СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока: «Состав и структура сообщества. Цепи питания»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опираясь на философские понятия «Простое» и «Сложное» рассмотреть особенности структуры природного сообщества, способствовать формированию научной картины мира, собственной мировоззренческой позиции. Презентация к уроку.

Просмотр содержимого документа
«План урока: «Состав и структура сообщества. Цепи питания»»

План урока: «Состав и структура сообщества. Цепи питания».

Скрипкина Мария Александровна

Учитель биологии МБОУ СОШ №1 г. Михайловска


Цель: Опираясь на философские понятия «Простое» и «Сложное» рассмотреть особенности структуры природного сообщества, способствовать формированию научной картины мира, собственной мировоззренческой позиции.

Презентация к уроку.

Планируемые результаты:

1) Предметные:

- умение выделять существенные признаки природных сообществ, их сходные и различные черты;

- научиться определять основные звенья пищевых цепей и их значение;

- понимать и объяснять смысл биологических терминов: состав, структура, морфология, жизненные формы, ярусы сообщества, пищевые цепи, пищевые сети, продуценты, консументы, редуценты, детрит, планктон, нектон, бентос.

2) Познавательные:

- уметь ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; строить высказывания;

- анализировать информацию, сравнивать;

- обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения;

- уметь использовать графические символы, схемы для структурирования информации.

3) Коммуникативные:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре и группе;

- ставить вопросы, выражать свои мысли с достаточной полнотой, аргументировать свою точку зрения.

4) Регулятивные:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- составлять план и последовательность действий, корректировать и оценивать свои действия.

5) Личностные:

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях;

- уметь устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом;

- оценивать свой вклад в работу группы, использовать жизненный опыт при изучении нового материала.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы обучения: проблемно-диалоговые.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

Пищевая цепь, детрит, пастбищные и детритные цепи питания, трофический уровень, поток энергии и вещества, правило перехода энергии.

Учащиеся должен знать: понятие «цепь питания», типы цепей питания, «трофический уровень», правило перехода энергии.

Учащиеся должны уметь: составлять пастбищные и детритные цепи питания, объяснять закономерности перехода энергии по цепям питания.


Оборудование: Обеспечение урока: учебники, компьютер, ЦОР «Общая биология», набор карточек с фотографиями организмов для составления цепей питания.

Ход урока:

  1. Этап мотивации.

1. Учащимся предлагается ответить на вопрос:

Молекула белка включает несколько аминокислот, а каждая аминокислота, это только одно вещество.

Можно ли сказать, что белок является сложным веществом, а аминокислота простым?

Если да, то это сравнение пригодно только в обыденной жизни, но не корректно с научной точки зрения. Мы с вами провели механический анализ, а провести более глубокий анализ молекулярно-атомарной структуры этих молекул - задача гораздо более трудная. Белок – сложное вещество, но аминокислота состоит из атомов водорода, кислорода, углерода и азота. Исходя из этого, мы говорим, что это типы разной степени сложности. Так что же тогда простое, и что такое сложное?

2. Дискуссия.

Учащимся предлагается выбрать один из тезисов второго противоречия Канта и объяснить с точки зрения биологии правильность выбранного утверждения.

1 тезис «Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое, или то, что сложено из простого»

2 тезис (антитеза) «Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого». [слайд 3]

3. Индивидуальная работа.

Из предложенных определений выбрать те, которые характерны для простого и сложного и записать в виде таблицы. В это время ученик выполняет задание на компьютере.

  1. Однообразно

  2. Делимо (имеет составные части)

  3. Отсутствие связей между частями

  4. Внутренняя взаимосвязанность частей

  1. Упрощается (возможно представить в виде модели)

  2. Неделимо

  3. Многообразно

  4. Не упрощается

  5. Простота материального состава

  6. Упрощается (возможно представить в виде модели)



Простое

Сложное

Однородно

Неделимо

Однообразно

Отсутствие связей между частями

Не упрощается

Состоит из частей

Делимо

Многообразно

Внутренняя взаимосвязанность частей

Упрощается (возможно представить в виде модели)



Если мы возьмем целое яблоко. Оно является сложной системой или простой? А если это яблоко разделить пополам?

Эти половины являются частями одного целого, но так как не бывает в природе половинки яблока, как и половины звезды. Яблоко - это целое.

Категории простое/сложное существуют как форма мышления, то есть как наш способ абстрактной рубрикации (распределение, подразделение чего-то). Четкое подразделение систем на простые и сложные прослеживаются при изучении разных уровней организации живой системы. [слайды 4-7]

Все живые системы – сложные системы, а их объединение еще более сложное. Тем не менее, жизнедеятельность и структура любой системы гармонична и определяется простыми законами.

