Разработка
урока математики в 4 классе
Программа «Школа России». Методический комплект по математике
М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова
Тема: Скорость. Время. Расстояние.
Цель: познакомить учащихся с новой величиной «Скорость» и установить взаимосвязь и зависимость между величинами «скорость, время, расстояние».
Задачи:
- обобщить знания учащихся о единицах измерения длины и времени;
- познакомить с единицами измерения скорости и способом их записи;
- учить составлять и решать прямые и обратные задачи;
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем
- Руки? – На месте!
- Ноги? – На месте!
- Локти? – У края!
- Спина? – Прямая.
На уроке наши глазки…(внимательно смотрят).
– Наши ушки…(внимательно слушают).
– Наши руки…(не мешают, а помогают).
– Наша голова…(хорошо думает).
Начнём урок, на котором вас ожидает много интересных заданий, новых открытий. Подумайте, какие качества обязательно нужно включить в работу, чтобы для всех урок стал не только интересным, но и полезным?
Внимание
Старание
Активность
Чтобы узнать тему нашего урока, предлагаю разгадать ребусы и загадки.
Слайд 1 скорость
Слайд 2 время
Слайд 3 расстояние
- Назовите тему нашего урока.
Слайд 5
Скорость, время, расстояние
- Правильно, сегодня мы узнаем, что такое скорость, время, расстояние. Как они связаны между собой.
Устный счет.
Слайд 6
Вырази:
в метрах в минутах
2 км 30 м 3 ч
6 км 2 ч 40 мин
6 км 5 м 4 ч 5 мин
Слайд 7
Вычислите устно.
8 5
420 : 6
Изучение нового материала.
- Для следующего задания я приглашаю к доске Сережу, а вы внимательно следите, что он будет делать.
Вызываем одного ученика к доске.
- Сережа, сделай, пожалуйста, шаг вперед. (Сережа делает один небольшой шаг).
- Ребята, скажите, Сережа сейчас двигался? (Да). Можно сказать, что он совершил движение? (Да).
- Можем ли мы измерить длину шага Сережи? (Да). Возьмите метр и измерьте. (Один ученик выходит и измеряет длину шага).
- Чему равна длина шага? (40 см).
- Можем ли мы сказать, что Сережа прошел расстояние 40 см? (Да, можем).
Слайд 8
Вывод: Расстояние – это длина пройденного пути.
-В чем можно измерить расстояние? (км, м, дм, см, мм)
S (эс) – расстояние (пройденный путь)
Единицы измерения: км, м, дм, см, мм.
2. Вызываем к доске другого ученика.
- Таня, когда я скажу «старт», иди, скажу «стоп» - остановись. Я засекаю время. (Света выполняет).
- Ребята, Таня совершила движение? (Да).
- С момента начала ее движения до окончания прошло 3 секунды. Можем ли мы сказать, что Света находилась в пути 3 секунды? (Да).
- К каким единицам измерения относятся секунды? (времени)
-Какие единицы измерения времени, кроме секунд, вы еще знаете?( ч, мин, с)
Слайд 8(щелчок)
t (тэ) – время (в пути)
Единицы измерения: ч, мин, с.
3. Знакомство со скоростью.
- Давайте измерим расстояние, которое прошла Таня. (Один ученик берет метр и измеряет расстояние. Оно равно (округляем) 120 см).
- Итак, Таня за 3 секунды прошла расстояние 120 см. Можно узнать, какое расстояние она прошла за 1 секунду? (Да. Для этого 120 см : на 3 с, получим 40 см).
Слайд 8
Вывод: расстояние, пройденное за 1 с, называется скоростью. 1 с. – это единица времени. Это может быть минута, час. Скорость обозначают следующим образом: 40 см/с и говорят: скорость Тани – 40 сантиметров в секунду.
Слайд 8(щелчок)
v (вэ) – скорость – расстояние, пройденной телом за единицы времени.
Единицы измерения: км/ч, м/мин, м/с, км/с.
