Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования №1» г. Ясногорска Тульской области.
Рассмотрена на заседании « Утверждаю».
Управляющего совета Директор центра
«__ » августа 2016г. _________ Пастух И. В.
Приказ № ____ от_______
Дополнительная образовательная программа «Азбука добра»
Духовно-нравственная направленность
Срок реализации программы 4 года
Возраст детей 7-11 лет.
Разработала: Мельникова Елена Анатольевна
2016 – 2020 уч. год.
Программа курса «Азбука добра»
1–4 классы
Пояснительная записка
Программа «Азбука добра» разработана на основании:
Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г .№ 03- 296;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 года, регистрационный № 15785);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 года, регистрационный № 19707);
на основе учебно-методического комплекта курса «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» автор Мищенкова Л.В.
ФГОС второго поколения формулирует основную педагогическую цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».
Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе – социальном институте, через который проходят все граждане России, - продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
Курс «Азбука добра» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения и направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
Основная цель курса: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.
Задачи курса:
- сформировать систему нравственных ценностей;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
- формировать экологически воспитанную личность;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
- формировать интерес к чтению художественной литературы;
- развивать познавательную активность;
- развивать творческие способности.
Общая характеристика курса
Курс «Азбука добра» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».
Содержание курса включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книги», «Я и животные», «Я и здоровье».
Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей.
Курс «Азбука добра» ориентирован на детей от 6 до 10 лет, рассчитан на 33 занятия (1 час в неделю).
Данный курс предназначен для работы в любой системе начального образования и использования его в качестве компонента внеурочной деятельности.
Проведение занятий в 1–4 классах подкрепляется учебно-методическим комплектом, состоящим из рабочих тетрадей на печатной основе (в двух частях) и методического пособия для учителя, включающего программу курса.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Ценностные ориентиры.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал.
Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип.
Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации).
Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения.
В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания.
В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полусубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Азбука добра»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Азбука добра» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностическую таблицу «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Критерии | Показатели | Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Знает основные моральные нормы и правила поведения | Диагностика нравственной воспитанности: -диагностика нравственной самооценки; - диагностика этики поведения; - диагностика отношения к жизненным ценностям; -диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей. |
Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей |
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей | Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004). наблюдения педагогов и родителей. |
Таблица требований к умениям учащихся
№п/п | Планируемые результаты | Формируемые УУД |
1 | Личностные результаты | -эмоционально «проживать» ситуацию или текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к происходящему, к поступкам героев; |
2 | Регулятивные УУД | -учиться высказывать своё предположение, определять цель деятельности на занятии, учиться работать по предложенному плану; |
3 | Познавательные УУД | -наблюдать, анализировать, делать выводы, ориентироваться в материале рабочей тетради, находить ответы на вопросы в текстах, иллюстрациях; |
4 | Коммуникативные УУД | -учиться работать в паре, группе (договариваться, выполнять различные роли), слушать и понимать речь других. |
5 | Ожидаемые результаты духовно -нравственного развития и воспитания учащихся | учащиеся будут иметь: - систему нравственных качеств и этическое сознание; - чувства уважения к правам и обязанностям человека; - потребность в самовоспитании; - чувство трудолюбия и людям труда; ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни; к природе, окружающей среде; |
Учебно-тематический план 1 класс
№ п/п | Цикл | Кол-во часов теории | Количество часов практики |
1 | Я и школа | 1 | 1 |
2 | Я и окружающие | 10 | 8 |
3 | Я и природа | 2 | 3 |
4 | Я и книга | 2 | 2 |
5 | Я и семья | 1 | 0 |
6 | Я и здоровье | 1 | 2 |
| Всего : | 33 ч |
Раздел | Содержание |
Я и школа | Здравствуй, школа! Вот и стали мы учениками. |
Я и окружающие | Учимся работать в команде. О хорошем и плохом. О дружбе. Профессий много есть на свете. Учимся приходить на помощь. О рабочих руках и трудолюбии. Учимся вежливости. Новогодняя сказка. Познакомьтесь: это я! Сказка о солнечном зайчике. Учимся быть добрыми. Когда люди радуются. Я расту! Приглашаем гостей. |
Я и природа | Венок осени. В городе лекарственных растений. Экскурсия по городу лекарственных растений. Солнышко. Клуб любителей природы. |
Я и книга | По страницам русских народных сказок. К.Чуковский и его произведения. Краденое солнце. |
Я и семья | Поезд развозит подарки. Традиции семьи. |
Я и здоровье | В царстве Мойдодыра. О рыбалке. На пороге лета. |
Методика и инструментарий для мониторинга
Для оценки результативности программы «Уроки нравственности» В приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания.
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, наглядный материал.
Список литературы
Для учителя:
1.Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Методическое пособие. 1класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2012
2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.
3. Классные часы на темы этикета (тематические занятия, ролевые игры, тренинги) 1-4 классы: методическое пособие/ Авт. – сост. А. Д. Агафонова. – М. : Издательство «Глобус», 2009.
7. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.
Для учащихся:
Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Рабочая тетрадь. 2 части.1класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2012
Технические средства:
1. Компьютер.
2.Интерактивная доска.
3. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров
Электронные ресурсы:
1. ФГОС Примерная программа воспитания и социализации обучающихся
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=958
2. Сайт uroki.net для классного руководителя
http://www.uroki.net/docklruk.htm
3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Внеклассная работа.
http://festival.1september.ru/subjects/20/
4. Журнал «Начальная школа»
http://www.n-shkola.ru/
5. Газета «Начальная школа»
http://nsc.1september.ru/index.php?year=2010&num=08
Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности
2 класс (34 ч.)
1. Я и школа (1 час).
Я и окружающие (11 часов).
Я и семья (2 час).
4. Я и природа (7 часов).
5. Я и книга (8 часа).
6. Я и здоровье (3 часа).
Я и животные (2 часа)
Календарно – тематическое планирование курса
«Азбука добра»
2 класс (34 часа)
№ | ТЕМА | ЦИКЛ | ВОСПИТАНИЕ КАЧЕСТВ |
1 | О культуре поведения в школе | Я и школа | Культуры общения |
2 | Под крышей дома моего | Я и семья | Любви к родственникам, чувства благодарности к старшим членам семьи |
3 | Времена года | Я и природа | Любви к природе, умения видеть её красоту |
4 | Отправляемся в путешествие | Я и природа | Бережного отношения к природе |
5 | Узнай меня! | Я и книга | Стремления к чтению художественной литературы |
6 | Не надо больше ссориться | Я и окружающие | Толерантности, доброжелательного отношения к окружающим |
7 | Учимся дружить | Я и окружающие | Умения находить способы для примирения; толерантности, дружелюбия |
8 | Белый пёс в сиреневый цветочек | Я и животные | Доброты, отзывчивости, любви к животным, опрятности |
9 | Учимся обсуждать проблему | Я и окружающие | Доброты, справедливости, желания приходить на помощь |
10 | Во саду ли, в огороде | Я и природа | Бережного отношения к земле |
11 | Слушаем сказку | Я и окружающие | Стремления быть нужным, полезным окружающим |
12 | Поговорим о собаках | Я и животные | Доброжелательного отношения к животным |
13 | Тише, пожалуйста!.. | Я и здоровье | Толерантности |
14 | Занимательный журнал «Имена» | Я и окружающие | Уважительного отношения к имени |
15 | Колечко красоты | Я и окружающие | Стремления к внутреннему самосовершенствованию |
16 | Девочка и разбойники | Я и книга | Стремления к чтению художественной литературы; искать выход из любой жизненной ситуации |
17 | Экскурсия в медицинский кабинет | Я и здоровье | Уважения к труду медицинского работника |
18 | Зима в лесу | Я и природа | Умения замечать красоту природы |
19 | То страницам русской народной сказки «Царевна-лягушка» | Я и книга | Стремления к чтению художественной литературы; доброты, отзывчивости |
20 | Для чего нужны нам глазки | Я и здоровье | Стремления к соблюдению гигиены глаз |
21 | И снова сказка | Я и книга | Стремления к чтению художественной литературы |
22 | Давайте, друзья, потолкуем о маме | Я и семья | Чувства любви и уважения к маме |
23 | Лепим снеговика | Я и природа | Наблюдательности, интереса к изучению природы |
24 | Цветик-семицветик | Я и окружающие | Доброты, отзывчивости |
25 | Волшебники и волшебные предметы | Я и книга | Стремления к чтению художественной литературы |
26 | Животные с книжных страниц | Я и книга | Стремления к чтению художественной литературы |
27 | Спешим на помощь бабке Ёжке | Я и окружающие | Отзывчивости и доброты |
28 | День космонавтики | Я и окружающие | Гордости за наших соотечественников - первых космонавтов |
29 | Тропинка | Я и природа | Бережного отношение к природе |
30 | Ох уж этот ветер!.. | Я и окружающие | Отзывчивости, сочувствия |
31 | Сказочные фанты | Я и книга | Стремления к чтению художественной литературы |
32 | Школа насекомых | Я и природа | Чувства благодарности к полезным насекомым за их труд |
33 | Кем быть? О профессиях и трудолюбии | Я и окружающие | Уважения к труду. Уважения к людям различных профессий |
34 | Лето в загадках | Я - и природа • | Стремления к здоровому образу жизни |
Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности
3 класс (34 ч.)
1. Я и книга (10 часов).
2.Я и окружающие (10 часов).
3. Я и семья (1 час).
4. Я и природа (6 часов).
5. Я и здоровье (3 часа)
6. Я и животные (4 часа)
Календарно – тематическое планирование курса
«Азбука добра»
3 класс (34 часа)
| ТЕМА | | | ЦИКЛ | | ВОСПИТАНИЕ КАЧЕСТВ |
l | Путешествие в сказку | Я | и | книга | | Стремления к чтению художественной литературы |
2 | И снова об осени... | Я | и | природа | | Умения восхищаться красотой природы |
3 | 0 себе, о дружбе, о друзьях... | Я | и | окружающие | | Умения понимать особенности переживаний другого |
4 | О добре и зле | Я | и | окружающие | | Стремления к самосовершенствованию |
5 | Посылка от сказочных героев | Я | и | книга | | Любви к чтению художественной литературы |
6 | Письмо дедушки Морфея | Я | и | здоровье | | Стремления к здоровому образу жизни |
7 | Эдуард Успенский | Я | и | книга | | Стремления к чтению художественной литературы |
8 | Выглянуло солнышко... | Я | и | природа | | Толерантного отношения к осенним невзгодам |
9 | О кошках и собаках | Я | и | животные | | Доброго отношения и чувства ответственности за домашних животных |
10 | «У камина» | Я | и | окружающие | | Умения обсуждать проблему; доброжелательности, честности, толерантности, понимания, отзывчивости |
11 | Клуб «Выручайка» | Я | и | окружающие | | Интереса к чтению художественной литературы; стремления приходить на помощь нуждающимся |
12 | Слушаем сказку | Я | и | книга | | Стремления к чтению художественной литературы, чувства доброты, отзывчивости |
13 | О животном не очень приятном | Я | и | животные | | Терпимого отношения к лягушкам и жабам |
14 | В гости к друзьям из Простоквашино | Я | и | книга | | Стремления к чтению художественной литературы |
15 | Что за праздник без цветов... | Я | и | природа | | Умения видеть красоту цветов и восхищаться ею |
16 | В мире профессий | Я | и | окружающие | | Уважения к труду |
17 | Наши страхи | Я | и | здоровье | | Умения находить выход из критической ситуации; чувства ответственности за свои поступки |
18 | Что такое зима? | Я и окружающие | Умения принимать чужую точку зрения на проблему и высказывать свою |
19 | Знаменитые малыши. Незнайка | Я и книга | Стремления к чтению художественной литературы |
20 | Экзотические животные | Я и животные | Доброжелательного отношения к представителям фауны |
21 | Зимушка-зима | Я и природа | Чувства любования красотой русской природы |
22 | Зимние забавы | Я и здоровье | Стремления к здоровому образу жизни |
23 | Да здравствуют книги! | Я и книга | Умения выражать благодарность книгам и людям, создавшим их |
24 | Роза для мамы | Я и семья | Уважения к матери, чувства доброты, любви, заботы и благодарности |
25 | Принцессы Шарля Перро | Я и окружающие | Лучших женских качеств |
26 | Клуб «Белая ворона» | Я и книга | Любви к чтению художественной литературы |
27 | И снова Клуб «Белая ворона» | Я и книга | Любви к чтению художественной литературы |
28 | Бабочек веселый хоровод | Я и природа | Бережного отношения к окружающей среде |
29 | Театр кошек Юрия Куклачева | Я и животные | Любви к домашним животным |
30 | Учимся работать в микрогруппе | Я и окружающие | Доброжелательности, сплоченности, толерантности |
31 | Фея Фантаста | Я и книга | Стремления к чтению художественной литературы |
32 | Хлеб - наше богатство | Я и окружающие | Бережного отношения к хлебу, уважения к людям, выращивающим хлеб |
33 | Берегите время! | Я и окружающие | Бережного отношения ко времени |
34 | Цветочная карусель «Ромашка» | Я и природа | Любви к природе |
Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности
4 класс (34 ч.)
1. Я и книга (10 часов).
2.Я и окружающие (10 часов).
3. Я и семья (1 час).
4. Я и природа (6 часов).
5. Я и здоровье (3 часа)
6. Я и животные (4 часа)
4 класс.
№ п\п | Тема | Форма работы | Цикл | Воспитание качеств |
1. | С днем знаний! | фронтальная, групповая, | Я и школа | Любовь и уважение к школе |
2. | Осенняя сказка | индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная, | Я и природа | Умение восхищаться красотой природы |
3. | Семейный калейдоскоп. | интегрированная, дифференцированная, | Я и семья | Развитие этических чувств: стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения; доброе отношение к семье |
4. | И это тоже я! | самостоятельная работа | Я и окружающие | Понимание чувств других людей |
5. | О профессиях и трудолюбии. | фронтальная, групповая, | Я и окружающие | Уважение к людям различных профессий |
6. | В который раз о дружбе. | индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная, | Я и окружающие | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение |
7. | В который раз о дружбе | интегрированная, дифференцированная, | Я и окружающие | Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения |
8. | Мы – за здоровый образ жизни. | самостоятельная работа | Я и здоровье | Стремление к здоровому образу жизни. |
9. | Как выбирать друзей. | фронтальная, групповая, | Я и окружающие | Развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения |
10. | О режиме дня. | индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная, | Я и здоровье | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
11. | Экологическая карусель. | интегрированная, дифференцированная, | Я и природа | Бережное отношения к природе |
12. | Накануне новогодних праздников. | самостоятельная работа | Я и окружающие | Развитие внимания, мышления, воображения, уважение к русским традициям |
13. | Берегите книгу. | фронтальная, групповая, | Я и книга | Посещение библиотеки. Развитие внимания, мышление, память, бережное отношение к книге. |
14. | О рыцарстве. | индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная, | Я и окружающие | Развитие доброжелательного отношения к девочкам. |
15. | День рождения старой ели. | интегрированная, дифференцированная, | Я и окружающие | Развитие чувства доброты, отзывчивости |
16. | Будь здоров! | самостоятельная работа | Я и здоровье | Развитие бережного отношения к своему здоровью |
17. | Люди! Берегите природу! | фронтальная, групповая, | Я и природа | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
18. | О совести. | индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная, | Я и окружающие | Умение выходить из неприятных ситуаций с достоинством, желание исправлять допущенные ошибки в отношениях с окружающими |
19. | Учимся быть щедрыми. | интегрированная, дифференцированная, | Я и окружающие | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, доброты, щедрости |
20. | Путешествие капельки. | самостоятельная работа | Я и природа | Бережное отношение к воде |
21. | Настроение. | фронтальная, групповая, | Я и окружающие | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
22. | На экономической волне. | индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная, | Я и окружающие | Развитие внимания, смысловой памяти, бережливости |
23. | Секреты здоровья. | интегрированная, дифференцированная, | Я и здоровье | Развитие стремления к здоровому образу жизни, внимания, мышления, воображения. |
24. | Кошки. | самостоятельная работа | Я и животные | Чувство ответственности за прирученное живое существо |
25. | Приглашение к разговору. | фронтальная, групповая, | Я и окружающие | Развитие чувства доброты, отзывчивости, стремления быть настоящим и прилежным учеником |
26. | Полюбуйся, весна наступает. | индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная, | Я и природа | Развитие умения видеть прекрасное в природе, любоваться весенними картинами. |
27. | Наши бабушки. | интегрированная, дифференцированная, | Я и семья | Развитие чувства благодарности и уважения к бабушкам. |
28. | Игры в самих себя. | самостоятельная работа | Я и окружающие | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, воспитание чувства уважения к самому себе. |
29. | Сказки Г.-Х. Андерсена | фронтальная, групповая, | Я и книги | Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения |
30. | Учимся шутить. | индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная, | Я и окружающие | Развитие чувства такта по отношению к окружающим, внимания, воображения |
31. | Живи, не требуя награды. Покуда сердца стучатся. | интегрированная, дифференцированная, | Я и окружающие | Развитие чувства сострадания и милосердия |
32. | О Робинзоне Крузо. | самостоятельная работа | Я и книги | Развитие настойчивости в достижении цели, способности сохранять мужество, стойкость в сложных жизненных ситуациях. |
33. | О вреде курения. | фронтальная, групповая, | Я и здоровье | Стремление к здоровому образу жизни. |
34. | КВН «Что такое хорошо, а что такое плохо…» | индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная, | Я и окружающие | Умения работать в микрогруппе; чувство коллективизма |
| ИТОГО | 34ч. | | |
IV УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов |
Раздел. «Я и школа» | 2 |
1 | Здравствуй школа! | 1 |
2 | Вот и стали мы учениками… | 1 |
II. Раздел. «Я и окружающие» | 19 |
3 | Учимся работать в команде. | 1 |
4 | О хорошем и плохом. | 1 |
5 | Клуб «Выручайка». | 1 |
6 | О дружбе. | 1 |
7 | «Здравствуй!» | 1 |
8 | Профессий много есть на свете. | 1 |
9 | Учимся приходить на помощь. | 1 |
10 | О рабочих руках и трудолюбии. | 1 |
11 | Зайкина избушка. | 1 |
12 | Учимся вежливости. | 1 |
13 | Новогодняя сказка. | 1 |
14 | Познакомьтесь: это Я! | 1 |
15 | Сказка о солнечном зайчике. | 1 |
16 | Учимся быть добрыми. | 1 |
17 | Когда люди радуются. | 1 |
18 | Я расту! | 1 |
19 | Сказка о весёлой пчёлке. | 1 |
20 | Как у зайчонка зуб болел. | 1 |
21 | Приглашаем гостей. | 1 |
III. Раздел. «Я и семья» | 1 |
22 | Поезд везёт подарки мамам. | 1 |
IV. Раздел. «Я и природа» | 5 |
23 | Венок осени. | 1 |
24 | Клуб любителей природы. | 1 |
25 | В городе Лекарственных растений | 1 |
26 | Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается. | 1 |
27 | Солнышко. | 1 |
V. Раздел. «Я и книга» | 4 |
28 | В мире любимых сказок. | 1 |
29 | Снегурочка. | 1 |
30 | По страницам русской народной сказки «Лиса и Волк». | 1 |
31 | К. И. Чуковский и его произведения« Краденое солнце». | 1 |
VI. Раздел. «Я и животные» | 1 |
32 | Нам нравится гулять по зоопарку… | 1 |
VII. Раздел. «Я и здоровье» | 3 |
33 | В царстве Мойдодыра. | 1 |
34 | На пороге лета. На рыбалке. Тесты на запоминание и внимание. | 1 |
| Итого | 33+1 |
Второй год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов |
I. Раздел. «Я и школа» | 1 |
1 | О культуре поведения в школе. | 1 |
II. Раздел. «Я и окружающие» | 12 |
2 | Не надо больше ссориться. | 1 |
3 | Учимся дружить. | 1 |
4 | Учимся обсуждать проблему. | 1 |
5 | Слушаем сказку. | 1 |
6 | Занимательный журнал «Имена». | 1 |
7 | Колечко красоты. | 1 |
8 | Цветик-семицветик. | 1 |
9 | Спешим на помощь бабке Ёжке. | 1 |
10 | День космонавтики. | 1 |
11 | Ох уж этот ветер!.. | 1 |
12 | Кем быть? | 1 |
13 | О профессии и трудолюбии. | 1 |
III. Раздел. «Я и семья» | 2 |
14 | Под крышей дома моего. | 1 |
15 | Давайте, друзья, потолкуем о маме. | 1 |
IV. Раздел. «Я и природа» | 8 |
16 | Времена года. | 1 |
17 | Отправляемся в путешествие. | 1 |
18 | Во саду ли, в огороде. | 1 |
19 | Зима в лесу. | 1 |
20 | Лепим снеговика. | 1 |
21 | Тропинка. | 1 |
22 | Школа насекомых. | 1 |
23 | Лето в загадках. | 1 |
V. Раздел. «Я и книга» | 8 |
24 | Узнай меня! | 1 |
25 | Девочка и разбойники. | 1 |
26 | По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка». | 1 |
27 | И снова сказка. | 1 |
28 | Волшебники и волшебные предметы. | 1 |
29 | Животные с книжных страниц. | 1 |
30 | Сказочные фанты. | 1 |
31 | И снова сказочные фанты. | 1 |
VI. Раздел. «Я и животные» | 2 |
32 | Белый пёс в сиреневый цветочек. | 1 |
33 | Поговорим о собаках. | |
VII. Раздел. «Я и здоровье» | 3 |
33 | Тише, пожалуйста! Экскурсия в медицинский кабинет. | 1 |
34 | Для чего нужны нам глазки. Тесты на запоминание и внимание. | 1 |
| Итого | 34 |
Третий год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов |
I. Раздел. «Я и окружающие» | 11 |
1 | О себе, о дружбе, о друзьях. | 1 |
2 | О добре и зле. | 1 |
3 | « У камина». | 1 |
4 | Клуб «Выручайка». | 1 |
5 | В мире профессий. | 1 |
6 | Что такое зима? | 1 |
7 | Принцессы Шарля Перро. | 1 |
8 | Учимся работать в микрогруппе. | 1 |
9 | Хлеб – наше богатство. | 1 |
10 | Берегите время! | 1 |
11 | «Ромашка». | 1 |
II. Раздел. «Я и семья» | 1 |
12 | Роза для мамы | 1 |
III. Раздел. «Я и природа» | 7 |
13 | И снова об осени. | 1 |
14 | Выглянуло солнышко… | 1 |
15 | Что за праздник без цветов… | 1 |
16 | Зимушка-зима. | 1 |
17 | Бабочек весёлый хоровод. | 1 |
18 | Цветочная карусель. | 1 |
19 | В гостях у белочки. | 1 |
IV. Раздел. «Я и книга» | 10 |
20 | Путешествие в сказку. | 1 |
21 | Посылка от сказочных героев. | 1 |
22 | Эдуард Успенский. | 1 |
23 | Слушаем сказку. | 1 |
24 | В гости к друзьям в Простоквашино. | 1 |
25 | Знаменитые малыши. Нейзнайка. | 1 |
26 | Да здравствуют книги! | 1 |
27 | Клуб «Белая ворона». | 1 |
28 | И снова клуб «Белая ворона». | 1 |
29 | Фея Фантаста. | 1 |
V. Раздел. «Я и животные» | 4 |
30 | О кошках и собаках. | 1 |
31 | О животном не очень приятном. | 1 |
32 | Экзотические животные. | 1 |
33 | Театр кошек Юрия Куклачёва. | |
VI. Раздел. «Я и здоровье» | 2 |
33 | Письмо дедушки Морфея. Наши страхи. | 1 |
34 | Зимние забавы. Тесты на запоминание и внимание. | 1 |
| Итого | 34 |
Четвёртый год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов |
I. Раздел. «Я и школа» | 11 |
1 | С днем знаний! | 1 |
2 | С днем знаний! | 1 |
II. Раздел. «Я и окружающие»... | 17 |
3 | И это тоже я! | 1 |
4 | О профессиях и трудолюбии. | 1 |
5 | В который раз о дружбе. | 1 |
6 | В который раз о дружбе. | 1 |
7 | Как выбирать друзей. | 1 |
8 | Накануне новогодних праздников | 1 |
9 | О рыцарстве. | 1 |
10 | День рождения старой ели | 1 |
11 | О совести. | 1 |
12 | Учимся быть щедрыми. | 1 |
13 | Настроение. | 1 |
14 | На экономической волне. | 1 |
15 | Приглашение к разговору. | 1 |
16 | Игры в самих себя. | 1 |
17 | Учимся шутить. | 1 |
18 | Живи, не требуя награды | 1 |
19 | Покуда сердца стучат. | 1 |
III. Раздел. «Я и семья» | 2 |
20 | Семейный калейдоскоп. | 1 |
21 | Наши бабушки. | 1 |
IV. Раздел. «Я и природа» | 5 |
22 | Осенняя сказка.. | 1 |
23 | Экологическая карусель | 1 |
24 | Люди! Берегите природу! | 1 |
25 | Путешествие капельки. | 1 |
26 | Полюбуйся, весна наступает. | 1 |
V. Раздел. «Я и книга» | 3 |
27 | Берегите книгу.. | 1 |
28 | Сказки Г.-Х. Андерсена | 1 |
29 | О Робинзоне Крузо. | 1 |
VI. Раздел. «Я и животные» | 1 |
30 | Кошки. | 1 |
VI. Раздел. «Я и здоровье» | 5 |
31 | Мы – за здоровый образ жизни. | 1 |
32 | О режиме дня | 1 |
33 | Будь здоров! Секреты здоровья. О вреде курения. | 1 |
34 | КВН «Что такое хорошо, а что такое плохо…» | 1 |
| Итого | 34 |
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность образовательного процесса. Педагогический мониторинг включает в себя:
- входной мониторинг сформированности универсальных учебных действий и ключевых компетентностей
- наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий;
- проведения дискуссий и круглых столов по актуальным темам;
- выполнения творческих работ,
- диагностическая экспресс-работа по изучаемой теме и др.;
- презентация исследовательских и проектных работ (возможна);
- итоговый мониторинг сформированности универсальных учебных действий и ключевых компетентностей
- итоговая интерактивная игра по итогам каждого года обучения
Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности воспитанников, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики
Критерии результативности:
информированность учащихся по основным темам программы;
сформированность собственной позиции.
Приложение
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Технические средства обучения:
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
телевизор (общешкольный);
аудиоцентр/магнитофон;
мультимедийный проектор (общешкольный);
экспозиционный экран (общешкольный);
персональный компьютер для учителя (ноутбук);
сканер (общешкольный);
принтер лазерный (общешкольный);
фотокамера цифровая (общешкольная);
2. Экранно-звуковые пособия:
видеофильмы по тематике программы;
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
3. Материалы и инструменты:
4. Помещение для занятий:
5. Оборудование класса:
ученические двухместные столы с комплектом стульев;
стол учительский с тумбой;
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
настенные доски для вывешивания иллюстративного материала; подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.
Литература:
Для педагога:
Асмолов А.Г, Бумеранская Г.В. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», пособие для учителя. М; Просвещение, 2009г.
Мищенкова Л. В. «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», Программа, методическое пособие; -М., РОСТ - книга, 2013г.
Мищенкова Л. В. «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», рабочая тетрадь в 2-х частях; - М., РОСТ – книга, 2013г.
Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! [Текст]/В.А. Караковский. - М: Педагогическое общество России, 2000. - 256с.
Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания [Текст] //Н.Н. Щуркова. – М.: Владос, 2005. - 435с.
Щуркова, Н.Н. За гранью урока [Текст] /Н.Н. Щуркова. – М.: Центр гуманитарной литературы, 2004. – 192с.
Яковлева, Т. Без памяти нет совести [Текст] //Открытая школа. - 2005. -N2. - С.13
Для воспитанников:
Винокурова Н. Магия интеллекта или книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. – М., 1994.
Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
Волина В.В. Загадки от А до Я. – С.-Пб., 1997.
Волина В.В. Пословицы, поговорки, ребусы. – С.-Пб., 1997.
Ворожба В. Почему? /Загадки и игры для детей, М., 1993.
Гершензон А. Головоломки профессора Головоломки: Сборник затей, фокусов, занимательных задач / Сост. И. Прусаков. – Ижевск, 1992.
Гик Е.Я., Носовский А.М., Попов А.П. Го. Рэндзю. – М., 1991.
Ершов П.П. Технология актерского искусства. – М., 1992.
Игнатьев Е.И. В царстве смекалки /Под. ред. М.К. Потапова. – М.: Наука, 1987.
Игры – обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В. Петрусинского, М., 1994.
Имею право: сборник игр и задач для тебя и твоих друзей / Авт. – сост. М.Р. Мирошкина, И.И. Фришман. – М., 1999.
Мищенкова Л. В. «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», рабочая тетрадь в 2-х частях; - М., РОСТ – книга, 2013г.
Казанский О.А. Игры в самих себя. – М., 1995.
Капралова Л.П. Все дело в шляпе: Развлекательная игровая программа. – Ярославль, 1998.
Космическое путешествие минные заграждения: Интеллектуально – познавательные игры. – Кострома, 1996.
Кот в мешке: Викторины, загадки, шутки. – РИО Каменск – Уральской типографии, 1996.