План урока: «Состав и структура сообщества. Цепи питания».
Скрипкина Мария Александровна
Учитель биологии МБОУ СОШ №1 г. Михайловска
Цель: Опираясь на философские понятия «Простое» и «Сложное» рассмотреть особенности структуры природного сообщества, способствовать формированию научной картины мира, собственной мировоззренческой позиции.
Презентация к уроку.
Планируемые результаты:
1) Предметные:
- умение выделять существенные признаки природных сообществ, их сходные и различные черты;
- научиться определять основные звенья пищевых цепей и их значение;
- понимать и объяснять смысл биологических терминов: состав, структура, морфология, жизненные формы, ярусы сообщества, пищевые цепи, пищевые сети, продуценты, консументы, редуценты, детрит, планктон, нектон, бентос.
2) Познавательные:
- уметь ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; строить высказывания;
- анализировать информацию, сравнивать;
- обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения;
- уметь использовать графические символы, схемы для структурирования информации.
3) Коммуникативные:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре и группе;
- ставить вопросы, выражать свои мысли с достаточной полнотой, аргументировать свою точку зрения.
4) Регулятивные:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- составлять план и последовательность действий, корректировать и оценивать свои действия.
5) Личностные:
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях;
- уметь устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом;
- оценивать свой вклад в работу группы, использовать жизненный опыт при изучении нового материала.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы обучения: проблемно-диалоговые.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Пищевая цепь, детрит, пастбищные и детритные цепи питания, трофический уровень, поток энергии и вещества, правило перехода энергии.
Учащиеся должен знать: понятие «цепь питания», типы цепей питания, «трофический уровень», правило перехода энергии.
Учащиеся должны уметь: составлять пастбищные и детритные цепи питания, объяснять закономерности перехода энергии по цепям питания.
Оборудование: Обеспечение урока: учебники, компьютер, ЦОР «Общая биология», набор карточек с фотографиями организмов для составления цепей питания.
Ход урока:
Этап мотивации.
1. Учащимся предлагается ответить на вопрос:
Молекула белка включает несколько аминокислот, а каждая аминокислота, это только одно вещество.
Можно ли сказать, что белок является сложным веществом, а аминокислота простым?
Если да, то это сравнение пригодно только в обыденной жизни, но не корректно с научной точки зрения. Мы с вами провели механический анализ, а провести более глубокий анализ молекулярно-атомарной структуры этих молекул - задача гораздо более трудная. Белок – сложное вещество, но аминокислота состоит из атомов водорода, кислорода, углерода и азота. Исходя из этого, мы говорим, что это типы разной степени сложности. Так что же тогда простое, и что такое сложное?
2. Дискуссия.
Учащимся предлагается выбрать один из тезисов второго противоречия Канта и объяснить с точки зрения биологии правильность выбранного утверждения.
1 тезис «Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое, или то, что сложено из простого»
2 тезис (антитеза) «Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого». [слайд 3]
3. Индивидуальная работа.
Из предложенных определений выбрать те, которые характерны для простого и сложного и записать в виде таблицы. В это время ученик выполняет задание на компьютере.
Однообразно
Делимо (имеет составные части)
Отсутствие связей между частями
Внутренняя взаимосвязанность частей
Упрощается (возможно представить в виде модели)
Неделимо
Многообразно
Не упрощается
Простота материального состава
Упрощается (возможно представить в виде модели)
Простое | Сложное |
Однородно Неделимо Однообразно Отсутствие связей между частями Не упрощается | Состоит из частей Делимо Многообразно Внутренняя взаимосвязанность частей Упрощается (возможно представить в виде модели) |
Если мы возьмем целое яблоко. Оно является сложной системой или простой? А если это яблоко разделить пополам?
Эти половины являются частями одного целого, но так как не бывает в природе половинки яблока, как и половины звезды. Яблоко - это целое.
Категории простое/сложное существуют как форма мышления, то есть как наш способ абстрактной рубрикации (распределение, подразделение чего-то). Четкое подразделение систем на простые и сложные прослеживаются при изучении разных уровней организации живой системы. [слайды 4-7]
Все живые системы – сложные системы, а их объединение еще более сложное. Тем не менее, жизнедеятельность и структура любой системы гармонична и определяется простыми законами.
А что такое гармония? [слайд 8]
Гармония - это основная категория красоты.
Это тот закон соотношений, которым регулируется простота и естественность.
