План занятий с детьми ОВЗ
Выполнила:
Шафикова Назиля Мидхатовна
тьютор МБОУ СОШ №21 "ОЦ Дай 5"
Альметьевск, 2023
Во всем мире работа учителей посвящена обеспечению права на образование для всех детей, независимо от возраста, возможностей: все дети должны учиться. Эта позиция нашла свое отражение в смене ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» на «Образование на протяжении всей жизни». Д.С. Лихачев считал, что учение в современном мире нужно человеку с самого малого возраста, что учиться нужно всегда, как только перестанешь учиться – не сможешь и учить, так как знания усложняются и увеличивается их объём. Не случайно многие экономически развитые и бурно развивающиеся страны, разрабатывая национальные доктрины, концепции и программы устойчивого развития, включают в их состав (как одно из стратегических направлений) развитие принципиально новых подходов к национальным системам образования, сменам традиционной роли учителя в свете появления новых участников образовательных отношений, которые ранее были вне ее. Требования к современным учителям изменяются, так как их функционал расширяется, теперь им принадлежит ведущая роль в обеспечении качественного образования для всех детей, независимо от их возможностей и потребностей. Одновременно в профессиональном поле современного учителя появляются разные категории обучающихся: · нейротипичные (нормотипичные) дети (дети с условно нормативным развитием), · одарённые дети, · дети с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью, · дети, для которых язык обучения не является родным, · дети с девиантным поведением, · дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Подобная картина существует во многих школах и приобретает все более насущный характер. В таком контексте инклюзивное образование можно рассматривать как гарантию доступа к качественному образованию всем категориям обучающихся. Хорошо подготовленные, получающие поддержку и мотивированные учителя влияют на становление личности всех детей, и особенно детей с ограниченным возможностями, которые нуждаются в особом внимании и поддержке в части реализации прав на образование. С этой точки зрения реализация учебной программы проблематизируется в связи с необходимостью изменения подходов к организации обучения, изменения его традиционных форм, которые будут учитывать все риски, трудности, потребности, возможности каждого обучающегося. Особенно актуальными становятся проблемы построения инклюзивных уроков, которые направлены на включение в общее образовательное поле разных обучающихся, в том числе и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Такое представление и проблематизация основаны на предположениях, что все дети могут быть успешными и могут испытывать трудности в школе, что эти трудности указывают на способы улучшения преподавания и обучения для всех детей; не все дети с ограниченными возможностями имеют одинаковые потребности в обучении, и невозможно определить специальные стратегии обучения для детей с ограниченными возможностями, которые значительно отличаются от общих стратегий обучения. А поскольку не существует каких-либо конкретных стратегий обучения для детей с ограниченными возможностями, учителя инклюзивных школ используют и адаптируют ориентированную на ребенка педагогику, чтобы удовлетворить потребности всех детей. При этом ключевые элементы такого подхода могут включать: обеспечение нескольких способов обучения, поощрение совместного обучения, создание значимых возможностей для обучения; разработку привлекательных и гибких сред обучения и переосмысление стратегии традиционного урока, превалирование инклюзивного подхода к уроку, используя новые формы обучения, ориентированные на конкретный контингент класса.
Цель занятий:
- содействовать развитию интеллектуальных способностей: словарного запаса и общей осведомленности, пространственных представлений, логического мышления;
- развивать память, внимание, восприятие, коммуникативные способности.
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
1. Словесная игра «Угадай по описанию».
Усложнение: загадывается предмет, не находящийся в комнате.
2. Дидактическая игра «Найди одинаковые предметы».
Каждому ребенку раздаются картинки с пятью предметами, два из них одинаковые. Их и нужно отыскать ребенку.
Затем дети меняются карточками.
3. Игра «Делай по заданию».
Педагог называет детям различные слова: стол, чашка, банан, змея, ручка и т.д. Дети должны, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Например, хлопнуть, когда встретится слово, обозначающее растение.
4. Дидактическая игра «Найди отличия».
Детям даются две одинаковые на первый взгляд картинки. Надо найти 10 различий между ними.
5. Настольная игра «Лабиринты».
Детям дается карточка с изображением лабиринта (у каждого своя карточка). Необходимо выполнить задание, оно у каждого лабиринта свое.
