СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование уроков биологии в 9 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование уроков биологии в 9 классе 1 час в неделю, по УМК Пономаревой И.Н.

Просмотр содержимого документа
«Планирование уроков биологии в 9 классе»

Муниципальное казенное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

вечерняя (сменная) общеобразовательная школа

города Кирово-Чепецка Кировской области




«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»

решением педагогического совета Директор

Протокол № 1 МКОУ вечерней (сменной)

от « 28 » августа 2015г. общеобразовательной школы

г.. Кирово-Чепецка

Кировской области

_______________

С.В.Черменина

Приказ № 93 от 1 сентября 2015г.








Рабочая программа

по биологии


9 (заочный) класс


на 2015-2016 учебный год







Автор-составитель:

Зубарева Е.В. ,

учитель биологии

первой квалификационной категории









Кирово-Чепецк 2015

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(9 класс, 34 часа, 1 час в неделю)

Рабочая программа разработана на основе авторской программы из Сборника «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы» / Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва и др. – М.: Вентана-Граф, 2009 к учебнику Пономаревой И. Н., Корниловой О. А., Н. М. Черновой «Общая биология» /М., изд. дом "Вентана-Граф", 2010г. и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Уровень изучения базовый.


Изучение биологии направлено на достижение

следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни


Требования к уровню подготовки выпускников:

   В результате изучения биологии учащиеся должны

 знать/понимать:

      • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

      • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

  уметь:

      • объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний

      • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

      • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки

      • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

      • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

      • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

      • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

      • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

      • соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания),

3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА БИОЛОГИИ

Введение - 1 часа

Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Уровни организации жизни. Признаки живого. Многообразие форм жизни, их роль в природе.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать: общие свойства живого, многообразие форм жизни, уровни организации живой природы; термины и понятия, которые необходимо знать: самовоспроизведение,автотрофы, гетеротрофы, рост , развитие ,биосистема уровни организации жизни

Уметь: объяснять значение биологических знаний для современного человека, давать характеристику уровням организации живой природы

Тема 1 «Основы цитологии» - 4часа

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клетки.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества (их особенности и функции в клетке).

Строение клетки: строение и функции основных компонентов.

Разнообразие клеток: прокариоты и эукариоты. Вирусы.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка. Фотосинтез.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать: основные положения клеточной теории

химическая организация клетки: строение и функции воды и минеральных солей, белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ

строение и функции основных органоидов клетки

особенности клеток прокариот и эукариот

сущность пластического и энергетического обмена веществ

сущность биосинтеза белка

фотосинтез, его значение

Уметь: пользоваться цитологической терминологией

характеризовать основные положения клеточной теории

объяснять роль химических веществ в жизни клетки

пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты

рассказывать о форме, величине и строении клеток, рассматриваемых под микроскопом

читать схематичные рисунки, схемы процессов, воспроизводить их

Термины и понятия, которые необходимо знать: углеводы, липиды, белки, фермент, мономер, полимер, ДНК, нуклеотид, комплементарность, РНК (Т-РНК, И-РНК, Р-РНК), АТФ, мембрана, цитоплазма, ядро, рибосома, митохондрии, ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы, пластиды, ассимиляция, диссимиляция, фотосинтез, транскрипция, трансляция, биосинтез, ген, генетический код, триплет.

Тема 2 «Организм, его свойства и развитие» -3 часа

Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Деление клетки. Митоз, его фазы. Особенности половых клеток. Оплодотворение.

Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать: формы размножения организмов: бесполое и половое

способы деления клеток, фазы митоза

видовое постоянство числа хромосом

диплоидный и гаплоидный набор хромосом

биологическое значение митоза и мейоза

оплодотворение, развитие оплодотворенной яйцеклетки: бластула, гаструла

постэмбриональное развитие: прямое и непрямое

Уметь: пользоваться терминологией

определять на микропрепарате и характеризовать фазы митоза


Термины и понятия: вегетативное размножение, спора, почкование, половое размножение, яйцеклетка, сперматозоид, гамета, зигота, диплоидный набор хромосом, гаплоидный набор хромосом, клеточный цикл, митоз, мейоз, интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, онтогенез, эмбриональное развитие, постэмбриональное развитие.

