СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока: "Шкала электромагнитных волн"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение и систематизация знаний по теме "Электромагнитные волны"

Просмотр содержимого документа
«План урока: "Шкала электромагнитных волн"»

План урока: «Шкала электромагнитных волн».

Цель урока

  • Обобщение знаний по теме «Электромагнитные волны».



Задачи урока:

Образовательная:

  • Повторить, обобщить и систематизировать знания по теме "Электромагнитные волны ".

  • Доказать единство материального мира. Показать, что материальные объекты имеют множество различных физических свойств, которые имеют количественные и качественные изменения, связанные друг с другом. На примере различных диапазонов длин волн показать справедливость законов диалектики.

Воспитательная:

  • Перевести усвоение физики как науки из средства образования в средство такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ученика, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию.

Развивающая:

  • Развивать интерес к предмету, коммуникативные навыки, умение слушать и слышать собеседника, уважать его точку зрения, умение грамотно, обосновано высказываться.


Законы диалектики: 1. Борьба, а также единство противоположностей. 2. Переход количества в качество.

3. Отрицание отрицания. (Суть в том, что новое существует лишь до тех пор, пока не станет старым и его не заменит нечто более новое, которое будет существовать до тех пор, пока само не превратится в старое.)


Оборудование: документ-камера, проектор, таблички, бумага, карандаши, фломастеры, маркеры.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие деление учащихся на группы. (можно сделать любым способом, возможны варианты: 6 групп- 6 сортов карамелек, 6 видов геометрических фигур, 6 цветов карточек и т.д. Количество предметов соответствует числу учащихся. Каждой группе на стол выдать бумагу, карандаши, фломастеры, табличку с видом электромагнитного излучения.)

  2. Постановка цели урока. Обсуждение правил работы, регламента.

Правила:

1.Учащиеся могут использовать любой источник информации: учебник, тетрадь, интернет.

2. Самостоятельно распределяют функции в группе: поиск информации, ее обработку, составляют карту памяти, т.е. графическое представление информации в виде рисунков, схем, графиков, позволяющих запомнить эту информацию, обдумывают презентацию своей работы.

3. При выступлении группы все учащиеся фиксируют информацию в таблицу в своей тетради.

  1. Работа в группах.

  2. Представление информации.

  3. Подведение итогов урока. Подумайте, как проявляют себя законы диалектики при переходе от одного вида электромагнитного излучения к другому.

  4. Запись домашнего задания. Уточнить информацию в таблице, знать получение, свойства и применение.

Приложение:

  1. Таблица

Вид излучения

Диапазон длин (частот) волн

Получение

Свойства

применение

1.Радиоволны







2.Инфракрасное излучение







3. Видимое излучение







4.Ультрафиолетовое излучение







5. Рентгеновское излучение







6. Гамма излучение










  1. Образец заполненной таблицы:




Диапазон длин (частот) волн

Получение

Свойства

применение

Радиоволны

λ=10-3-103м

ν=105-1011Гц

Получают с помощью колебательных контуров и макроскопических вибраторов

Радиоволны различных частот и с различными длинами волн по-разному поглощаются и отражаются средами, проявляют свойства дифракции и интерференции

Радиосвязь, телевидение, радиолокация

Инфракрасное (тепловое) излучение

λ =8*10-7-2*10-3м

ν=3*1011-4*1014Гц

Излучаются молекулами и атомами вещества. Инфракрасное излучение дают все тела при любой температуре. Человек излучает ЭМВ:

λ =9*10-6м

Проходит через некоторые непрозрачные тела, производит химическое действие на фотопластинки, поглощаясь веществом, нагревает его, вызывает внутренний фотоэффект у германия, невидимо, способно к явлению интерференции и дифракции.

Получают изображение предметов в темноте, в приборах ночного видения (ночные бинокли), в тумане, системы самонаведения. Используют в криминалистике, физиотерапии, в промышленности для сушки окрашенных изделий, стен зданий, древесины, фруктов.

Видимое излучение.



λ =8*10-7-4*10-7м

ν=4*1011-8*1014Гц

Излучаются молекулами и атомами вещества. Воспринимается глазом (от красного до фиолетового)

Отражается, преломляется, воздействует на газа, способно к дисперсии, интерференции, дифракции.

Зрение человека и животных, фотография

Ультрафиолетовое излучение

λ =10-8-4*10-7м

ν=8*1011-3*1015 Гц

(меньше, чем у фиолетового)

Газоразрядные лампы с трубками из кварца (кварцевые лампы). Излучаются всеми твердыми телами, у которых температура больше 10000С, а также светящимися парами ртути.

Высокая химическая активность (разложение хлорида серебра, свечение кристаллов сульфида цинка), невидимо, большая проникающая способность,

Убивает микроорганизмы- ультрафиолетовые лампы, в небольших дозах полезно (загар- выработка меланина), но в больших дозах вредно: изменение в развитии клеток и обмене веществ, действует на глаза.

Рентгеновское излучение

Излучаются при большом ускорении электронов, например, их торможении в металлах.

Получают при помощи рентгеновской трубки: электроны в вакуумной трубке

(р=10-3-105Па) ускоряются электрическим полем при высоком напряжении, достигая анода, при соударении резко тормозят. При торможении электроны движутся с ускорением и излучают электромагнитные волны с малой длиной от 100 нм до 0,01 нм.

Интерференция, дифракция рентгеновских лучей на кристаллической решетке, большая проникающая способность. Облучение в больших дозах вызывает лучевую болезнь.

В медицине, в промышленности (контроль за внутренней структурой различных изделий, сварочных швов)

Y-излучение

λ =3,3*10-11м

ν=3*1020 и более Гц

Ядерные реакции

Имеет огромную проникающую способность, оказывает сильное биологическое воздействие, большая проникающая способность. Облучение в больших дозах вызывает лучевую болезнь.

В медицине для лечения раковых опухолей, в промышленности (γ-дефектоскопия)



  1. Выполнение законов диалектики на примере шкалы электромагнитных излучений.



  1. Борьба, а также единство противоположностей: Каждое излучение и вредно, и полезно с учетом его мощности и области применения.

  2. Переход количества в качество: Электромагнитные волны обладают корпускулярно- волновым дуализмом (двойственностью). Но при увеличении длины волны ярче, сильнее проявляются волновые свойства, а при уменьшении длины волны (увеличении частоты) сильнее проявляются корпускулярные свойства, т.е. свойства частиц.

  3. Отрицание отрицания: (Суть в том, что новое существует лишь до тех пор, пока не станет старым и его не заменит нечто более новое, которое будет существовать до тех пор, пока само не превратится в старое.) Все виды электромагнитного излучения были открыты и изучены не одновременно. Для объяснения свойств излучений оказалось не достаточно классической электродинамики Максвелла и была создана квантовая физика.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!