МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЩЁЛКОВСКИЙ ЛИЦЕЙ № 7
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО
Согласовано Руководитель кафедры _________Юрченко Л.В. Протокол заседания №1 от _ августа 2021 г. | Согласовано Зам.директора по УВР ___________Исаева И.Л. августа 2021 г. | Утверждено Приказом директора МБОУ Щёлковского лицея № 7 ГОЩ _______________Т.Ю.Луцкая от __ августа 2021 г. |
Рабочая программа по информатике
(базовый уровень)
8А класс
на 2021-2022 учебный год.
Составитель: Петрова Юлия Анатольевна
учитель информатики
первой квалификационной категории
2020 г.
Рабочая программа по информатике (базовый уровень) для 8А класса составлена на основании:
- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897, с изменениями приказ от 31.12.2015 №1577);
- ООП ООО МБОУ Щёлковского лицея №7 ГОЩ;
- Программы изучения курса «Информатика» на базовом уровне, разработанной авторами учебника Босовой Л. Л., Босовой А. Ю. в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
Курс рассчитан на 34 часа, один час в неделю, 34 недели.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные
Обучающийся научится:
- представлению об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- пониманию информационных процессов в современном мире;
- первичным навыкам анализа и критической оценки получаемой информации;
- личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- ответственному отношению к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- осознанному и ответственному отношению к собственным поступкам;
- организации информационно-образовательного пространства с учетом гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Обучающийся получит возможность научиться:
- увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом;
- использованию информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности;
- понимать значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- повышению своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ;
- способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- быть готовым к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации ИКТ.
Метапредметные
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- умениям организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполаганию как постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
- планированию – определению последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;
- прогнозированию – предвосхищению результата;
- контролю – интерпретации полученного результата, его соотнесению с имеющимися данными с целью обнаружения ошибки;
- коррекции – внесению необходимых корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;
- оценке – осознанию того, насколько качественно решена им учебно-познавательная задача.
Обучающийся получит возможность научиться:
- опыту принятия решений в управлении объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- постановке и формулированию проблемы;
- применению методов информационного поиска;
- выбору наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- определять цели и функции участников;
- слушать и обсуждать различные точки зрения;
- аргументировать свою точку зрения;
организовывать совместную учебную деятельность в группах;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- задавать вопросы с целью получения необходимой для проблемы информации;
- осуществлять индивидуальную деятельность и представлять ее результаты для коллективного обсуждения;
- защищать свои идеи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
- выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- брать инициативу в организации совместного действия;
- корректно спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;
- определять способы взаимодействия;
- представлять конкретное содержание различными способами;
- планировать общие способы работы;
- осуществлять обмен опытом и знаниями;
- адекватно принимать оценку результатов своей деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понятиям «алгоритм», «исполнитель», «программа», и другим;
- перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
- выполнять арифметические операции с целыми числами в различных системах счисления;
- навыкам использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;
- создавать программы на языке программирования по заданному алгоритму, используя ветвящиеся, циклические структуры;
- программировать действия с элементами одномерных массивов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- умению выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи;
- выполнять арифметические операции с вещественными числами в различных системах счисления;
- создавать программы на языке программирования с разработкой собственных алгоритмов с использованием ветвлений, циклов, процедур и функций.
Предметные
Обучающийся научится:
1. Математические основы информатики
- понятиям о позиционных и непозиционных системах счисления;
- записи десятичных чисел в двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной системах счисления;
- представлению целых чисел в памяти компьютера;
- составлять таблицы истинности логических выражений;
- строить функциональные схемы;
- определять структурные формулы.
2. Начала программирования
- развитию алгоритмического мышления;
- умению составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
- получать знания об алгоритмических конструкциях;
- логическим значениям и операциям;
- основным алгоритмическим структурам языка программирования Pascal ABC;
- анализировать готовые программы;
- определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
- выделять этапы решения задачи на компьютере;
Обучающийся получит возможность научиться:
- представлению вещественных чисел в памяти компьютера;
- типам величин: целых, вещественных, символьных, строковых, логических;
- разработке алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, использованию вспомогательных алгоритмов;
- составлять ветвящиеся алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке;
- работать с табличными величинами − массивами;
- создавать и выполнять программы для решения несложных задач в выбранной среде программирования;
- программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
- разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
- разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;
- разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
- разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
нахождение суммы всех элементов массива;
нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
сортировка элементов массива и пр.
