№ урока | дата проведения | Название тем разделов, глав, темы урока | УУД | Параграф |
1 | | Введение (1 ч) | Определять место Средневековья на ленте времени. Характеризовать источники, рассказывающие о средневековой эпохе | |
Раннее Средневековье (8 ч) |
2 | | Образование германских королевств | Показывать на карте направления перемещений германцев, гуннов и других племен, территории варварских королевств. Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья. Рассказывать об общественном строе германских народов в раннее Средневековье (объясняя, какие источники об этом свидетельствуют). Раскрывать значение понятий соседская община, вождь, дружина, король, римский папа, епископ, монах. Составлять характеристику Карла Великого, используя информацию учебника и дополнительные материалы; высказывать суждение о том, почему его назвали Великим. Разъяснять причины и значение распространения христианства в Европе в раннее Средневековье. Представлять описание памятников культуры раннего Средневековья и высказывать свое суждение о них. Показывать на карте территорию Византийской империи, называть соседствовавшие с ней народы и государства. Раскрывать значение понятий василевс, кодекс, фреска, мозаика. Объяснять, кто и как управлял Византийской империей. Характеризовать внешнюю политику Византии, ее отношения с соседями. Составить исторически портрет (характеристику) императора Юстиниана. Рассказывать о культуре Византии, представлять описание ее выдающихся памятников. Показывать на карте территории, населенные и завоеванные арабами в период раннего Средневековья. Рассказывать о занятиях и образе жизни арабских племен. Характеризовать положение и особенности жизни различных народов, входивших в Арабский халифат. Раскрывать значение понятий ислам, Коран, мусульманин, халифат. Объяснять причины и следствия арабских завоеваний. Характеризовать достижения арабской культуры и ее вклад в развитие мировой культуры | §1 |
3 | | Христианская церковь и раннее Средневековье | §2 |
4 | | Византийское тысячелетие. Культура Византии | §3-4 |
5 | | Иран в 5-7 вв. | §5 |
6 | | Возникновение новой религии. Мир ислама | §6-7 |
7 | | Империя Карла Великого | §8 |
8 | | Западная Европа в 9-11вв. | §9 |
9 | | Возникновение славянских государств. Повторно обобщающий урок по теме: « Рождение Средневекового мира» | §10 |
|
Зрелое Средневековье (13 ч) |
10 | | Сеньоры и вассалы. Рыцарство. | Рассказывать о жизни представителей различных сословий средневекового общества - рыцарей, крестьян, ремесленников, торговцев и др. (используя свидетельства источников). | §11-12 |
11 | | Средневековая деревня | ь Раскрывать значение понятий феодал, сеньор, вассал, рыцарь, сословие, цех, гильдия, католицизм, православие, Крестовые походы, еретик, инквизиция. Характеризовать положение и деятельность церкви в средневековой Европе. Высказывать оценочные суждения о сущности и последствиях Крестовых походов. Объяснять значение понятий парламент, хартия, Реконкиста, гусит. Систематизировать материал об образовании централизованных государств в средневековой Европе. Объяснять, какие силы и почему выступали за сильную централизованную власть, а какие - против. Представлять характеристики известных исторических личностей (Жанны д'Арк, Яна Гуса и др.), объяснять, почему их имена сохранились в памяти поколений. Характеризовать причины и итоги социальных выступлений в средневековой Европе. Объяснять причины ослабления и падения Византийской империи. Показывать на карте направления наступления турок (османов на Балканах. Характеризовать представления средневековых европейцев о мире, объяснять, какое место в их жизни занимала религия. Рассказывать, что и как изучали в средневековых школах и университетах. Объяснять значение понятий и терминов школа, университет, схоластика, эпос, романский стиль, готика, гуманизм, Возрождение. Представлять описание памятников средневековой культуры, характеризуя их назначение, художественные особенности и др.Высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества | §13 |
12 | | Средневековый город | §14 |
13 | | Католическая церковь в 11-13 вв. | §15 |
14 | | Крестовые походы | §16 |
15 | | Франция и Англия пути объединения | §17 |
16 | | Священная Римская империя в 12-15 вв | §18 |
17 | | 15 век в истории Европы | §19 |
18 | | Столетняя война | §20 |
19 | | Торжество королевской власти | §21 |
20 | | Гибель Византии и возникновение Османской империи | §22 |
21 | | Знания и образование в зените Средневековья | §23 |
22 | | Время соборов. Культура Западной Европы в 14-15 вв. Повторно-обобщающий урок по теме: Подъем Средневековой Европы | §24-25 |
Страны Востока в Средние века (4 ч) |
23 | | Средневековая Индия | Показывать на карте направления завоеваний монголов, тюрок (турок) и территории созданных ими государств. Объяснять значение понятий хан, орда, сёгун, самурай, каста. Характеризовать общественное устройство государств Востока в Средние века, отношения власти и подданных, систему управления. Рассказывать о положении различных групп населения в странах Востока (используя свидетельства источников). Представлять описание, характеристику памятников культуры народов Востока (используя иллюстративный материал) | §26 |
24 | | Поднебесная империя. Культура Китая. Страна Восходящего солнца. | §27-28-29 |
25 | | Тюрки на просторах Азии и Европы. Монгольские завоевания. | §30-31 |
26 | | Африка пути развития. Повторно-обобщающий урок по теме: Страны Востока в Средние века | §32 |
Народы Америки в Средние века (1ч) |
27 | | Страны и народы Америки. | Показывать на карте древние государства Америки. Рассказывать о культуре, верованиях народов Центральной и Южной Америки | §33 |
Историческое и культурное наследие Средневековья (1ч) |
28 | | Средние века в истории | Систематизировать знания об исторической эпохе, излагать и обосновывать суждения о значении наследия Средних веков для современного мира | |
| | | | |
| | | | |