Изучение новой темы
1. Постановка проблемы урока.
В чем же заключается гармония и простота столь сложной системы, как биологическое сообщество?
2. Составление и уточнение плана действий.
Так как сообщество - это сложная система, исходя из определений сложного определите, какие признаки присущи сообществу и что мы должны рассмотреть в действительности?
Мы должны изучить:
Видовое разнообразие
Пространственная структура
Все живые организмы тесно связаны между собой
Любое сообщество можно смоделировать
3. Работа в группах.
Задание первой группы.
Почему в лесу растут растения разной высоты? Какое это имеет значение?
Задание второй группы.
Объясните смысл выражения:
«Мы об этом не думаем, но все, что ходит, двигается, живет, на нашей планете, есть дитя Солнца». Камиль Фиаммарион [слайд 13]
Задание третьей группы.
Какие факторы влияют на видовой состав сообщества?
От каких видов зависят условия существования сообщества, а какие виды являются показателем состояния сообщества?
Задание четвертой группы.
Создать модель сообщества.
4. Анализ результатов работы.
5. Модель сообщества.
Источник энергии – условия среды – продуценты – консументы – редуценты.
Если мы упростим ее, то получим: Продуценты –консументы - редуценты.
Мы получили триграмму.
Пифагор считал тройку символом гармонии, а Аристотель — законченности: «Триада есть число целого, ибо содержит начало, середину и конец»
Какое место в этой системе отведено человеку? [слайды 16-17]
Закрепление новой темы
Работа с тестовыми заданиями: [слайды 19-25]
1. Из перечисленных названий организмов выберите продуценты, консументы и рудуценты: сова, синица, ель, грибы, лиса, береза, мышь, орел, осока, сокол, гусеница бабочки белянки.
2. Найдите ошибки в тексте.
Основу пищевой цепи составляют гетеротрофные организмы.
К ним относятся зеленые растения.
Они используют энергию света для синтеза органических веществ.
Гетеротрофами в свою очередь питаются автотрофы.
Организмы-разрушители (бактерии и грибы) разлагают органические вещества до минеральных, которые вновь используются автотрофами.
Основным источником энергии для круговорота веществ служит энергия органических веществ.
Питание
По способу получения органических веществ все организмы делятся на ……….. и ……………
Первые способны самостоятельно синтезировать необходимые им вещества либо за счет энергии Солнца – ………….., либо за счет энергии, выделяющейся при окислении неорганических веществ – хемотрофы. Вторые могут быть сапротрофами и …………...
Ответ.
А) автотрофы
Б) гетеротрофы
В) фототрофы
Г) паразиты
4. Гетеротрофные организмы
Гетеротрофные организмы используют готовые _____ (А) соединения. По способу получения пищи гетеротрофы делятся на ____(Б), которые заглатывают твердые кусочки пищи, и _____ (В), которые поглощают питательные вещества из растворов. К гетеротрофам также относятся _____(Г), живущие за счет других живых организмов.
Термины
1) питательные 4) фаготрофов
2) некрофаги 5) паразиты
3) осмотрофов 6) органические
Домашнее задание: §§ 82, 83, термины
Рефлексия.
Закончите предложения:
Для меня было важным и интересным …
Для меня было недостаточно …
Приложение:
Карточка 1
Составьте цепи питания из предложенных организмов, определите и подпишите функциональные группы.
1 группа: дуб, короед, пестрый дятел, ястреб- перепелятник.
2 группа: водоросли, карась, щука, человек.
3 группа: опад, дождевой червь, малиновка, канюк обыкновенный.
Карточка 2.
ПИЩЕВЫЕ ЦЕПИ:
На картинке изображена пищевая сеть, составьте максимальное количество пищевых цепей.
Приведите примеры продуцентов, консументов III- порядка и редуцентов, изображенных на рисунке.
Карточка 3.
Закончите предложения:
Для меня было важным и интересным …
Для меня было недостаточно …
Список литературы.
Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по общей биологии. 9 класс. – М.: ВАКО, 2006, - с 464с. – (В помощь школьному учителю).
Реймес Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов: Кн. Для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995. – 368 с.
http://www.fipi.ru/
http://www.zooeco.com/ecol-lekcii5-2.html
https://yandex.ru/images/search?text=электронные%20ресурсы%20по%20теме%20%20Состав%20и%20структура%20сообщества.%20Цепи%20питания