СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование по внеурочной деятельности в 5-7 классах по социальному направлению "Познай себя сам"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование по внеурочной деятельности в 5-7 классах по социальному направлению "Познай себя сам". Количество часов - 35 часов в год в каждом классе. 

Просмотр содержимого документа
«Планирование по внеурочной деятельности в 5-7 классах по социальному направлению "Познай себя сам"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6» с.Еленовское

Красногвардейского района Республики Адыгея




Рассмотрено

на заседании ШМО

___________/_____________

Протокол № _______

от «___»____________20___г.


Согласовано

Зам. директора по УВР


__________ /М.К.Атажахова/

от «___»____________20___г.


Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №6»


___________ /А.С.Калинин/

от «___»____________20___г.






Рабочая программа

учителя информатики

Даниленко В.В.

по внеурочной деятельности

социального направления

«Познай себя сам.»

для учащихся 5-7 классов






















Пояснительная записка

Рабочая программа «Познай себя сам.» составлена на основании плана внеурочной деятельности социальной направленности обучающихся 5-7 классов в соответствии нормативной базой ФГОС, с целями и задачами школы.

Программа «Познай себя сам.» направлена на развитие и социальное воспитание обучающихся на ступени основного общего образования.

Цель программы:  развитие социально-личностной сферы  детей  младшего подросткового возраста при переходе в среднее звено, формирование и развитие УУД.

Задачи:

  1. Изучить особенности развития и состояния здоровья ребенка, характер внутрисемейных отношений.

  2. Развивать у детей навыки общения, толерантности

  3. Формировать доброжелательное отношение к себе и окружающим.

  4. Научить понимать свои чувства и чувства других людей.

  5. Способствовать успешной адаптации ребенка при переходе в среднее звено.

Принципы проведения занятий.

  • Создание психологом личностно-ориентированного стиля общения с учащимися.

  • Принцип эмоционального комфорта: создание на занятиях атмосферы, помогающей раскрывать творческий потенциал детей.

  • Принцип сотрудничества: формирование новых знаний в ходе совместной работы психолога с учащимися.

  • Принцип вариативности, гибкости: готовность психолога проводить занятия, учитывая нестабильность и непредсказуемость поведения детей.

  • Принцип «здесь и теперь»: работа с «живым содержанием» (с ситуациями из реальной жизни детей, в том числе возникающими непосредственно на занятиях).


 Занятие состоит из нескольких «традиционных» частей:

Вводная часть.

Цель вводной части занятий – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.

Основная (рабочая) часть.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие,  коррекцию социально-личностной и частично познавательной сфер ребёнка.

Заключительная часть.

Основной целью этой части занятия является закрепление положительных эмоций от работы и обсуждение основных моментов занятия.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. В основном используются следующие методы и приёмы:

- игры  ( коммуникативные, имитационные, ролевые и др.)

- психогимнастика

- рисуночные методы

- техники и приёмы саморегуляции

- беседы и др.

В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Приветствие и прощание носят ритуальный характер. Во время занятий дети сидят в кругу. Форма круга создаёт ощущение целостности, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

Занятия помогают восстановить позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром. Ребёнок учится жить в ладу с собой и окружающим миром, важно принимать его таким, какой он есть, учитывать добровольное желание в выполнении игр и упражнений.  

Предполагаемые результаты программы:

  1. Улучшатся навыки общения детей друг с другом.

  2. Дети станут более доброжелательны друг к другу.

  3. Улучшится социометрический статус некоторых учащихся.

  4. Развитие детей, формирование УУД.

Структура занятий

  1. создание и обсуждение проблемной ситуации.

  2. Доверительная беседа с детьми на волнующие темы.

  3. Рисование своих проблем.

  4. Обучение навыкам самопомощи в напряженных ситуациях, формирование волевой регуляции поведения: подвижные игры, релаксационные упражнения, активные действия.


Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

На реализацию программы:

в 5-х классах отводится 35 часов из расчёта 1 часа в неделю;

в 6-х классах отводится 35 часов из расчёта 1 часа в неделю;

в 7-х классах отводится 35 часов из расчёта 1 часа в неделю.

Продолжительность занятия  45 минут.

В подростковом возрасте может возникнуть огромное количество проблем и нарушений развития. Поэтому для структурирования психологической поддержки необходимо четко определить ее цель – душевное или, как принято говорить, психологическое здоровье подростков, а затем определить  формы психологической поддержки.

Пятый класс для учащихся является довольно сложным периодом, так как они переходят к новым условиям обучения в среднем звене, требующим от них некоторой адаптации.