Тема 3 «Основы генетики» - 6 часов.

Основные понятия генетики.

Генетические эксперименты Г. Менделя. Законы наследственности.

Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследственные болезни, сцепленные с полом у человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения.

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Опасность загрязнения природной среды мутагенами

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать: генетическую символику и терминологию

законы Менделя

схемы скрещивания

хромосомное определение пола

особенности изучения наследственности человека

модификационную и мутационную изменчивость, их причины

значение генетики для медицины и здравоохранения

Уметь: характеризовать методы и законы наследственности

решать задачи на моно- и дигибридное скрещивание

строить вариационный ряд и вариационную кривую

Термины и понятия: генетика, наследственность, изменчивость, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, альтернативные признаки, гомологичные хромосомы, гомозиготная особь, гетерозиготная особь, доминантный признак, рецессивный признак,моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание, гибрид, модификация, вариационный ряд, вариационная кривая, мутация, мутагенный фактор.

Тема 4 «Основы селекции» - 4 часа

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Клеточная инженерия.

Достижения селекции животных.

Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать: основные методы селекции растений: гибридизация и отбор (массовый и индивидуальный)

основные методы селекции животных: родственное и неродственное скрещивание

что такое биотехнология.

Уметь: пользоваться научной терминологией

характеризовать основные методы селекции, приводить примеры

Термины и понятия: сорт, порода, гибридизация, индивидуальный отбор, массовый отбор, биотехнология

Тема 5 «Происхождение жизни и развитие органического мира» - 2 часа

Представление о происхождении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза А. И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях.

Развитие жизни на Земле в Архейскую, Протерозойскую, Палеозойскую, Мезозойскую и Кайнозойскую эры

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать: развитие взглядов на возникновение жизни

основные этапы возникновения жизни по А. И. Опарину

основные эры развития жизни на Земле, важнейшие события

Уметь: давать определение понятия жизни

характеризовать основные этапы возникновения и развития жизни жизни

Термины и понятия: жизнь, биогенез, абиогенез

Тема 6 «Эволюционное учение» - 6 часов

Идея развития органического мира в биологии. Метафизический период в истории биологии.

Ч. Дарвин – создатель материалистической теории эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина.

Современная теория эволюции органического мира, основанная на популяционном принципе. Вид, его критерии и структура. Популяционная структура вида.

Основные закономерности эволюции.

Образование новых видов в природе. Понятие о микро- и макроэволюции. Основные направления эволюции.

Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания и многообразие видов в природе. Проблема вымирания и сохранения редких видов

Знать: эволюционную теорию Ч. Дарвина

движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор

доказательства эволюции органического мира: сравнительно-анатомические, эмбриологические и палеонтологические

вид, его критерии

популяция как структурная единица вида и элементарная единица эволюции

формирование приспособлений в процессе эволюции

видообразование: географическое и экологическое

главные направления эволюции: прогресс и регресс

пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

Уметь: пользоваться научной терминологией

характеризовать учение Ч. Дарвина об эволюции, движущие силы эволюции, критерии вида

иллюстрировать примерами главные направления эволюции

выявлять ароморфозы у растений, идиоадаптации и дегенерации у животных

Термины и понятия: эволюция, движущие силы эволюции, сравнительная анатомия рудименты, атавизмы, палеонтология, ископаемые переходные формы, биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, вид, популяция, микроэволюция, макроэволюция, видообразование, адаптации, систематика.

Тема 7 «Происхождение человека» - 3 часа

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходства с животными. Морфоанатомические отличительные особенности человека. Речь как средство общения людей. Биосоциальная сущность человека.