Формы учебных занятий:
очные – урок, практические занятия, лекция.
дистанционные – онлайн-уроки (на платформах zoom, discord), видео-уроки, лекции (на платформах инфоурок, ютуб), контрольные и практические работы (на платформах фоксфорд, физикон).
Содержание учебного предмета
1. Математические основы информатики
Позиционные и непозиционные системы счисления. Двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления: алфавит и правила выполнения арифметических операций. Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую. Таблицы истинности. Логические функции. Логические элементы. Структурные формулы. Функциональные схемы.
2. Начала программирования
Программирование линейных алгоритмов. Условный оператор. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Оператор выбора. Программирование циклов.
Тематическое планирование
№ | Название темы (раздела) | Количество часов на изучение | Количество контрольных работ | Практические, лабораторные работы |
1. | Математические основы информатики. | 22 | 1 | |
2. | Начала программирования. | 12 | 1 | |
| Итого: | 34 | 2 | |
Приложение к рабочей программе по информатике для 8А класса 1 группа, утвержденной Приказом директора №___-од МБОУ Щёлковского лицея № 7 ГОЩ от __.08.2021 г.
Календарно-тематическое планирование
34 часа, 1 час в неделю
№ урока | Тема урока | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Математические основы информатики − 22 часа |
| Техника безопасности и организация рабочего места. 1.1. Общие сведения о системах счисления. | 1-5.09.2021 | |
| 1.2. Перевод вещественных чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления. Решение задач. | 06-12.09.2021 | |
| 1.2. Перевод вещественных чисел из двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем счисления в десятичную. Решение задач. | 13-19.09.2021 | |
| 1.2. Перевод вещественных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления. Решение задач. | 20-26.092021 | |
| Правило перевода вещественных чисел из восьмеричной, шестнадцатеричной системы счисления в двоичную. Решение задач. | 27-03.10.2021 | |
| Непозиционные системы счисления. | 11.-17.10.2021 | |
| Арифметические операции в системах счисления. Сложение. Решение задач. | 18-24.10.2021 | |
| Арифметические операции в системах счисления. Вычитание. Решение задач. | 25-31.10.2021 | |
| Арифметические операции в системах счисления. Умножение. Решение задач. | 01-07.11.2021 | |
| Арифметические операции в системах счисления. Умножение. Решение задач. | 08-14.11.2021 | |
| Арифметические операции в системах счисления. Деление. | 22-28.11.2021 | |
| Контрольная работа «Арифметические операции в системах счисления.» | 29-05.12.2021 | |
| 1.3.1Высказывание. Логические операции. Инверсия. Дизъюнкция строгая и нестрогая. | 06-12.12.2021 | |
| 1.3.2. Логические операции. Конъюнкция. Импликация. Тождество. | 13-19.12.2021 | |
| 1.3.4.Свойства логических операций | 20-26.12.2021 | |
| 1.3.3. Построение таблиц истинности для логических выражений. | 27-31.12.2021 | |
| 1.3.5. Решение логических задач. | 10-16.01.2022 | |
| 1.3.5. Решение логических задач. | 17-23.01.2022 | |
| 1.3.6. Логические элементы. | 24-30.01.2022 | |
| Структурные формулы и функциональные схемы. Решение задач. | 31-06.02.2022 | |
| Структурные формулы и функциональные схемы. Решение задач. | 07-13.02.2022 | |
| Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа. | 14-20.02.2022 | |
Начала программирования – 13 часов |
| 3.1. Общие сведения о языке программирования Паскаль. | 21-27.02.2022 | |
| 3.2. Организация ввода и вывода данных. Программирование линейных алгоритмов. | 28-06.03.2022 | |
| 3.3. Программирование линейных алгоритмов. Решение задач. | 07-13.03.2022 | |
| 3.4. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор в неполной форме. | 14-20.03.2022 | |
| 3.4. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор в полной форме. | 21-27.03.2022 | |
| 3.4.1. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Решение задач. | 28-03.04.2022 | |
| 3.4.2. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | 11-17.04.2022 | |
| 3.4.3. Составной оператор. Решение задач. | 18-24.04.2022 | |
| 3.5. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.3.5.1. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Решение задач. | 25-01.05.2022 | |
| 3.5.2. Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | 02-08.05.2022 | |
| 3.5.2., 3.5.3 Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Решение задач. | 09-15.05.2022 | |
| Контрольная работа «Начала программирования» | 16-22.05.2022 | |
Приложение к рабочей программе по информатике для 8А класса 2 группа, утвержденной Приказом директора №___-од МБОУ Щёлковского лицея № 7 ГОЩ от __.08.2021 г.
