СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование по предмету "Логопедия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование по предмету "Логопедия"

Просмотр содержимого документа
«Планирование по предмету "Логопедия"»

Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области «Воронежская школа № 31 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО Зам. директора по УВР Директор КОУ ВО «ВШ №31»

учителей предметников _______ Г.А.Япринцева __________Н.И Коновалова

Руководитель: «____»__________2019г. Приказ

№___от_______2019г.

_________М.В.Терещенко

Протокол

№___от_______2019г.









Программа

коррекционного курса «Логопедические занятия»

для 1 - 6 классов

вариант 1





Составитель:

учитель –логопед

Хрипунова Азиза





г. Воронеж

2019 год



Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1599,

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (прокол от 22.12.2015 г. № 4/15),

- Устав КОУ ВО «ВШ № 31»,

- Учебный план школы.


В соответствии с требованиями ФГОС одним из разделов АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является коррекционно-развивающая работа, в которой немалое место отводится развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся. Нарушения речевого развития у детей данной категории носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. Вышеперечисленные проблемы становления произносительной стороны речи у большинства детей обнаруживаются на фоне органического поражения центральной нервной системы и имеют устойчивый характер. Практически все обучающиеся школы имеют нарушения фонематического восприятия и нарушения звукопроизношения, поэтому такой предмет как «Логопедические занятия» является очень актуальным.

Образовательная программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» ориентирована на обучение детей с нарушениями речевого развития и должна обеспечивать возможно полную интеграцию их в условия общеобразовательной среды. Уроки произношения служат усилению внимания к речевой деятельности обучающихся, усвоению полноценных речевых навыков в различных коммуникативных ситуациях, расширению и обогащению лексико-семантической и грамматической сторон речи, формирующих предпосылки для обучения языку и литературе. Работа по произношению имеет целью воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развития фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава слова для овладения грамотой. Работа по этим направлениям на уроках произношения идет параллельно.

Таким образом, основными задачами коррекционного курса «Логопедические занятия» являются:

- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской);

- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);

- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;

- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).


Общая характеристика коррекционного курса


Содержание программы коррекционного курса «Логопедические занятия» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

- произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;

- языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;

- сложной слоговой структуры слова;

- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).

Основными линиями обучения по курсу «Логопедические занятия» являются:

- формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;

- освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;

- формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех- пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных ( со II класса).

Начиная с 1 класса, на логопедических занятиях формируется правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактика нарушений чтения и письма, обусловленных системным недоразвитием речи.

Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке ставятся комплексные за­дачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех ком­понентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического).

На логопедических занятиях необходимо формировать те психофизиоло­гические механизмы, которые лежат в основе овладения произношением: оптимальный для речи тип физиологического дыхания (диафрагмальный, нижнереберный), правильное речевое дыхание, голосообразование, артикуляторную моторику, слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез и др. Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладе­нию орфографией, т.е. профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные граммати­ческие формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфе­мы, соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общи­ми суффиксами, приставками с целью закрепления представле­ний о значении морфем.

В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи про­граммой предусмотрены следующие направления работы:

- развитие артикуляторной моторики;

- развитие дыхания и голосообразования;

- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;

- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;

- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;

- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;

-формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).

Существенной особенностью работы является то, что к логопедическим занятиям все обучающиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки. Исключение могут составлять дети с ринолалией и тяжелой степенью дизартрии.


Описание места учебного предмета в учебном плане


Коррекционный курс «Логопедические занятия» входит в обязательную часть коррекционно-развивающей области и изучается с 1 по 6 класс в объеме 203 часов за 6 лет обучения.

Программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» предназначена для 1 класса и рассчитана на 33 часа, по 1 часу в неделю.

Программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» предназначена для 2 класса и рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.

Программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» предназначена для 3 класса и рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.

Программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» предназначена для 4 класса и рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.

Программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» предназначена для 5 класса и рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.

Программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» предназначена для 6 класса и рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.


Предметные области

Классы


Коррекционный курс

Количество часов в год

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

6 кл.

Обязательная часть


Коррекционные курсы

Логопедические занятия


33


34


34


34


34


34



Результаты освоения коррекционного курса


Программа обеспечивает достижение определенных личностных и предметных результатов.

Планируемые личностные результаты:

1. Целостное восприятие окружающего мира.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.

4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

5.Положительное отношение к школе и учебной деятельности.

6. Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Планируемые результаты обучения:

Обучающийся должен знать:

  • Понятия:, «слово», «слог», «звук», «гласный звук» : ударный и безударный, «согласный звук»: «мягкий», «твёрдый», «звонкий», «глухой».

  • Слогообразующую роль гласных.

Обучающийся должен уметь:

  • правильно произносить пройденные звуки и различать их по акустическим и артикуляционным признакам;

  • удерживать в памяти и воспроизводить в заданной последовательности слоговые ряды из 4-5 слогов открытых, обратных и закрытых, со стечением 2 согласных; запоминать в заданной последовательности 3-4 слова различного и сходного ритмического и звукового состава;

  • повторять слоговые ряды с выделением ударных слогов;

  • чётко и слитно произносить односложные, двусложные и трёхсложные слова различного слогового состава с выделением ударного слога;

  • различать односложные, двусложные и трёхсложные слова по количеству слогов;

  • проводить полный звуковой анализ двух и трехсложных слов, произношение которых совпадает с написание.


Содержание коррекционного курса


Добукварный период

1. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.

Развитие моторики артикуляционного аппарата. Закрепление правильного произношения и различения звуков:

    • не требующих коррекции: [ а ], [ о ], [ у ], [ м ], [ п ], [ в ], [ к ], [ н ], [ф ], [ т ], [ х ], [ э ]; дифференциация [ к ] - [ х ];

    • требующих коррекции:[ и ], [ л' ], [ м' ], [ к' ], [ п' ], [ в' ], [ н' ], [ ф' ] в сочетаниях типа ми, ме и в конце слога; дифференциация [ в ] - [ ф ], [ в' ]-[ ф' ]; [ j ]; дифференциация [ j ] - [ л' ]; [ с ], [ с' ]; дифференциация [ с ] - [ с' ]; [ ы ]; дифференциация [ ы ] - [ и ]; [ з ], [ з' ]; дифференциация [ з ] - [ з' ]; [ с ] - [ з ]; [ с' ] - [ з' ].

Различение на слух усвоенных звуков и звукосочетаний от прочих ( [ у ] от [ а ], [ о ], [ ы ], [ и ], [ э ]; па от ма, ка, ва; са от ца, тя, ша и т.д.). Различение звуков в составе слова.

  1. Развитие внимания, памяти; запоминание 3 -4 инструкций выполнения действия, повторение в заданной последовательности слоговых рядов ( по - по; ка - жа; ус - ас - ос; спа - ста и т. д.), запоминание в заданно последовательности 3 - 4 слов различного и сходного ритмического и звукового состава (муха, кот, вата; липа, лента, лимон, малина; венок, каток, моток и др.).

  1. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи.

Произнесение слогов открытых: па; обратных и закрытых: ап, пап; со стечением двух согласных: авт, фта; сочетаний из этих типов слогов: ту - ат; ап - та; ту - та - ты; сто - ста - сты и т.д.

Четкое и слитное произнесение односложных, двусложных и трехсложных слов различного слогового состава с правильным ударением.

Различение односложных, двусложных и трехсложных слов по количеству слогов, повторение слоговых рядов с выделением ударных слогов.

III. Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

Выделение начального ударного гласного из слов (Оля, утка). Определение последовательности гласного в ряду из 2 - 3 гласных: [ а ], [ у ]; [ а ], [ о ], [ у ].

