Просмотр содержимого документа
«План урока "Внутреннее строение рыб"»
План урока. Тема: «Внутреннее строение рыб» в 7 классе, 68 часов,
2 часа в неделю.
Пояснительная записка к уроку
Урок является частью рабочей программы биологии 7 класса «Животные». Тема входит в раздел «Класс Рыбы»
Данная тема предусматривает изучение внутреннего строения рыб, позволяет начать развития умений сравнивать строение систем органов внутреннего строения позвоночных животных
На уроке используются методы и формы развития учебной субъектности обучающихся в ходе всего урока, а также - методы сравнения новых знаний с ранее изученными. Это является возможным, т.к. учащиеся уже обладают навыками самостоятельной работы и навыками сравнения, владеют умениями сами поставить цели занятия, составить план учебной деятельности, умеют его реализовать, оценить и откорректировать результаты. И потому, что в ходе такой организации урока мотивация учащихся значительно выше, чем на традиционном уроке.
В результате урока ученики:
Начинают развивать системные знания о внутреннем строении животных, что способствует формированию научной картины мира в области изучения животных;
Продолжают саморазвитие по усвоению навыков и умений самоорганизации учебного процесса.
Получают оценки за знания не ниже минимального уровня в соответствии с критериями. Учащиеся должны овладеть знаниями по вопросам: строение внутренних систем органов рыб, уметь сравнивать их с внутренним строением других позвоночных животных. Уметь делать выводы о повышении уровней организации строения органов, представлять себе усложнения в ходе эволюции.
Цели урока
Цели субъектов урока |
Учащихся | Учителя |
Развитие способностей планировать, самостоятельно выполнять различные виды учебных действия, достигать поставленные цели, способность к оценке и коррекции результатов собственной деятельности Усвоить знания о внутреннем строения рыб, составлять таблицу для сравнивания внутреннего строения млекопитающих | Продолжить обучение учащихся самостоятельным формам освоения знаний: навыкам и умениям планировать, самостоятельно выполнять различные виды учебных действия, в том числе - умение преобразовывать знания в таблицу, схему, достигать поставленные цели, способность к оценке и коррекции результатов собственной деятельности Помочь учащимся в изучении внутреннего строения рыб и научить их сравнивать строение внутренних органов позвоночных животных |
Методическая цель: РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Способность планировать, самостоятельно выполнять различные виды учебных действия, достигать поставленные цели, способность к оценке и коррекции результатов собственной деятельности
Учебные цели: РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Знание внутреннего строения рыб, формирование умений сравнивать внутреннее строение позвоночных животных
Умение получать знания по предмету
Умение преобразовывать знания в таблицу, использовать опорные схемы
Воспитательные цели: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
Способность ставить цели
Способность к саморазвитию
Сформированность ценностно-смысловых установок
Развитие коммуникативных навыков
Развиваемые УУД
Навыки прогнозирования на основе рефлексии
Коммуникативные навыки при взаимопроверке
Понимание ценности знаний
Навыки постановки учебной цели в соответствии с собственным уровнем способностей и темпом работы не ниже минимальных требований
Умение делать сравнения
Умение составлять сравнительные таблицы
Навыки планирования по достижению собственной цели
Навыки самостоятельной работы первоисточником, навыки поиска дополнительной информации, классифицирования, выделения главного, усвоение предметной терминологии …
Навыки оценивания собственных результатов - самоконтроль и самооценка результатов работы на уроке Самоконтроль собственных результатов работы на основе развития навыков постановки вопросов. Навыки аргументирования
Навыки коррекции результатов и самоопределение домашнего задания
3. Информационная среда, оборудование
1. Таблицы теме
Внутреннее строение рыб
Опорные схемы строения позвоночных животных
Сравнительная таблица строения позвоночных животных
Строение кровеносной системы позвоночных животных
2. Влажные препараты «Внутреннее строение рыб»
3. Дидактический материал – карточки:
1) Таблица «Строение позвоночных животных»
4. Презентация «Внутреннее строение рыб»
4. Учебно-методический комплекс
Учебно-методические комплекты под редакцией профессора Д. И. Трайтака и проф. Н.Д. Андреевой. Все программы соответствуют государственным образовательным стандартам и федеральному базисному учебному плану, утвержденным Министерством образования и науки РФ.