Календарно-тематическое планирование
34 часа, 1 час в неделю
№ урока | Тема урока | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Математические основы информатики − 22 часа |
| Техника безопасности и организация рабочего места. 1.1. Общие сведения о системах счисления. | 1-5.09.2021 | |
| 1.2. Перевод вещественных чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления. Решение задач. | 06-12.09.2021 | |
| 1.2. Перевод вещественных чисел из двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем счисления в десятичную. Решение задач. | 13-19.09.2021 | |
| 1.2. Перевод вещественных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления. Решение задач. | 20-26.092021 | |
| Правило перевода вещественных чисел из восьмеричной, шестнадцатеричной системы счисления в двоичную. Решение задач. | 27-03.10.2021 | |
| Непозиционные системы счисления. | 11.-17.10.2021 | |
| Арифметические операции в системах счисления. Сложение. Решение задач. | 18-24.10.2021 | |
| Арифметические операции в системах счисления. Вычитание. Решение задач. | 25-31.10.2021 | |
| Арифметические операции в системах счисления. Умножение. Решение задач. | 01-07.11.2021 | |
| Арифметические операции в системах счисления. Умножение. Решение задач. | 08-14.11.2021 | |
| Арифметические операции в системах счисления. Деление. | 22-28.11.2021 | |
| Контрольная работа «Арифметические операции в системах счисления.» | 29-05.12.2021 | |
| 1.3.1Высказывание. Логические операции. Инверсия. Дизъюнкция строгая и нестрогая. | 06-12.12.2021 | |
| 1.3.2. Логические операции. Конъюнкция. Импликация. Тождество. | 13-19.12.2021 | |
| 1.3.4.Свойства логических операций | 20-26.12.2021 | |
| 1.3.3. Построение таблиц истинности для логических выражений. | 27-31.12.2021 | |
| 1.3.5. Решение логических задач. | 10-16.01.2022 | |
| 1.3.5. Решение логических задач. | 17-23.01.2022 | |
| 1.3.6. Логические элементы. | 24-30.01.2022 | |
| Структурные формулы и функциональные схемы. Решение задач. | 31-06.02.2022 | |
| Структурные формулы и функциональные схемы. Решение задач. | 07-13.02.2022 | |
| Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа. | 14-20.02.2022 | |
Начала программирования – 13 часов |
| 3.1. Общие сведения о языке программирования Паскаль. | 21-27.02.2022 | |
| 3.2. Организация ввода и вывода данных. Программирование линейных алгоритмов. | 28-06.03.2022 | |
| 3.3. Программирование линейных алгоритмов. Решение задач. | 07-13.03.2022 | |
| 3.4. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор в неполной форме. | 14-20.03.2022 | |
| 3.4. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор в полной форме. | 21-27.03.2022 | |
| 3.4.1. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Решение задач. | 28-03.04.2022 | |
| 3.4.2. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | 11-17.04.2022 | |
| 3.4.3. Составной оператор. Решение задач. | 18-24.04.2022 | |
| 3.5. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.3.5.1. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Решение задач. | 25-01.05.2022 | |
| 3.5.2. Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | 02-08.05.2022 | |
| 3.5.2., 3.5.3 Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Решение задач. | 09-15.05.2022 | |
| Контрольная работа «Начала программирования» | 16-22.05.2022 | |