План воспитательной работы
на 2019-2020 учебный год в 3 классе
Цель воспитательной работы классного руководителя является: продолжить создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на созидательный труд и сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.
Задачи:
1. Создание условий для развития творческих способностей, инициативности, самостоятельности учащихся с учётом интересов, склонностей, личностных и возрастных особенностей.
2. Воспитывать любовь к родному краю, Родине, школе.
3. Прививать чувство долга перед классом, школой, семьёй.
4. Развивать познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности ребёнка.
5. Формировать ученический и родительский коллективы.
6. Приучать к самостоятельности.
7. Следить за уровнем воспитанности и состоянием здоровья.
8. Изучать историю и природу родного края.
9. Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей. Основными направлениями воспитательной работы являются:
1. Забота о здоровье;
2. Интеллектуальное развитие школьников;
3. Воспитание гражданского самосознания;
4. Развитие личностного самосознания;
5. Формирование нравственных и этнических ценностей;
6. Формирование семейных ценностей;
7. Организация досуга.
План воспитательной работы
классного руководителя состоит из семи разделов:
1.Характеристика класса
2.Анализ жизнедеятельности класса за прошлый учебный год с указанием противоречий проблем и путями их реализации.
3.Социальный паспорт класса:
А) Всего учащихся
Б) Состав семей
В) Социальное положение родителей
Г) Образование родителей
Д) родительский комитет
Е) Актив класса, список класса с указанием поручений
4.Занятость учащихся класса в факультативах, кружках, спортивных секциях в школе и вне школы.
5.Ведущие цели и задачи воспитательной работы школы.
6.Цели и задачи воспитательной деятельности классного руководителя на текущий учебный год.
7.Основные направления деятельности классного коллектива:
- гражданско-патриотическое;
- нравственное и духовное воспитание;
- воспитание положительного отношения к труду и творчеству.
Целью воспитательной работы школы является создание в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребёнка, формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющих ориентироваться в социально-культурных условиях.
Содержание плана работы:
I. Ведущие цели и задачи воспитательной работы.
II. Направления деятельности.
1. Общешкольные мероприятия.
2. Организационно-педагогические мероприятия.
3. Гражданско-патриотическое воспитание.
4. Нравственное и духовное воспитание.
5. Воспитания положительного отношения к труду и творчеству.
6. Интеллектуальное воспитание.
7. Здоровье-сберегающее воспитание.
8. Культуротворческое и эстетическое воспитание.
9. Правовое воспитание и культура безопасности.
10. Экологическое воспитание.
11. Профориентационная работа.
12. Работа по профилактике правонарушений и бездарности среди обучающихся.
13. Работа школьного самоуправления.
14. Работа с родителями.
15. Методическая работа.
Внеклассная воспитательная работа осуществляется через творческие беседы, экскурсии, поездки, походы по истерическим и памятным местам, творческие конкурсы, соревнования, коллективные творческие дела, показательные выступления на праздниках, интеллектуально познавательные игры. Изучила традиции и олимпиады (Всероссийская олимпиада «На страже экономики»; олимпиада по обществознанию; по литературному чтению), и конкурсы (Всероссийский конкурс исследовательских работ; областной конкурс проектных работ, образовательный марафон «На встречу космосу»; Всероссийская акция «Зелёная Россия», конкурс чтецов «Весь мир-театр», ярмарка «Осень, осень в гости просим») школы.
Характеристика 3 класса
В 3 классе обучается 33 ученика, из них мальчиков 15, девочек- 18. 29 учеников – 2010 года рождения, 2 ребёнка – 2009 г.р., 2 – 2011 года. Характеристика семей учащихся: 8 детей из малообеспеченных семей, 4 ребёнка из неполной семьи, 1 ребёнок из многодетной семьи, 1 опекаемый ребенок и 1 проблемный ребёнок. В классе нет неблагополучных семей, нет детей-инвалидов. Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом. Учащейся проявляют высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевают трудности. При решении коллективных проблем стараются найти общий язык. На начало 2019-2020 учебного года обучающиеся в среднем имеют средний уровень успеваемости. В классе действует родительский комитет, помогающий классному руководителю в решении вопросов учёбы и досуга обучающихся. Преимущественно родители интересуются успеваемостью детей, посещают родительские собрания и выражают активное желание принимать участие в жизни класса и оказывать посильную помощь в проведения классных мероприятий. Класс принимает активное участие в школьных мероприятиях, что обусловлено огромным количеством грамот в портфолио класса.
