – ставите «+»). | Познавательные УУД 1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного). 2. Адекватно понимать информацию устного сообщения. 3. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения. ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
III. Введение в тему урока. Цель этапа: вызвать интерес к получению новой информации, актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, подвести к формулировке темы урока. | Презентация. Слайд №2. Запишите к каждому рисунку слово. Сравните рисунки. Чем отличаются?  Слайд №3 Сделайте вывод: имеют ли сущ-е ГРАБЛИ, ОЧКИ разные формы для единственного и для множественного числа? Ученики делают вывод о том, что для обозначения одного и нескольких предметов используется одна и та же форма мн.ч. - Может, попробуем образовать от этих сущ-х единственное число? - Назовите тему урока (Имена существительные, не имеющие единственного числа) - Откройте учебник на стр.58, сравните с темой в учебнике (Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа) -Давайте запишем в тетради число, классная работа и тему Тема записывается учителем на доске. Учитель: Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске. ПОЗНАКОМИТЬСЯ С…; УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ… . Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока. |
IV. Открытие новых знаний. Цель этапа: зафиксировать цели, проговорить новую информацию во внешней речи, переосмыслить собственные знания | 1. Наблюдение над словами, имеющими форму только множественного числа. – выявление тематических групп слов, имеющих форму только множественного числа. работа в парах.  Слайд №4 - Прочитайте слова и сделайте вывод: что их объединяет? Сани, клещи, жмурки, Альпы, сумерки, очки, пятнашки, Карпаты, сливки, сутки, духи, горелки, макароны, каникулы. (Эти существительные имеют форму только множественного числа) - Запишите слова группами, продолжите ряд слов в группе, дополнив 1-2 своими примерами или из упр. 509, 510 Ученики записывают слова, заполняя таблицу в тематические группы, подбирают примеры для каждой группы слов из упр.509, 510. Значение имён существительных, которые имеют форму только множественного числа Парные и составные предметы | Игры, действия, процессы | Массы, вещества | Отрезки времени | Географические названия | | | | | | Слайд №5 Сравните с эталоном и оцените себя Парные и составные предметы | Игры, действия, процессы | Массы, вещества | Отрезки времени | Географические названия | Сани клещи очки плоскогубцы грабли ворота | жмурки горелки пятнашки салочки прятки | Сливки духи макароны дрожжи чернила | Сумерки каникулы сутки часы | Альпы Карпаты Мощаницы Новосёлки Сенницы
| – Определите у существительных, записанных в нашей таблице род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение у них определить невозможно) – Давайте сделаем вывод: (уч-ся) У существительных, имеющих только форму множественного числа нельзя определить род и склонение. Слайд №6 В русском языке есть имена существительные, которые употребляются только во множественном числе. К ним относятся существительные, обозначающие составные («парные») предметы, вещества, явления природы, события, отрезки времени, игры и др. | Сравните свои наблюдения с правилом на слайде (текст в рамке). Запишите в тетради правило в любой символьной форме (рисунок, схема, текст, кластер) По желанию можете объединиться в группы. – Создайте на основе текста в рамке схему или модель. Озаглавьте её. Тематические группы имён существительных только мн.ч. (примерная схема)       составные вещества явления события отрезки игры («парные» (продукты) природы времени предметы) Слайд 7-8 Что вы скажете о слове ОЧКИ? – Как вы определили, какое значение имеет слово очки в 1м примере? а во 2м? Почему слово очки («прибор для улучшения зрения») не имеет формы единственного числа? (Называет парные предметы.) – Как называются такие слова? Составление предложений со словамиомонимами очки. Какой вывод можете сделать? (Слова, имеющие форму только множественного числа, могут иметь ОМОНИМЫ, имеющие формы единственного и множественного чисел) | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим). 2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы. 3. Извлекать информацию, представленную в разных видах (рисунок, текст, схема), преобразовывать её из одной формы в другую (схема). Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Физминутка |
V. Развитие учебноязыковых и речевых умений. Цель этапа: закрепить полученные знания. | 1. Работа в группах с текстами «Из мира простых вещей». Задание. Прочитайте предложенный текст. Обсудите в группе, о каком предмете идет речь. Если у вас несколько мнений, обоснуйте свой выбор. Если сами не справились, предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово. Вставьте пропущенные буквы. Карточка 1. Эту ткань изготавливали в XVI веке в городе Генуя, который итальянцы называли Дженовой. Из этой прочной ткани шили брюки для м..ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п..стухов и зол..тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр..стов. Это… ___________ (джинсы). Карточка 2. Кто и когда их изобрел – неизвестно. В Древней Грец..и для них использовали о…шлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венец..я – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали н..сить с XV века. Это... _______ (очки) Карточка 3. На н..чном небе в созвездии Большого Пса есть зв..зда которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т..жело из-за жары и люди отдыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осенний отдых, и зимний, и весенний. Это _______ (каникулы). Слайд 9 (Ключ) проверяем 2. Распределительный диктант. – Прослушайте слова и запишите их, распределив в два столбика (двое у доски): имеют ед.ч. не имеют ед.ч. Алфавиты, библиотеки, ворота, заморозки, инструменты, встречи, проводы, шахматы, проценты, тефтели, клещи, хлопоты, чернила. - Проверьте, сверившись с эталоном на слайде и оцените себя. Имеют ед. число | Имеют мн. число | Алфавиты, библиотеки, инструменты, встречи, проценты, | Ворота, заморозки, проводы, шахматы, клещи, тефтели, хлопоты, чернила. | 3 Выборочный диктант (по времени, если раньше справятся) Задание - Выпишите существительные, которые имеют только форму множественного числа. Очки, удивление, молоко, тиски, погода, весы, опилки, ворота, керосин, макароны, горелки. | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, группировать, строить логические рассуждения, делать выводы. 2. Владеть разными видами аудирования, приёмами отбора и систематизации материала. Коммуникативные УУД 1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
VI. Итог урока. Рефлексия. Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности | Слайд 10 -Прочитайте предложение. Что объединяет выделенные слова? Мне в жизни приходилось передвигаться на многих видах транспорта: на оленьих нартах по летней тундре, на сибирских санях и салазках, на собаках по зимней тундре, в розвальнях, на телеге, на самолёте, на льдине. (В.Солоухин) (Это сущ-е, имеющие форму только множественного числа; с точки зрения лексического значения – вид транспорта) – Что нового узнали на уроке? Что было важным? (познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать). – Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки. Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы ученикам на основе их самооценки и по желанию (кто-то может захотеть улучшить результат). - Ребята, у вас на столах лежит конверт. В нем вы найдете 3 картинки: изображения ОГНЯ, ОРЕШКА и корзины для мусора./Приложение 2/ Вы должны выбрать и оставить у себя только тот рисунок, который считаете нужным. Рисунки эти обозначают следующее (слайд 11): ОГОНЬ - на уроке чувствовал себя хорошо, и полученные знания пригодятся в дальнейшем; ОРЕШЕК – не всё понял на уроке, полученную информацию нужно дома переработать; КОРЗИНА – ничего не понял, знания не пригодятся. | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Познавательные УУД Преобразовывать информацию (схема, рисунок), сопоставлять информацию, представленную в разных формах. Личностные УУД: Самооценка своих действий. ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |