СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование кружка Азбука добра 1-4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Планирование кружка Азбука добра 1-4 классы»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования №1» г. Ясногорска Тульской области.

Рассмотрена на заседании « Утверждаю».

Управляющего совета Директор центра

«__ » августа 2016г. _________ Пастух И. В.

Приказ № ____ от_______





Дополнительная образовательная программа «Азбука добра»

Духовно-нравственная направленность











Срок реализации программы 4 года

Возраст детей 7-11 лет.

Разработала: Мельникова Елена Анатольевна

2016 – 2020 уч. год.



Программа курса «Азбука добра»

14 классы

Пояснительная записка


Программа    «Азбука добра» разработана  на основании:

Письма Департамента общего  образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г .№ 03- 296;

 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от   6 октября 2009 года № 373  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции  Российской Федерации  22 декабря   2009 года, регистрационный № 15785);

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от  26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (зарегистрирован  Министерством юстиции  Российской Федерации   04 февраля 2011 года, регистрационный № 19707);

на основе учебно-методического комплекта курса «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» автор Мищенкова Л.В.

        ФГОС второго поколения формулирует основную педагогическую цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».

        Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе – социальном институте, через который проходят все граждане России, - продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.

        Курс «Азбука добра» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения и направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.

        Основная цель курса: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.

        Задачи курса:

        - сформировать систему нравственных ценностей;

        - способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;

        - формировать экологически воспитанную личность;

        - воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;

        - формировать интерес к чтению художественной литературы;

        - развивать познавательную активность;

        - развивать творческие способности.


Общая характеристика курса

        Курс «Азбука добра» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».

        Содержание курса включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книги», «Я и животные», «Я и здоровье».

        Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей.

        Курс «Азбука добра» ориентирован на детей от 6 до 10 лет, рассчитан на 33 занятия (1 час в неделю).

        Данный курс предназначен для работы в любой системе начального образования и использования его в качестве компонента внеурочной деятельности.

        Проведение занятий в 1–4 классах подкрепляется учебно-методическим комплектом, состоящим из рабочих тетрадей на печатной основе (в двух частях) и методического пособия для учителя, включающего программу курса.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Ценностные ориентиры.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал.

Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип.

Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации).

Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения.

В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания.

В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полусубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.







Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Азбука добра»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Азбука добра» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож­ности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в обще­ственных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с други­ми.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.


Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностическую таблицу «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».


Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

- диагностика этики поведения;

- диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).

наблюдения педагогов и родителей.


Таблица требований к умениям учащихся

п/п

Планируемые результаты

Формируемые УУД


1

Личностные результаты

-эмоционально «проживать» ситуацию или текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к происходящему, к поступкам героев;


2

Регулятивные УУД

-учиться высказывать своё предположение, определять цель деятельности на занятии, учиться работать по предложенному плану;


3

Познавательные УУД

-наблюдать, анализировать, делать выводы, ориентироваться в материале рабочей тетради, находить ответы на вопросы в текстах, иллюстрациях;


4

Коммуникативные УУД

-учиться работать в паре, группе (договариваться, выполнять различные роли), слушать и понимать речь других.


5

Ожидаемые результаты духовно

-нравственного развития и воспитания учащихся

учащиеся будут иметь:

- систему нравственных качеств и этическое сознание;

- чувства уважения к правам и обязанностям человека;

- потребность в самовоспитании;

- чувство трудолюбия и людям труда; ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни; к природе, окружающей среде;








Учебно-тематический план 1 класс


п/п

Цикл

Кол-во часов теории

Количество часов практики

1

Я и школа

1

1

2

Я и окружающие

10

8

3

Я и природа

2

3

4

Я и книга

2

2

5

Я и семья

1

0

6

Я и здоровье

1

2


Всего :

33 ч







Раздел


Содержание

Я и школа

Здравствуй, школа!

Вот и стали мы учениками.

Я и окружающие

Учимся работать в команде. О хорошем и плохом. О дружбе. Профессий много есть на свете. Учимся приходить на помощь. О рабочих руках и трудолюбии. Учимся вежливости. Новогодняя сказка. Познакомьтесь: это я! Сказка о солнечном зайчике. Учимся быть добрыми. Когда люди радуются. Я расту! Приглашаем гостей.

Я и природа

Венок осени. В городе лекарственных растений. Экскурсия по городу лекарственных растений. Солнышко. Клуб любителей природы.

Я и книга

По страницам русских народных сказок. К.Чуковский и его произведения. Краденое солнце.

Я и семья

Поезд развозит подарки. Традиции семьи.

Я и здоровье

В царстве Мойдодыра. О рыбалке. На пороге лета.





















Методика и инструментарий для мониторинга


Для оценки результативности программы «Уроки нравственности» В приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания.

Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, наглядный материал.



Список литературы

Для учителя:

1.Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Методическое пособие. 1класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2012

2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.

3. Классные часы  на темы этикета (тематические занятия, ролевые игры, тренинги) 1-4 классы: методическое пособие/ Авт. – сост. А. Д. Агафонова. – М. : Издательство «Глобус», 2009.

7. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.

Для учащихся:

Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Рабочая тетрадь. 2 части.1класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2012


Технические средства:

1. Компьютер.

2.Интерактивная доска.

3. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров


Электронные ресурсы: 

1. ФГОС Примерная программа воспитания и социализации обучающихся

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=958

2.    Сайт uroki.net для классного руководителя

http://www.uroki.net/docklruk.htm

3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Внеклассная работа.

http://festival.1september.ru/subjects/20/

4. Журнал «Начальная школа»

http://www.n-shkola.ru/

5. Газета «Начальная школа»

http://nsc.1september.ru/index.php?year=2010&num=08 





























Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности

2 класс (34 ч.)

1. Я и школа (1 час).

  1. Я и окружающие (11 часов).

  2. Я и семья (2 час).

4. Я и природа (7 часов).

5. Я и книга (8 часа).

6. Я и здоровье (3 часа).

  1. Я и животные (2 часа)


Календарно – тематическое планирование курса

«Азбука добра»

2 класс (34 часа)

ТЕМА

ЦИКЛ

ВОСПИТАНИЕ КАЧЕСТВ

1

О культуре поведения в школе

Я и школа

Культуры общения

2

Под крышей дома моего

Я и семья

Любви к родственникам, чувства благодарности к старшим членам семьи

3

Времена года

Я и природа

Любви к природе, умения видеть её красоту

4

Отправляемся в путешествие

Я и природа

Бережного отношения к природе

5

Узнай меня!

Я и книга

Стремления к чтению художественной литературы

6

Не надо больше ссо­риться

Я и окружающие


Толерантности, доброжелательного отношения к окружающим

7

Учимся дружить

Я и окружающие

Умения находить способы для примирения; толерантности, дружелюбия

8

Белый пёс в сирене­вый цветочек

Я и животные

Доброты, отзывчивости, любви к животным, опрятности

9

Учимся обсуждать проблему

Я и окружающие

Доброты, справедливости, желания приходить на помощь

10

Во саду ли, в огороде

Я и природа

Бережного отношения к земле

11

Слушаем сказку

Я и окружающие

Стремления быть нужным, полезным окружающим

12

Поговорим о собаках

Я и животные

Доброжелательного отношения к животным

13

Тише, пожалуйста!..

Я и здоровье

Толерантности

14

Занимательный журнал «Имена»

Я и окружающие

Уважительного отношения к имени

15

Колечко красоты

Я и окружающие

Стремления к внутреннему самосовершенствованию

16

Девочка и разбойники

Я и книга

Стремления к чтению художественной литературы; искать выход из любой жизненной ситуации

17

Экскурсия в медицинский кабинет

Я и здоровье

Уважения к труду медицинского работника

18

Зима в лесу

Я и природа

Умения замечать красоту природы

19

То страницам русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Я и книга

Стремления к чтению художественной литературы; доброты, отзывчивости

20

Для чего нужны нам глазки

Я и здоровье

Стремления к соблюдению гигиены глаз

21

И снова сказка

Я и книга

Стремления к чтению художественной литературы

22

Давайте, друзья, потолкуем о маме

Я и семья

Чувства любви и уважения к маме

23

Лепим снеговика

Я и природа

Наблюдательности, интереса к изучению природы

24

Цветик-семицветик

Я и окружающие

Доброты, отзывчивости

25

Волшебники и волшебные предметы

Я и книга

Стремления к чтению художественной литературы

26

Животные с книжных страниц

Я и книга

Стремления к чтению художественной литературы

27

Спешим на помощь бабке Ёжке

Я и окружающие

Отзывчивости и доброты

28

День космонавтики

Я и окружающие

Гордости за наших соотечественников - первых космонавтов

29

Тропинка

Я и природа

Бережного отношение к природе

30

Ох уж этот ветер!..

Я и окружающие

Отзывчивости, сочувствия

31

Сказочные фанты

Я и книга

Стремления к чтению художественной литературы

32

Школа насекомых

Я и природа

Чувства благодарности к полезным насекомым за их труд

33

Кем быть? О профессиях и трудолюбии

Я и окружающие

Уважения к труду. Уважения к людям различных профессий

34

Лето в загадках

Я - и природа •

Стремления к здоровому образу жизни









Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности

3 класс (34 ч.)

1. Я и книга (10 часов).

2.Я и окружающие (10 часов).

3. Я и семья (1 час).

4. Я и природа (6 часов).

5. Я и здоровье (3 часа)

6. Я и животные (4 часа)


Календарно – тематическое планирование курса

«Азбука добра»

3 класс (34 часа)


ТЕМА



ЦИКЛ


ВОСПИТАНИЕ КАЧЕСТВ

l

Путешествие в сказку

Я

и

книга


Стремления к чтению художественной литературы

2

И снова об осени...

Я

и

природа


Умения восхищаться красотой природы

3

0 себе, о дружбе, о друзьях...

Я

и

окружающие


Умения понимать особенности переживаний другого

4

О добре и зле

Я

и

окружающие


Стремления к самосовершенствованию

5

Посылка от сказочных героев

Я

и

книга


Любви к чтению художественной литературы

6

Письмо дедушки Морфея

Я

и

здоровье


Стремления к здоровому образу жизни

7

Эдуард Успенский

Я

и

книга


Стремления к чтению художественной литературы

8

Выглянуло солнышко...

Я

и

природа


Толерантного отношения к осенним невзгодам

9

О кошках и собаках

Я

и

животные


Доброго отношения и чувства ответственности за домашних животных

10

«У камина»

Я

и

окружающие


Умения обсуждать проблему; доброжелательности, честности, толерантности, понимания, отзывчивости

11

Клуб «Выручайка»

Я

и

окружающие


Интереса к чтению художественной литературы; стремления приходить на помощь нуждающимся

12

Слушаем сказку

Я

и

книга


Стремления к чтению художественной литературы, чувства доброты, отзывчивости

13

О животном не очень приятном

Я

и

животные


Терпимого отношения к лягушкам и жабам

14

В гости к друзьям из Простоквашино

Я

и

книга


Стремления к чтению художественной литературы

15

Что за праздник без цветов...

Я

и

природа


Умения видеть красоту цветов и восхищаться ею

16

В мире профессий

Я

и

окружающие


Уважения к труду

17

Наши страхи

Я

и

здоровье


Умения находить выход из критической ситуации; чувства ответственности за свои поступки

18

Что такое зима?

Я и окружающие

Умения принимать чужую точку зрения на проблему и высказывать свою

19

Знаменитые малыши. Незнайка

Я и книга

Стремления к чтению художественной литературы

20

Экзотические животные

Я и животные

Доброжелательного отношения к представителям фауны

21

Зимушка-зима

Я и природа

Чувства любования красотой русской природы

22

Зимние забавы

Я и здоровье

Стремления к здоровому образу жизни

23

Да здравствуют книги!

Я и книга

Умения выражать благодарность книгам и людям, создавшим их

24

Роза для мамы

Я и семья

Уважения к матери, чувства доброты, любви, заботы и благодарности

25

Принцессы Шарля Перро

Я и окружающие

Лучших женских качеств

26

Клуб «Белая ворона»

Я и книга

Любви к чтению художественной литературы

27

И снова Клуб «Белая ворона»

Я и книга

Любви к чтению художественной литературы

28

Бабочек веселый хоровод

Я и природа

Бережного отношения к окружающей среде

29

Театр кошек Юрия Куклачева

Я и животные

Любви к домашним животным

30

Учимся работать в микрогруппе

Я и окружающие

Доброжелательности, сплоченности, толерантности

31

Фея Фантаста

Я и книга

Стремления к чтению художественной литературы

32

Хлеб - наше богатство

Я и окружающие

Бережного отношения к хлебу, уважения к людям, выращивающим хлеб

33

Берегите время!

Я и окружающие

Бережного отношения ко времени

34

Цветочная карусель

«Ромашка»

Я и природа

Любви к природе




Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности

4 класс (34 ч.)

1. Я и книга (10 часов).

2.Я и окружающие (10 часов).

3. Я и семья (1 час).

4. Я и природа (6 часов).

5. Я и здоровье (3 часа)

6. Я и животные (4 часа)


4 класс.


п\п

Тема

Форма работы

Цикл

Воспитание качеств

1.

С днем знаний!

фронтальная, групповая,

Я и школа


Любовь и уважение к школе

2.

Осенняя сказка

индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная,

Я и природа

Умение восхищаться красотой природы

3.

Семейный калейдоскоп.

интегрированная, дифференцированная,

Я и семья

Развитие этических чувств: стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения; доброе отношение к семье

4.

И это тоже я!

самостоятельная работа

Я и окружающие

Понимание чувств других людей


5.

О профессиях и трудолюбии.

фронтальная, групповая,

Я и окружающие

Уважение к людям различных профессий

6.

В который раз о дружбе.

индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная,

Я и окружающие

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

7.

В который раз о дружбе

интегрированная, дифференцированная,

Я и окружающие

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

8.

Мы – за здоровый образ жизни.

самостоятельная работа

Я и здоровье

Стремление к здоровому образу жизни.

9.

Как выбирать друзей.

фронтальная, групповая,

Я и окружающие

Развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения

10.

О режиме дня.

индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная,

Я и здоровье

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

11.

Экологическая карусель.

интегрированная, дифференцированная,

Я и природа

Бережное отношения к природе


12.

Накануне новогодних праздников.

самостоятельная работа

Я и окружающие

Развитие внимания, мышления, воображения, уважение к русским традициям

13.

Берегите книгу.

фронтальная, групповая,

Я и книга

Посещение библиотеки.

Развитие внимания, мышление, память, бережное отношение к книге.

14.

О рыцарстве.

индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная,

Я и окружающие

Развитие доброжелательного отношения к девочкам.

15.

День рождения старой ели.

интегрированная, дифференцированная,

Я и окружающие

Развитие чувства доброты, отзывчивости

16.

Будь здоров!

самостоятельная работа

Я и здоровье

Развитие бережного отношения к своему здоровью

17.

Люди! Берегите природу!

фронтальная, групповая,

Я и природа

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

18.

О совести.

индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная,

Я и окружающие

Умение выходить из неприятных ситуаций с достоинством, желание исправлять допущенные ошибки в отношениях с окружающими

19.

Учимся быть щедрыми.

интегрированная, дифференцированная,

Я и окружающие

Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, доброты, щедрости

20.

Путешествие капельки.

самостоятельная работа

Я и природа

Бережное отношение к воде


21.

Настроение.

фронтальная, групповая,

Я и окружающие

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

22.

На экономической волне.

индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная,

Я и окружающие

Развитие внимания, смысловой памяти, бережливости

23.

Секреты здоровья.

интегрированная, дифференцированная,

Я и здоровье

Развитие стремления к здоровому образу жизни, внимания, мышления, воображения.

24.

Кошки.

самостоятельная работа

Я и животные

Чувство ответственности за прирученное живое существо

25.

Приглашение к разговору.

фронтальная, групповая,

Я и окружающие

Развитие чувства доброты, отзывчивости, стремления быть настоящим и прилежным учеником

26.

Полюбуйся, весна наступает.

индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная,

Я и природа

Развитие умения видеть прекрасное в природе, любоваться весенними картинами.

27.

Наши бабушки.

интегрированная, дифференцированная,

Я и семья

Развитие чувства благодарности и уважения к бабушкам.

28.

Игры в самих себя.

самостоятельная работа

Я и окружающие

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, воспитание чувства уважения к самому себе.

29.

Сказки Г.-Х. Андерсена

фронтальная, групповая,

Я и книги

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

30.

Учимся шутить.

индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная,

Я и окружающие

Развитие чувства такта по отношению к окружающим, внимания, воображения

31.

Живи, не требуя награды.

Покуда сердца стучатся.

интегрированная, дифференцированная,

Я и окружающие

Развитие чувства сострадания и милосердия

32.

О Робинзоне Крузо.

самостоятельная работа

Я и книги

Развитие настойчивости в достижении цели, способности сохранять мужество, стойкость в сложных жизненных ситуациях.

33.

О вреде курения.

фронтальная, групповая,

Я и здоровье

Стремление к здоровому образу жизни.

34.

КВН «Что такое хорошо, а что такое плохо…»

индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная,

Я и окружающие

Умения работать в микрогруппе; чувство коллективизма


ИТОГО

34ч.








IV УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

п/п

Тема

Количество часов

  1. Раздел. «Я и школа»

2

1

Здравствуй школа!

1

2

Вот и стали мы учениками…

1

II. Раздел. «Я и окружающие»

19

3

Учимся работать в команде.

1

4

О хорошем и плохом.

1

5

Клуб «Выручайка».

1

6

О дружбе.

1

7

«Здравствуй!»

1

8

Профессий много есть на свете.

1

9

Учимся приходить на помощь.

1

10

О рабочих руках и трудолюбии.

1

11

Зайкина избушка.

1

12

Учимся вежливости.

1

13

Новогодняя сказка.

1

14

Познакомьтесь: это Я!

1

15

Сказка о солнечном зайчике.

1

16

Учимся быть добрыми.

1

17

Когда люди радуются.

1

18

Я расту!

1

19

Сказка о весёлой пчёлке.

1

20

Как у зайчонка зуб болел.

1

21

Приглашаем гостей.

1

III. Раздел. «Я и семья»

1

22

Поезд везёт подарки мамам.

1

IV. Раздел. «Я и природа»

5

23

Венок осени.

1

24

Клуб любителей природы.

1

25

В городе Лекарственных растений

1

26

Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается.

1

27

Солнышко.

1

V. Раздел. «Я и книга»

4

28

В мире любимых сказок.

1

29

Снегурочка.

1

30

По страницам русской народной сказки «Лиса и Волк».

1

31

К. И. Чуковский и его произведения« Краденое солнце».

1

VI. Раздел. «Я и животные»

1

32

Нам нравится гулять по зоопарку…

1

VII. Раздел. «Я и здоровье»

3

33

В царстве Мойдодыра.

1

34

На пороге лета. На рыбалке. Тесты на запоминание и внимание. 

1


Итого

33+1



Второй год обучения

п/п

Тема

Количество часов

I. Раздел. «Я и школа»

1

1

О культуре поведения в школе.

1

II. Раздел. «Я и окружающие»

12

2

Не надо больше ссориться.

1

3

Учимся дружить.

1

4

Учимся обсуждать проблему.

1

5

Слушаем сказку.

1

6

Занимательный журнал «Имена».

1

7

Колечко красоты.

1

8

Цветик-семицветик.

1

9

Спешим на помощь бабке Ёжке.

1

10

День космонавтики.

1

11

Ох уж этот ветер!..

1

12

Кем быть?

1

13

О профессии и трудолюбии.

1

III. Раздел. «Я и семья»

2

14

Под крышей дома моего.

1

15

Давайте, друзья, потолкуем о маме.

1

IV. Раздел. «Я и природа»

8

16

Времена года.

1

17

Отправляемся в путешествие.

1

18

Во саду ли, в огороде.

1

19

Зима в лесу.

1

20

Лепим снеговика.

1

21

Тропинка.

1

22

Школа насекомых.

1

23

Лето в загадках.

1

V. Раздел. «Я и книга»

8

24

Узнай меня!

1

25

Девочка и разбойники.

1

26

По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка».

1

27

И снова сказка.

1

28

Волшебники и волшебные предметы.

1

29

Животные с книжных страниц.

1

30

Сказочные фанты.

1

31

И снова сказочные фанты.

1

VI. Раздел. «Я и животные»

2

32

Белый пёс в сиреневый цветочек.

1

33

Поговорим о собаках.


VII. Раздел. «Я и здоровье»

3

33

Тише, пожалуйста! Экскурсия в медицинский кабинет.

1

34

Для чего нужны нам глазки. Тесты на запоминание и внимание. 

1


Итого

34


Третий год обучения

п/п

Тема

Количество часов

I. Раздел. «Я и окружающие»

11

1

О себе, о дружбе, о друзьях.

1

2

О добре и зле.

1

3

« У камина».

1

4

Клуб «Выручайка».

1

5

В мире профессий.

1

6

Что такое зима?

1

7

Принцессы Шарля Перро.

1

8

Учимся работать в микрогруппе.

1

9

Хлеб – наше богатство.

1

10

Берегите время!

1

11

«Ромашка».

1

II. Раздел. «Я и семья»

1

12

Роза для мамы

1

III. Раздел. «Я и природа»

7

13

И снова об осени.

1

14

Выглянуло солнышко…

1

15

Что за праздник без цветов…

1

16

Зимушка-зима.

1

17

Бабочек весёлый хоровод.

1

18

Цветочная карусель.

1

19

В гостях у белочки.

1

IV. Раздел. «Я и книга»

10

20

Путешествие в сказку.

1

21

Посылка от сказочных героев.

1

22

Эдуард Успенский.

1

23

Слушаем сказку.

1

24

В гости к друзьям в Простоквашино.

1

25

Знаменитые малыши. Нейзнайка.

1

26

Да здравствуют книги!

1

27

Клуб «Белая ворона».

1

28

И снова клуб «Белая ворона».

1

29

Фея Фантаста.

1

V. Раздел. «Я и животные»

4

30

О кошках и собаках.

1

31

О животном не очень приятном.

1

32

Экзотические животные.

1

33

Театр кошек Юрия Куклачёва.


VI. Раздел. «Я и здоровье»

2

33

Письмо дедушки Морфея. Наши страхи.

1

34

Зимние забавы. Тесты на запоминание и внимание. 

1


Итого

34



Четвёртый год обучения

п/п

Тема

Количество часов

I. Раздел. «Я и школа»

11

1

С днем знаний!

1

2

С днем знаний!

1

II. Раздел. «Я и окружающие»...

17

3

И это тоже я!

1

4

О профессиях и трудолюбии.

1

5

В который раз о дружбе.

1

6

В который раз о дружбе.

1

7

Как выбирать друзей.

1

8

Накануне новогодних праздников

1

9

О рыцарстве.

1

10

День рождения старой ели

1

11

О совести.

1

12

Учимся быть щедрыми.

1

13

Настроение.

1

14

На экономической волне.

1

15

Приглашение к разговору.

1

16

Игры в самих себя.

1

17

Учимся шутить.

1

18

Живи, не требуя награды

1

19

Покуда сердца стучат.

1

III. Раздел. «Я и семья»

2

20

Семейный калейдоскоп.

1

21

Наши бабушки.

1

IV. Раздел. «Я и природа»

5

22

Осенняя сказка..

1

23

Экологическая карусель

1

24

Люди! Берегите природу!

1

25

Путешествие капельки.

1

26

Полюбуйся, весна наступает.

1

V. Раздел. «Я и книга»

3

27

Берегите книгу..

1

28

Сказки Г.-Х. Андерсена

1

29

О Робинзоне Крузо.

1

VI. Раздел. «Я и животные»

1

30

Кошки.

1

VI. Раздел. «Я и здоровье»

5

31

Мы – за здоровый образ жизни.


1

32

О режиме дня

1

33

Будь здоров!

Секреты здоровья. О вреде курения.

1

34

КВН «Что такое хорошо, а что такое плохо…»

1


Итого

34






ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность образовательного процесса. Педагогический мониторинг включает в себя:

  • текущий:

- входной мониторинг сформированности универсальных учебных действий и ключевых компетентностей

- наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий;

- проведения дискуссий и круглых столов по актуальным темам;

- выполнения творческих работ,

- диагностическая экспресс-работа по изучаемой теме и др.;

  • промежуточный: тестирование;

  • итоговый:

- презентация исследовательских и проектных работ (возможна);

- итоговый мониторинг сформированности универсальных учебных действий и ключевых компетентностей

- итоговая интерактивная игра по итогам каждого года обучения

Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности воспитанников, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики

Критерии результативности:

  • информированность учащихся по основным темам программы;

  • сформированность собственной позиции.




Приложение

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Технические средства обучения:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;

  • настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;

  • телевизор (общешкольный);

  • аудиоцентр/магнитофон;

  • мультимедийный проектор (общешкольный);

  • экспозиционный экран (общешкольный);

  • персональный компьютер для учителя (ноутбук);

  • сканер (общешкольный);

  • принтер лазерный (общешкольный);

  • фотокамера цифровая (общешкольная);

2. Экранно-звуковые пособия:

  • видеофильмы по тематике программы;

  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

3. Материалы и инструменты:

  • иллюстративный справочный материал;

4. Помещение для занятий:

  • кабинет начальных классов;

  • кабинет информатики.

5. Оборудование класса:

  • ученические двухместные столы с комплектом стульев;

  • стол учительский с тумбой;

  • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;

  • настенные доски для вывешивания иллюстративного материала; подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.



Литература:

Для педагога:


  1. Асмолов А.Г, Бумеранская Г.В. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», пособие для учителя. М; Просвещение, 2009г.

  2. Мищенкова Л. В. «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», Программа, методическое пособие; -М., РОСТ - книга, 2013г.

  3. Мищенкова Л. В. «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», рабочая тетрадь в 2-х частях; - М., РОСТ – книга, 2013г.

  4. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! [Текст]/В.А. Караковский. - М: Педагогическое общество России, 2000. - 256с.

  5. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.

  6. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания [Текст] //Н.Н. Щуркова. – М.: Владос, 2005. - 435с.

  7. Щуркова, Н.Н. За гранью урока [Текст] /Н.Н. Щуркова. – М.: Центр гуманитарной литературы, 2004. – 192с.

  8. Яковлева, Т. Без памяти нет совести [Текст] //Открытая школа. - 2005. -N2. - С.13



Для воспитанников:


  1. Винокурова Н. Магия интеллекта или книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. – М., 1994.

  2. Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.

  3. Волина В.В. Загадки от А до Я. – С.-Пб., 1997.

  4. Волина В.В. Пословицы, поговорки, ребусы. – С.-Пб., 1997.

  5. Ворожба В. Почему? /Загадки и игры для детей, М., 1993.

  6. Гершензон А. Головоломки профессора Головоломки: Сборник затей, фокусов, занимательных задач / Сост. И. Прусаков. – Ижевск, 1992.

  7. Гик Е.Я., Носовский А.М., Попов А.П. Го. Рэндзю. – М., 1991.

  8. Ершов П.П. Технология актерского искусства. – М., 1992.

  9. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки /Под. ред. М.К. Потапова. – М.: Наука, 1987.

  10. Игры – обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В. Петрусинского, М., 1994.

  11. Имею право: сборник игр и задач для тебя и твоих друзей / Авт. – сост. М.Р. Мирошкина, И.И. Фришман. – М., 1999.

  12. Мищенкова Л. В. «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», рабочая тетрадь в 2-х частях; - М., РОСТ – книга, 2013г.

  13. Казанский О.А. Игры в самих себя. – М., 1995.

  14. Капралова Л.П. Все дело в шляпе: Развлекательная игровая программа. – Ярославль, 1998.

  15. Космическое путешествие минные заграждения: Интеллектуально – познавательные игры. – Кострома, 1996.

  16. Кот в мешке: Викторины, загадки, шутки. – РИО Каменск – Уральской типографии, 1996.