Муниципальное общеобразовательное учреждение
“Останинская основная общеобразовательная школа”
Мантуровского района Курской области
Рассмотрена на заседании Методического совета Протокол №_________ от «__»___________20 г. Председатель:__________ /А.А.Степанова/ | Принята на заседании Педагогического совета Протокол №________ от «___»____________20 г. Председатель:_____________ /К.М.Рязанцева / | Утверждаю Директор школы:____________ /М.А.Раевская/ Приказ №________ от «__»____________20 г. |
Программа
воспитательной работы
для 5 класса
Автор : классный руководитель
5 класса
В.И.Капустина
Останино, 2020 год
Пояснительная записка
Программа воспитательной работы 5 класса составлена с учетом нормативных документов по воспитательной работе: Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" № 273- ФЗ, должностных обязанностей классного руководителя, Устава школы, Плана учебно-воспитательной работы на 2020 – 2021 учебный год МОУ «Останинская основная общеобразовательная школа».
При планировании работы с классом учитывались возрастные и психологические особенности классного коллектива. Подростковый период – это время, когда происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. Ученик рассматривается как целостная личность со всеми присущими ему талантами в когнитивной, аффективной нормативной и экспрессивной формах. Возраст от 11 до 15 лет – переходный от детства к юности, характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Это вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
Особенность возраста – избирательность внимания. Они откликаются на необычные захватывающие уроки и классные дела. Значимая особенность – критичность. У ребенка появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, таким образом, заявляя о себе. Ребятам интересны мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, доказать свою правоту. Проблема – несогласованность убеждений, идей с поступками. Для этого возраста характерны: упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.
Работа классного руководителя должна быть направлена формирование нравственного опыта, справедливых оценочных суждений. Классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, решать проблемы с ним наедине. Подражательность – опасная черта для выбора неправильных кумиров. Классному руководителю необходимо приводить примеры положительных героев, идеалов.
В этом возрасте у детей возникают проблемы с учителями, происходит падение интереса к учению. Классному руководителю необходимо исследовать причины учебных проблем и работать по их устранению. Воспитательная работа в классе осуществляется через организацию взаимодействия классного руководителя и детей с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации возможностей детей. Острой остается проблема сплоченности класса. В этой связи в воспитательную программу включены мероприятия, направленные на создание дружного коллектива, предусмотрены беседы, ролевые игры.
Целью воспитательной работы в 2020 – 2021 учебном году является: подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, воспитание Человека и Гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти свое место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить.
Задачи воспитательной работы:
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование нравственного смысла учения;
формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
В области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни:
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном питании, его режиме, структуре;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Основные направления воспитания и социализации:
гражданско-патриотическое воспитание
общеинтеллектуальное воспитание (проектная деятельность)
экологическое воспитание
духовно-нравственное воспитание (нравственно-эстетическое)
трудовое воспитание
спортивно-оздоровительное воспитание
профилактика правонарушений
самоуправление в школе и классе
семейное воспитание
Планируемые результаты:
высокий уровень сплоченности коллектива;
активное участие родителей в делах класса;
способность ученика соблюдать правила для учащихся, усвоение социальных норм, правил
здорового образа жизни;
повышение уровня культуры учащихся (культуры общения);
активизация интереса к творческой, исследовательской деятельности;
увеличение уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах, соревнованиях)
адекватная самооценка учащихся.
2.Функции классного руководителя 5 класса
1. Организационно-координирующие:
Обеспечение связи школы с семьей;
Установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального работника);
Проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;
Взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом школы;
Организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала каждого ученика в рамках деятельности общешкольного коллектива;
Организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
Стимулирование и учет разнообразной деятельности учащихся, в том числе- в системе дополнительного и внешкольного образования детей;
Взаимодействие с каждым учеником и всем коллективом класса в целом;
Ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
2. Коммуникативные:
Регулирование межличностных отношений между обучающимися;
Установление взаимодействия между педагогическими работниками и учащимися;
Содействие установлению общего благоприятного психологического климата в коллективе класса;
Оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностические:
Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
Определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Контролирующие:
Контроль над успеваемостью каждого обучающегося;
Контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимся.
