СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование по искусству

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Может быть полезно учителю -предметнику при написании плнирования уроков в начале учебного года

Просмотр содержимого документа
«Планирование по искусству»

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназначена для основной школы и рассчитана на два года обучения — в VIII и IX классах, в соответствии с количеством часов, указанном в Базисном учебном плане – в объёме 68 часов (по 34 в каждом классе). Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.

Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. На изучение регионального компонента выделяется 10—15% времени инвариантной части Базисного учебного плана, отводимого на образовательную область «Искусство», и часов из его вариативной части.

Программа является частью учебно-методического ком­плекта для VIII—IX классов образовательных учреждений раз­ного типа и включает в себя учебник, компакт-диск с творче­скими заданиями, фонохрестоматию музыкального материала (на CD) и пособие для учителя.


Учебник (Искусство. 8-9классы: для общеобразовательных учреждений/ Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2011), кроме краткого по форме, но емкого по содержа­нию текста, содержит творческие вопросы и задания, иллюст­ративный материал (нотная графика, репродукции картин, фо­тографии скульптур, архитектурных памятников, сцены из музыкальных спектаклей, кадры из кинофильмов). Изобрази­тельный ряд учебника отражает особенности художественного образа в современных видах искусства (реклама, видеоклипы, кино, телевидение, компьютерная графика).

Учебник придаст процессу обучения системность, повысит престиж предмета, художественной деятельности, упрочит ав­торитет искусства благодаря раскрытию его многоплановости и всеобщности для современной культуры.

Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, A.Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, B.Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

  • развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

  • овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством; культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  • воспитание художественного вкуса; приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

  • формирование умений и навыков художественного самообразования.

Содержание и специфика программы. Основу программы составляет высокохудожественное наследие в области народного искусства, литературы и музыки (временных искусств), живописи, скульптуры, графики, фотоискусства, архитектуры, ДПИ и дизайна (пространственных искусств), кино, театра и хореографии (пространственно-временных). Особое внимание уделяется современным музыкально-компьютерным и графическим электронным технологиям. Основное содержание образования в программе представлено следующими содержательными линиями:

- «Искусство как духовный опыт человечества»,

- «Совеременные технологии в искусстве»

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить свое конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские систе­мы, словом, все науки» (Л. В. Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого уро­ка необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, кон­кретные задачи обучения, технологии, адекватные природе са­мого искусства, а также драматургию урока, его форму-компо­зицию в целом. Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художест­венные и краеведческие музеи, кино и концертные залы.

На уроках искусства рекомендуется использовать совре­менные педагогические технологии: уровневую дифферен­циацию, коллективные способы обучения, театральную дея­тельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информа­ционных и т. п. — становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы. При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литерату­ры, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.

Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театраль­ной и др.).

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусуль­манский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современ­ной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких худо­жественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).

Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка. (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.-А.Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайков­ский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Де­бюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).

Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жи­тия святых. Лирическая поэзия.

Поиск и описание предметов и явлений окружающей жиз­ни, в которых явно прослеживается синтез науки и искусства. Обобщение собранного материала в форме альбома, доклада или компьютерной презентации. Выполнение творческой работы на выбранную тему, поль­зуясь принципами бионики или методами фрактальных по­строений, средствами любого вида изобразительного искусства.



8 класс

9 класс:

Искусство в жизни современного человека - 3 часа

Искусство открывает новые грани мира - 7 часов

Искусство как универсальный способ общения - 7 часов

Красота в искусстве и жизни - 10 часов

Прекрасное пробуждает доброе - 8 часов

Воздействующая сила искусства - 9 часов

Искусство предвосхищает будущее - 7 часов

Дар созидания. Практическая функция – 11 часов

Искусство и открытие мира для себя - 8 часов






Учебно-тематический     план   предмета  «Искусство»

 8 - 9 класс.

п/п

урока

Тема  урока

Кол-во

часов

Дата


8 класс.

Искусство в жизни современного человека.

3

 

1.

1.

Искусство вокруг нас.

1

 

2.

2.

Художественный образ – стиль – язык.

1

 

3.

3.

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

1

 

          Искусство открывает новые грани мира.

7

 

4.

4.

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.


 

5.

5.

Зримая музыка.

1

 

6.

6.

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

1

 

7.

7.

Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников

Как начиналась галерея.

2

 

8.

8.

9.

9.

Музыкальный портрет. Александр Невский.

1

 

10.

10.

Портрет композитора в литературе и кино.

1

 

Искусство как универсальный способ общения.

7

 

11.

11.

Мир в зеркале искусства.

1

 

12-13.

12-13.

Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?

2

 

14.

14.

Искусство -  проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.

1

 

15.

15.

Художественные послания предков. Разговор с современником.

1

 

16.

16.

Символы в жизни и искусстве.

1

 

17.

17.

Музыкально-поэтическая символика огня.

1


Красота в искусстве и жизни.

10

 

18.

18.

Что есть красота.

1

 

19.

19-20.

Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.

2

 

21.

21-22.

Есть ли у красоты свои законы.

2

 

23.

23-24.

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

2

 

25.

25.

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

1

 

26.

26.

Как соотноситься красота и польза.

1

 

27.

27.

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.

1

 

Прекрасное пробуждает доброе.

8

 

28-33.

28- 33.

Преобразующая сила искусства.

6


34.

34.

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

1


 Всего:

 

34


9 класс

Воздействующая сила искусства.

9

 

36 - 38.

1 - 3.

Искусство и власть.

3

 

39 - 40.

4 - 5.

Какими средствами воздействует искусство?

2

 

41 - 42.

6 - 7.

Храмовый синтез искусств.

2

 

43 - 44.

8 - 9.

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

2

 

Искусство предвосхищает будущее.

7

 

45 - 46.

10 –11.

Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство?


 

47.

12.

Предсказание в искусстве.

1

 

48 - 49.

13 - 14.

Художественное мышление в авангарде науки.

2

 

50 - 51.

15 - 16.

Художник и ученый.

2

1

Дар созидания. Практическая функция.

11

 

52.

17.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

1

 

53.

18.

Архитектура исторического города.

1

 

54.

19.

Архитектура современного города.

1

 

55.

20.

Специфика изображений в полиграфии.

1

 

56.

21.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

1

 

57.

22.

Декоративно-прикладное искусство.

1


58.

23.

Музыка в быту.

1

 

59.

24.

Массовые, общедоступные искусства.

1

 

60 - 61.

25 - 26.

Изобразительная природа кино. Музыка в кино.

2

 

62.

27.

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.

1

 

Искусство и открытие мира для себя.

8

 

63 - 64.

28- 29.

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

2

 

65.

30.

Литературные страницы.

1

 

66 - 68

31- 34.

Исследовательский проект   «Пушкин – наше все»

4


 Всего:

 

34


Итого

 

68


 

 

 

 

 

 

 

 

 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!