Цели: расширять представления детей о правилах речевого этикета, стимулировать желание самостоятельно выполнять их; развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия; познакомить детей с основными правилами этикета телефонного разговора, столового, гостевого этикета, культуры общения в общественных местах (в театре, музее, кафе).
Дата День недели | Режим | Образовательная деятельность в режимных моментах (групповая, подгрупповая) | Индивидуальная работа | Самостоятельная деятельность (организация развивающей среды) |
23 января Понедельник | Утро | Беседа по вопросам: «Что такое этикет? Что значит быть вежливым? Что означает: вежливость на каждый день?». Цели: познакомить детей с понятием этикета; побуждать к пониманию важности вежливого обращения с просьбой к окружающим; учить, не перебивать говорящего, терпеливо выслушивать. Дидактическая игра «Верно - неверно». Цель: развивать умение поступать в соответствии с правилами этикета. Дежурство по столовой - продолжать учить детей самостоятельно сервировать стол, сопоставлять количество приборов с числом присутствующих детей. | Дидактическая игра «Важные слова» с группой детей с Варей, Кирой. | Игра-драматизация «Если нравится тебе…». Цель: формировать умение передавать ритмический рисунок, импровизировать. Игры с конструктором «Лего». Чтение и рассматривание книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета” глава “Кто придумал этикет” |
Прогулка | Наблюдение за сезонными изменениями в природе.- развитие представлений о последовательности смены времен года в условиях Крайнего Севера, уточнение представлений о характерных признаках каждого сезона. Трудовая деятельность Уборка участка после снегопада. Игры с выносным материалом. П/п «Перелет птиц»-ориентировка в пространстве. И/у «У дядюшки Якова»- развитие творческого воображения. | . Индивидуальная работа с Ваней, Ромой «Кольцеброс». Цель: развивать меткость. | Повторение правил безопасного поведения при гололеде. Знакомство с поговорками и пословицами о зиме. |
Вечер | Развивающая образовательная ситуация «Письмо доброго сказочника: урок вежливости» Цели: раскрыть значение слова «нельзя»; учить детей участвовать в беседе, сравнивать количество предметов, расположенных попарно, отбирать необходимое число предметов, создавать узор на круге, располагая элементы по краю и в середине, использовать мазки, точки, дуги. Работа в уголке природы: подкормка комнатных растений – предложить рассказать, что знают о подкормке комнатных растений; обобщить, уточнить и дополнить ответы детей; рассказать, как по внешнему виду растений можно узнать о нехватке питательных веществ. Рисование «Край в котором я живу | Д/И “Кто больше назовет профессий, для которых нужен телефон с Элизой, Марком Ш. | Просмотр презентации: «Уроки этикета». |
Вечерняя прогулка | Почему происходит смена дня и ночи? Цель: дать представление о том, как происходит смена дня и ночи. Трудовая деятельность Уборка участка после листопада; Цель: прививать трудолюбие, умение работать дружно. П/ и «Движение планет вокруг Солнца». Цель: закреплять знания о Солнечной системе. | Индивидуальная работа «Кольцеброс». Цель: развивать меткость. С подгруппой детей. | Игры с выносным материалом песочные наборы. Развитие самостоятельности в игре. |
24 января Вторник | Утро | Беседа по вопросам: «Какие волшебные слова вы знаете? Почему мы называем такие слова волшебными?». Чтение отрывков из книги стихотворений М. Дружининой «Кто знает волшебное слово?» Дидактическое упражнение «Доскажи последнее слово». Цель: учить употреблять в речи вежливые слова, договаривая последнее слово. Слушание «Вежливой песенки» муз. Г. Левкодимова, сл. Р. Алдониной. | ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА с группой детей «Дружные пальчики» | Сервировка стола к завтраку. Лепка по замыслу детей. Игры с мозаикой. |
Прогулка | Наблюдение за облаками. Цели: расширять представления детей о многообразии неживой природы, формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение; вызывать желание фантазировать. Дидактическая игра «Мое облако». | Русская народная игра «Мячик кверху» с подгруппой детей. Знакомство с поговорками и пословицами: «Туча летуча, а дождь - бегун». Физкультурное упражнение: ходьба змейкой. | Исследовательская деятельность Поискать на участке детского сада следы птиц. |