3. Циклограмма воспитательной работы классного руководителя
Ежедневно:
1. Контроль за посещаемостью и выяснение причин отсутствия учащихся.
2. Организация питания учащихся.
3. Организация дежурства в классном кабинете.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
Еженедельно:
1. Проверка дневников учащихся.
2. Проведение мероприятий в классе (по плану).
3. Работа с родителями (по ситуации).
4. Работа с учителями-предметниками (по ситуации).
5.Работа с учащимися в области проектной деятельности.
Каждый месяц:
1. Встреча с родительским активом.
2. Индивидуальные беседы с родителями.
Один раз в четверть:
1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
2. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
3. Проведение родительского собрания.
Один раз в год:
1. Организация защиты проектов учащихся.
2. Оформление личных дел учащихся.
3. Анализ и составление плана работы класса.
4. Статистические данные класса.
4. Работа с учителями-предметниками, работающими с классом
Посещение уроков по мере необходимости
Беседы по поводу учебы и поведения
Приглашение учителей на родительское собрание
Педагогический состав
Русский язык, литература, родной язык, родная литература – Степанова А.А.
Математика, ОДНКНР – Капустина В.И.
История, обществознание, ИЗО, музыка, технология – Потапенко Н.М.
География – Постникова О.С.
Иностранный язык (немецкий) – Раевская М.А.
Физическая культура, ОБЖ – Рязанцева К.М.
Биология – Жибоедова Л.И.
Класс 5
Классный руководитель: Капустина В.И.
Количество учащихся: 3чел.
Количество: - девочек: 2чел. - мальчиков: 1чел.
Возраст: год рождения
Девочки | Мальчики |
Год рождения | Количество | Год рождения | Количество |
2008 | 1 | 2009 | 1 |
2009 | 1 | - | - |
Состав семей:
многодетные семьи _
неполные семьи -_
дети, находящиеся на опеке___--__
проживают вместе с бабушками и дедушками –__
малообеспеченные семьи:___-____________
Количество учащихся, входящих в группу «риска», склонных к правонарушениям -.
Состояние здоровья учащихся:
находятся на индивидуальном (семейном) обучении ___-______
имеют хронические заболевания______-__________
дети-инвалиды_____-________
дети с ОВЗ_______-_____
В 5 классе 3 человека. Из них 2 девочки и 1 мальчик. Большинство детей одного возраста – 2009 года рождения. –,2008 года рождения.
Результаты анкетирования показали , что память развита у 1 учащихся на высоком уровне, у 2 – на среднем; внимание – 0 - учащихся на высоком уровне, у 2 – на среднем, у 1 – на низком; мышление – 1 учащийся на высоком уровне, у 2 – на среднем.
По состоянию здоровья медицинской службой определена: 2 группа здоровья – 3 ученика.
Все дети посещают занятия, умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения, но пока еще не всегда умеют управлять своим поведением.
Дети активны, доброжелательны, способны дружить, сопереживать друг другу.
Все ученики стараются обсуждать, решать поставленные задачи. Работа в классе дает почувствовать каждому ребенку свою принадлежность к коллективу класса, учит самостоятельности и ответственности. У ребят сформирована учебная мотивация на основании диагностики и наблюдении. «Любимым предметом» выбирают литературное чтение, математику, физическую культуру.
Явного лидера в классе пока нет, но дети проявляют активность в подготовке мероприятий. Ссоры в классе явление редкое.
Родительские собрания посещают, в основном мамы. За всеми детьми хороший контроль.
Ведется работа по сплочению ученического и родительского коллективов. Планируется провести совместные мероприятия, помогающие лучше понять друг друга. Сотрудничество классного руководителя и родителей строится по следующим направлениям:
Психолого-педагогическое просвещение.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс класса.
Участие семей детей в управлении учебно-воспитательным процессом в школе и классе.
Необходимо продолжить изучение особенностей детей, их семей и условий жизни для правильного построения воспитательного процесса.
Родители детей активны, откликаются на просьбы учителя. Советы воспринимают положительно. Все дети заняты внеурочной деятельностью.
В 4 классе 3 обучающихся: 2 девочки и 1 мальчик. Вся учебно-воспитательная работа была подчинена воспитательной цели класса; «Развитие творческой личности обучающихся на основе педагогической культуры и поддержки творческих устремлений учеников в индивидуальной и совместной деятельности». Воспитательная работа проводилась через классные часы, уроки, внеурочную деятельность, индивидуальные беседы.
Повышая социальную активность, самостоятельность и ответственность, культуру обучающихся проведены классные часы: «Поведение на улице», «Делай хорошее для других – сам станешь лучше», «Доброе сердце дороже красоты», « Что такое настоящая дружба» и др.Формированию умения общаться со сверстниками и взрослыми, развитию творческих способностей, заботе о своей жизни и здоровье посвящены классные часы : «Как дарить подарки», « На улице – не в комнате! О том, ребята, помните!», «Осторожно – электричество!», «Как предостеречь себя от вредных привычек». Обучающиеся принимали активное участие во всех школьных мероприятиях, делах класса, конкурсах. Вся работа классного руководителя была направлена на развитие творческих способностей школьников: памяти, мышления, воображения, наблюдательности.
Результатами данной работы является формирование классного коллектива, создание в нем благоприятной среды, положительного отношения к учебе, доброжелательность к окружающим, к сверстникам, соблюдение норм поведения в школе и дома, активная жизненная позиция маленького гражданина.
№ п/п | Фамилия, имя | Дата рождения | Домашний адрес | Телефон |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
9. Работа с родителями
Цель: создание условий для активного участия семьи в воспитательной системе классного коллектива, формирование коллектива единомышленников из числа родителей.
Задачи:
Довести до сознания родителей педагогические советы и рекомендации, выработать положительное отношение к ним
Создать эмоциональный настрой на совместную работу родителей с детьми и учителями – предметниками
Основные направления в работе:
Изучение семей учащихся:
Педагогическое просвещение родителей:
1. лекции по педагогике, праву, этикете, гигиене;
2. родительские собрания;
3. педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций;
4. обмен опытом воспитания в семье
Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе и в школе:
совместное планирование воспитательной работы;
праздники, вечера, концерты, КВНы;
дни Здоровья;
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся:
тематические и итоговые родительские собрания;
индивидуальные консультации;
проверка дневников;
благодарственные и поздравительные открытки родителям.
Индивидуальная работа с родителями:
посещение семей;
педагогические консультации
индивидуальные поручения;
индивидуальные работы с родителями.
