ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание, осуществляемое в школах, очень значимо, так как охватывает весь учебно-воспитательный процесс. Тем не менее, все мы понимаем, что семья, обеспечивая раннее воспитание, является определяющей в процессе становления человека, глубоко влияя на его жизнь и способствуя развитию таких его качеств, которые не могут быть сформированы ни в каких других условиях. Именно в семье происходит социализация личности, закладываются основы морального, физического, трудового воспитания человека. Семья же способствует получению образования.
В настоящее время в российском обществе повышается внимание к семье. Пристальное внимание к институту семьи в нашей стране связано с ухудшением демографической ситуации. Проблемы усугубляются и теми факторами, которые наблюдают педагоги: в семье отсутствуют благоприятные условия для общения, уходит положительный эмоциональный настрой. Действительно, ритмы сегодняшней жизни, сложившиеся социально-экономические условия не способствуют созданию той атмосферы семьи, когда неспешно, по-доброму проходит общение детей с родителями. Утрачиваются традиции народной педагогики, когда из поколения в поколение передавался опыт родителей, формировались навыки по уходу за братьями, сестрами, осуществлялся перенос этих навыков подросшими детьми в свою собственную семью и т.п.
Современные родители вряд ли задумываются о том, какие обряды либо обычаи лежали в основе таких привычных семейных традиций, как празднование дня рождения, прием гостей, укрепление здоровья, занятие рукоделием, изучение родословной семьи.
Для чего же нужно изучать семейные праздники и традиции?
Актуальность данной проблемы заключается в том, что изучение и пропаганда семейных традиций этносов, проживающих в нашем регионе, изучение родословной способствуют более близкому общению членов семьи, и помощниками в исследованиях детей будут родители, бабушки и дедушки. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень.
Все эти факторы обусловили необходимость создания программы, в которой выработаны механизмы взаимодействия семьи и школы.
Цель программы: способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального и культурного уровня.
Задачи программы:
1. Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
2. Пропаганда и возрождение семейных традиций;
3. Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
4. Организация и проведение досуга и совместного творчества в семьях учащихся.
5. Воспитывать в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям;
6. Воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории семьи её традициям;
7. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
В области формирования семейной культуры:
· формирование отношения к семье как основе российского общества;
· формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
· формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
· знакомство обучающегося с культурно-историческими традициями российской семьи.
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.
Совместные усилия институтов общества направлены на достижение современного воспитательного идеала.
Педагогическая значимость
Стимулирует творчество и самостоятельность
Сочетает коллективное и индивидуальное творчество
Реализует принципы сотрудничества учащегося и учителя
Открывает возможность формирования жизненного опыта
Развивает личность ребенка
Реализация данной программы предполагает ожидаемый результат:
Формирование ведущих интегративных качеств личности
Самопознание, самовыражение, самореализация, инициативность
Формирование коллективизма
Педагогизацию воспитательной среды в социуме, неразрывную связь с воспитательными факторами такими как, родители и школа.
Творческий подход.
Устойчивый интерес к истории своей семьи.
Уважительное и доброжелательное уважение к людям.
снижение уровня неблагополучного поведения в среде школьников и молодежи;
сохранение патриотического и культурного наследия;
возрождение духовно-нравственных традиций в семейном воспитания.
Сроки реализации программы(ФГОС)
Реализация программы рассчитана на 2 класс,17 час., и представляет собой четыре содержательные линии.
Содержательные линии программы:
Образовательные линии - содержат идеи, характеризующие культурные и исторические особенности семьи
Ценностные линии – предполагают формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на семейные ценности
Деятельностные линии - побуждают учащихся к действию познания и включения критического мышления.
Творческие линии - предусматривают развитие творческих способностей учащихся исследовательских умений и навыков.
Технологии
Информационно-коммуникативные технологии
Проектная деятельность
Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний
Формы контроля
Основные методы обучения: монологический, диалогический, показательный:
Основные методы преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный;
Основные методы учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый, поисковый, исследовательский;
Основные методы воспитания: убеждения;
Психологическое обеспечение программы:
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
обсуждение творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности;
применение индивидуальных, групповых форм обучения;
формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.
Должны уметь:
применять полученные знания на практике;
работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
формировать собственную позицию, делать выводы;
Тематическое планирование 2 класс
№ | дата | Тема занятия |
-
| | Вводное занятие «расскажи мне о себе, о своей семье». |
-
| | Мои мама и папа в школьные годы. |
-
| | Увлечение моих родителей. |
-
| | Представление и защита герба и девиза своей семьи. |
-
| | Традиции и реликвии моей семьи. |
-
| | Достижения и гордость моей семьи. |
-
| | Что означает моя фамилия. Мои предки. |
-
| | Самые мудрые женщины в моей семье ( о бабушках и прабабушках). |
-
| | Мои дедушки (прадедушки) . |
-
| | О чем мне рассказал семейный фотоальбом? |
-
| | Мое генеалогическое дерево. |
-
| | Мои предки в истории нашего поселка. |
-
| | Как украсить дом к новому году. |
-
| | Конкурс «Мама, папа, я- спортивная семья». |
-
| | Книга памяти. |
-
| | Профессиональная династия моей семьи |
-
| | Любимый семейный праздник. |
Оборудование и техническое сопровождение:
Мультимедийные энциклопедии
Интернет ( http://www.museum.ru , http://www.OZON.ru )
Материалы на печатной основе: учебники, справочники, энциклопедии, фотоальбомы.
Литература:
1. Агафонова А.В. «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.
2. Амонашвили Ш.А. «Школа жизни». Москва, 2007.
3. Андреев А.А. Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.
4. Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно – методического комплекта «Начальная школа 21 века», Вентана-Графф, 2003.
5. Волкова Т.В. «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.
6. Журова Л.Е. «Беседы с учителем. Методика обучения». 1-4 классы, Вентана-Графф, 2005.
7. Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.
8. Максимцева Т.А., Кузьмина О.В. Воспитываем гражданина: система гражданского образования в школе. «Панорама», ООО «Глобус», 2007Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев,1978
9. Персидская И.В. и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.
Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
10. Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. Москва «Просвещение», 2010
11. Степанов Е.Н. « Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 1991.
12. Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» М.2004.
13. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов:Кн. для учителя /Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. — М.: Просвещение, 1988.
14. Шилова М.И.Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.
15. Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.
16. Щуркова Н.Е. Тест. «Размышления о жизненном опыте». Москва,1991.
17. Яковлев Ю.Я. Ваши права, дети. Москва, 2002.