А что такое гармония? [слайд 8]

Гармония - это основная категория красоты.

Это тот закон соотношений, которым регулируется простота и естественность.

  1. Изучение новой темы

1. Постановка проблемы урока.

В чем же заключается гармония и простота столь сложной системы, как биологическое сообщество?

2. Составление и уточнение плана действий.

Так как сообщество - это сложная система, исходя из определений сложного определите, какие признаки присущи сообществу и что мы должны рассмотреть в действительности?

Мы должны изучить:

  1. Видовое разнообразие

  2. Пространственная структура

  3. Все живые организмы тесно связаны между собой

  4. Любое сообщество можно смоделировать



3. Работа в группах.

Задание первой группы.

Почему в лесу растут растения разной высоты? Какое это имеет значение?

Задание второй группы.

Объясните смысл выражения:

«Мы об этом не думаем, но все, что ходит, двигается, живет, на нашей планете, есть дитя Солнца». Камиль Фиаммарион [слайд 13]

Задание третьей группы.

  1. Какие факторы влияют на видовой состав сообщества?

  2. От каких видов зависят условия существования сообщества, а какие виды являются показателем состояния сообщества?

Задание четвертой группы.

Создать модель сообщества.



4. Анализ результатов работы.

5. Модель сообщества.

Источник энергии – условия среды – продуценты – консументы – редуценты.

Если мы упростим ее, то получим: Продуценты –консументы - редуценты.

Мы получили триграмму.

Пифагор считал тройку символом гармонии, а Аристотель — законченности: «Триада есть число целого, ибо содержит начало, середину и конец»

Какое место в этой системе отведено человеку? [слайды 16-17]



  1. Закрепление новой темы

Работа с тестовыми заданиями: [слайды 19-25]

1. Из перечисленных названий организмов выберите продуценты, консументы и рудуценты: сова, синица, ель, грибы, лиса, береза, мышь, орел, осока, сокол, гусеница бабочки белянки.



2. Найдите ошибки в тексте.

  1. Основу пищевой цепи составляют гетеротрофные организмы.

  2. К ним относятся зеленые растения.

  3. Они используют энергию света для синтеза органических веществ.

  4. Гетеротрофами в свою очередь питаются автотрофы.

  5. Организмы-разрушители (бактерии и грибы) разлагают органические вещества до минеральных, которые вновь используются автотрофами.

  6. Основным источником энергии для круговорота веществ служит энергия органических веществ.



  1. Питание

По способу получения органических веществ все организмы делятся на ……….. и ……………

Первые способны самостоятельно синтезировать необходимые им вещества либо за счет энергии Солнца – ………….., либо за счет энергии, выделяющейся при окислении неорганических веществ – хемотрофы. Вторые могут быть сапротрофами и …………...

Ответ.

А) автотрофы

Б) гетеротрофы

В) фототрофы

Г) паразиты

4. Гетеротрофные организмы

Гетеротрофные организмы используют готовые _____ (А) соединения. По способу получения пищи гетеротрофы делятся на ____(Б), которые заглатывают твердые кусочки пищи, и _____ (В), которые поглощают питательные вещества из растворов. К гетеротрофам также относятся _____(Г), живущие за счет других живых организмов.

Термины

1) питательные 4) фаготрофов

2) некрофаги 5) паразиты

3) осмотрофов 6) органические



  1. Домашнее задание: §§ 82, 83, термины

  2. Рефлексия.

Закончите предложения:

Для меня было важным и интересным …

Для меня было недостаточно …











Приложение:

Карточка 1

Составьте цепи питания из предложенных организмов, определите и подпишите функциональные группы.

1 группа: дуб, короед, пестрый дятел, ястреб- перепелятник.

2 группа: водоросли, карась, щука, человек.

3 группа: опад, дождевой червь, малиновка, канюк обыкновенный.

Карточка 2.

ПИЩЕВЫЕ ЦЕПИ:

  1. На картинке изображена пищевая сеть, составьте максимальное количество пищевых цепей.

  2. Приведите примеры продуцентов, консументов III- порядка и редуцентов, изображенных на рисунке.

Карточка 3.

Закончите предложения:

Для меня было важным и интересным …

Для меня было недостаточно …






Список литературы.

  1. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по общей биологии. 9 класс. – М.: ВАКО, 2006, - с 464с. – (В помощь школьному учителю).

  2. Реймес Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов: Кн. Для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995. – 368 с.

  3. http://www.fipi.ru/

  4. http://www.zooeco.com/ecol-lekcii5-2.html

  5. https://yandex.ru/images/search?text=электронные%20ресурсы%20по%20теме%20%20Состав%20и%20структура%20сообщества.%20Цепи%20питания