Темы родительских собраний
Месяц | Тема |
Октябрь | Адаптация ребенка к обучению в 5 классе |
Декабрь | Роль общения в жизни школьника |
Март | Культурные ценности семьи и их значение для ребенка |
Май | Итоги прошедшего учебного года «Вот и стали мы на год взрослей» |
10. План воспитательной работы в 5 классе
на I полугодие 2020 – 2021 учебного года
Направления работы | Содержание воспитательной работы | Дата проведения | Корректировка |
Сентябрь | |
Гражданско- патриотическое воспитание | Классный час «О подвигах, о доблести, о славе…» | 03.09. | |
Формирование коммуникативной культуры | Классный час «Первый раз в пятый класс» | 10.09. | |
Правовое воспитание и культура безопасности | Классный час «Безопасный путь домой» | 17.09. | |
Здоровьесберегающее воспитание | Классный час «Наше здоровье – наша жизнь» | 24.09 | |
Октябрь | |
Нравственное и духовное воспитание | Классный час «Твори добро, ибо ты – человек!» (1 октября - День пожилого человека) | 01.10. | |
Воспитание семейных ценностей | Классный час «Мир начинается с семьи…» | 08.10. | |
Гражданско- патриотическое воспитание | Классный час «День народного единства. Освобождение Москвы от польских интервентов под руковод-ством К. Минина и Д.Пожарского» | 15.10. | |
Правовое воспитание и культура безопасности | По итогам 1 четверти. Инструктаж по ТБ и ПДД на осенних каникулах. | 22.10. | |
Ноябрь | |
Социокультурное воспитание | Классный час «День добра» | 05.11. | |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Классный час «Путешествие в мир бережливости | 12.11. | |
Экологическое воспитание | Классный час «Экология – наука о том, как сберечь дом» | 19.11. | |
Воспитание семейных ценностей | День Матери. Акция «Поздравительная открытка» | 26.11. | |
Декабрь | |
Нравственное и духовное воспитание | Классный час «Милосердие – зеркало души» | 03.12 | |
Экологическое воспитание | Экологическая игра «Знатоки природы» | 10.12. | |
Культурологическое и эстетическое воспитание | Классный час «Что за прелесть эти лица!» | 17.12. | |
Правовое воспитание и культура безопасности | По итогам 2 четверти. Инструктаж по ТБ и ПДД на зимних каникулах. | 24.12. | |
План воспитательной работы в 5 классе на II полугодие 2020 – 2021 учебного года
Направления работы | Содержание воспитательной работы | Дата проведения | Корректировка |
Январь | |
Нравственное и духовное воспитание | Классный час «Общечеловеческие ценности» (дискуссия) | 14.01. | |
Социокультурное воспитание | Классный час «Мой сосед по парте» | 21.01. | |
Здоровьесберегающее воспитание | Классный час «О самом главном – о здоровье» | 28.01. | |
Февраль | |
Здоровьесберегающее воспитание | Классный час «Злой волшебник – наркотик» | 04.02. | |
Гражданско-патриотическое воспитание | Классный час «Рядом с солдатами были ребята» | 11.02 | |
Культурологическое и эстетическое воспитание | Круглый стол «И одежда должна быть прекрасной» | 18.02. | |
Формирование коммуникативной культуры | Классный час "Дружить – значит дружно жить!" | 25.02. | |
Март | |
Интеллектуальное воспитание | Классный час «Интеллектуальные заморочки» | 04.03. | |
Здоровьесберегающее воспитание | Классный час «Будущее в твоих руках» | 11.03. | |
Правовое воспитание и культура безопасности | По итогам 3 четверти. Инструктаж по ТБ и ПДД на весенних каникулах. | 18.03. | |
Апрель | |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Классный час «Труд славит человека» | 01.04. | |
Нравственное и духовное воспитание | Беседа «Без друзей на свете трудно жить» | 08.04. | |
Правовое воспитание и культура безопасности | Классный час «Нет прав без обязанностей» | 15.04. | |
Экологическое воспитание | Классный час «След Чернобыля» | 22.04 | |
Воспитание семейных ценностей | Классный час «Памятные даты моей семьи» | 29.04. | |
Май | |
Гражданско- патриотическое воспитание | Классный час «Победа в сердце каждого» | 06.05. | |
Нравственное и духовное воспитание | Классный час «Учимся быть культурными» | 13.05. | |
Интеллектуальное воспитание | Интеллектуально-познавательный классный час «Знаешь ли ты…» | 20.05. | |
Правовое воспитание и культура безопасности | По итогам 4 четверти и учебного года. Инструктаж по ТБ и ПДД на летних каникулах | 27.05. | |
План работы с обучающимися на каникулах
Направления работы | Содержание воспитательной работы |
Ноябрь |
Интеллектуальное | «Путешествие по миру». Познавательно – развлекательная игра |
Январь |
Интеллектуальное | Познавательно-игровая программа «Рождественская мелодия» |
Март |
Интеллектуальное | Математическая игра « Морской бой» |
Информация о родителях
№ п/п | Ф.И.О. | Место работы, должность | Домашний адрес | Телефон |