Анализ и синтез обратных слогов; выделение последнего согласного из слов (кот).

Выделение слогообразующего гласного из слов типа: мох, пух и т.д.

Анализ и синтез прямых слогов типа са, су. Выделение первого согласного и слогообразующего гласного из слов типа сани, совы и т.д.

Звуковой анализ слов типа суп, нос и т.п. (составление схем).

Членение слов на слоги, составление слоговой схемы односложного, двусложного и трехсложного слова.

Звуко-слоговой анализ слов типа сова, косы и т.п. (составление схем).

Усвоение терминов «звук», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «мягкий звук», «твердый звук», «слог». Усвоение слогообразующей роли гласных.

П р и м е ч а н и е. В подготовительный период обучения упражнениям, направленным на анализ и синтез звукового состава слова, отводится по 12 - 18 минут из каждого логопедического занятия.


Букварный период обучения

I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.

1). Развитие моторики артикуляционного аппарата.

Закрепление правильного произношения и различения звуков [ б ], [ б' ]; дифференциация [ б ] - [ б' ]; [ п ] - [ б ]; [ т' ], [ д ], [ д' ]; дифференциация [ д ] - [ д' ], [ т ] - [ д ]; [ г ], [ г' ]; дифференциация [ г ] - [ г' ], [ к ] - [ г ]; [ л ]; дифференциация [ л ] - [ л' ]; [ ш ]; дифференциация [ с ] - [ ш ]; [ ж ]; дифференциация [ з ] - [ ж ]; [ ш ] - [ ж ]; [ р ], [ р' ]; дифференциация [ р ] - [ р' ]; [ р ] - [ л ].

Развитие навыка правильного произношения изученных мягких звуков в сочетании с гласными (ти, те, тю, тя, тë) и в конце слова (ать). Выделение мягкого согласного из состава слова.

Развитие фонематического восприятия, умения отличать усвоенные звуки от прочих [ а ] от [ с ], [ ж ] от [ з ], [ б ] от [ п ] и т.д., различение и выделение из состава доступных по структуре слов усвоенные звуки: звонкие, глухие. Твердые и мягкие; запоминание 3 - 4 инструкций доступной сложности (возьми три кубика, один положи на стол, другой под стол, третий на шкаф); повторение в данной последовательности слогового рядя, состоящего из 3 - 4 сочетаний (спа - зба - спа; пло - плу - пла - плы и т.д.).

II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.

Усвоение произношения слогов различной сложности и их сочетаний. Четкое произношение окончания слова в связи с изменением его формы. Выделение ударного слога в дву- трехсложных словах, составление схемы двусложного слова с обозначением места ударения

Включение заученных слов в предложения и тексты.


Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности

1 класс

п/п

Разделы коррекционного курса

Количество часов

Виды деятельности

1.

Диагностика

2

Ответы на вопросы учителя. Выкладывание карточек в необходимой последовательности. Показ по картинкам. Рассказ по серии картин. Чтение.

2.

Подготовительный этап

3

Выполнение артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений, различение неречевых звуков.

3.

Гласные звуки

9

Артикуляционная гимнастика.

Различение на слух гласных звуков а, у, о,э ,и, ы.

Выделение гласного из начала слова. Четкое произнесение слогов и сочетаний «УА», «АУА» с ускорением те6мпа. Выделение ударного гласного в конце слова.

4.

Согласные звуки раннего онтогенеза

17

Четкое произнесение открытых «ма», обратных «ам», и закрытых «мам» слогов с пройденными согласными. Правильное произнесение двусложных слов с твердыми и мягкими согласными. Произнесение двусложных слов с различным по месту ударным слогом, типа: вата, мука, Ира, оса.

5.

Итоговая диагностика

2

Ответы на вопросы учителя. Выкладывание карточек в необходимой последовательности. Показ по картинкам. Рассказ по серии картин. Чтение.


ВСЕГО

33



2 класс

п/п

Разделы коррекционного курса

Количество часов

Виды деятельности

1.

Диагностика

2

Ответы на вопросы учителя. Выкладывание карточек в необходимой последовательности. Показ по картинкам. Рассказ по серии картин. Чтение.

2.

Повторение

3

Выполнение артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений, различение речевых и неречевых звуков, гласных-согласных, твердых-мягких, глухих-звонких.

3.

Гласные буквы и звук [j]

10

Артикуляционная гимнастика.

Различение на слух гласных звуков а, у, о,э ,и, ы с добавлением j.

Выделение гласного из начала слова, после согласного и перед другим гласным. Четкое произнесение слогов с ускорением темпа. Выделение ударного гласного в слове.

4.

Заднеязычные звуки.

8

Произнесение двусложных слов со стечениями 2х согласных на границе слога, типа: паук, утка, палка. Четкое произнесение слов со стечением 2х согласных, типа «пта – пту…».

Различение на слух закрытых слогов с заданным мягким согласным среди других слогов. Произнесение ряда слов со стечением согласных с ускорением темпа. Произнесение дву- и трехсложных слов типа: сумка, каток, калина.


Переднеязычные звуки.

9

5.

Итоговая диагностика

2

Ответы на вопросы учителя. Выкладывание карточек в необходимой последовательности. Показ по картинкам. Рассказ по серии картин. Чтение.


ВСЕГО

34



3 класс

п/п

Разделы коррекционного курса

Количество часов

Виды деятельности

1.

Диагностика

2

Ответы на вопросы учителя. Выкладывание карточек в необходимой последовательности. Показ по картинкам. Рассказ по серии картин. Чтение.

2.

Повторение

3

Выполнение артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений, различение речевых и неречевых звуков, гласных-согласных, твердых-мягких, глухих-звонких.

3.

Свистящие звуки

5

Произнесение двусложных слов со стечением согласных и вторым закрытым слогом, типа: компот. Произнесение односложных слов со стечениями согласных в начале или конце слова (танк, стул). Произнесение двусложных слов с двумя стечениями согласных, типа: клетка, сладкий. Произнесение трехсложных слов, типа: телефон, конфета.

4.

Шипящие звуки.

11


Аффрикаты

11

5.

Итоговая диагностика

2

Ответы на вопросы учителя. Выкладывание карточек в необходимой последовательности. Показ по картинкам. Рассказ по серии картин. Чтение.


ВСЕГО

34



4 класс

п/п

Разделы коррекционного курса

Количество часов

Виды деятельности

1.

Диагностика

2

Ответы на вопросы учителя. Выкладывание карточек в необходимой последовательности. Показ по картинкам. Рассказ по серии картин. Чтение.

2.

Повторение

4

Выполнение артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений, различение речевых и неречевых звуков, гласных-согласных, твердых-мягких, глухих-звонких.

3.

Сонорные

5

Произнесение трехсложных слов со стечением согласных и закрытым слогом, типа: памятник, солдатик. Произнесение четырехсложных слов с открытыми слогами, типа: паутина. Произнесение трехсложных слов с двумя стечениями согласных, типа: клубника, космонавт. Произнесение трехсложных слов разнообразной структуры, в том числе, с тремя стечениями согласных, типа: хрустальный.

4.

Дифференциация звуков

8


Слово и предложение

13

5.

Итоговая диагностика

2

Ответы на вопросы учителя. Выкладывание карточек в необходимой последовательности. Показ по картинкам. Рассказ по серии картин. Чтение.


ВСЕГО

34



5 класс

п/п

Разделы коррекционного курса

Количество часов

Виды деятельности

1.

Диагностика

2

Ответы на вопросы учителя. Выкладывание карточек в необходимой последовательности. Показ по картинкам. Рассказ по серии картин. Чтение.

2.