Движущие сила и этапы эволюции человека.

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

Знать: факты, свидетельствующие о происхождении человека от животных

движущие силы антропогенеза: биологические и социальные

этапы антропогенеза

расы, их краткая характеристика

Уметь: характеризовать биологические и социальные факторы антропогенеза

давать характеристику древнейшим, древним и первым современным людям

определять по рисункам расы человека

Термины и понятия: антропогенез, социальные и биологические факторы, австралопитек, питекантроп, синантроп, неандерталец, кроманьонец,расы, расизм

Тема 8 « Основы экологии» -7 часов.

Экология как наука.

Условия жизни на Земле. Экологические факторы и среды. Общие законы действия факторов среды на организм.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды. Экологические группы и жизненные формы организмов.

Суточные, сезонные, приливно-отливные ритмы жизнедеятельности организмов.

Основные понятия экологии популяций. Внутривидовые и внутрипопуляционные связи. Динамика численности популяций. Биотические связи.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Структура природных биогеоценозов, ярустность, экологические ниши. Основные типы взаимосвязей в сообществах. Первичная и вторичная биологическая продукция. Продуктивность разных типов экосистем на Земле.

Биогеоценоз как экосистема, ее компоненты: продуценты, консументы и редуценты. Связи в экосистемах. Цепи питания. Развитие и смена биогеоценозов. Понятие суккцессии. Разнообразие типов наземных и водных экосистем. Агроценоз, его особенности и значение для человека.

Биосфера, ее структура и свойства. Учение В. И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Биосфера как глобальная экосистема.

Рациональное использование биологических ресурсов. Биосферные функции человека. Понятие о ноосфере

Знать: предмет и задачи экологии

основные экологические факторы

структуру и функции биогеоценозов

основные пищевые цепи

что такое биосфера

границы биосферы

биомассу поверхности суши и Мирового океана

функции живого вещества

роль человека в биосфере

Уметь: пользоваться научной терминологией

характеризовать экологические факторы

приводить примеры биогеоценозов

составлять цепи питания

определять границы биосферы

характеризовать функции живого вещества

приводить положительные и отрицательные примеры влияния деятельности человека на биосферу

Термины и понятия: экология, экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенный, биогеоценоз, биотоп, экологическая ниша, продуценты, консументы, редуценты, цепи питания, биосфера, атмосфера, гидросфера, литосфера, ноосфера, заповедники, заказники


Тематический план


Тема раздела

Кол-во часов

ЛР

Экскурсии

1

Введение в основы общей биологии

1


1

2

Основы учения о клетке

4

1


3

Размножение и индивидуальное развитие организмов

3

1


4

Основы учения о наследственности и изменчивости

6

2


5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

4



6

Происхождение жизни и развитие органического мира

2



7

Учение об эволюции

6

1


8

Происхождение человека (антропогенез)

3



9

Основы экологии

7

1

1

Итого

36

6

2



Темы и содержание лабораторных работ:


№1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток»;

№2 «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток»;

№3 «Решение генетических задач»;

№4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условий»;

№5 «Приспособленность организмов к среде обитания»;

№6 «Оценка санитарно-гигиенического состояния своего рабочего места».


Темы экскурсий:


№ 1. «Биологическое разнообразие вокруг нас», экскурсия в природу;

№ 2. «История живой природы местного региона», экскурсия Областной Краеведческий музей;

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Основы общей биологии» 9 класс, 36ч


Название раздела, темы, урока

Содержание

урока


Дом.

задание

Тип урока

Форма урока

ПР

ЛР

Инфор сопровождение



Дата план

Дата факт


ТЕМА 1. Ведение в основы общей биологии ( 1ч)








1

Введение в основы общей биологии. Экскурсия №1
«Биологическое разнообразие вокруг нас»

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства

живой природы Разнообразие форм живых организмов на Земле, биосфера; общие особенности обитателей четырех сред жизни






Биологический эксперимент.