В начальной школе дети привыкают исполнять требования в основном одного учителя, находиться в сфере его постоянного внимания и контроля. Поэтому в средней школе можно ожидать, что у части учащихся возникнут трудности при необходимости следовать требованиям разных учителей. Некоторые им будут казаться слишком строгими, а некоторые – мягкими, которых можно не слушаться. Ученикам может быть трудно самостоятельно без строгого контроля организовать свое рабочее место, провести перемену «без ущерба для своего здоровья», дойти до столовой и обратно. Необходимо обратить особое внимание на обучение пятиклассников пользованию своими новыми свободами. Иначе можно ожидать резкого возрастания драк на переменах.

В учебной деятельности можно ожидать, что у некоторых учащихся произойдет временное снижение успеваемости за счет того, что им придется привыкать к формам и методам обучения, принятым в средней школе. Однако высокий познавательный интерес, присущий детям в этом возрасте, стремление хорошо учиться помогут им восстановить привычную успеваемость к концу второй четверти.

Следует помнить, что с этого времени активизируются процессы взросления, начинает понемногу возрастать агрессивность. Учащиеся будут стремиться доказать окружающим и себе  свою взрослость, иногда социально неприемлемыми способами. Это может проявляться в демонстративном употреблении ненормативной лексики. Или в столь же демонстративном противостоянии требованиям взрослых. В классе может появиться негативный лидер. Имеется в виду, что кто-то из учеников будет стремиться возглавить остальных в их борьбе против требований взрослых.

Следует ожидать существенных изменений в межличностных отношениях внутри класса: перераспределение дружеских компаний, появления некоторого антагонизма между мальчиками и девочками при возрастании интереса друг к другу. Это понятно, поскольку взаимоотношения становятся более осознанными, и на них начинает влиять начавшееся подростковое сексуальное созревание. Могут появиться изгои, то есть учащиеся, на которых будут направляться агрессивные выпады  со стороны почти всех учащихся. Интересно, что если при помощи взрослого ребенок выходит из позиции изгоя, класс достаточно быстро «выбирает» следующего. Можно заключить, что изгои необходимы для канализации агрессии классам с низким уровнем развития коллектива.

Начало процесса взросления учащихся обычно с неудовольствием воспринимается родителями, которые относят новые проявления в поведении своих детей к их недостаткам. Поэтому некоторые учащиеся к концу 5 класса начинают считать, что они стали «хуже, непослушнее», что может привести к снижению их самооценки. Полезно во второй половине учебного года особое внимание обратить на осознание учащимися начала своих изменений, подвести их к пониманию обязательности и позитивности изменений.

В отношении родителей многие подростки занимают противоречивую позицию. С одной стороны, они активно отстаивают самостоятельность. С другой – требуют любви и внимания, тоскуют по детской позиции. У некоторых может появиться страх взросления, внешне не всегда проявляемый.

В это время дети активно начинают осваивать внутренний мир. Но они сами еще плохо в нем ориентируются, не уверены в его устойчивости. Поэтому любые предъявления подростками своих взглядов, представлений, мнений необходимо принимать очень бережно, безоценочно, с уважением. Полезно стимулировать любые процессы по исследованию подростками самих себя.









































Календарно-тематический план

5 класс

п/п

Дата

Тема

Корректировка

План

Факт

1 четверть

1

05.09.2018


Беседа «Кто я? Какой я?»


2

12.09.2018


Мое хобби.


3

19.09.2018


Мой распорядок дня


4

26.09.2018


Поговорим о дружбе и друзьях. Я и мои друзья.


5

03.10.2018


Уроки вежливости


6

10.10.2018


Правила счастливого человека. Заповеди человека


7

17.10.2018


«Можно» и «нельзя» в жизни.


8

24.10.2018


Забота о родителях – дело совести каждого.


9

31.10.2018


Я мечтаю…


2 четверть

10

14.11.2018


Кем я хочу стать


11

21.11.2018


Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью.


12

28.11.2018


Что такое одиночество?


13

05.12.2018


Я и мое детство


14

12.12.2018


Настроение


15

19.12.2018


Нравственное и безнравственное поведение


16

26.12.2018


Семейные традиции.


3 четверть

17

16.01.2019


Мои семейные обязанности.


18

23.01.2019


Мои сильные стороны


19

30.01.2019


Как достичь цели. Я творец своей жизни


20

06.02.2019


Какие бывают эмоции? Как узнать эмоцию?


21

13.02.2019


Мы в ответе за тех, кого приручили.


22

20.02.2019


«Берегите природу!»


23

27.02.2019


Я - житель планеты Земля.


24

06.03.2019


В мире книг.


25

13.03.2019


Обида. Злость. Агрессия


26

20.03.2019


Воображение и творческие способности


4 четверть

27

03.04.2019


Настроение


28

10.04.2019


Эмоции правят мной или я ими? Как управлять своими эмоциями?