Повторение

4

Выполнение артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений, различение речевых и неречевых звуков, гласных-согласных, твердых-мягких, глухих-звонких.

3.

Слово и предложение

26

Произнесение слов разнообразной структуры, в том числе, с тремя стечениями согласных, типа: хрустальный. Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня. Составление предложений по опорным словам. Работа с деформированными предложениями.

4.

Итоговая диагностика

2

Ответы на вопросы учителя. Выкладывание карточек в необходимой последовательности. Показ по картинкам. Рассказ по серии картин. Чтение.


ВСЕГО

34



6 класс


п/п

Разделы коррекционного курса

Количество часов

Виды деятельности

1.

Диагностика

2

Ответы на вопросы учителя. Выкладывание карточек в необходимой последовательности. Показ по картинкам. Рассказ по серии картин. Чтение.

2.

Повторение

4

Выполнение артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений, различение речевых и неречевых звуков, гласных-согласных, твердых-мягких, глухих-звонких. Словообразование новых слов.

3.

Словообразование.

26

Произнесение слов разнообразной структуры. Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня, приставки, суффикса и окончания. Составление предложений по опорным словам. Работа с деформированными предложениями.

4.

Итоговая диагностика

2

Ответы на вопросы учителя. Выкладывание карточек в необходимой последовательности. Показ по картинкам. Рассказ по серии картин. Чтение.


ВСЕГО

34



Описание материально-технического обеспечения

Учебный комплекс

  1. Алмазова, А. А. Русский язык в школе для детей с нарушениями речи / А. А. Алмазова, В. И. Селиверстов. – М..: ВЛАДОС, 2011.

  2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017. Чиркина Г.В., Алтухова Т.А, Вятлева Ю.Е. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Подготовительный класс, 1-4 классы. – С.: Просвещение, 2013. – 256 с.

  3. Основы теории и практики Логопедии /Под ред. проф. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1969.

Дидактический комплекс

  1. Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков[Текст] : учеб. для спец. корекц. шк. V вида: 1 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. - М.: АРКТИ, 2005. - 256 с.

Технические средства обучения

Аудиторная доска

Персональный компьютер – 1 шт.

Принтер

Информационно-коммуникативные средства –

Компьютерный логопедический тренажер «Дэльфа -142».

Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.

Индивидуальные зеркала, средства гигиены.

Талицы демонстрационные

Индивидуальные карточки

Набор дисков с коррекционно-развивающими упражнениями и играми

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы встроенные для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Настенная доска для размещения иллюстративного материала

Тематическое планирование в 1 классе

№ п/п

Темы уроков

Количество часов

Примечание

Диагностика

1

Обследование речи обучающихся.

1


2

Обследование речи обучающихся.

1


Подготовительный этап

3

Знакомство детей со строением и функциями речевого аппарата.

1


4

Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика.

1


5

Развитие фонематического слуха. Различение неречевых звуков.

1


Гласные звуки

6

Звук и буква А.

1


7

Звук и буква У.

1


8

Звук и буква О.

1


9

Звук и буква И.

1


10

Звук и буква Ы.

1


11

Звук и буква Э.

1


12

Дифференциация [а]- [э].

1


13

Дифференциация [о]- [у].

1


14

Дифференциация [ы]- [и].

1


Согласные раннего онтогенеза

15

Звуки [м], [м׳], буква «М». Проговаривание прямых и обратных слогов.

1


16

Различение по мягкости-твердости звуков [м]- [м׳], в устной и письменной речи.

1


17,18

Звуки [н], [н׳], буква «Н». Проговаривание прямых и обратных слогов.

2


19

Различение [м]-[н] в устной и письменной речи.

1


20,21

Звуки [в], [в׳], буква «В». Проговаривание прямых и обратных слогов.

2


22,

Звуки [ф], [ф׳], буква «Ф». Проговаривание прямых и обратных слогов.

