СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока русского языка в 6 классе на тему: "Причастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План урока русского языка в 6 классе на тему: "Причастие"»

Открытый урок – путешествие в 6 классе на тему: «Причастие»

«Причастия… обычно избегаются в разговоре.

Мы не говорим: карета, скачущая по мосту,

слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет,

который метет и пр. – заменяя выразительную краткость

причастия вялым оборотом»

А.С.Пушкин.

Цель урока: создать условие для систематизации знаний учащихся о причастии как части речи и продолжения формирования умений находить причастия в предложении, закрепления навыка правописания суффиксов причастий, правописания не с причастиями и постановки знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.


Задачи урока:

Образовательные:

- систематизировать знания учащихся о причастии как части речи;

- продолжить формирование умения находить причастия в предложении;

- закрепить навык правописания суффиксов причастий, правописания не с причастиями и постановки знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.

Развивающие:

- работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия;

- работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.

- совершенствовать речь учащихся, развивать орфографическую зоркость;

- обогащать словарный запас школьников.

Воспитательная:

- воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, задания занимательного характера), воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать;

- воспитывать умение работать в коллективе, в группе.


Планируемые результаты:


Предметные УУД:

- закреплены и систематизированы знания учащихся о причастии как части речи;

- сформировано умения находить причастия в предложении;

- закреплен навык правописания суффиксов причастий, правописания не с причастиями и постановки знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.

Личностные УУД: 


- сформировано умение делать выводы, саморефлексия;

- у учащихся развито внимание, логическое мышление, самостоятельность, память, воображение;

- речь учащихся совершенствована, развита орфографическая зоркость;

- словарный запас школьников обогащен;

- сформирована мотивация к обучению и целенаправленной деятельности.

- учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- сформировано умение определить учебные задачи, составлять план и последовательность действий;

- учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию.

Коммуникативные УУД:

- сформировано умение работать в группах;

- учащиеся уважительно относятся к мнению своих товарищей, умеют чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;

- сформировано умение задавать вопросы, строить понятные высказывания.

Познавательные УУД:

- учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;

- сформулировано умение ставить проблему, структурировать тексты, давать определение понятиям;

- у учащихся сформировано умение использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.

Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, карточки

Учебник: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./[М.Т.Баранов и др.; науч.ред. Н.М.Шанский]. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2019. -191 с.

Оборудование: презентация ( Самурский лес, Кавказ, Каспийское море, Сулакский каньон, таблицы, схемы), мелодия с птичьим пением, мелодия с морским прибоем.компьютер, проектор, индивид.карточки.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке русского языка я предлагаю отправиться в путешествие по Дагестану. Побываем на снежных вершинах Кавказа, на берегу Каспийского моря, в редчайшем реликтовом Самурском лесу и в Сулакском каньоне.

В путешествие мы отправимся в поисках наших друзей – причастий, с которыми мы недавно познакомились. Они отправились по Дагестану и заблудились. Видимо, был прав А.С.Пушкин говоря: «Причастия…. Обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр. – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом.» (Слайд 1) Поэтому будем исправлять недочеты и отправимся в поиски. Как и русские, мы, дагестанцы, тоже редко употребляем причастия. Будем искать причастия, пополнять свой словарный запас и будем вспоминать все, что мы знаем о них. Дорогу нам укажут местные жители. А поможет нам русский язык.

  1. Фронтальный опрос.

Дайте определение причастию. (Слайд 2)

  1. Какими глагольными признаками обладает причастие? Приведите примеры.

  2. Какими свойствами прилагательного обладает причастие? Примеры.

  3. Какова роль причастия в предложении?

  4. Какие причастия называются действительными, страдательными?

Молодцы, ребята.

(Включается мелодия с птичьим пением в лесу).

Вот мы пришли в Самурский лес. (Слайд 3) Это один из последних реликтовых лесов России, и в нем заблудились причастия, чтобы их найти, нужно выполнить задания.

Задание№1: Найдите в данном стих-ии причастия. Как вы их узнали? (Слайд 4) (По суффиксам)

Но для начала угадайте загадку.

Мы войдем в лесную чащу –

Бродит там медведь Рычащий.

Там Протоптанные тропки,

Еж Испуганный и робкий.

Там Поющий муравей,

В этих строчках я замечу,

Есть особая часть речи. (Причастие)


Задание №2: Определить вид и время причастий. (Слайд 5)

Заблудившиеся в лесу дети, кружащийся в воздухе лист, падающий лист, поваленный бурей, гонимый ветром, освещаемый солнцем, разбросанная под деревьями.

- Выделите во всех причастиях суффиксы.

