СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование как одна из функций управления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование – ключевая управленческая функция, полноценная реализация которой – один из главных факторов, обеспечивающих эффективность всей работы ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«Планирование как одна из функций управления»



Планирование как одна из функций управления

Разрабатывая научные основы управления дошкольным образовательным учреждением, Т.С.Комарова определила содержание управленческого цикла детского сада как совокупность взаимосвязанных этапов или функций: педагогического анализа, планирования, организации, контроля, регулирования и коррекции. Последний этап является исходным пунктом нового цикла.

Педагогический анализ дает объективную оценку педагогическому процессу, выявляет причины, определяющие уровень воспитательно-образовательной работы. На этой основе вырабатываются рекомендации по совершенствованию педагогического процесса в ДОУ. Анализ образовательного процесса выполняется по результатам контроля и во взаимосвязи с планированием: собранная в ходе контроля информация изучается с точки зрения планируемых компонентов образовательного процесса (целевого, содержательного, технологического). Регулирование производится на основе текущего контроля и анализа: сделанные выводы о состоянии анализируемого объекта служат основой для выработки рекомендаций по его совершенствованию и для осуществления регулирования. По определению Ю.А.Конаржевского, педагогический анализ – функция управления образовательным учреждением, направленная на изучение состояния и тенденций развития, дающая объективную оценку результата воспитательно-образовательного процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или перехода ее в более высокое качественное состояние.

Анализ полученных данных способствует более качественной организации образовательной деятельности. Выводы, сделанные в ходе итогового контроля и анализа, определяют планирование образовательного процесса на следующем этапе деятельности. Без педагогического анализа невозможно на научной основе определить задачи, планировать, прогнозировать, организовывать, регулировать и контролировать эффективность деятельности педагогического коллектива. Построение управления на основе системного анализа позволяет руководителю видеть, оценивать и качественно изменять воспитательно-образовательный процесс, прогнозируя пути его дальнейшего развития, устранять причины обнаруженных недостатков.

Аналитическая деятельность как функция управления, ее действенность и эффективность зависят от качества всех остальных функций управления, от того, насколько правильно осуществляется их взаимодействие, а весь процесс управления носит целостный системный характер, направленный на совершенствование педагогического процесса и развитие дошкольного учреждения в целом.

Полученная путем анализа и диагностики информация используется не только для повышения качества педагогического процесса, но и для повышения квалификации воспитателей дошкольного учреждения. Педагогические контроль и анализ в системе управленческого цикла – функция, реализация которой дает возможность руководителю детально изучить результаты деятельности педагогического коллектива, рассмотреть пути дальнейшего развития. Весь смысл аналитической деятельности заключается в том, чтобы в ее результате последовала определенная управленческая реакция. В противном случае педагогический анализ теряет всякий смысл.

Планирование – ключевая управленческая функция, полноценная реализация которой – один из главных факторов, обеспечивающих эффективность всей работы ДОУ. План основывается на глубокой аналитической деятельности, направленной на определение места учреждения во внешнем мире. Планирование включает в себя выбор цели, определение средств для ее достижения, выбор стратегии, курса действий, разработку системы мероприятий, направленных на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить, отмечает О.А. Скоролупова. Разработать план – значит, определить задачи дошкольного учреждения, условия, необходимые для их решения, наметить основные направления деятельности, ответственных, сроки выполнения. Планирование образовательного процесса предполагает создание целостной системы, элементами которой выступают Программа развития ДОУ на 5 лет (стратегический план) и тактические планы организации образовательной работы в группах – перспективный и календарный. Исследования в области управления И.Н.Казаковой подтверждают прямую зависимость между умением планировать и успешностью деятельности. Научно-обоснованное планирование базируется на следующих принципах:

  • Принцип научности предполагает организацию всей работы ДОУ на основе достижений науки и передового педагогического опыта.

  • Принцип оптимальности позволяет создать план, реально отражающий возможности учреждения.

  • Принцип комплексности предполагает решение задач педагогического процесса через различные формы методической работы.

