Современный урок иностранного языка.
Существенные изменения, которые происходят в системе школьного обучения в России, вызваны необходимостью обеспечить новые образовательные потребности XXI века. С этим связано переосмысление приоритетных целей школьного языкового образования и выдвижение на первый план задач воспитания социально-активной личности, способной принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность за них, обладающей такими личностными свойствами, как рефлексия, избирательность, индивидуальность. Для выпускников школ обязательными стали требования готовности к самообучению и непрерывному обучению, к ориентации в быстро меняющихся условиях современной жизни, наполненной огромными потоками информации. Следует иметь в виду, что потребности развивающейся и активной личности самого ученика все чаще выходят за рамки регламентированного обучения - он стремится к самоопределению и самоуправлению, хочет учиться в своем темпе и логике, выбирая содержание и методы такого обучения. В этой связи эффективным школьным образованием должно стать такое образование, при котором ученик постепенно начинает сам организовывать процесс своего обучения. Для этого в структуре его ментального опыта должны быть сформированы способности к самостоятельному изменению своих знаний и умений. Все это может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подходе, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам является активным субъектом учебной деятельности. Школа не может дать ученику знания, которых ему хватило бы на всю жизнь, но она может научить его добывать эти знания самостоятельно - в этом сегодня одна из главных задач школы.
Актуальность представленного педагогического опыта я вижу в раскрытии особенностей построения современного урока английского языка в школе в связи с введением и внедрением в систему образования нового федерального государственного стандарта. Как правильно строить урок английского языка в соответствии с ФГОС и какие особенности необходимо учитывать? Каким образом новый современный урок должен отличаться от урока, построенного по старому стандарту? Чтобы ответить на эти вопросы, я считаю, важным выявить особенности построения современного урока английского языка в школе, спланировать и проанализировать урок по ФГОС для выявления данных особенностей, а также разработать методические рекомендации по построению современного урока иностранного языка в школе.
Цель: разработать методические рекомендации для построения современного урока иностранного языка.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть структуру и содержание современного урока иностранного языка.
2. Выявить требования ФГОС к построению современного урока иностранного языка.
3. Проанализировать конспект урока английского языка, соответствующего ФГОС.
4. Разработать методические рекомендации для построения современного урока иностранного языка в школе в соответствии с ФГОС.
Планирование и построение современного урока иностранного языка.
Общие требования к структуре и содержанию урока.
К современному уроку английского языка предъявляются определенные требования. Урок иностранного языка состоит из структурных и содержательных элементов.
К структурным элементам относятся: начало урока, центральная часть и завершение урока.
Такой структурный элемент урока как его начало должен включать в себя организационный момент, различные речевые упражнения, постановку цели урока и его темы. Он длится от 3 до 7 минут.
В центральной части урока обучающиеся должны выполнять действия по достижению цели урока, а учитель только контролирует выполнение данных действий. Данный этап урока длится 20-25 минут. В это время должно происходить выполнение упражнений с опорой на тексты учебника, учебные речевые ситуации, технические средства обучения, дополнительный дидактический материал с использованием межпредметных связей, применение эффективных приемов, форм, режимов работы.
Это может быть:
- Ознакомление с соответствующей лексикой по теме урока.
- Тренировка использования языкового и речевого материала.
- Применение языкового и речевого материала по конкретным видам речевой деятельности.
- Организация аудирования текста для обучающихся в предъявлении учителя (звукозаписи).
- Организация монологических, диалогических высказываний обучающихся.
- Организация чтения обучающимися текста вслух, про себя.
Что касается последнего структурного элемента урока, его завершения, то в его содержание должно входить подведение итогов урока обучающимися, рефлексия достигнутых результатов на уроке, оценивание, информация о домашнем задании и его объяснение.
В зависимости от типа и цели и темы урока, структурные и содержательные элементы урока могут изменяться, но в целом структура урока, наполненная содержательными элементами, остается такой, как она указана выше. Все структурные элементы урока взаимодействуют и дополняют друг друга, в структуре урока обязательно должны прослеживаться логичность и последовательность элементов урока.
Урок английского языка должен быть содержательным и интересным для учащихся. Важно использовать методы и приемы, которые помогут формированию умений самостоятельно учиться, собирать информацию, выдвигать гипотезы и делать выводы. Современные учащиеся должны иметь универсальные учебные действия, которые способствуют организации самостоятельной учебной деятельности.
Содержание урока состоит из нескольких компонентов: коммуникативного, психолого-педагогического и методического. Коммуникативный компонент включает предметную сторону речи, сферу общения, тему, виды речевой деятельности и социокультурный аспект. Психолого-педагогический компонент включает речемыслительные задачи и мотивацию. Методический компонент включает приемы и технологии обучения, игровые моменты и положения, регулирующие структуру урока.
Важно ориентироваться на логику построения урока, соблюдать соразмерность и связность всех компонентов, двигаться по этапам усвоения материала. Основными чертами урока являются формирование и развитие речевых и коммуникативных навыков, определение главной цели урока и согласование всех задач с этой целью. Урок должен быть комплексным, использовать различные каналы восприятия и функции языка. Важно создать атмосферу общения на уроке, где учитель и учащиеся взаимодействуют, а речь учителя доступна для понимания.
Персонализация обучения также является важным аспектом, когда учитель знает, кому и зачем он нужен, чтобы каждый ученик достигал успеха. Необходимо проводить контроль освоенного материала, рефлексию и оценку проведенного урока.
В современном мире образование становится важным ресурсом для социально-экономического, политического и культурного развития страны. Федеральный государственный образовательный стандарт требует нового подхода к структуре и содержанию урока иностранного языка.
Урок следует строить с соблюдением определенных принципов. Общие дидактические принципы включают в себя принципы сознательности, научности, активности, наглядности, доступности и посильности, прочности, индивидуализации, а также принцип воспитывающего обучения. Кроме того, существуют специфические принципы, такие как принцип коммуникативной направленности обучения, принцип дифференциации и интеграции, а также принцип учета родного языка.
Для подхода, соответствующего ФГОС, требования к современному уроку включают хорошо организованную структуру, проведение урока в хорошо оборудованном кабинете, а также наличие хорошего начала и окончания урока. Учитель должен заранее спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель и задачи урока.
Урок должен быть проблемным и развивающим, где учитель нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять их на сотрудничество не только с учителем, но и с одноклассниками. Учитель создает проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся, а выводы делают сами учащиеся. Урок должен минимизировать репродукцию и максимизировать творчество и сотворчество.
Другие важные факторы включают здоровьесбережение, учёт уровня и возможностей учащихся, профиль класса, стремление учащихся и настроение детей. Учитель должен демонстрировать методическое искусство, а также планировать обратную связь.
Необходимо понять, какими должны быть критерии результативности урока в рамках ФГОС. Цели урока следует задавать с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель должен систематически обучать детей осуществлять рефлексивное действие, то есть оценивать свою готовность, обнаруживать незнание и находить причины затруднений.
Важно использовать разнообразные формы, методы и приемы обучения, которые повышают активность учащихся в учебном процессе. Учитель должен владеть технологией диалога, учит учащихся ставить и задавать вопросы, а также сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения.
На уроке необходимо задавать задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки, чтобы специально формировать контрольно-оценочную деятельность у обучающихся. Учитель должен добиваться осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы, а также стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, даже если это связано с незначительными успехами.
Учитель должен планировать коммуникативные задачи урока и принимать и поощрять собственную позицию ученика и иное мнение, обучая их корректным формам выражения. Стиль и тональность отношений, задаваемый на уроке, должны создавать атмосферу сотрудничества, сотворчества и психологического комфорта.
Важно, чтобы на уроке осуществлялось глубокое личностное воздействие «учитель-ученик» через отношения и совместную деятельность.
Урок английского языка в соответствии с федеральным государственным стандартом должен развивать иноязычную коммуникативную компетенцию и ее составляющие. Он также должен способствовать развитию личности учащихся и формированию универсальных учебных действий. На уроке необходимо достичь таких результатов, как формирование мотивации к изучению языка, коммуникативной компетенции, общекультурной и этнической идентичности. Урок следует строить, соблюдая определенные принципы.
Планирование и анализ урока английского языка по ФГОС нового поколения
Изучив основные положения ФГОС о современном уроке иностранного языка, я разработала урок и сейчас перехожу к его анализу.
Так как урок английского языка состоит из нескольких этапов, соответственно каждый этап должен быть проведен в соответствии с новыми требованиями. Я предлагаю рассмотреть технологическую карту урока английского языка в 10 классе по теме: "How to help a person?".
Этот урок комбинированного типа, который состоит из следующих этапов:
1. Организационно-мотивационный этап - организация положительной мотивации к учебной деятельности, формулирование темы и цели урока.
2. Актуализация знаний - повторение изученного материала, необходимого для работы на уроке, готовность к мышлению и осознание потребности в получении новых знаний.
3. Совершенствование навыков и умений работы с текстом - развитие навыков догадки, просмотрового и поискового чтения, развитие умения применять полученные знания для решения задач в ходе индивидуальной и парной работы.
4. Применение знаний в новой ситуации - развитие умений монологической и диалогической речи на основе текста в ходе ролевой игры.
5. Рефлексия - соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов.
6. Объяснение домашнего задания - дифференцированное задание по выбору учащихся.
К данному уроку я поставила следующие цели: способствовать совершенствованию навыков просмотрового и изучающего чтения; обеспечить условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся при решении задач, поставленных в ходе урока. Данные цели соответствуют требованиям стандарта, который предполагает способность применить информацию из прочитанного текста в общении.
Согласно новому стандарту, первый этап должен проходить следующим образом: тему урока обучающиеся формулируют сами, учитель только подводит их к осознанию темы. Я стимулирую учащихся сформулировать тему урока, беседуя с ними.
На втором этапе урока учащиеся аккумулируют свои знания по теме, выражают свое отношение к моим утверждениям, высказывают свою точку зрения, опираясь на прочитанный текст. Я поощряю учеников высказываться, контролирую, направляю деятельность обучающихся и оказываю им языковую поддержку в виде фраз для выражения согласия или противоположного мнения. Далее учащиеся работают в парах и выполняют задания теста. Учащиеся обобщают прочитанный материал, обсуждают, определяют проблемы, с которыми Саша сталкивается в своей семье, и формулируют советы девочке. Работают в группах и заполняют первую и вторую части таблицы.
На следующем этапе обучающиеся работают с текстом. Они читают вступление и предугадывают возможные проблемы девочки Келли, знакомятся с новыми словами и словосочетаниями. Далее школьники читают текст и проверяют правильность своих предположений. Затем они в парах читают текст во второй раз и находят необходимую информацию в тексте.
На послетекстовом этапе ученики обобщают прочитанный материал и формулируют жизненные трудности Келли. Затем они заполняют третью часть таблицы.
На четвертом этапе урока учащиеся имеют возможность применить свои знания в новой ситуации. Я предлагаю им принять участие в ток-шоу, таким образом, стимулирую учащихся использовать полученную информацию в ситуациях, моделирующих аутентичное общение (ролевая игра).
На этапе рефлексии учащиеся отвечают на мои вопросы, обобщают информацию о жизни девочек из двух текстов, анализируют ее и делают выводы. Они подводят итоги урока, заполняют листы самооценки, оценивая свою работу по критериям. Тем самым осуществляется самоконтроль.
Далее, на этапе осуществления коррекции, обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют их самостоятельно. Я задаю вопросы (What did you do better? What was the most difficult to you? What prevented you from working better?). Обучающиеся высказывают свои предположения.
Я соглашаюсь с их оценками или не соглашаюсь, комментируя свое мнение. Тем самым осуществляется коррекция и оценивание учебной деятельности.
На последнем этапе, объявление домашнего задания, я предлагаю обучающимся два варианта домашнего задания:
1. Заполнить третью колонку таблицы №1.
2. Написать эссе по темам "If I were Sasha…" или "If I were Kelly…".
Соответственно, обучающиеся решают сами, какое из предложенных заданий им выбрать, в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Следовательно, меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса. Он наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников. Учитель здесь выступает помощником.
Я думаю, что составленный мною урок в основном соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС к современному уроку.
В ходе своей исследовательской работы я разработала следующие рекомендации по построению урока в соответствии с ФГОС.
Урок английского языка должен строиться на основе системно-деятельностного подхода. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие учащихся. При построении урока необходимо соблюдать следующие дидактические принципы.
1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик сам добывает знания, осознает содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании.
2. Принцип непрерывности - означает взаимосвязь между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3. Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире, включая природу, общество, самого себя, социокультурный мир и мир деятельности, а также о роли и месте каждой науки в системе наук.
4. Принцип минимакса - заключается в том, что школа должна предоставить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне, определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы, и при этом обеспечить его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.
5. Принцип психологической комфортности - предполагает отсутствие стрессообразующих факторов в учебном процессе, создание доброжелательной атмосферы на уроках и в школе в целом, ориентированной на развитие диалоговых форм общения и идей педагогического сотрудничества.
6. Принцип вариативности - предполагает формирование способностей учащихся к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7. Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческий элемент в образовательном процессе, развитие учащихся как творческих личностей через приобретение собственного опыта творческой деятельности.
В зависимости от типа урока необходимо ставить соответствующие цели урока. Кроме того, на каждом уроке обязательно должна присутствовать рефлексия учебной деятельности.
Учитель должен использовать разнообразные формы, методы и приемы обучения, которые повысят активность учащихся в учебном процессе. Он должен владеть технологией диалога, учить учеников задавать и адресовать вопросы. Эффективное обучение должно сочетать репродуктивные и проблемные формы, а также научить детей работать по правилам и творчески мыслить.
На уроке должны быть заданы задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки, чтобы специально развивать у обучающихся навыки контрольно-оценочной деятельности.
Учитель должен стремиться к осмыслению учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. Ему следует оценивать реальное прогрессирование каждого ученика, поддерживая и поощряя даже незначительные успехи. Кроме того, учитель должен планировать коммуникативные задачи урока, принимать и поощрять ученическую позицию и иное мнение, а также обучать корректным формам их выражения.
Создание атмосферы сотрудничества, совместной деятельности и психологического комфорта является важным аспектом на уроке. Стиль взаимоотношений, задаваемый на уроке, должен способствовать этому.
Современный урок - это урок познания, открытия, деятельности, противоречий, развития, роста, самопознания, самореализации, мотивации, профессионализма, выбора, инициативности, уверенности и потребности в новых знаниях и открытиях.
Важным элементом урока является глубокое личностное взаимодействие между учителем и учеником через отношения и совместную деятельность. Следуя данным рекомендациям, учитель сможет построить урок в соответствии с ФГОС.