Планируемые результаты освоения программы кружка «Умелые ручки»
Рабочая программа «Умелые ручки» создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании».
Рукоделие как вид декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства.
Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде.
Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемых в школе.
Данная программа предполагает изучение различных видов рукоделия: бумагопластика, техника лоскутного шитья, текстильные игрушки «Тильда», цветы из ревелюра, гильоширование.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что она способствует повышению художественно – эстетической культуры, путем изготовления оригинальных изделий в различной технике декоративно-прикладного искусства. Не маловажно и то, что программа формирует мировоззрение учащихся о культурном наследии, как всего мира, так и русского народа.
Данная программа способствует саморазвитию и самоопределению ученика в творческой деятельности, что является важным фактором социальной адаптации в современном обществе.
Педагогическая целесообразность объясняется тем, что нужно закладывать в детях чувство прекрасного, которое способно вызвать у человека чувство эстетического наслаждения, радости. Данная программа курса «Умелые ручки» поможет пробуждению интереса детей к новой деятельности, позволит и расширить знания, овладеть и совершенствовать умения и навыки по видам декоративно-прикладного искусства, рукоделию.
Программа ориентирована на применение расширенного комплекса современного декоративно-прикладного творчества: бумагопластика, техника лоскутного шитья, текстильные игрушки «Тильда».
Программа направлена на:
создание условий для развития ребенка;
развитие мотивации к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
профилактика асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, её интеграции в систему мировой и отечественной культур;
интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся в процессе овладения знаниями, умениями и навыками по изготовлению оригинальных изделий в различной технике декоративно-прикладного искусства.
.
Задачи кружка:
Сформировать у учащихся представление о различных видах рукоделия.
Развить необходимые практические умения и навыки по выполнению различных видов ручных и машинных работ.
Сформировать навыки, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельных работ.
Развивать индивидуальное творческое воображение и творческие способности.
Развивать коммуникативные способности воспитанников.
Сформировать у учащихся умения по комплексному использованию знаний по разным предметам.
Воспитывать умение работать в группах, чувство коллективизма.
Способствовать эстетическому и духовно-нравственному воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства.
Формы и режим занятий
Форма групповая, режим: продолжительность занятий 2 часа 1 раз в неделю. Итого 68 часов.
Ожидаемые результаты и способы их проверки (соответствие задач и результатов).
При освоении программы курса обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов деятельности обучающихся.
Личностные результаты освоения программы кружка «Умелые ручки»:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
стремление внести красоту в домашний быт;
желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Метапредметные результаты освоения учащимися программы кружка «Умелые ручки»:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в творческой и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности
с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой
деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
Предметные результаты освоения учащимися программы кружка «Умелые ручки»:
формирование у учащихся представления о различных видах рукоделия;
развитие необходимых практических умений и навыков по выполнению различных видов ручных и машинных работ;
формирование навыков, обеспечивающих успешное выполнение самостоятельных работ;
способность изготовления изделий декоративно-прикладного творчества собственного дизайна.
Формы контроля и подведения итогов.
Начальный контроль: определение исходного уровня знаний и умений. Анкетирование, беседы, опросы.
Текущий контроль: определение уровня усвоения изучаемого материала по тестам, опросам, контроль за качеством изделий.
Итоговый контроль: Определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических ЗУН, сформированности личностных качеств.
Содержание программы
Введение
Правила техники безопасности. Ознакомление с работой кружка. Выявление творческих способностей и интересов детей.(2 ч.)
Бумагопластика (16 ч.)
Из истории о бумагопластики. Особенности выбора базового и дополнительного материалов, о цветовых сочетаниях и текстуре (2 ч.)
Технология изготовления (2 ч.)
Применение в композиции. (2 ч.)
Практические работы: изготовление изделий с использованием бумаги (10 ч.)
Техника лоскутного шитья (14 ч.)
История и современность лоскутного шитья. Виды ручных и машинных швов. Орнамент. Цветовая гамма. (2ч.)
Приемы работы. Конструирование узоров, сборка орнамента. Шитьё на основу (2 ч.)
Практические работы: (10 ч.)
а) Виды ручных и машинных швов.(2 ч.)
б) Изготовление шаблонов. (2 ч.)
в) Изготовление изделий в стиле лоскутной техники. (6 ч.)