Вечер | Развивающая образовательная ситуация «Уроки этикета» Цели: обобщить представление детей о некоторых правилах и нормах поведения в разных ситуациях; познакомить с некоторыми устаревшими формами вежливого обращения и с некоторыми русскими национальными традициями приема гостей; приобщить детей к русской национальной культуре. Краткое содержание: Чтение отрывка из сказки К. Чуковского «Айболит». Физкультминутка «Уборка квартиры». Игра-ситуация «Приготовь угощение»; Упражнение «Перескажи отрывок». | Дидактическая игра с Лерой и Аней «Нежные слова». Игра «Клумба для мамы» . | Просмотр презентации «Уроки кота Леопольда». С/р игра «Детский сад»- Расширять сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни детского сада, представив ему возможность занимать различные позиции. Закреплять правила речевого этикета. |
Вечерняя прогулка | Наблюдение за облаками. Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Ветер, ветер! Ты могуч...» Дидактические игры «Похож - не похож», «Придумай сам». Загадывание загадок об облаке. | Д/И “Кто больше назовет профессий, для которых нужен телефон с Марком П., Лизой Т., Викой Ч. | Игры с выносным материалом зимние наборы. Развитие самостоятельности в игре. |
25 января Среда | Утро | « Будь всегда вежлив». Учить детей поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Формировать у детей навыки вежливости. Знакомство детей с пословицами о вежливости: «Доброе слово согревает, дурное-огорчает», «Где слова привета, там улыбка для ответа», «Доброе слово - слаще меда». Дидактические игры и упражнения. «Кто знает больше вежливых слов». «Лото вежливости». Закрепить существующие правила и представления об этикете. Воспитывать умение быть внимательным, думать, проявлять активность мысли, сообразительность. Беседа на тему «Почему валено быть опрятным?». Игра-ситуация «Будь опрятным». Цель: продолжать воспитывать привычку следить за чистой тела, опрятностью одежды, ногтей, прически. | Игра «Что изменилось?» Совершенствовать умения называть геометрические фигуры развивать память, активизировать речь.». Вика Б., Настя, Рома. | Изготовление из природного материала поделки для друга с детьми. |
Прогулка | Наблюдение за сезонными изменениями Цели: формировать представления об изменениях в природе; уметь различать характерные приметы осени , узнавать их приметы в поэзии; Трудовая деятельность Уборка листьев на участке малышей. Цель: формировать трудовые умения, дружеские отношения Подвижная игра «С кочки на кочку». Цель: формировать навыки прыжков в длину. | С Мусой, Марком П. Игра «Кто быстрее?». Цели: упражнять в беге на скорость; совершенствовать технику прыжка в длину с места | Игры с выносным материалом. Развитие самостоятельности в игре, умение договариваться с партнерами по игре, формирование потребности в ежедневной двигательной активности. Исследовательская деятельность Набрать в сосуды снег, поставить в тень и на солнце. В конце прогулки сравнить, где снег осел быстрее. |
Вечер | Развивающая образовательная ситуация «Что означает простое «здравствуйте»?» Цели: познакомить детей с правилами приветствия, историей этих правил; вызвать интерес, эмоциональный отклик и желание соблюдать правила приветствия в процессе общения с окружающими. Краткое содержание: рассказ воспитателя о том, что означает слово «здравствуйте»; упражнения: «Назови, какие слова приветствия ты знаешь?», «Напомни важные правила приветствия»; игра «Вежливый ручеек» | ««Наш день» Учить временам суток с Денисом, Мусой, Джахидом | Сюжетно-ролевая, творческая игра «Магазин». Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни. Закреплять знания детей о культуре внешнего вида. |
Вечерняя прогулка | Наблюдение за сезонными изменениями. Подвижные игры. «Кто быстрее?». Цель: упражнять в беге, развивать быстроту. «Дальше и выше». | Цель: продолжать учить преодолевать полосу препятствие прыгать легко, беззвучно. Индивидуальная работа Прыжки вверх с места с Эмилой, Ксюшей Л. | Игры с выносным материалом песочные наборы. Развитие самостоятельности в игре. |
25 января Четверг | Утро | Беседа на тему «Какого человека ты назо вешь культурным? Почему?». Пальчиковая гимнастика «Двое разговаривают». Дидактические игры и упражнения. «Лото пешехода» «Сборы за покупками». Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливым, внимательным Дидактическая игра «Рыцарские поступки». Цель: познакомить с правилами этикета для мальчиков | Игра «Кто кому уступит место» с Эвой, Ярославом, Томирис. | Чтение А.Барто. «В театре». Учить соблюдать этикет для создания доброжелательных отношений с окружающими, знакомыми и незнакомыми людьми Рассматривание книг в «Уголке книги». |