6. Дидактическая игра «Что изменилось?».
Ребенок должен внимательно посмотреть на ряд предметов на картинке, рассказать, что за предметы он видит, назвать каждый предмет. Затем ему предъявляется другая картинка с изображением тех же предметов плюс еще один и предлагается ответить на вопрос: «Что появилось?». Можно предъявлять картинки наоборот и спрашивать: «Чего не стало?».
7. Дидактическая игра «Что не дорисовано?».
Детям даются картинки и достаточное время (1-2 минуты ) для того, чтобы ребенок смог найти недостающую деталь. Затем дети обмениваются картинками.
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
1. Дидактическая игра «Разложи по порядку».
Детям раздаются серии карточек с рисунками. Надо выложить их перед собой в заданной логической последовательности.
2. Задание в тетрадях «Дорисуй до образа».
У каждого ребенка в тетради или на отдельной карточке простым карандашом нарисованы контуры. Ребенок должен придумать, кто или что из этого может получиться и дорисовать.
3. Слушаем музыку.
Дети прослушивают запись музыкального отрывка (Чайковский П.И. «Времена года») и рассказывают о своих впечатлениях. Можно зарисовать.
4. Приметы времен года.
Дети рассказывают о приметах всех времен года. Зарисовывают в тетрадях приметы осени (ранней и поздней) – включена музыка.
5. Дидактическая игра «Зашиваем ковер».
У каждого ребенка карточка-коврик с дырками и несколько «заплаток». Надо выбрать только те заплатки, которые могут закрыть дырки на ковре.
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
1. Упражнение «Воспроизведи по памяти».
Детям последовательно показываются карточки с изображением геометрических фигур (время предъявления – 10 секунд). После демонстрации каждой карточки дети зарисовывают в тетрадь увиденные геометрические фигуры в том же порядке. Карточки предъявляются от простого к сложному.
2. Игра «Кто больше запомнит».
Участники игры садятся в круг. Первый называет любое слово. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова и добавляет свое и т.д. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести большее количество слов.
3. Игра «Двигательная память».
Взрослый в течение 15 секунд должен показывать детям танцевальные движения. Затем дети повторяют их как можно точнее.
4. Словесная игра «Цвета».
Участники игры располагаются в кругу. Ведущих предлагает всем участникам по очереди назвать по пять предметов одного цвета. Тот, кто за одну минуту не сможет припомнить пять предметов названного цвета, выбывает из игры.
5. Игра «Рисуем по памяти узоры».
На листе бумаги нарисован узор. Дети две минуты смотрят на этот узор. После этого рисунок убирается, и дети воспроизводят его по памяти в тетрадях.
6. Игра-соревнование «Слова».
Надо вспомнить как можно больше слов, относящихся к заданной теме: школа, математика, музыка, книга, искусство, зима, лето и т.д. На каждую тему дается 5-10 минут. На одном занятии дается 2-3 темы.
7. Воспроизведение рассказа.
Детям раздаются карточки с коротким текстом. Они знакомятся с ним в течение 5 минут. Затем каждый по очереди пересказывает свой текст.
8. Игра-соревнование «Чей предмет».
Все участники делятся на две команды. Каждая команда выбирает по водящему. Игра заключается в том, что на глазах у водящего члены его команды кладут на стол по одному предмету. Водящий смотрит и старается запомнить, кто какой предмет положил, и в какой последовательности были положены предметы. Оцениваются ответы водящих. В роли водящего должен выступить каждый.
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СООТНОШЕНИЙ
1. Игра «Большой – маленький».
Дети рассматривают различные предметы, плоские фигуры, изображения на картинках и определяют, какие из них большие, какие маленькие.
То же – высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, толстый – тонкий.
2. Игра «Сравни предмет».
Каждому ребенку дается карточка с индивидуальным заданием, направленным на развитие понятий: больше, меньше, короче, длиннее, шире, уже, выше, ниже. Можно менять карточки и задания к ним.
3. Подвижная игра «Стань по заданию».
Дети по очереди выполняют команды ведущего: встать слева от Сережи (стола, стула и т.д.), сзади, спереди и т.п. Команды и ведущие все время меняются.