2


23

Различение по глухости-звонкости звуков [в]-[ф] в устной и письменной речи.

1


24,25

Звуки [б], [б׳], буква «Б». Проговаривание прямых и обратных слогов.

2


26,27

Звуки [п], [п׳], буква «П». Проговаривание прямых и обратных слогов.

2


28

Различение по глухости-звонкости звуков [в]-[ф] в устной и письменной речи.

1


29

Дифференциация гласных и согласных звуков.

1


30,31

Практические упражнения в проговаривании и прописывании двусложных слов с изученными гласными и согласными звуками.

2


Итоговая диагностика

32

Обследование речи обучающихся.

1


33

Обследование речи обучающихся.

1


Итого: 33 часа


Тематическое планирование во 2 классе

№ п/п

Темы уроков

Количество часов

Примечание

Диагностика

1

Обследование речи обучающихся.

1


2

Обследование речи обучающихся.

1


Повторение

3

Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Развитие фонематического слуха. Различение речевых и неречевых звуков.

1


4

Дифференциация гласных и согласных звуков.

1


5

Дифференциация твердых-мягких, глухих-звонких согласных.

1


Гласные буквы и звук [j]

6

Звук [j], буква «Й».

1


7

Гласные «ы – и».

1


8

Гласные «а – я».

1


9

Гласные «у – ю».

1


10

Гласные «о – ё ».

1


11

Гласные «э – е».

1


12

Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных.

1


13

Позиции гласных е,ё, ю,я, при которых они дают два звука.

1


14

Разделительный мягкий знак.

1


15

Дифференциация [ё]- [е].

1


Заднеязычные согласные

16

Звуки [к], [к׳], буква «К». Проговаривание прямых и обратных слогов.

1


17

Различение по мягкости-твердости звуков [к]- [к׳], в устной и письменной речи.

1


18,19

Звуки [г], [г׳], буква «Г». Проговаривание прямых и обратных слогов, слогов со стечением.

2


20

Различение по глухости-звонкости звуков [г]-[к] в устной и письменной речи.

1


21,22

Звуки [х], [х׳], буква «Х». Проговаривание прямых и обратных слогов, слогов со стечением.

2


23

Различение по глухости-звонкости звуков [г]-[к]-[х] в устной и письменной речи.

1


Переднеязычные согласные

24

Звуки [т], [т׳], буква «Т». Проговаривание прямых и обратных слогов, слогов со стечением.

1


25

Различение по мягкости-твердости звуков [т]- [т׳], в устной и письменной речи.

1


26

Звуки [д], [д׳], буква «Д». Проговаривание прямых и обратных слогов, слогов со стечением.

1


27

Различение по мягкости-твердости звуков [д]- [д׳], в устной и письменной речи.

1


28

Различение по глухости-звонкости звуков [т]-[д] в устной и письменной речи.

1


29

Дифференциация переднеязычных и заднеязычных звуков.

1


30

Дифференциация гласных и согласных звуков.

1


31,32

Практические упражнения в проговаривании и прописывании двусложных слов со стечением с изученными гласными и согласными звуками.

2


Итоговая диагностика

33

Обследование речи обучающихся.

1


34

Обследование речи обучающихся.

1


Итого: 34 часа


Тематическое планирование в 3 классе

№ п/п

Темы уроков

Количество часов

Примечание

Диагностика

1

Обследование речи обучающихся.

1


2

Обследование речи обучающихся.

1


Повторение

3

Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Развитие фонематического слуха. Различение речевых и неречевых звуков.

1


4

Дифференциация гласных и согласных звуков.

1


5

Дифференциация твердых-мягких, глухих-звонких согласных.

1


Свистящие звуки

6

Звуки [с], [с׳], буква «С». Проговаривание прямых и обратных слогов, слогов со стечением.

1


7

Различение по мягкости-твердости звуков [с]- [с׳], в устной и письменной речи.