- Давайте, запишем в тетрадь и возьмем в рамочку.
Запишем решение к нашей задаче.
120 : 3 = 40 (см/с) – V Тани.
Ответ : 40 (см/с)
- Что или кто еще может совершать движение? (Автомобиль, поезд, велосипедист, мотоциклист, бегун, лыжник, самолет и т.д.)
- Объясните, что означают выражения:
а) скорость поезда 60 км/ч;(за 1 час поезд проходит)
б) скорость велосипедиста 12 км/ч;
в) скорость автомобиля 80 км/ч;
г) скорость пешехода 5 км/ч.
IV.Работа с учебником.
- Открываем учебники на с. 92 № 1)(устно)
- А как вы узнаете скорость машины, если она будет проходить разное расстояние за каждый час?(Узнаем среднее арифметическое)
- Что такое среднее арифметическое?
- Как его найти?
С. 92 № 2) (письменно)
1)80 + 60 = 140 км/ч – всего.
2)140 : 2 =70 км/ч – средняя скорость движения.
Ответ : 70 км/ч
Физкультминутка.
- Продолжаем работать.
V. Установление взаимосвязи и зависимости между величинами.
Слайд 9
С. 92 № 460
- При решении задач на движение удобно пользоваться таблицей.
v | t | S |
40 м/с | 4с | ? м |
40 м/с | ? ч | 160 м |
? км | 4 с | 160 м |
| | |
1) Скорость аиста 40м/с. Какое расстояние он пролетит за 4 с?
2) Скорость аиста 40 м/с. За какое время он пролетит расстояние 160 м?
3) Аист пролетел 160 м/с за4 с . Какова скорость аиста?
(у доски 1 человек)
Что значит выражение: «Скорость аиста 40 м/с?» (Он каждый час пролетает по 40 см). Сколько времени он был в пути? (4 с). Сколько он пролетит в первую секунду? (40 с). Во вторую секунду? (). В третью ? ().В четвертую? ()
Как узнать расстояние, пройденное за 4 секунды? (40 · 4 = 160). Что в этой записи означает число «40»? ( скорость). Что в этой записи означает число «4»? ( время). Что означает число «160»?
Если известны скорость и время движения, то как найти расстояние? (скорость умножить на время движения).
Слайд 10
(вывешивается таблица)
Слайд 10 щелчок
- Как найти время?
Слайд 10 щелчок
- Как найти скорость?
IV. Закрепление.
Слайд 11
| v | t | S |
слон | 48 км/ч | 4ч | ? км |
тигр | 60 км/ч | ? ч | 360 км |
человек | ? км | 3 ч | 18 км |
- Каждый ряд составит задачу.
Что значит выражение: «Скорость слона 48 км/ч?» (Он каждый час проходит по 48 км). Сколько времени он был в пути? (4 часа). Сколько он пройдет в первый час? (48 км). Во второй час? (48 км). В третий час? (48 км).В четвертый? (48 км)
Как узнать расстояние, пройденное за 4 часа? (48 · 3 = 144).
Что в этой записи означает число «48»? ( скорость). Что в этой записи означает число «4»? ( время). Что означает число «144»?
Если известны скорость и время движения, то как найти расстояние? (скорость умножить на время движения).
(вывешивается таблица)
- Задание: Объясните, что означают данные в этой таблице. Составьте и решите задачи, используя эти данные (Участником движения учащиеся должны выбрать не велосипедиста)
Таблица оформляется в тетради учащихся, один человек у доски.
Итог урока.
Слайд 11
-Как найти расстояние?
- Как найти время?
- Как найти скорость?
Смотрим на самооценку, делаем выводы.
Спасибо вам, вы хорошо поработали, молодцы!
V.Домашнее задание.
Слайд 12
С.92 № 461, 463
VI.Рефлексия урока.
Слайд 13
----- все было понятно;
-----возникли небольшие проблемы;
----- мне нужна помощь.
.
.