  • Принцип перспективности учитывает перспективы на будущее, когда решаются общие задачи охраны жизни и здоровья и всестороннего развития личности ребенка.

  • Принцип коллегиальности привлекает весь коллектив участвовать в составлении плана.

  • Принцип конкретности проявляется в определении точных сроков исполнения намеченных мероприятий, в четкости назначения ответственных за их исполнение, в систематичном всестороннем контроле.

Организация – это создание рациональной организационной структуры в ДОУ, которая направлена на достижение учреждением целей своей деятельности в оптимальный срок и при оптимальных затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Организация образовательного процесса связана с созданием условий для его реализации и организационных отношений между педагогическими работниками. Организационные отношения отражают процессы разделения и кооперации труда. Большего внимания на сегодняшний день требует выстраивание взаимодействия между воспитателями и специалистами в процессе решения образовательных задач.

Следующая управленческая функция – контроль. Контроль в дошкольном учреждении – это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и Устава ДОУ. Особенностью контроля как функции управления является то, что он не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. Важность функции контроля в единой системе воспитательно-образовательной работы определяется рядом положений. Во-первых, контроль позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педсовета или распоряжением руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недочетов. Во-вторых, контроль позволяет оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им. В-третьих, отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении педагогического процесса. И, наконец, контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиления ответственности педагогов за исполнение своих обязанностей.

Л.В.Поздняк, Н.Н.Лященко выделяют следующие составляющие системы контроля:

  • Разработка системы контроля за воспитательно-образовательной работой с детьми, диагностических материалов, вопросов по осуществлению тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах;

  • Наблюдение за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей;

  • Фиксация результатов наблюдений;

  • Анализ результатов воспитательно-образовательной работы с детьми, детского творчества, планов и документации воспитателей;

  • Формулирование выводов и заключения о состоянии педагогического процесса;

  • Осуществление диагностики профессиональной компетентности педагогов, развития детей;

  • Разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков в работе педагогов;

  • Обсуждение результатов контроля с воспитателями, использование этих результатов при подготовке решений педсовета, планировании работы коллектива.

По своему назначению контроль многофункционален: он позволяет проверить исполнение обязанностей, изучить положение дел в каждом подразделении, состояние учебно-воспитательного процесса в группе, предупредить возможные отклонения от поставленных задач. В процессе контроля решается задача обучения педагогических кадров. Контроль связан с воспитательным аспектом управления: воспитание культуры педагогического труда, выработка единства педагогических воздействий, формирование коллектива единомышленников, совершенствование педагогического мастерства. В современных условиях только сочетание контроля с самоанализом, самоконтролем и самооценкой деятельности педагога дает положительный результат.

Регулирование и коррекция – воздействие на работу педагогического коллектива с целью внесения поправок, устранения недочетов, оптимизации педагогического процесса.

Все перечисленные стадии обладают определенными свойствами, присущими функциям управления. Одним из важнейших свойств является интегративность, или тесная взаимосвязь и взаимозависимость всех стадий: свое предназначение каждая из перечисленных функций может выполнить лишь при условии взаимодействия с другими функциями.

Педагогический анализ дает объективную оценку педпроцессу, выявляет причины, определяющие уровень воспитательно-образовательной работы. Педагогический анализ итогов работы за прошедший период закладывает основу для планирования, то есть для формулировки новых целей и задач, определения путей их достижения. Основывается анализ на организованной системе сбора оперативной информации, в том числе на результатах контроля.

Планирование, в свою очередь, определяет организацию определенной структуры для выполнения плана, а также мероприятия по контролю над выполнением плана.

Результаты контроля, подвергнутые анализу, становятся исходным пунктом для регулирования и коррекции. Поэтому связь между контролем и регулированием опосредованная, она преломляется через функцию педагогического анализа.

Регулирование находится не только в прямой зависимости от контроля. Эти функции взаимосвязаны, так как регулирование может качественно изменить контроль.

Таким образом, управление дошкольным образовательным учреждением представляет собой совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых стадий или функций, среди которых планирование наиболее важная и определяющая функция.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!