Тема: Язык и человек. Язык и речь. § 1—2
ЦЕЛЬ: Познакомить с учебником и его структурой. Дать представление о ведущей роли языка как средства общения и получения знаний в жизни человека. Повторить написание словарных слов.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
1) Знакомство с учебником, условными обозначениями (стр. 4; стр. 299—303). Прочитайте информацию на стр. 299—303. Какие разделы лингвистики вы будете изучать? Запишите в столбик название тех разделов, которые вам известны.
2) Для чего служит язык? Анализ смыслового значения предложения.
Язык — это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли.
(Л. Успенский)
-Прочитайте предложение, записанное на доске.
- Как вы понимаете эти слова?
-Запишите его в тетрадь.
-Укажите известные вам части речи в этом предложении.
3) Чтение и осмысление лингвистического текста из упр. 1.
Б е с е д а с у ч а щ и м и с я:
- О чем говорится в упражнении?
-Как вы определите тему этого текста?
-Прочитайте последний абзац текста.
-Попробуйте доказать справедливость этой мысли.
-Подумайте, что изменится в нашей жизни, если язык исчезнет.
4) Самостоятельная работа. Чтение лингвистического текста (упр. 2).
Б е с е д а с у ч а щ и м и с я:
- О каких трех функциях языка в нем говорится?
-Запишите в тетрадь ответ на этот вопрос.
(Язык — это средство общения, государственный язык и средство межнационального общения.)
5) Знакомство с понятием «речь». Наблюдение над рисунками из упр. 4, ответы на вопросы к ним.
К о м м е н т а р и й : чтобы сказать что-то другому человеку, мы обращаемся к языку и с помощью его средств строим речь.
В ы в о д: речь — это язык, используемый для общения людей.
4. Закрепление изученного.
а) Поиграем.
Вы пришли в библиотеку.
Охарактеризуйте условия общения:
С кем вы будете говорить?
Зачем вы пришли?
О чем будете говорить?
На каком языке?
Какое общение будет в этой ситуации?
б) Чтение и анализ пословиц из упр. 5. Какая из них больше понравилась? Распределите пословицы (устно) на две группы (по заданию в упражнении).
5.Домашнее задание.
Прочитать текст упражнения 6.
Выучить наизусть и подготовиться писать его под диктовку.
Для желающих: устно подготовить сообщение на тему «Зачем человеку нужен язык?»
Урок 2
Тема: Язык и его единицы. § 3
ЦЕЛЬ: дать представление об основных единицах языка (звуке, слове, предложении) и их роли в языке. Формировать навыки нахождения единиц языка: определять границы слов, предложений, определять количество звуков в слове.
Ход урока
1. Организационный момент.
1. Проверка домашнего задания.
а) Диктант по упр. 6. Беседа по содержанию текста; О чем в нем говорится? Кто его автор? Что вы о нем знаете? Сколько в тексте предложений?
б) Прослушивание подготовленных сообщений на тему «Зачем человеку нужен язык».
2. Работа по теме урока.
Ознакомление с теоретическим материалом § 3 (с единицами языка).
Чтение и анализ предложений, записанных на доске:
Дивишься драгоценности нашего языка, что ни звук, то подарок...
(Н. В. Гоголь.)
-Как вы понимаете это высказывание?
-Согласны ли вы с мнением писателя? Свою точку зрения обоснуйте.
К о м м е н т а р и й у ч и т е л я: человека окружают разнообразные звуки. Они образовывают слова. С помощью слов называют предметы, явления окружающего мира. Таким образом, звук и слово — это единицы языка. Запись этого вывода в грамматическую тетрадь.
-Запишите в тетрадь название предметов, изображенных на рисунках из упр. 11. Сколько звуков в этих словах?
-Прочитайте запись из упр. 10. Объясните, почему это трудно сделать. Запишите предложенные фразы по законам русской лингвистики (по вариантам). Сколько слов в каждом предложении?
В ы в о д (запись в грамматическую тетрадь): предложение — единица языка.
3. Отработка умений и навыков. Тренировочные упражнения.
Запись предложений из упр. 7 в тетрадь.
-Сколько слов в каждом из предложений?
-Посчитайте звуки во всех словах второго предложения.
4. Задание на дом.
Рассмотрите приложения к учебнику (стр. 282; 303).
-Какие материалы в него включены?
Какую информацию они содержат?
Подумайте, чему они могут вас научить?
Подготовить устное сообщение на тему «Чему я должен научиться в 5-м классе».