СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование работы ДОО.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование – ключевая управленческая функция, полноценная реализация которой – один из главных факторов, обеспечивающих эффективность всей работы ДОУ. План основывается на глубокой аналитической деятельности, направленной на определение места  учреждения  во внешнем мире. Планирование включает в себя выбор цели, определение средств для ее достижения, выбор стратегии, курса действий, разработку системы мероприятий, направленных на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить, отмечает О.А. Скоролупова. Разработать план – значит, определить задачи дошкольного учреждения, условия, необходимые для их решения, наметить основные направления деятельности, ответственных, сроки выполнения.  Планирование образовательного процесса предполагает создание целостной системы, элементами которой выступают образовательная программа (стратегический план) и тактические планы организации образовательной работы в группах – перспективный и календарный. Исследования в области управления И.Н.Казаковой подтверждают прямую зависимость между умением планировать и успешностью деятельности.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Планирование работы ДОО.»



Планирование работы ДОО.

  1. Принципы планирования. Взаимосвязь функции планирования с другими функциями управления.

Важной функцией управления ДОУ является планирование. Планирование – ключевая управленческая функция, полноценная реализация которой – один из главных факторов, обеспечивающих эффективность всей работы ДОУ. План основывается на глубокой аналитической деятельности, направленной на определение места учреждения во внешнем мире. Планирование включает в себя выбор цели, определение средств для ее достижения, выбор стратегии, курса действий, разработку системы мероприятий, направленных на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить, отмечает О.А. Скоролупова. Разработать план – значит, определить задачи дошкольного учреждения, условия, необходимые для их решения, наметить основные направления деятельности, ответственных, сроки выполнения. Планирование образовательного процесса предполагает создание целостной системы, элементами которой выступают образовательная программа (стратегический план) и тактические планы организации образовательной работы в группах – перспективный и календарный. Исследования в области управления И.Н.Казаковой подтверждают прямую зависимость между умением планировать и успешностью деятельности.

В процессе планирования методист прогнозирует развитие процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, педагогического коллектива, разрабатывает комплексно-целевую программу развития дошкольного учреждения, планирует деятельность коллектива на длительный срок, методическую работу на год, месяц, собственную деятельность на длительный срок и в течение дня; способствует взаимодействию воспитателей в ходе выполнения годового и месячных планов; создает условия для повышения квалификации педагогов, воспитательно-образовательной работы с детьми; совершенствует организационно-воспитательные воздействия на отдельных воспитателей и коллектив в целом; повышает собственный уровень квалификации.

Все стадии методической работы (педагогический анализ, планирование, организация, регулирование и коррекция, контроль) обладают определенными свойствами, присущими функциям управления. Одним из важнейших свойств является интегративность, или тесная взаимосвязь и взаимозависимость всех стадий: свое предназначение каждая из перечисленных функций может выполнить лишь при условии взаимодействия с другими функциями. Педагогический анализ дает объективную оценку педпроцессу, выявляет причины, определяющие уровень воспитательно-образовательной работы. Педагогический анализ итогов работы за прошедший период закладывает основу для планирования, то есть для формулировки новых целей и задач, определения путей их достижения. Основывается анализ на организованной системе сбора оперативной информации, в том числе на результатах контроля. Планирование, в свою очередь, определяет организацию определенной структуры для выполнения плана, а также мероприятия по контролю над выполнением плана. Результаты контроля, подвергнутые анализу, становятся исходным пунктом для регулирования и коррекции.

В настоящее время существует следующая система планирования:

  • Годовой план воспитательно-образовательной работы ДОУ на текущий учебный год;

  • Месячные планы специалистов ДОУ;

  • Индивидуальные планы работы сотрудников.

План работы составляется с учетом:

  • Типа ДОУ;

  • Возможностей материально-технической базы;

  • Кадрового состава и его профессионального уровня;

  • Перспектив педагогического коллектива на будущее.

Принципы планирования:

  • Принцип научности предполагает организацию всей работы ДОУ на основе достижений науки и передового педагогического опыта.

  • Принцип оптимальности.

  • Принцип комплексности предполагает решение задач педагогического процесса через различные формы методической работы.

  • Принцип перспективности, т.е. с учетом перспективы на будущее, когда решаются общие задачи охраны жизни и здоровья и всестороннего развития личности ребенка.

  • Принцип коллегиальности, когда весь коллектив участвует в составлении плана.

  • Принцип конкретности проявляется в определении точных сроков исполнения намеченных мероприятий, в четкости назначения ответственных за их исполнение, в систематичном всестороннем контроле.







  1. Виды и формы планирования. Система планов ДОО.

Всякий управленческий цикл начинается с определения и постановки задач, которые находят свое отражение в планировании. Цель планирования в образовательном учреждении заключается в выработке единства действий административного и педагогического коллектива, с одной стороны, и преемственности работы дошкольного учреждения со школой, семьей, культурно-образовательными учреждениями - с другой.

Основные задачи планирования:

  1. обеспечение выполнения решений государственных органов по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

  2. вычленение главных, узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива;

  3. определение конкретных мероприятий, сроков их исполнения, ответственных исполнителей;

  4. воспитание ответственности каждого члена коллектива.