Прогулка | Рассматривание веток деревьев. Цели: уточнять представления детей о ветках деревьев; закреплять знания о том, что дерево - живой организм, который нуждается в воде, свете и тепле; учить отличать деревья по внешним признакам. Подвижная игра «Медведь и пчелы»- лазанье, бег. И/у «Вместе играем»-побуждать подбирать знакомые жесты и передавать их в мимике и пластике. | Этюд с группой детей «Как узнать, что пора возвращаться домой?» | Труд на участке. Игры на музыкальных инструментах по выбору детей. Игры по желанию детей. |
Вечер | Физкультурный досуг «Непоседы» Цели: учить детей создавать новые движения, обогащать двигательный опыт. Краткое содержание: ходьба шеренгами поперек зала, ходьба с ритмичными притопами в обратном направлении спиной вперед; ходьба тройками; «Придумай сам!», «Достань носки», «Велосипед», «Достань пятку»; ползание по-пластунски, прыжки со скакалками; упражнение «Попади мячом в мяч»; подвижная игра «Чье звено быст Пальчиковый театр «Добро пожаловать». рее построится»; исполнение знакомого танца | Дидактическая игра «Два – две» ( ваза – две…вазы) с Сашей, Ксюшей Л, Ксюшей Ш. | Сюжетно-ролевая игра «Наш любимый цирк». Понимать воображаемую игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять правила этикета в общественных местах |
Вечерняя прогулка | Рассматривание веток деревьев. Игра: правильно-неправильно. Подвижная игра «Лови - бросай». Цели: учить детей ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов. Игра-инсценировка «Добрые слова» Дидактическое упражнение «Уступи игрушку товарищу.. | Индивидуальная работа с Викой Б. – наблюдение за птицами. Задача: наблюдать за действиями птиц, уметь различать их. | Игры с выносным материалом зимние наборы. Развитие самостоятельности в игре. |
26 января Пятница | Утро | Беседа по вопросам: «Какие общественные места ты знаешь? Какие общественные места вы посещаете с родителями? Как надо вести себя в музее, театре, кафе, зоопарке?». Цель: закрепить знания детей о правилах поведения в общественных местах. Дидактическая игра «Как поступить?» Ситуация «Вкусный обед». Цели: совершенствовать навыки аккуратной еды, правила пользования столовыми приборами (вилкой, ложкой) | Рисование с детьми на тему «У меня сегодня такое настроенье» Ваня, Кира, Вика Ч. | Сюжетно-ролевая игра «Мы - артисты». Дидактическая игра «Похож - не похож» |
Прогулка | Наблюдение за окружающей природой. –развитие представлений о небе в различных состояниях. Формирование творческого отношения к природе. Под.игра «Полярная сова и овражки» - бег, выдержка. И/у «Поезд» - освоение способов образно-пластического взаимодействия. Русская народная игра «Блуждающий мяч». Трудовая деятельность Расчистка дорожек, скамейки от снега. Цель: воспитывать трудолюбие, дружескую взаимопомощь | Разучивание скороговорки. Пришел Прокоп, кипит укроп, Ушел Прокоп, кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, Так без Прокопа кипит укроп. Цель: выработать правильное произношение с Денисом, Акимом, Эвой, Ромой. | Игры с мяча ми, кеглями. Катанья на лыжах. |
Вечер | Беседа на тему «Если тебе позвонил по телефону незнакомый человек, друг, бабушка». Дидактические упражнения: «Позвони маме», «У меня зазвонил телефон». Цель: закреплять правила общения по телефону. Игра-драматизация по стихотворению Э. Мошковской «Вежливое слово». Хозяйственно-бытовой труд: ремонт книг , стирка кукольного белья, уборка игрушек. | Дид. игра «Какое слово потерялось? » Цель: Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов. (Саша, Вика, Марк Ш., Марк П.) | Рассматривание иллюстраций на темы: «Хорошие манеры», «Уроки этикета» |
Вечерняя прогулка | Наблюдение за работой дворника. Цели: расширять представление о роли инструментов в выполнении трудоемких работ, особенностях их строения; воспитывать интерес к технике и уважение к труду взрослых. Трудовая деятельность Очистка от веток участка и постройка лабиринта. Цели: приучать действовать сообща, доводить дело до конца; воспитывать трудовые навыки. Подвижные игры «Охотники и звери», «Не попадись», «Быстро возьми, быстро положи». Цели: закреплять двигательные навыки; развивать эмоциональную сферу, ловкость и смелость. | Индивидуальная работ «Пройди по мостику». Цель: упражнять в равновесии с подгруппой детей. | Игры с выносным материалом. Развитие самостоятельности в игре. |