5. Ход урока
Мотивация учащихся
Целеполагание
Определение структуры урока
Ожидаемый результат
Мотивация учащихся
Что делаем:
Говорю о том, что сегодня мы начинаем изучать внутреннее строение позвоночных животных – представляю классы - Презентация
Говорю о том, что строение позвоночных животных изменяется, усложняется.
Спрашиваю – какие из этих животных появились раньше?
Какие имеют более простое, а какие - более сложное строение?- эволюция
Почему? - эволюция
Как нам сделать, чтобы легче понимать и сравнивать строение этих животных? В каком виде оформить наши нарастающие знания – составлять таблицу
Целеполагание – см выше
(основные учебные цели - изучить внутреннее строение рыб, научиться видеть перспективу при изучении позвоночных животных)
Определение структуры урока - изучение строения рыб, определение системы работы на полугодие, составление сравнительной таблицы
Ход урока с учащимися
Какие классы позвоночных животных существуют, и каких мы будем изучать - список
Что мы можем сделать сегодня? (для начала – изучить внутреннее строение рыб)
Смотрим учебник – внутреннее строение рыб – смотрим содержание параграфов учебника
Составляем таблицу
Сравнительная характеристика позвоночных животных
Признаки | Рыбы | Земноводные | Пресмыкающиеся | Птицы | Млекопитающие |
Место обитания | | | | | |
Отделы тела | | | | | |
Пищеварительная система | | | | | |
Органы передвижения | | | | | |
Органы дыхания | | | | | |
Строение сердца | | | | | |
Кровообращение | | | | | |
Строение головного мозга | | | | | |
Нервная система, органы чувств | | | | | |
Органы размножения | | | | | |
Оплодотворение | | | | | |
Развитие | | | | | |
Органы выделения | | | | | |
Смотрим презентацию - внутреннее строение рыб
Заполняем таблицу – строение рыб - на экране
Смотрим ароморфозы позвоночных животных
Смотрим опорные схемы – строение позвоночных, учимся их читать, видеть сходство и различия в строении позвоночных животных

Закрепляем знания – вопросы по внутреннему строению рыб – какие системы органов рыб есть у рыб, их строение
Проверка знаний - тест
Тест «Внутреннее строение рыб»
Из перечня органов (1-22) выберите те, которые соответствуют каждой из названных систем (I – VII). Занесите цифровые обозначения органов в колонку слева внизу
Системы органов | Органы, образующие систему |
Нервная система II. Кровеносная система III. Пищеварительная система IV. Дыхательная система V. Выделительная система VI. Система опоры и движения | Плавники Жабры Мышцы Вены и артерии Позвоночник Череп Печень Рёбра Желудок Плечевой пояс Мочеточник Продолговатый мозг Почки Головной мозг Спинной мозг Мочеточники Нервы Передний мозг Мочевой пузырь Мозжечок Сердце Анальное отверстие |
ОТВЕТЫ: I - 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20 II - 4, 21 III - 7, 9, 21 IV - 2 V – 11, 13, 16, 19 VI – 1, 5, 6, 8, 10 |
Критерии оценивания
«5» - 1-3 ошибки
«4» - 4-5 ошибок
«3» - 6-7 ошибок
«2» - более 7 ошибок
Использованы интернет ресурсы:
https://www.google.ru/search?q=%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D1%8B++%D0%B2%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%B5+%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D1%80%D1%8B%D0%B1%D1%8B+7+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81&newwindow=1&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=0ahUKEwj1rZ7-x6bTAhWCd5oKHax5BkwQ_AUIBigB&biw=1422&bih=742#imgrc=HlRBSstougMvdM: