.
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
Цели и задачи воспитательной работы в прошлом учебном году были направлены на создание условий для оптимального развития учащихся, формирование детского коллектива, воспитание толерантности, нравственности и развития эстетических чувств. Для решения поставленных задач были выбраны соответствующие мероприятия, КТД, беседы с родителями, ежедневный контроль за культурой поведения, создание комфортной обстановки, способствующей развитию познавательной активности, уважительного отношения к сверстникам и взрослым.
В ходе воспитательной работы раскрывались творческие таланты детей, их интеллектуальные и физические способности.
В целом задачи можно считать выполненными благодаря усилиям не только классного руководителя, но и родителей, с которыми проводились регулярные тематические родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы. Хотя работа по сплочению коллектива - задача не одного года и работа в данном направлении продолжается.
Для решения данных задач воспитательная работа в классе велась по различным направлениям. Основными формами работы с детьми стали классные часы, праздники, экскурсии, викторины, конкурсы, соревнования, беседы. Используемые мною методы помогали вовлечь в классные дела всех без исключения учащиеся.
Учащиеся на протяжении всего учебного года принимали участие во многих тематических конкурсах, классных и школьных праздниках, в проектах. Ребята старались оформить рисунками, фотографиями, плакатами классные стенды, участвовали в сезонных и праздничных школьных выставках (особенно понравились изделия из осенних овощей и фруктов).
С большим удовольствием родители поддержали детей в проектах «Здоровое питание – путь к отличным знаниям!»; «Помогите птицам зимой!», где сделали вместе с ребятами кормушки для птичек и развесили во дворе школы. С интересом ребята участвовали в фотоколлажах по ПДД, ППБ; фотоколлаж «Моя любимая мамочка!» порадовал и родителей класса. Коллективная работа «Вместе к звездам!» была выполнена с вдохновением ко Дню Космонавтики.
Воспитательный процесс в классе был организован последовательно, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Все дети в течение учебного года были включены в общие дела класса, самостоятельно проявляли интерес к разным видам воспитательной деятельности. Работал актив класса. Второклассники уже умело анализировали свою работу, делали выводы, давали соответствующие рекомендации друг другу, соблюдая культуру речи и правила корректного поведения в процессе коллективных работ.
позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
С родителями учащихся всегда велась работа: это личные встречи, беседы.
Родители были заинтересованы делами класса. Большую помощь они оказывали учителю во внеурочной деятельности.
Проведено анкетирование в классе на уровень воспитанности. Среди учащихся: высокий уровень- 5 человек, хороший уровень 3 человека. Уровень класса в целом- высокий.
Так же проведено анкетирование обучающихся по различным методикам, с целью выявления различных качеств обучающихся.
Цели и задачи воспитательной работы на новый
2016 -2017 учебный год:
Цель:
- создание условий, чтобы дети моего класса были здоровыми, дружными, любили школу, охотно учились, с удовольствием принимали участие в делах школы и класса;
- сплочение детского коллектива;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
совершенствовать систему индивидуальной работы с детьми, требующими особого внимания и подхода.
Задачи практической деятельности:
1.Продолжить работу по воспитанию мотивации здорового образа жизни, через участие в физкультурно - оздоровительных мероприятиях.
2.Продолжить работу по сплочению коллектива, через активизацию деятельности каждого ребёнка.
3. Привлечение детей к классному соуправлению.
4. Развитие индивидуальности учащихся класса, способствующие свободному и полному раскрытию всех способностей и их формирование.
5.Духовно- нравственное воспитание личности школьника. Укрепление сознательной дисциплины и культурного поведения.
6.Осуществление более тесного взаимодействия семьи и школы.
7. Осуществлять мониторинг роста и развития каждого ученика.
1. Организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся:
Контроль за посещаемостью учащихся, анализ причин пропусков учащимися уроков.
Помощь в учебе часто болеющим детям, организация посещения на дому.
Создание обстановки, способствующей благоприятному усвоению учащимися учебного материала.
Координация сотрудничества педагогов, работающих в классе, ведущих внеурочную деятельность.
Развитие индивидуальных качеств личности учащихся.
Создание актива класса.
2. Изучение и воспитание личности:
1. Создание условий для формирования ценностного отношения к труду.
2. Воспитание эстетической, нравственной культуры учащихся.
3. Воспитание гражданственности.
4. Изучение личности учащихся с помощью диагностики и организации коррекционной работы с ними.
3. Организация жизни класса во внеурочное время:
Создание здорового микроклимата в детском коллективе, формирование положительных межличностных отношений, их регулирование и коррекция.
Развитие навыков общения, умения отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в выполнении дела, контроль за его выполнением.
Характеристика класса
В 3 классе обучаются 12 человек: из них – 8 девочек, 4 мальчика.
Все обучающие второго класса перешли в третий класс. В начале учебного года в класс прибыла 1 ученик Радайкин Максим.
При изучении медицинских документов установлено- по состоянию физического развития принадлежат к основной группе для занятий физической культурой .Дети подвижны, шустры, импульсивны. Они любят ролевые игры и спортивные соревнования; активно принимают участие в подготовке и проведении праздников внутри класса и в стенах школы. Учащиеся умеют работать совместно и быстро находят общий язык. В целом дети хорошо знают друг друга, отношения в классе доброжелательные.
У ребят класса сформирована учебная мотивация на основании диагностики и наблюдений. Половина учащихся выбирают «Любимым предметом» русский язык, литературное чтение, ИЗО, физкультуру, окружающий мир, технология. Немногим нравится математика, информатика.
Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей, постоянно интересуются достижениями учащихся в учебной и внеклассной деятельности. Они с уважением относятся к школе, к учителям. Средний возраст родителей составляет 40 лет. Ребята обеспечены необходимыми школьными принадлежностями для учёбы. Дети ухожены. Семьи всех детей класса относительно благополучны. Неблагополучных семей не выявлено. Все дети получают горячее питание. В целом каждый ученик требует индивидуального подхода.
НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
НАПРАВЛЕНИЕ 1 «Потенциал»
Проведение мероприятий по формированию культуры сохранения и совершенствования здоровья, знакомство детей с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья – это основное при организации работы в этом направлении.
НАПРАВЛЕНИЕ 2 «Вместе к успеху»
Главное здесь создать условия для продвижения детей в интеллектуальном развитии; формировать интеллектуальную культуру, развивать кругозор и любознательность.
НАПРАВЛЕНИЕ 3 «Гармония»
Работа направлена на формирование у детей культуры общения в системе «учитель – ученик», « ученик – ученик», «взрослый- ребенок». Для этого важно создать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех ребят класса; учить приемам преодоления проблем в общении.
НАПРАВЛЕНИЕ 4 «Азбука нравственности. В поисках истины»
Научить детей понимать смысл человеческого существования, ценности своего существования, ценности своего существования и ценности существования других людей; поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях; формировать у детей умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора – вот главные приоритеты этого направления.
НАПРАВЛЕНИЕ 5 «Мир увлечений. Твой выбор»
Основное здесь – создание условий для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности в реальных жизненных ситуациях; развитие интереса к внеклассной деятельности.
НАПРАВЛЕНИЕ 6 «Общая забота»
Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности – является главным при построении работы в этом направлении.
Индивидуальная работа с учащимися
на 2016-2017 учебный год
Формы работы:
1.Изучать положение каждого ученика в коллективе, его проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, учителями, родителями.
2.Воспитывать интерес ребёнка к самому себе, желание совершенствоваться.
3.Порекомендовать детям и помочь определиться в школьные кружки.
4.Организация дополнительных занятий для учащихся, пропустивших учёбу по болезни.
5.Развивать волевые качества у неуверенных в себе
6.Выявить активных детей, проводить с ними индивидуальные беседы.
Правила жизни в классном коллективе
Настойчивость в учёбе, труде, спорте.
Относиться к окружающим, помня золотое правило: не делай людям того, чего не желаешь себе.
Относиться к людским недостаткам терпимо.
Добросовестно относиться к учёбе.
Не опаздывать в школу и не пропускать занятия!
Добросовестно относиться к своим поручениям.
Не отказывать в помощи одноклассникам.
Соблюдать порядок и чистоту в классе и школе.
Нужно жить весело, содержательно, быть активным, творчески подходить к любому делу.
Дорожите дружбой, помните - мы коллектив!
Работа с родителями.
Задачи работы с родителями:
Постоянное информирование родителей о результатах учёбы, воспитания, душевного состояния, развития ребёнка.
Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения детей, оказание им помощи.
Привлечение к организации досуга детей по интересам.
Помощь в налаживании контактов между детьми, родителями и учителями.
Формы работы:
Содержание работы:
1. Заседание родит. комитета.
Подведение итогов за 2 класс.
(утверждение плана работы на первое полугодие)
Организация празднования Дня именинника
(закупка подарков для детей).
Подготовка кабинета к учебному году
(закупка необходимых принадлежностей в класс) – сентябрь
2. Заседание родит. комитета.
Подведение итогов 1 четверти- октябрь
3. Организация празднования Нового года.
(покупка подарков для детей) – ноябрь
4. Заседание родит. комитета.
Подведение итогов 2 четверти.
(утверждение плана работы на второе полугодие) – декабрь
5. Обсуждение плана работы на 3 четверть. - январь
6. Организация проведения мероприятий
(23 февраля, 8 Марта) – февраль
7. Обсуждение плана работы на весенних каникулах. - март
8. Обсуждение плана работы на 4 четверть. - апрель
9. Подведение итогов работы родительского комитета в учебном году- май
Темы родительских собраний:
1четверть
Родительское собрание № 1
1. Основные нормы и требования ФГОС НОО.
2. Выбор родительского комитета.
3. Планирование работы родительского комитета.
4. Памятка «Садимся за уроки».
Родительское собрание № 2
1. Подведение итогов за 1 четверть.
2.Как развивать у ребенка желание читать.
3.Телевизор в жизни семьи.
4. Памятка «Как организовать ребенка на каникулах», «Осторожно, дорога!».
2 четверть
Родительское собрание № 3
1.Нормативно-правовые основы формирования культуры семейной жизни.
2.Создание микроклимата в семье для успешного развития ребенка.
3 четверть
Родительское собрание № 4.
Семейное воспитание.
Формирование представления ребенка о социальных ролях.
Эмоции положительные и отрицательные.
4 четверть
Родительское собрание № 5.
Игра и труд в жизни школьников.
Итоги прошедшего учебного года.
Анализ эффективности воспитательной работы в школе Проведение всестороннего анализа воспитательного процесса – обязательный этап деятельности заместителя директора по воспитательной работе и классных руководителей.
Умение анализировать, изучать итоги своей деятельности, прогнозировать ее будущие результаты, планировать конкретные шаги для их достижения – показатели высокого профессионализма. Грамотно выполненные анализ и планирование позволяют увидеть связь между воспитательной работой педагога и уровнем воспитанности школьника.
При подготовке педагогического анализа воспитательной работы следует ориентироваться на группу критериев – функциональности и надежности, отражающих процессуальную сторону качества воспитательной работы. В числе показателей, раскрывающих данные критерии, можно использовать результаты анкетных опросов учителей, учащихся и родителей об их удовлетворенности состоянием воспитательной работы, морально-психологическим климатом в классных коллективах, а также количественные данные:
о материально-технической базе воспитательной работы;
проведенных мероприятиях воспитательной направленности;
состоянии дисциплины и правопорядка (по данным инспекции по делам несовершеннолетних, на основании статистики правонарушений).
Показатели за анализируемый период целесообразно дополнить сравнительными данными, раскрывающими динамику отдельных показателей в суммарных итогах или обобщенных характеристиках.
Табличная и текстовая формы представления материала в анализе при необходимости могут быть дополнены графиками, диаграммами. Для ясности изложения и лучшего восприятия его содержания целесообразно оперировать данными, прошедшими первичную обработку, сгруппированными по определенным признакам.
Перечень нормативных документов (внешних и внутренних) представляется с целью определения качества нормативно-методического обеспечения воспитательной работы на основании критериев современности, системности и комплексности.
Качественная характеристика кадров, осуществляющих организацию воспитательной работы в школе, имеет цель дать исходную информацию для последующего определения качества деятельности представителей администрации и педагогического коллектива по руководству и организации воспитательной работы. Для этого используется критерий работоспособности. Он показывает, насколько управленцы, специалисты способны выполнять специфические функции в области организации и проведения воспитательной работы. В силу многомерности данного критерия желательно, чтобы материал таблиц был дополнен краткой качественной характеристикой кадров по названным выше основаниям.
Цель анализа воспитательной работы
Цель анализа воспитательной работы – показать результаты и эффективность воспитательной работы педагогического коллектива за прошедший учебный год, определить, как они связаны с деятельностью воспитателей и классных руководителей, влиянием семьи и внешней среды, с уровнем использования учителями воспитательного потенциала урока.
Результаты воспитательной работы – это те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними.
Эффективность воспитательного процесса определяется мерой соотношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого. В то же время высокий результат может быть достигнут разными усилиями. Поэтому под эффективностью воспитательного процесса понимается степень достижения запланированного результата в соответствии с затраченными педагогическими усилиями и средствами.
Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса имеет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции. При этом решается ряд задач:
выявление реального состояния воспитательного процесса;
выявление возможностей его развития;
анализ произошедших изменений;
изучение эффективности и педагогической целесообразности различных условий и средств, их влияния на результаты работы;
определение эффективности влияния воспитательной работы на развитие личности учащегося и педагога, отношений в коллективе.
При изучении эффективности воспитательного процесса надо иметь в виду, что динамика показателей может быть неодинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.
Ежедневно
1. Работа с опаздывающими и выяснение и выяснение причин отсутствия учащихся
2. Организация питания учащихся.
3. Организация дежурства в классном кабинете.
4. Индивидуальная работа с учащимися и родителями.
Еженедельно
1. Проверка дневников учащихся.
2. Проведение классного часа.
3. Проведение информационно-воспитательного часа.
4. Проведение внеклассных мероприятий в классе (по плану)
5. Работа с учителями -предметниками, социальным педагогом, психологом , медсестрой (по ситуации)
6. Работа с родителями (по ситуации)
Каждый месяц
1. Проведение тематического классного часа.
2. Посещение уроков в своём классе.
3. Консультации у школьного психолога, социального педагога.
4. Присутствовать на совещаниях при директоре и заместителях директоров.
5. Посещение на дому учащихся и оформление актов.
Один раз в четверть
1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
2. Принимать активное участие в заседаниях МО классных руководителей.
3. Присутствовать на инструктивно методических совещаниях классных руководителей по итогам ВШК и планированию работы.
4. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
5. Проводить родительское собрание.
Один раз в год
1. Готовить статистические данные класса (списки, социальный паспорт, акты обследования жилищных условий учащихся, психолого-педагогические характеристики и т. д.)
2. Оформлять личные дела.
3. Проводить открытое внеклассное мероприятие по разработанному сценарию.
4. Проводить анализ и составлять план воспитательной работы.
Документация и отчётность.
1. Классный журнал.
2. Личные дела учащихся.
3. Педагогический дневник классного руководителя.
4. План воспитательной работы с классом
5. Журнал учёт проводимых внеклассных мероприятий по организационно-воспитательной работе
6. Журнал учёта проводимых классных часов.
Классный руководитель готовит отчётность
1. Статистические данные класса .
2. Результаты диагностики уровня воспитанности
3. Отчёты о воспитательной работе с классом
4. Отчёты о профилактической работе с детьми девиантного поведения, с неблагополучными семьями.
Работа с родителями.
Изучение семей учащихся;
Педагогическое просвещение родителей;
Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
Педагогическое руководство деятельностью родительского комитета в классе;
Индивидуальная работа с учащимися;
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.