29

17.04.2019


Темперамент


30

24.04.2019


Стресс. Как с ним справиться?


31

08.05.2019


Общение. Разнообразные средства общения


32

15.05.2019


Уверенность в себе – залог успеха в жизни.


33

22.05.2018


Я в мире профессий


34

23.05.2018


Влияние новых технологий на наше общение


35

29.05.2018


Поговорим о толерантности.


























Календарно-тематический план

6 класс

п/п

Дата

Тема

Корректировка

План

Факт

1 четверть

1

05.09.2018


Я и мой класс


2

12.09.2018


Характер и эмоции. Как узнать эмоции. Мои эмоции.


3

19.09.2018


Страна чувств. Чувства «полезные» и «вредные»


4

26.09.2018


Нужно ли управлять своими эмоциями?


5

03.10.2018


Страх оценки. Побеждаем все тревоги.


6

10.10.2018


Мой гнев, злость и агрессия. Как справиться?


7

17.10.2018


Обида. Как простить обиду? Я виноват?


8

24.10.2018


Что такое «стресс». Я умею бороться со стрессом.


9

31.10.2018


Умение принимать решение.


2 четверть

10

14.11.2018


Зачем нужна эмпатия? Развиваем эмпатию.


11

21.11.2018


Тренировка «Я-высказываний».


12

28.11.2018


Комплименты.


13

05.12.2018


Какой я на самом деле?


14

12.12.2018


Я глазами других.


15

19.12.2018


Как меня видят другие?


16

26.12.2018


Мои достоинства и недостатки.


3 четверть

17

16.01.2019


Мои «плюсы» и «минусы» со стороны.


18

23.01.2019


Моя будущая профессия.


19

30.01.2019


Как я выгляжу?


20

06.02.2019


Умение слушать.

«Умею ли я слушать?».


21

13.02.2019


Доверие, недоверие.


22

20.02.2019


Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома, на улице.


23

27.02.2019


Симпатия, антипатия


24

06.03.2019


Нужно ли человеку меняться?


25

13.03.2019


Как и почему начинаются ссоры?


26

20.03.2019


Мы – единая команда


4 четверть

27

03.04.2019


Хорошо ли мы знаем друг друга


28

10.04.2019


Зачем человеку нужна уверенность в себе


29

17.04.2019


Я, мои успехи и неудачи


30

24.04.2019


Какого человека мы называем неуверенным в себе?


31

08.05.2019


Мир эмоций. Настроение


32

15.05.2019


Наш темперамент


33

22.05.2018


Мой характер


34

23.05.2018


Я и мой внутренний мир


35

29.05.2018


«Уверенность и уважение к другим» «За что я уважаю…»






























Календарно-тематический план

7А класс

п/п

Дата

Тема

Корректировка

План

Факт

1 четверть

1

04.09.2018


Тренинг на сплочение коллектива


2

11.09.2018


О психологическом здоровье личности


3

18.09.2018


Я глазами других


4

25.09.2018


Зачем нужны правила поведения? Составляем список правил поведения.


5

02.10.2018


Самоанализ: соблюдаю ли я правила?


6

09.10.2018


Что такое личность.


7

16.10.2018


Что такое ответственность? Ответственность за свои поступки


8

23.10.2018


Определение понятий «ценности» и «мораль».


9

30.10.2018


«Самая большая ценность в мире – жизнь».


2 четверть

10

13.11.2018


Моя иерархия ценностей.


11

20.11.2018


Что такое «совесть»? Что значит «поступать по совести»?


12

27.11.2018


Самоанализ: нравственные качества, которые я хочу в себе воспитать.


13

04.12.2018


«Надо жить с достоинством». Честь, достоинство и жизненные принципы.


14

11.12.2018


«Слово – самое сильное оружие».


15

18.12.2018


Роль слова в жизни современного человека. Самоанализ: слово – мой помощник.


16

25.12.2018


Что такое добро, добродетель?


3 четверть

17

15.01.2019


«Спешите делать добро».


18

22.01.2019


Значение семьи в жизни человека. Семья и будущее страны.


19

29.01.2019


Бережное и уважительное отношение к своей семье, к своему роду.


20

05.02.2019


История моей семьи.


21

12.02.2019


Внешняя привлекательность человека и красота души.


22

19.02.2019


Индивидуальные особенности человека. Темперамент.


23

26.02.2019


Имидж человека и его составляющие.


24

05.03.2019


Я и моя речь. Культура речи.


25

12.03.2019


Как и когда я буду говорить «нет».


26

19.03.2019


Что такое конфликт, конфликтная ситуация? Причины конфликтов.


4 четверть

27

02.04.2019


Анализ конфликтной ситуации


28

09.04.2019


Стратегии выхода из конфликтной ситуации. Правила поведения в конфликтной ситуации. Мой выбор стратегии выхода из конфликтной ситуации.