Ежедневно
1.Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия обучающихся.
2.Организация питания учащихся.
3.Организация дежурства в классном кабинете.
4.Индивидуальная работа с учащимися и родителями.
Еженедельно
1.Проверка дневников учащихся.
2.Проведение классного часа.
3.Проведение информационно-воспитательного часа.
4.Проведение внеклассных мероприятий в классе (по плану).
5.Работа с учителями -предметниками, социальным педагогом, психологом, медсестрой (по ситуации).
6.Работа с родителями (по ситуации).
Каждый месяц
1.Проведение тематического классного часа.
2.Посещение уроков в своём классе.
3.Консультации у школьного психолога, социального педагога.
4.Присутствовать на совещаниях при директоре и заместителях директоров.
5.Посещение на дому учащихся и оформление актов.
Один раз в четверть
1.Оформление классного журнала по итогам четверти.
2.Принимать активное участие в заседаниях МО классных руководителей.
3.Присутствовать на инструктивно методических совещаниях классных руководителей по итогам ВШК и планированию работы.
4.Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
5.Проводить родительское собрание.
Один раз в год
1.Готовить статистические данные класса (списки, социальный паспорт, акты обследования жилищных условий учащихся, психолого-педагогические характеристики и т. д.).
2.Оформлять личные дела.
3.Проводить открытое внеклассное мероприятие по разработанному сценарию.
4.Проводить анализ и составлять план воспитательной работы.
Документация и отчётность.
1.Классный журнал.
2.Личные дела учащихся.
3.Педагогический дневник классного руководителя.
4.План воспитательной работы с классом.
5.Журнал учёт проводимых внеклассных мероприятий по организационно-воспитательной работе.
6.Журнал учёта проводимых классных часов.
Классный руководитель готовит отчётность
1.Статистические данные класса.
2.Результаты диагностики уровня воспитанности.
3.Отчёты о воспитательной работе с классом.
4.Отчёты о профилактической работе с детьми девиантного поведения, с неблагополучными семьями.
Работа с родителями.
1.Изучение семей учащихся.
2.Педагогическое просвещение родителей.
3.Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе.
4.Педагогическое руководство деятельностью родительского комитета в классе.
5.Индивидуальная работа с учащимися.
6.Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
В плане воспитательной работы присутствуют все пункты, которые соответствуют требованиям и раскрыты в полном объеме:
1.Характеристика класса
Анализ жизнедеятельности класса за прошлый учебный год с указанием противоречий проблем и путями их реализации.
2.Социальный паспорт класса:
- Всего учащихся
- Состав семей
- Социальное положение родителей
- Образование родителей
- Родительский комитет
- Актив класса, список класса с указанием поручений
3.Занятость учащихся класса в факультативах, кружках, спортивных секциях в школе и вне школы.
4.Ведущие цели и задачи воспитательной работы школы.
5.Цели и задачи воспитательной деятельности классного руководителя на текущий учебный год.
6.Основные направления деятельности классного коллектива:
Направления воспитательной работы в процессе проведения классных часов очень разнообразны и обширны.
- гражданско-патриотическое;
- нравственное и духовное воспитание;
- воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
Работа с родителями.
Задачи работы с родителями:
Постоянное информирование родителей о результатах учёбы, воспитания, душевного состояния, развития ребёнка.
Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения детей, оказание им помощи.
Привлечение к организации досуга детей по интересам.
Помощь в налаживании контактов между детьми, родителями и учителями.
Формы работы:
Родительские собрания.
Индивидуальные бесед.
Тематические консультации.
Анкетирование.
Электронная переписка.
Посещение на дому.
Совместные экскурсии, праздники.
Содержание работы:
1. Заседание родит. комитета.
Подведение итогов класса.
(утверждение плана работы на первое полугодие)
Организация празднования Дня именинника
(закупка подарков для детей).
Подготовка кабинета к учебному году
(закупка необходимых принадлежностей в класс) – сентябрь
2. Заседание родит. комитета.
Подведение итогов 1 четверти- октябрь
3. Организация празднования Нового года.
(покупка подарков для детей) – ноябрь
4. Заседание родит. комитета.
Подведение итогов 2 четверти.
