Планирование работы ДОО.
-
Принципы планирования. Взаимосвязь функции планирования с другими функциями управления.
Важной функцией управления ДОУ является планирование. Планирование – ключевая управленческая функция, полноценная реализация которой – один из главных факторов, обеспечивающих эффективность всей работы ДОУ. План основывается на глубокой аналитической деятельности, направленной на определение места учреждения во внешнем мире. Планирование включает в себя выбор цели, определение средств для ее достижения, выбор стратегии, курса действий, разработку системы мероприятий, направленных на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить, отмечает О.А. Скоролупова. Разработать план – значит, определить задачи дошкольного учреждения, условия, необходимые для их решения, наметить основные направления деятельности, ответственных, сроки выполнения. Планирование образовательного процесса предполагает создание целостной системы, элементами которой выступают образовательная программа (стратегический план) и тактические планы организации образовательной работы в группах – перспективный и календарный. Исследования в области управления И.Н.Казаковой подтверждают прямую зависимость между умением планировать и успешностью деятельности.
В процессе планирования методист прогнозирует развитие процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, педагогического коллектива, разрабатывает комплексно-целевую программу развития дошкольного учреждения, планирует деятельность коллектива на длительный срок, методическую работу на год, месяц, собственную деятельность на длительный срок и в течение дня; способствует взаимодействию воспитателей в ходе выполнения годового и месячных планов; создает условия для повышения квалификации педагогов, воспитательно-образовательной работы с детьми; совершенствует организационно-воспитательные воздействия на отдельных воспитателей и коллектив в целом; повышает собственный уровень квалификации.
Все стадии методической работы (педагогический анализ, планирование, организация, регулирование и коррекция, контроль) обладают определенными свойствами, присущими функциям управления. Одним из важнейших свойств является интегративность, или тесная взаимосвязь и взаимозависимость всех стадий: свое предназначение каждая из перечисленных функций может выполнить лишь при условии взаимодействия с другими функциями. Педагогический анализ дает объективную оценку педпроцессу, выявляет причины, определяющие уровень воспитательно-образовательной работы. Педагогический анализ итогов работы за прошедший период закладывает основу для планирования, то есть для формулировки новых целей и задач, определения путей их достижения. Основывается анализ на организованной системе сбора оперативной информации, в том числе на результатах контроля. Планирование, в свою очередь, определяет организацию определенной структуры для выполнения плана, а также мероприятия по контролю над выполнением плана. Результаты контроля, подвергнутые анализу, становятся исходным пунктом для регулирования и коррекции.
В настоящее время существует следующая система планирования:
-
Годовой план воспитательно-образовательной работы ДОУ на текущий учебный год;
-
Месячные планы специалистов ДОУ;
-
Индивидуальные планы работы сотрудников.
План работы составляется с учетом:
-
Типа ДОУ;
-
Возможностей материально-технической базы;
-
Кадрового состава и его профессионального уровня;
-
Перспектив педагогического коллектива на будущее.
Принципы планирования:
-
Принцип научности предполагает организацию всей работы ДОУ на основе достижений науки и передового педагогического опыта.
-
Принцип оптимальности.
-
Принцип комплексности предполагает решение задач педагогического процесса через различные формы методической работы.
-
Принцип перспективности, т.е. с учетом перспективы на будущее, когда решаются общие задачи охраны жизни и здоровья и всестороннего развития личности ребенка.
-
Принцип коллегиальности, когда весь коллектив участвует в составлении плана.
-
Принцип конкретности проявляется в определении точных сроков исполнения намеченных мероприятий, в четкости назначения ответственных за их исполнение, в систематичном всестороннем контроле.
-
Виды и формы планирования. Система планов ДОО.
Всякий управленческий цикл начинается с определения и постановки задач, которые находят свое отражение в планировании. Цель планирования в образовательном учреждении заключается в выработке единства действий административного и педагогического коллектива, с одной стороны, и преемственности работы дошкольного учреждения со школой, семьей, культурно-образовательными учреждениями - с другой.
Основные задачи планирования:
-
обеспечение выполнения решений государственных органов по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
-
вычленение главных, узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива;
-
определение конкретных мероприятий, сроков их исполнения, ответственных исполнителей;
-
воспитание ответственности каждого члена коллектива.
В практике работы дошкольного учреждения используются перспективные (годовые, пятилетние) и оперативные (квартальные, месячные, недельные, календарные) планы. На сегодняшний момент апробированы разные формы планирования: графическая; схематично-блочная; комплексная; циклограмно-сетевая; текстовая; комбинированная. В последнее время популярен принцип календаризации, где содержание работы расписано по вертикальным столбцам, они включают четыре недели каждого месяца. Преимущество такой формы заключается в том, что в него вписываются только конкретные дела и мероприятия. Кроме того, такой план отличается наглядностью, конкретностью, оперативностью.
При планировании работы дошкольного учреждения рекомендуется придерживаться следующей технологии:
-
Педагогический анализ деятельности дошкольного учреждения за предыдущий год;
-
Определение достигнутого уровня развития коллектива ДОУ, формулировка целей и задач на новый период.