29

16.04.2019


Что такое этикет? Почему необходимо знать правила этикета?


30

23.04.2019


Гостевой этикет. Практикум: правила гостевого этикета.


31

30.04.2019


Дарить подарки – это искусство.


32

07.05.2019


Как правильно дарить и принимать подарки.


33

14.05.2018


Мои правила выбора подарков.


34

21.05.2018


Я и моя учебная деятельность


35

28.05.2018


Реагирование на критику






Календарно-тематический план

7Б класс

п/п

Дата

Тема

Корректировка

План

Факт

1 четверть

1

04.09.2018


Тренинг на сплочение коллектива


2

11.09.2018


О психологическом здоровье личности


3

18.09.2018


Я глазами других


4

25.09.2018


Зачем нужны правила поведения? Составляем список правил поведения.


5

02.10.2018


Самоанализ: соблюдаю ли я правила?


6

09.10.2018


Что такое личность.


7

16.10.2018


Что такое ответственность? Ответственность за свои поступки


8

23.10.2018


Определение понятий «ценности» и «мораль».


9

30.10.2018


«Самая большая ценность в мире – жизнь».


2 четверть

10

13.11.2018


Моя иерархия ценностей.


11

20.11.2018


Что такое «совесть»? Что значит «поступать по совести»?


12

27.11.2018


Самоанализ: нравственные качества, которые я хочу в себе воспитать.


13

04.12.2018


«Надо жить с достоинством». Честь, достоинство и жизненные принципы.


14

11.12.2018


«Слово – самое сильное оружие».


15

18.12.2018


Роль слова в жизни современного человека. Самоанализ: слово – мой помощник.


16

25.12.2018


Что такое добро, добродетель?


3 четверть

17

15.01.2019


«Спешите делать добро».


18

22.01.2019


Значение семьи в жизни человека. Семья и будущее страны.


19

29.01.2019


Бережное и уважительное отношение к своей семье, к своему роду.


20

05.02.2019


История моей семьи.


21

12.02.2019


Внешняя привлекательность человека и красота души.


22

19.02.2019


Индивидуальные особенности человека. Темперамент.


23

26.02.2019


Имидж человека и его составляющие.


24

05.03.2019


Я и моя речь. Культура речи.


25

12.03.2019


Как и когда я буду говорить «нет».


26

19.03.2019


Что такое конфликт, конфликтная ситуация? Причины конфликтов.


4 четверть

27

02.04.2019


Анализ конфликтной ситуации


28

09.04.2019


Стратегии выхода из конфликтной ситуации. Правила поведения в конфликтной ситуации. Мой выбор стратегии выхода из конфликтной ситуации.


29

16.04.2019


Что такое этикет? Почему необходимо знать правила этикета?


30

23.04.2019


Гостевой этикет. Практикум: правила гостевого этикета.


31

30.04.2019


Дарить подарки – это искусство.


32

07.05.2019


Как правильно дарить и принимать подарки.


33

14.05.2018


Мои правила выбора подарков.


34

21.05.2018


Я и моя учебная деятельность


35

28.05.2018


Реагирование на критику






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Бендюков М., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации. – С-Пб., 1997.

  2. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Изд-во МГУ, 1986. - с. 78.

  3. Газман О.С. Потери и обретения в воспитании после десяти лет перестройки. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М.:1996– с.14-21.

  4. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века//Новые ценности образования. Выпуск №6, М.: Инноватор, 1996.

  5. Дольто Ф. На стороне подростка. – СПб.: Петербург - ХХI век, 1997. – 278 с.

  6. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. СПб., 1995. – 161с.

  7. Казакова Е.И. Современный подросток: педагогические проблемы становления личности.//Семья и школа – социальные партнеры. СПб, 2000. – 96с.

  8. Казакова Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход), диссертация на соискание ученой степени д.п.н.- СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1996.

  9. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике.//Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (1-3 апреля 1998 г.) СПб.: 1998. - с. 4-5.

  10. Казакова Е. И. , Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. – СПб.: Петербург – XXI век, 1997. - 160с., с.123-134.

  11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996.

  12. Я.Л. Коломинский «Человек: психология».

  13. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255с.

  14. Лебедев О.Е. Образованность учащихся как цель и образовательный результат// Материалы международной конференции. – СПб.: Изд-во РГПУ имени А.И.Герцена, 1998. - с.113-129.

  15. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. М.: 1971.

  16. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М., 2004.

  17. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки. – М.: МИРОС, 2001. – 208с.

  18. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Под ред. Битяновой М.Р. Издательство «Питер», 2002.

  19. Психолого – педагогическое медико-социальное сопровождение развитие ребенка.//Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2001. – 266с.