ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит её находить»
Адольф Дистервег
В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию.
Определены четыре «столпа образования»
1.Учиться и пользоваться знаниями, т.е. получать образование в течении всей жизни.
2.Учиться делать дело, не только пользуясь стандартными навыками, но шире научиться в рамках формального, так и неформального социального опыта справляться с разными ситуациями и работать в команде.
3.Учиться жить вместе, развивая и понимая других людей и их стремление к независимости, взаимопонимание и мир.
4.Учиться быть, т.е. в большей степени развивать свои личностные качества и способность действовать с большей независимостью, руководствуясь собственными суждениями и личной ответственностью.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Перечислим изменения в воспитательно-образовательном процессе современной школы:
форма образования: обучение - учебная деятельность;
позиция ученика: субъект учебной деятельности
позиция учителя: организатор деятельности; наставник - сотрудник; судья - эксперт.
Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»- говорил В.А. Сухомлинский.
Об уроке написано много. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается вечной и главной формой обучения. Как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Учитель остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
Задача учителя - установить гармонические и двусторонние отношения с учащимися, организовать их познавательную деятельность, пробудить творческую активность.
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик»
Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный (важный, существенный для настоящего времени).
Таким образом, можно выделить следующие требования к современному уроку:
1.уточнение образовательного объекта;
2.конкретизация задания;
3.решение ситуации;
4.демонстрация образовательной продукции;
5.систематизация полученной продукции;
6.работа с культурно-историческими аналогами;
7.рефлексия.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося». Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
А

кценты нового стандарта



Структура урока нового знания в рамках деятельностного подхода
Мотивирование к учебной деятельности. Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется мотивирование ученика к учебной деятельности, а именно:
1.Актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (надо);
2.Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);
3.Устанавливаются тематические рамки (могу). Сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я – идеальный ученик», осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Данный этап предполагает:
1.Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания;
2.Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3.Мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
4.Фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании;
Выявление места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1.Восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
2.Соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа.
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (устранение затруднений), согласовывают тему урока. Выбирают способ. Строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Включение в систему знаний и повторение. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносится её цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Так что же для нас современный урок ?
это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие , развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо уточить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.