В практике работы дошкольного учреждения используются перспективные (годовые, пятилетние) и оперативные (квартальные, месячные, недельные, календарные) планы. На сегодняшний момент апробированы разные формы планирования: графическая; схематично-блочная; комплексная; циклограмно-сетевая; текстовая; комбинированная. В последнее время популярен принцип календаризации, где содержание работы расписано по вертикальным столбцам, они включают четыре недели каждого месяца. Преимущество такой формы заключается в том, что в него вписываются только конкретные дела и мероприятия. Кроме того, такой план отличается наглядностью, конкретностью, оперативностью.
При планировании работы дошкольного учреждения рекомендуется придерживаться следующей технологии:

  1. Педагогический анализ деятельности дошкольного учреждения за предыдущий год;

  2. Определение достигнутого уровня развития коллектива ДОУ, формулировка целей и задач на новый период.

  3. Выявление путей решения поставленных задач и направлений дальнейшего развития коллектива.

  4. Корректировка структурной формы плана и определение ответственных за составление каждого раздела.

  5. Комплектование творческих групп по разработке разделов плана; инструктаж участников творческих групп; проведение анкетирования воспитателей с целью изучения их мнения об актуальных направления работы ДОУ; планирование группами разделов плана.

  6. Обсуждение проекта плана .

  7. Координация плана руководителем ДОУ.

  8. Утверждение плана работы ДОУ на заседании педагогического совета или собрании трудового коллектива.

Квалифицированное составление плана одна из важнейших составляющих для обеспечения действенности и результативности всей работы ДОУ.

  1. Образовательная программа ДОО.

Образовательная программа ДОО разрабатывается на основе Программы развития на каждый учебный год. Образовательная программа ДОУ определяет воспитательно-образовательный процесс, режим дня, обучающие занятия и дополнительные образовательные услуги. В программе схематично представлен процесс обучения, средства, формы организации по разным направлениям программы, а также взаимосвязь между линиями развития. Образовательная программа (стратегический план) и тактические планы организации образовательной работы в группах – перспективный и календарный. Образовательная программа разрабатывается на учебный год, согласовывается с ОДО УНО и утверждается на Совете педагогов. В Образовательной программе представлены программы и их комплектование по направлениям развития дошкольников. Далее схематично отображены следующие вопросы:

  1. Система организации работы МДОУ по познавательному развитию. (ФЭМП, развитию речи, ИЗО, экологическому воспитанию, музыкальному развитию, театрализованной деятельности и др.

  2. Коррекционная работа, которая заключается в активном взаимодействии педагогов, родителей, психолога, медицинских работников, методистов по разным направлениям деятельности.

  3. Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ: создание условий для двигательной деятельности + система психологической помощи, система закаливания, организация рационального питания, диагностика уровня физического развития.

  4. Структура предметно-развивающей среды ДОУ.

В подробных таблицах расписана Модель учебно-воспитательного процесса по возрастным группам и режим дня. В программе имеется расписание обучающих занятий и занятий кружков и секций. В следующем разделе Образовательной программы представлены Способы систематической фиксации динамики детского развития по познавательным процессам (восприятию, вниманию, мышлению, памяти). Кроме того, в программе отражены Условия реализации, структура и система управления воспитательно-образовательным процессом.



  1. Годовой план: структура, методика разработки.

Годовой план работы ДОУ составляется исходя из всестороннего анализа воспитательно-образовательного процесса, выявления его сильных и слабых сторон, внедрения передового педопыта и достижений психолого-педагогической науки.

Годовой план работы ДОУ – основной документ, в котором намечается перспектива деятельности ДОУ. Он определяет организацию и содержание работы с педагогами и обслуживающим персоналом, перспективу работы каждого сотрудника. В составлении его принимают участие все педагоги ДОУ, годовой план согласуется с дошкольным отделом УНО и утверждается на Совете педагогов ДОУ.

Структура ГП.

План состоит из двух частей.

  1. Введение. В этой части дается краткий анализ воспитательно-образовательной работы за прошедший год, выполнения поставленных задач.

  2. Основная часть, которая в свою очередь состоит из двух частей:

  1. Определение основных задач воспитания и обучения детей. Они являются главными для данного ДОУ в данном учебном году, так как продиктованы конкретными условиями и спецификой дошкольного учреждения. Обычно определяют 2 – 3 задачи, формулируют их четко и лаконично.

  2. Пути, формы и средства осуществления намеченных задач, то есть все методические мероприятия, которые будут проводиться в течение года.

  1. Организация УВ работы.

  2. Работа методического кабинета (все формы работы с кадрами: консультации, семинары и т.д.), педагогическое квалифицирование кадров, виды контроля за выполнением программы развития ДОУ.

  3. Работа с родителями.

  4. Работа со школой по преемственности.

  5. Административно-хозяйственная деятельность.

Годовой план должен быть конкретным и реальным; осуществимым; охватывающим все стороны жизни ДОУ; предусматривающим непрерывность и последовательность всей воспитательно-образовательной работы; учитывающим итоги деятельности педагогического коллектива за прошедший год.

Методика разработки.

Планирование начинается с того, что методист, заведующий, медработник и другие специалисты дошкольного учреждения составляют проект годового плана, проведя большую предварительную работу.

  1. Изучение нормативно-правовых документов, которые регулируют работу ДОУ, законодательных актов, положений, методических указаний.

  2. Ознакомление с последними данными педагогической науки о планировании работы в ДОУ.

  3. Анализ выполнения планов работы ДОУ за истекший период, анализ затруднений, с которыми столкнулись педагоги.

  4. Определение целей и задач в новом учебном году.

  5. Учет поступивших от воспитателей, завхоза, музработника, членов родительского комитета и т.д. предложений, внесенных в связи с составлением годового плана.

  6. Составленный проект ГП обсуждается и корректируется пед коллективом на производственном собрании, затем утверждается на Совете педагогов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!