Текстильные игрушки «Тильда» (18 ч.)
История возникновения текстильной игрушки. Народные игрушки. Особенности игрушки «Тильда» (2 ч.)
Инструменты и приспособления. Правила построения выкроек. Основные линии чертежа. Подготовка ткани к работе. Типы игрушек. Украшения и фурнитура. Набивка. Составление технологической карты. (4 ч.)
Практические работы: (12 ч.)
а) Заготовка выкроек игрушки на выбор. (2 ч.)
б) Раскрой игрушки. (2 ч.)
в) Пошив игрушки. (6 ч.)
г) Набивка и оформление игрушки. (2 ч.)
5. Гильоширование (14 ч.)
История гильоширования. Правила по ТБ, ПБ. Инструменты и приспособления для выжигания на ткани. Порядок работы в кабинете. Правила пользования выжиганием ТБ. Подготовка выжигателя к работе с синтетическими тканями. Виды синтетических тканей. Основные приемы в технике гильоширования (4 ч.)
Практические работы: (10 ч.)
а) Составление эскизов выбранного изделия (2 ч.)
б) Выбор ткани, цвета. (2 ч.)
в) Выполнение изделий из ткани в технике гильоширование. (6 ч.)
6. Подведение итогов (4 ч.)
Мониторинг качества знаний воспитанников.(1 ч.)
Подготовка и выставка работ учащихся.(3ч.)
Итого: 68 часов.
Тематическое планирование
№ п/п урока | Наименование раздела (темы), тема урока | Кол-во часов | Дата |
План. | Фактич. |
Введение | 2 | |
1-2 | Правила техники безопасности. Ознакомление с работой кружка. Выявление творческих способностей и интересов детей. | 2 | | |
Бумагопластика | 16 | |
3-4 | Из истории о бумагопластики. Особенности выбора базового и дополнительного материалов, о цветовых сочетаниях и текстуре | 2 | | |
5-6 | Технология изготовления | 2 | | |
7-8 | Применение в композиции | 2 | | |
9-18 | Практические работы: изготовление изделий с использованием бумаги | 10 | | |
Техника лоскутного шитья | 14 | |
19-20 | История и современность лоскутного шитья. Виды ручных и машинных швов. Орнамент. Цветовая гамма. | 2 | | |
21-22 | Приемы работы. Конструирование узоров, сборка орнамента. Шитьё на основу | 2 | | |
23-24 | Практическая работа: Виды ручных и машинных швов | 2 | | |
25-26 | Практическая работа: Изготовление шаблонов | 2 | | |
27-32 | Практическая работа: Изготовление изделий в стиле лоскутной техники | 6 | | |
Текстильные игрушки «Тильда» | 18 | |
33-34 | История возникновения текстильной игрушки. Народные игрушки. Особенности игрушки «Тильда» | 2 | | |
35-36 | Инструменты и приспособления. Правила построения выкроек. Основные линии чертежа. Подготовка ткани к работе. | 2 | | |
37-38 | Типы игрушек. Украшения и фурнитура. Набивка. Составление технологической карты. | 2 | | |
39-40 | Практическая работа: Заготовка выкроек игрушки на выбор. | 2 | | |
41-42 | Практическая работа: Раскрой игрушки. | 2 | | |
43-48 | Практическая работа: Пошив игрушки. | 6 | | |
49-50 | Практическая работа: Набивка и оформление игрушки | 2 | | |
Гильоширование | 14 | |
51-52 | История гильоширования. Правила по ТБ, ПБ. Инструменты и приспособления для выжигания на ткани. Порядок работы в кабинете. Правила пользования выжиганием ТБ. | 2 | | |
53-54 | Подготовка выжигателя к работе с синтетическими тканями. Виды синтетических тканей. Основные приемы в технике гильоширования | 2 | | |
55-56 | Практическая работа: Составление эскизов выбранного изделия | 2 | | |
57-58 | Практическая работа: Выбор ткани, цвета. | 2 | | |
59-64 | Практическая работа: Выполнение изделий из ткани в технике гильоширование. | 6 | | |
Подведение итогов | 4 | |
65 | Мониторинг качества знаний воспитанников. | 1 | | |
66-68 | Подготовка и выставка работ учащихся | 3 | | |
Итого | 68 | |