-
Выявление путей решения поставленных задач и направлений дальнейшего развития коллектива.
-
Корректировка структурной формы плана и определение ответственных за составление каждого раздела.
-
Комплектование творческих групп по разработке разделов плана; инструктаж участников творческих групп; проведение анкетирования воспитателей с целью изучения их мнения об актуальных направления работы ДОУ; планирование группами разделов плана.
-
Обсуждение проекта плана .
-
Координация плана руководителем ДОУ.
-
Утверждение плана работы ДОУ на заседании педагогического совета или собрании трудового коллектива.
Квалифицированное составление плана одна из важнейших составляющих для обеспечения действенности и результативности всей работы ДОУ.
-
Образовательная программа ДОО.
Образовательная программа ДОО разрабатывается на основе Программы развития на каждый учебный год. Образовательная программа ДОУ определяет воспитательно-образовательный процесс, режим дня, обучающие занятия и дополнительные образовательные услуги. В программе схематично представлен процесс обучения, средства, формы организации по разным направлениям программы, а также взаимосвязь между линиями развития. Образовательная программа (стратегический план) и тактические планы организации образовательной работы в группах – перспективный и календарный. Образовательная программа разрабатывается на учебный год, согласовывается с ОДО УНО и утверждается на Совете педагогов. В Образовательной программе представлены программы и их комплектование по направлениям развития дошкольников. Далее схематично отображены следующие вопросы:
-
Система организации работы МДОУ по познавательному развитию. (ФЭМП, развитию речи, ИЗО, экологическому воспитанию, музыкальному развитию, театрализованной деятельности и др.
-
Коррекционная работа, которая заключается в активном взаимодействии педагогов, родителей, психолога, медицинских работников, методистов по разным направлениям деятельности.
-
Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ: создание условий для двигательной деятельности + система психологической помощи, система закаливания, организация рационального питания, диагностика уровня физического развития.
-
Структура предметно-развивающей среды ДОУ.
В подробных таблицах расписана Модель учебно-воспитательного процесса по возрастным группам и режим дня. В программе имеется расписание обучающих занятий и занятий кружков и секций. В следующем разделе Образовательной программы представлены Способы систематической фиксации динамики детского развития по познавательным процессам (восприятию, вниманию, мышлению, памяти). Кроме того, в программе отражены Условия реализации, структура и система управления воспитательно-образовательным процессом.
-
Годовой план: структура, методика разработки.
Годовой план работы ДОУ составляется исходя из всестороннего анализа воспитательно-образовательного процесса, выявления его сильных и слабых сторон, внедрения передового педопыта и достижений психолого-педагогической науки.
Годовой план работы ДОУ – основной документ, в котором намечается перспектива деятельности ДОУ. Он определяет организацию и содержание работы с педагогами и обслуживающим персоналом, перспективу работы каждого сотрудника. В составлении его принимают участие все педагоги ДОУ, годовой план согласуется с дошкольным отделом УНО и утверждается на Совете педагогов ДОУ.
Структура ГП.
План состоит из двух частей.
-
Введение. В этой части дается краткий анализ воспитательно-образовательной работы за прошедший год, выполнения поставленных задач.
-
Основная часть, которая в свою очередь состоит из двух частей:
-
Определение основных задач воспитания и обучения детей. Они являются главными для данного ДОУ в данном учебном году, так как продиктованы конкретными условиями и спецификой дошкольного учреждения. Обычно определяют 2 – 3 задачи, формулируют их четко и лаконично.
-
Пути, формы и средства осуществления намеченных задач, то есть все методические мероприятия, которые будут проводиться в течение года.
-
Организация УВ работы.
-
Работа методического кабинета (все формы работы с кадрами: консультации, семинары и т.д.), педагогическое квалифицирование кадров, виды контроля за выполнением программы развития ДОУ.
-
Работа с родителями.
-
Работа со школой по преемственности.
-
Административно-хозяйственная деятельность.
Годовой план должен быть конкретным и реальным; осуществимым; охватывающим все стороны жизни ДОУ; предусматривающим непрерывность и последовательность всей воспитательно-образовательной работы; учитывающим итоги деятельности педагогического коллектива за прошедший год.
Методика разработки.
Планирование начинается с того, что методист, заведующий, медработник и другие специалисты дошкольного учреждения составляют проект годового плана, проведя большую предварительную работу.
-
Изучение нормативно-правовых документов, которые регулируют работу ДОУ, законодательных актов, положений, методических указаний.
-
Ознакомление с последними данными педагогической науки о планировании работы в ДОУ.
-
Анализ выполнения планов работы ДОУ за истекший период, анализ затруднений, с которыми столкнулись педагоги.
-
Определение целей и задач в новом учебном году.
-
Учет поступивших от воспитателей, завхоза, музработника, членов родительского комитета и т.д. предложений, внесенных в связи с составлением годового плана.
-
Составленный проект ГП обсуждается и корректируется пед коллективом на производственном собрании, затем утверждается на Совете педагогов.