1


8

Звуки [з], [з׳], буква «З». Проговаривание прямых и обратных слогов, слогов со стечением.

1


9

Различение по мягкости-твердости звуков [з]- [з׳], в устной и письменной речи.

1


10

Различение по глухости-звонкости звуков [с]-[з] в устной и письменной речи.

1


Шипящие звуки

11,12

Звуки [ш], буква «Ш». Проговаривание прямых и обратных слогов, слогов со стечением.

2


13,14

Звуки [ж], буква «Ж». Проговаривание прямых и обратных слогов, слогов со стечением.

2


15

Различение по глухости-звонкости звуков [ш]-[ж] в устной и письменной речи.

1


16,17

Звуки [щ], буква «Щ». Проговаривание прямых и обратных слогов, слогов со стечением.

2


18

Различение по мягкости-твердости звуков [щ]-[ [ш]-[ж] в устной и письменной речи.

1


19

Различение свистящих-шипящих звуков [с]-[ш] в устной и письменной речи.

1


20

Различение свистящих-шипящих звуков [з]-[ж] в устной и письменной речи.

1


21

Различение свистящих-шипящих звуков в устной и письменной речи. Тренировочные упражнения.

1


Аффрикаты

22

Звуки [ч], буква «Ч». Проговаривание прямых и обратных слогов, слогов со стечением.

1


23

Звуки [ц], буква «Ц». Проговаривание прямых и обратных слогов, слогов со стечением.

1


24

Различение по мягкости-твердости звуков [ч]-[ц] в устной и письменной речи.

1


25

Различение звуков [ч]-[щ], в устной и письменной речи.

1


26

Различение звуков [ч]-[ш], в устной и письменной речи.

1


27

Различение звуков [с]-[ц] в устной и письменной речи.

1


28,29

Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

2


30

Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.

1


31,32

Практические упражнения в проговаривании и прописывании двусложных слов со стечением с изученными гласными и согласными звуками.

2


Итоговая диагностика

33

Обследование речи обучающихся.

1


34

Обследование речи обучающихся.

1


Итого: 34 часа


Тематическое планирование в 4 классе

№ п/п

Темы уроков

Количество часов

Примечание

Диагностика

1

Обследование речи обучающихся.

1


2

Обследование речи обучающихся.

1


Повторение

3

Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Развитие фонематического слуха. Различение речевых и неречевых звуков.

1


4

Дифференциация гласных и согласных звуков.

1


5,6

Дифференциация твердых-мягких, глухих-звонких согласных, свистящих-шипящих.

2


Сонорные звуки

7

Звуки [л], [л׳], буква «Л». Проговаривание прямых и обратных слогов, слогов со стечением.

1


8

Различение по мягкости-твердости звуков [л]- [л׳], в устной и письменной речи.

1


9

Звуки [р], [р׳], буква «Р». Проговаривание прямых и обратных слогов, слогов со стечением.

1


10

Различение по мягкости-твердости звуков [р]- [р׳], в устной и письменной речи.

1


11

Различение звуков [л]-[р] в устной и письменной речи.

1


Дифференциация звуков

12

Согласный звук «j».

1


13,14

Дифференциация твердых и мягких согласных, стоящих перед гласными «И», «Я», «Е», «Ё», «Ю» и в конце слова.

2


15

Разделительный мягкий знак.

1


16

Разделительный твердый знак.

1


17,18

Тренировочные упражнения на дифференциацию звуков.

2


19

Написание диктанта.

1


Слово и предложение

20

Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение».

1


21

Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении.

1


22

Слово. Смысловое значение слова.

1


23

Образные слова и выражения в нашей речи.

1


24

Синонимы.

Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни).

1


25

Антонимы.

Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение.

1


26

Омонимы.

Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл.

1


27

Многозначные слова.

Слова, которые имеют прямое и переносное значение.

1


28

Родственные слова. Корень слова.

1


29

Связь слов в предложении.

1


30

Работа с деформированными предложениями.