- А теперь заполним таблицу, которая поможет нам вспомнить, с помощью каких суффиксов образуются причастия.

- Какие это причастия?


Продолжаем путешествие.

  1. Ребята, мы добрались до гор Кавказа. (Слайд 6) Где же наши друзья? Чтобы их найти, мы должны выполнить следующее задание.

Задание№1: Образуйте от указанных глаголов полные причастия. От всех ли полных причастий можно образовать краткие формы? Докажите свое мнение. (Слайд 7)

Косить, хранить, держать, закрыть, закрываться, умыть, умываться, потерять, решить, выучить, обещать, начать, сказать, написать.

Оказавшись здесь, я невольно вспомнила строки А.С.Пушкина: (Слайд 8)

А.С.Пушкин.

Монастырь на Казбеке.

Высоко над семьею гор

Казбек, твой царственный шатер

Сияет вечными лучами

Твой монастырь за облаками,

Как в небе реющий ковчег,

Парит, чуть видный, над горами

Далекий, вожделенный брег!

Туда б, сказав прости ущелью,

Подняться к вольной вышине!

Туда б, в заоблачную келью,

В соседство бога скрыться мне!

- Ребята, о чем мечтает поэт?

- Назвать причастия. Выделить суффиксы.

- Определить, какие это причастия (Действ. страд.)

- Объяснить значения причастий – реющий, вожделенный.

- В качестве каких художественно-изобразительных средств использованы эти слова? (Метафоры).

Вот мы и нашли некоторых из своих друзей. Пошли дальше.

  1. Теперь мы оказались в Сулакском каньоне. (Слайд 9)Вот они наши друзья. Но они почему-то обижены на нас. Я знаю, в чем причина. Мы должны вспомнить правила правописания причастий. А для этого надо выполнить задания.

Задание№2: Раскрыть скобки, объяснить написание н, нн. (Слайд 10)

Скоше(н, нн)ый луг, коше(н,нн)ая трава, некоше(н,нн)ая трава, нескоше(н,нн)ый луг, солее(н,нн)ые огурцы, солее(н,нн)ые на зиму огурцы, маринова(н,нн)ые овощи, девочка смуще(н,нн)а, жаре(н,нн) в сметане, краше(н,нн)ая щеткой стена.

- Расскажите о правописании суффиксов страдательных причастий. (Слайд 11)


Задание№2: «Найди лишнее и объясни»

а) (не) освещенный

б) (не) навидящий

в) (не) годующий

б) (не) написана

в) (не) прекращающийся

а) (не) покрашен

а) (не) читающий, а поющий

б) (не) опавшие, но желтые

в) (не) законченные, а начатые

а) (не) исправленная вовремя ошибка

б) (не) вспаханное поле

в) (не) рассказанная легенда



- Вот и последний наш пункт – Каспийское море.

- Ребята, давайте немного отдохнем, послушаем шум прибоя.

(Включается шум прибоя)

- Тут я вспомнила строки из стихотворения неизвестного автора.

Ты сны наполняешь собою,

Ты стало моею судьбой,

Родное Каспийское море,

Волнующий пенный прибой.

- Назовите причастие, которое прозвучало в этом стихотворении.

- Какое это причастие?

- В качестве какого художественно-изобразительного средства оно употреблено?

- Говорят, что причастные обороты запутались в сетях рыболовецких кораблей. И это произошло из – за знаков препинания. Давайте поможем выпутаться нашим друзьям, выполнив последние задания.


  1. Работа по карточкам. (Слайд 12)

Расставить и объяснить пропущенные знаки препинания.

Струя пены отбрасываемая кормой корабля прошла через океан белой чертой. Грей лег у костра и смотрел на отражавшую огонь воду. Неизвестный охотник только что покинувший свой костер двигался вдоль реки. Розовые тени скользили по белизне мачт все было белым кроме раскинутых парусов цвета глубокой радости. Охотник смотревший с берега долго протирал глаза.

- Расскажите о причастном обороте и знаках препинания при нем.

- Сделайте синтаксический разбор первого предложения и морфологический разбор причастия.

Вот и освободили мы наших друзей. Причастия с нами.


В путешествии нам помогали азербайджанцы, лезгины, аварцы, даргинцы, кумыки и многие другие представители Дагестана. А всех нас объединил русский язык.

На этом наше путешествие заканчивается. Понравилось вам путешествие?

Ребята, дадим себе слово, что постараемся почаще употреблять в речи причастия.

  1. Рефлексия. Допишите предложения

- Было интересно…

- Мне захотелось…

- Я почувствовал, что…

  1. Д/з. Повторить теорию по теме «Причастие» Подготовиться к проверочной работе.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!