§1-3

урок изучения нового материала

Вводная лекция с элементами беседы


Мультимедийная презентация

Введение в основы общей биологии.

01.09


Основы учения о клетке (4ч)

2

Цитология - наука о клетке.

Лабораторная работа №1 по теме: «Сравнение растительной и животной клеток»

Наблюдение, описание и измерение биологических объектов; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий

§4

Оформить лабораторную работу

Урок изучения нового материала

Вводная лекция,

практическое занятие

ЛР №1

Мультимедийная презентация


08.09


3

Химический состав клетки

Химический состав клетки Строение и функции белков и нуклеиновых кислот.

§5-6 Выучить функции белков

Урок изучения нового материала

Лекция с элементами беседы



Мультимедийная презентация

Белки

15.09


4

Строение клетки Лабораторная работа №2 по теме: «Органоиды клетки и их функции»

Строение клетки: мембрана, цитоплазма, ядро Строение клетки: ЭПС,Аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии.

§7 Оформить работу в тетради

Комбинированный урок

Практическое занятие

ЛР №2


22.09


5

Обмен веществ - основа существования клеток


Анаболизм, катаболизм

Биосинтез белков Фотосинтез

Обмен веществ и превращение энергии; понятие о клеточном дыхании как процессе биологического окисления; локализация этапов энергетического обмена


§9-12

Урок изучения нового материала

Семинар


Мультимедийная презентация

«Фотосинтез»

29.09


Размножение и индивидуальное развитие организмов (3ч)

6

Типы размножения организмов

Бесполое и половое размножение

§13

Урок изучения нового материала

Вводная лекция с элементами беседы


Мультимедийная презентация

«Размножение организмов»

06.10


7

Клеточное деление. Митоз. Мейоз

Лабораторная работа №3 по теме: "Изучение митоза на постоянных микропрепаратах"

Деление клетки-основа размножения, роста и развития организмов. Гены и хромосомы,

ЛР №3"Изучение митоза на постоянных микропрепаратах"

§14

Вопросы 1-4, стр.51

Комбинированный урок

Лекция, практическое занятие

ЛР №3


13.10


8

Индивидуальное развитие организмов и его этапы

Онтогенез

§16

Урок изучения нового материала

Лекция



20.10


Основы генетики (6ч)

9

Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики

История развития науки о наследственности и изменчивости организмов; Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

§17§18

Выучить термины

Урок изучения нового материала

Лекция




27.10


10

Генетические опыты Менделя

Моногибридное скрещивание. Первый и второй закон Менделя.

§19

Комбинированный

Лекция,


ПР


10.11


11

Дигибридное скрещивание.

Практическая работа №1 «Решение генетических задач»

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

§20

Уметь решать задачи

Комбинированный

Лекция,

практическое занятие

Пр


17.11


12

Сцепленное наследование генов и кроссинговер

X- Y-хромосомы, аутосомы, наследование, сцепленное с полом

§21-23

Комбинированный

Лекция,

практическое занятие



24.11


13

Наследственная и ненаследственная изменчивость Лабораторная работа №4 по теме: «Модификационная изменчивость»


Наследственная и ненаследственная изменчивость. выявление изменчивости организмов

§24-25

Оформить работу в тетради

Комбинированный

Дискуссионная группа практическое занятие



01.12


14

Наследственные болезни человека

Нарушение в строении и функционировании клеток-одна из причин заболевания организмов

§26

Комбинированный

Лекция с элементами беседы



08.12


Основы селекции (4ч)

15

Генетические основы селекции организмов

Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними

§27

Выучить термины

урок изучения нового материала

Вводная лекция



12.12


16

Особенности селекции растений.