(утверждение плана работы на второе полугодие) – декабрь
5. Обсуждение плана работы на 3 четверть. - январь
6. Организация проведения мероприятий
(23 февраля, 8 Марта) – февраль
7. Обсуждение плана работы на весенних каникулах. - март
8. Обсуждение плана работы на 4 четверть. - апрель
9. Подведение итогов работы родительского комитета в учебном году- май
Темы родительских собраний:
1 четверть
Родительское собрание № 1
1. Основные нормы и требования ФГОС НОО.
2. Выбор родительского комитета.
3. Планирование работы родительского комитета.
4. Памятка «Садимся за уроки».
Родительское собрание № 2
1. Подведение итогов за 1 четверть.
2.Как развивать у ребенка желание читать.
3.Телевизор в жизни семьи.
4. Памятка «Как организовать ребенка на каникулах», «Осторожно, дорога!».
2 четверть
Родительское собрание № 3
1.Нормативно-правовые основы формирования культуры семейной жизни.
2.Создание микроклимата в семье для успешного развития ребенка.
3 четверть
Родительское собрание № 4.
Семейное воспитание.
Формирование представления ребенка о социальных ролях.
Эмоции положительные и отрицательные.
4 четверть
Родительское собрание № 5.
Игра и труд в жизни школьников.
Итоги прошедшего учебного года.
Анализ эффективности воспитательной работы в школе
Проведение всестороннего анализа воспитательного процесса – обязательный этап деятельности заместителя директора по воспитательной работе и классных руководителей.
Умение анализировать, изучать итоги своей деятельности, прогнозировать ее будущие результаты, планировать конкретные шаги для их достижения – показатели высокого профессионализма. Грамотно выполненные анализ и планирование позволяют увидеть связь между воспитательной работой педагога и уровнем воспитанности школьника.
При подготовке педагогического анализа воспитательной работы следует ориентироваться на группу критериев – функциональности и надежности, отражающих процессуальную сторону качества воспитательной работы. В числе показателей, раскрывающих данные критерии, можно использовать результаты анкетных опросов учителей, учащихся и родителей об их удовлетворенности состоянием воспитательной работы, морально-психологическим климатом в классных коллективах, а также количественные данные:
о материально-технической базе воспитательной работы;
проведенных мероприятиях воспитательной направленности;
состоянии дисциплины и правопорядка (по данным инспекции по делам несовершеннолетних, на основании статистики правонарушений).
Показатели за анализируемый период целесообразно дополнить сравнительными данными, раскрывающими динамику отдельных показателей в суммарных итогах или обобщенных характеристиках.
Табличная и текстовая формы представления материала в анализе при необходимости могут быть дополнены графиками, диаграммами. Для ясности изложения и лучшего восприятия его содержания целесообразно оперировать данными, прошедшими первичную обработку, сгруппированными по определенным признакам.
Перечень нормативных документов (внешних и внутренних) представляется с целью определения качества нормативно-методического обеспечения воспитательной работы на основании критериев современности, системности и комплексности.
Качественная характеристика кадров, осуществляющих организацию воспитательной работы в школе, имеет цель дать исходную информацию для последующего определения качества деятельности представителей администрации и педагогического коллектива по руководству и организации воспитательной работы. Для этого используется критерий работоспособности. Он показывает, насколько управленцы, специалисты способны выполнять специфические функции в области организации и проведения воспитательной работы. В силу многомерности данного критерия желательно, чтобы материал таблиц был дополнен краткой качественной характеристикой кадров по названным выше основаниям.
Цель анализа воспитательной работы
Цель анализа воспитательной работы – показать результаты и эффективность воспитательной работы педагогического коллектива за прошедший учебный год, определить, как они связаны с деятельностью воспитателей и классных руководителей, влиянием семьи и внешней среды, с уровнем использования учителями воспитательного потенциала урока.
Результаты воспитательной работы – это те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними.
Эффективность воспитательного процесса определяется мерой соотношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого. В то же время высокий результат может быть достигнут разными усилиями. Поэтому под эффективностью воспитательного процесса понимается степень достижения запланированного результата в соответствии с затраченными педагогическими усилиями и средствами.
Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса имеет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции. При этом решается ряд задач:
выявление реального состояния воспитательного процесса;
выявление возможностей его развития;
анализ произошедших изменений;
изучение эффективности и педагогической целесообразности различных условий и средств, их влияния на результаты работы;
определение эффективности влияния воспитательной работы на развитие личности учащегося и педагога, отношений в коллективе.
При изучении эффективности воспитательного процесса надо иметь в виду, что динамика показателей может быть неодинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.