1


31

Составление предложений по опорным словам.

1


32

Упражнение в выделении предложений из рассказа.

1


Итоговая диагностика

33

Обследование речи обучающихся.

1


34

Обследование речи обучающихся.

1


Итого: 34 часа


Тематическое планирование в 5 классе

№ п/п

Темы уроков

Количество часов

Примечание

Диагностика

1

Обследование речи обучающихся.

1


2

Обследование речи обучающихся.

1


Повторение

3

Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Развитие фонематического слуха. Различение речевых и неречевых звуков.

1


4

Дифференциация гласных и согласных звуков.

1


5,6

Дифференциация твердых-мягких, глухих-звонких согласных, свистящих-шипящих.

2


Слово и предложение

7

Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение».

1


8

Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении.

1


9

Слово. Смысловое значение слова.

1


10

Образные слова и выражения в нашей речи.

1


11

Синонимы.

Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни).

1


12

Антонимы.

Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение.

1


13

Омонимы.

Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл.

1


14

Многозначные слова.

Слова, которые имеют прямое и переносное значение.

1


15

Родственные слова. Корень слова.

1


16

Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня.

1


17

Упражнение в формировании предпосылок к усвоению темы «Безударные гласные».

1


18

Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную "о" или "е" между ними.

1


19

Общее понятие о приставках и употреблении их в речи.

1


20

Тренировочные упражнения в выделении приставок.

1


21

Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи.

1


22

Приставки пространственного значения.

1


23

Приставки временного значения.

1


24

Многозначные приставки.

1


25

Связь слов в предложении.

1


26

Работа с деформированными предложениями.

1


27

Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении.

1


28

Второстепенные члены предложения.

1


29

Составление предложений по опорным словам.

1


30

Упражнение в выделении предложений из рассказа.

1


31

Составление рассказов из 2-3 предложений.

1


32

Работа с деформированным текстом.

1


Итоговая диагностика

33

Обследование речи обучающихся.

1


34

Обследование речи обучающихся.

1


Итого: 34 часа


Тематическое планирование в 6 классе

№ п/п

Темы уроков

Количество часов

Примечание

Диагностика

1

Обследование речи обучающихся.

1


2

Обследование речи обучающихся.

1


Повторение

3

Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Развитие фонематического слуха. Различение речевых и неречевых звуков.

1


4

Дифференциация гласных и согласных звуков.

1


5,6

Дифференциация твердых-мягких, глухих-звонких согласных, свистящих-шипящих.

2


Словообразование и предложение

7

Родственные слова. Корень слова.

1


8

Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня.

1


9

Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов.

1


10

Общее понятие о приставках и употреблении их в речи.

1


11

Тренировочные упражнения в выделении приставок.

1


12

Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи.

1


13

Разделительный твердый знак.

1


14

Упражнение в написании слов с разделительным твердым знаком.

1


15

Разделительный мягкий знак.

1


16

Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком.

1


17

Общее понятие о суффиксах и употреблении их в речи.

1


18

Тренировочные упражнения в выделении суффиксов.

1


19

Упражнение в образовании слов с суффиксами и употребление их в речи.

1


20

Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

1


21

Суффиксы профессий.

1


22

Суффикс прилагательных.

1


23

Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени.

1


24

Окончание. Общее понятие об окончании и употреблении их в речи.

1


25

Тренировочные упражнения в выделении окончаний.

1


26

Морфологический состав слова. Закрепление материала.

1


27

Употребление имен существительных в форме единственного и множественного числа.

1


28

Употребление имен существительных разного рода.

1


29

Употребление имен существительных в косвенных падежах.

1


30

Согласование прилагательных и существительных в роде и числе.

1


31

Составление предложений.

1


32

Составление рассказов из 2-3 предложений.

1


Итоговая диагностика

33

Обследование речи обучающихся.

1


34

Обследование речи обучающихся.

1


Итого: 34 часа


27