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Культурные растения и их происхождении; работы Н.И.Вавилова; значение учения о центрах происхождения и многообразия культурных растений для развития селекции

§28 Таблица стр. 107

Индивидуальные задания

комбинированный

Лекция с элементами беседы



22.12


17

Особенности селекции животных и микроорганизмов

углубить знания о домашних животных и их происхождении; показать роль современных методов в селекционной работе по созданию новых пород животных Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий и грибов в биотехнологии

§30 Вопросы 1-4 Стр.113

комбинированный

Лекция с элементами беседы



29.12


18

Зачетная работа № 2 по теме: ««Основы учения о клетке. Размножение и индивидуальное развитие организмов Генетика. Селекция»


Урок контроля

Зачет



12.01



Зачет № 2 по теме: «Основы учения о клетке. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Генетика. Селекция».






Происхождение жизни и развитие органического мира (2ч)

19

Представления о возникновении жизни на Земле

Биогенез, абиогенез Абиогенный синтез органических веществ Представления о начальных этапах биологической эволюции; проанализировать значение появления хлорофиллов, эукариот и фотосинтеза для дальнейшего развития жизни на Земле

§32 -34

Знать гипотезы

Урок изучения нового материала

Вводная лекция


Мультимедийная презентация

«Возникновение жизни на Земле»

19.01


20

Этапы развития жизни на Земле

Этапы развития жизни на Земле

§35 Таблица в тетради

Комбинированный

Семинар



26.01


Учение об эволюции (6ч)

21

Идея развития органического мира в биологии

Теория Ламарка. Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность

§36

Урок изучения нового

Вводная лекция



02.02


22

Основные положения теории Чарльза Дарвина об эволюции органического мира

Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции

§37

Выучить термины

Комбинированный

Лекция



09.02


23

Движущие силы и результаты эволюции

систематизировать знания о движущих силах эволюции; углубить знания об эволюционном значении наследственности и изменчивости организмов; расширить знания о естественном отборе, его формах . Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания

§37

Комбинированный

лекция



16.02


24

Вид, его критерии и структура

Лабораторная работа №5 по теме: "Изучение критериев вида"

Вид, его критерии и структура

Популяция.

§39

Оформить работу в тетради

Комбинированный

Лекция,

практическое занятие


ЛР №5


23.02


25

Макроэволюция

Лабораторная работа №6 Основные направления эволюции.

Выявление типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; Лабораторная работа №6 по теме:

"Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций и дегенераций у животных"


§41-42

Комбинированный

Лекция

ЛР №6


01.03


26

Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов

Влияние человеческой деятельности на микроэволюционные процессы в популяциях; проблема вымирания и сохранения редких видов


Комбинированный

Эвристическая беседа



08.03


Происхождение человека (3ч)

27

Место и особенности человека в системе органического мира

Происхождение человека от животных; систематическое положение человека; коренные различия между человекообразными обезьянами и человеком История становления научных взглядов на происхождение и историческое развитие человека; вклад Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина в разработку проблемы происхождения человека

§44-45 Схема

стр.169

Урок изучения нового материала

Лекция




15.03


28

Этапы эволюции вида Человек разумный

Эволюция органического мира; стадии эволюции человека.

§46

Комбинированный

Дискуссионная группа



22.03


29

Биосоциальная сущность вида Человек разумный

Этапы антропогенеза; знания об особенностях внешнего строения о образа жизни кроманьонцев; биосоциальная сущность человека

§47-48

Комбинированный

Эвристическая беседа



05.04


Основы экологии (7ч)

30

Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука

Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам

§50

Урок изучения

Нового

материала

Вводная лекция


Мультимедийная презентация

«Среды жизни»

12.04


31

Лабораторная работа №7 по теме:

Приспособленность организмов к действиям факторов среды


Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

§52

Комбинированный

Лекция,

практическое занятие


ЛР №7


19.04


32

Биотические связи в природе Популяция

Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах) Популяции как форма существования видов в природе

Функционирование популяции и динамика ее численности в природе Понятие о популяциях как особых надорганизменных системах; основные качественные, количественные характеристики популяций

§53-55

Выучить термины

Комбинированный

Эвристическая беседа




26.04


33

Экосистемная организация живой природы

Знания о таких природных надорганизменных системах, как биоценозы; роль конкурентных межвидовых отношений в определении видового состава биоценозов Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем

§56

Комбинированный

Эвристическая беседа

А/в обучение


Мультимедийная презентация

«Биогеоценоз»

03.05


34

Биосфера – глобальная экосистема Экологические проблемы Лабораторная работа №8

Анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды

Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей.

Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы

Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы

§57-60

Комбинированный

Лекция




10.05


35

«Лес и водоем как природные экосистемы»

Парк как пример искусственного биогеоценоза»


наблюдения за сезонными изменениями в живой природе

Отчет по экскурсии

Урок комплексного применения знаний

Экскурсия



17.05


36

Зачетная работа № 2 по теме «Происхождение жизни и развитие органического мира. Основы экологии»


Урок контроля знаний

Зачет



24.05


Зачет №2 по темам «Происхождение жизни и развитие органического мира . Учение об эволюции. Происхождение человека. Основы экологии»


5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


5.1.ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ

  1. Программа «Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с.

  2. Учебник И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова «Общая биология» /М., изд. дом "Вентана-Граф", 2010г./

  3. Федеральный компонент образовательного стандарта основного общего образования (2004г)


5.2.ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д. «Методика обучения общей биологии» (М., «Просвещение», 1985 год)

  2. Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии»

  3. (М., «Просвещение», 1981 год)

  4. Лернер Г. И. «Общая биология: поурочные тесты и задания»

  5. («Аквариум» ГИППВ, 2000 год)

  6. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология – в 3 томах»

  7. (Москва, «Мир», 1993 год)

  8. Быков В. Л. «Цитология и общая гистология»

  9. (Санкт-Петербург, СОТИС, 1998 год)

  10. Ауэрбах Ш. «Генетика» (Атомиздат, 1979 год)

  11. Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике» (Минск, «Народная асвета», 1982 год)

  12. Соколовская Б.Х. «Сто задач по молекулярной биологии и генетике» (М., 1981 год)

  13. Грант В. «Эволюция организмов» (М., «Мир», 1980 год)

  14. Алексеев В. П. «Становление человечества» (М., Издательство политической литературы, 1984 год)

  15. Чернова Н. М., Былова А. М. «Экология»

  16. (М., «Просвещение», 1981 год)

  17. «Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2006 год.

  18. Пономарева И.Н. «Экология. Библиотека учителя». Москва, «Вентана-Граф», 2001 год.

  19. «Я иду на урок биологии. Экология. Книга для учителя». Москва, «Первое сентября», 2002 год.

  20. «Опорные конспекты по биологии». Москва, «ИНФРА-М», 2000 год.

  21. Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В., Савинов И.А. «Биология. Материалы к урокам – экскурсиям». Москва, «Издательство НЦ ЭНАС», 2002 год.

  22. Мамонтов Д.И. Электронный курс «Открытая биология». Москва, «Физикон», 2005 год.

  23. Компьютерные иллюстрированные определители объектов природы средней полосы России. Московский полевой учебный Центр «Экосистема», 2006 год.

  24. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 9 класс. 2005 год.


5.3. МЕДИАРЕСУРСЫ

http://uporovo-school.narod2.ru/biblioteka/biblioteka-mediateka/

http://db.inforeg.ru/deposit/catalog/mat.asp?id=12583

http://www.ed.gov.ru/edusupp/metodobesp/component/9067/ (федеральный компонент)

http://www.bankreferatov.ru/db/M/DA4933AB45A9C09F43256A310055205A

http://wikikurgan.orbitel.ru/index.php/Номинация_%22Естественно-математические_дисциплины_(математика,_физика,_химия,_биология,_география)%22

http://chemistry48.ru/dz/dz_biology/10/749-seminar-obmen-veschestv-10-klass-zadaniya-s.html


5.4. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСРОЙСТВА (компьютер, проектор, экран).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!