Ученик зарисовывает растительную клетку, отмечая на рисунке ее компоненты с названиями, пользуясь наглядностями. Учитель дает ученику наглядности, на которых изображены процессы присущие живым организмам, используя которые он должен определить или назвать тот или иной процесс. После выполнения данного задания ученик составляет или пишет под диктовку учителя краткий конспект по теме урока. Всякое живое существо, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи, называется организмом. Их структурной и функциональной единицей является клетка. Все организмы представляют собой открытые системы, являющиеся устойчивыми лишь при условии непрерывного доступа к ним различных веществ и энергии извне. Живые организмы извлекают, преобразовывают и используют вещества и энергию окружающей среды и возвращают в нее продукты распада и преобразованную энергию, например, в виде тепла. Таким образом, для организмов характерен обмен веществ сокружающей средой и энергозависимость. Живые организмы обладают способностью поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность обменных процессов. Недостаток поступления каких-либо питательных веществ мобилизует внутренние ресурсы организма, а избыток вызывает прекращение синтеза этих веществ. Это свойство называется саморегуляцией. В течение жизни организмы претерпевают ряд количественных изменений (возрастает число клеток, масса), а также качественных (происходит дифференцировка клеток, образование тканей и органов, старение), т.е. происходит их рост и развитие. Живые организмы размножаются, т.е. обладают свойством воспроизведения себе подобных. Живые организмы адаптированы (приспособлены) к среде обитания. Особенности строения, функций и поведения данного организма, соответствующие его образу жизни, называют адаптациями. Живые организмы характеризуются раздражимостью — способностью отвечать на определенные внешние воздействия специфическими реакциями. Любое изменение в окружающей среде является раздражителем, а реакция организма — проявлением раздражимости. При неоднократном воздействии сходных раздражителей определенный способ реагирования на них может накапливаться в виде опыта, закрепляться и использоваться в дальнейшем. Учитель и ученик на примере живых организмов разбирают типы питания живых организмов |