Планирование воспитательной работы
Ответьте на вопросы:
- зачем?
- как?
- что планировать?
Деятельность классного руководителя
- целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни , личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Планирование воспитательной работы – это педагогическое моделирование деятельности классного руководителя. Планирование воспитательной работы - процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения.
Для чего нужно планирование?
Целесообразное планирование позволяет не только уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий , а также упорядочить протекание воспитательного процесса .
Функции педагогического планирования (Т.В. Ильина):
- направляющая , связанная с определением в процессе планирования сферы, цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных направлений и видов;
- прогнозирующая , заключающаяся в том, что в ходе разработки плана формируется педагогический замысел, проектируется будущее состояние педагогической системы, прогнозируются результаты ее функционирования и развития;
- координирующая (организаторская), позволяющая педагогам с помощью обоснованных и рациональных действий при планировании получить ясный ответ на вопросы: кто, когда и что должен делать;
- контрольная , предоставляющая педагогическому коллективу или
- отдельному педагогу возможность с помощью составленного плана контролировать и корректировать траекторию своего пути к достижению намеченной цели;
- репродуктивная (воспроизводящая), предполагающая то, что через небольшой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.
План ВР предполагает:
- порядок,
- последовательность,
- сроки выполнения мероприятий,
- ответственных,
что позволяет:
- четко осознать цель , стратегические и тактические задачи воспитания ;
- целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы воспитательной работы ;
- спрогнозировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии коллектива и каждой личности.
Цель деятельности классного руководителя
- создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
- формирование и развитие коллектива класса;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- формирование здорового образа жизни;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- защита прав и интересов обучающихся;
- организация системной работы с обучающимися в классе;
- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.
Виды планов:
- перспективный, календарный;
- план воспитательной работы классного руководителя с коллективом и индивидуальностью,
- план работы объединений (кружков, секций, клубов и т.д.);
- план отдельного воспитательного мероприятия (общего, группового).
- Как вариант, может существовать дневник педагогических наблюдений за воспитанниками, их личностным ростом и проблемами и успехами в духовно-нравственной сфере.
Основные требования к плану воспитательной работы:
- Целенаправленность плана – планируемое содержание и формы работы предусматривает реализацию конкретных целей и задач.
- Ориентированность плана на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений учащихся и их родителей при планировании, изучение их ценностных ориентаций.
- Связь воспитательного процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей.
- Комплексный характер плана: разнообразие содержания и форм работы; развитие многообразных интересов и способностей детей; включение детей в разные виды деятельности.
- Соответствие возрастным особенностям
Методические рекомендации по планированию воспитательной работы классного руководителя (1 вариант)
Примерная структура плана воспитательной работы классного руководителя:
- Анализ воспитательной деятельности за прошедший учебный год (если с классом работали ранее).
- Воспитательные цели и задачи на предстоящий период работы, основанные на анализе воспитательной деятельности и диагностики классного коллектива на начало учебного года.
- Характеристика классного коллектива совместно с социальным паспортом класса.
- Жизнедеятельность классного коллектива.
- Работа с родителями учащихся.
- Совместная деятельность с общественностью.
- Индивидуальная работа с учащимися (индивидуальная карта ученика, портфолио)
- Работа с учащимися из “группы риска”.
- Взаимодействие с учителями – предметниками.
- Педагогические наблюдения.
- Литература для проводимых мероприятий.
Анализируя воспитательную деятельность за прошедший период, педагог выясняет, что сделано с классом:
- А) количество проведённых мероприятий, формы и методы проводимых мероприятий, их результативность, влияние на классный коллектив, в общем, и в частности на отдельных воспитанников, которые находятся у педагога на контроле;
- Б) работа с органами самоуправления – активность общая и отмечаются отдельные активисты по классу и школе;
- В) работа с родителями – формы работы, их эффективность, результаты совместных КТД, активные родители, на которых опирается в работе педагог;
- Г) работа с общественностью – какие структуры были задействованы, насколько эффективно сработано это взаимодействие, формы работы;
- Д) итоговые выводы по анализу воспитательной деятельности с классом – какие задачи в процессе работы решены и что не удалось выполнить полностью и почему.
Сделав вывод, классный руководитель видит: над, чем необходимо ему работать в этом году, какие цели и задачи поставить на будущее.
Целеполагание
- Целеполагание – важнейший компонент любой осознанной педагогической деятельности. Цели определяют принципы, содержание, формы и методы деятельности педагога.
- Классный руководитель может поставить перед собой, детьми, родителями и учителями разнообразные цели: глобальные и частные, ближайшие, средние и далёкие, стратегические и тактические.
- Необходимо при целеполагании опираться на пожелания учащихся и учитывать следующие требования:
- реальность – выдвижение и обоснование целей, с учётом возможностей конкретной ситуации;
- преемственность – осуществление связей между целями и задачами на каждом этапе деятельности;
- согласованность и непротиворечивость – включение в процесс целеполагания всех участников деятельности;
- конкретность – направленность на достижение результата, который можно “измерить”;
- диагностичность – выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей всех участников педагогического процесса.
Жизнедеятельность классного коллектива
- Жизнедеятельность классного коллектива строится по типу линейно - хронологического плана, где содержится перечень мероприятий, расположенных понедельно.
- Определяются приоритетные направления воспитательной деятельности, исходя из цели работы школы.
- Общекультурное направление – эстетическое развитие, культура здоровья, экология
- Общеинтеллектуальное направление – работа на уроке и внеурочная деятельность через внеклассные предметные мероприятия
- Социально-нравственное направление – самоуправление, профессиональная подготовка.
Работа с семьей
- предполагает наличие разработанных тематик родительских собраний, работу с классным родительским комитетом.
- Отдельно фиксируются протоколы родительских собраний и заседаний родительского комитета.
Связь с общественностью
- является необходимым звеном плана воспитательной работы, т.к. учащиеся не живут изолированно, общаясь только со своими одноклассниками в школе и семьей.
Педагогические наблюдения
- Мероприятия планируются исходя из социального заказа родителей, пожеланий учащихся и потребностей современного времени.
- Педагог ведёт страницу “Педагогические наблюдения”, где фиксирует результативность проводимых мероприятий, эффективность выбранных форм и методов, участие детей, родителей и общественности в реализации запланированных дел .
- Но при этом важно не перегружать план. В месяц разумно проводить два классных часа (время классного руководителя для работы с классом в любой форме – организационный и тематический) и одно коллективное дело. Остальное время отводится на индивидуальную работу, встречи с родителями, учителями и текущие дела по заполнению документации классного руководителя.
- Проводимые воспитательные мероприятия, классный руководитель накапливает в своей методической копилке – это конспекты бесед по различным тематикам, планы КТД, сценарии и т.д..
Индивидуальная работа с учащимися
- необходима для отслеживания развития личности каждого воспитанника.
- “ Индивидуальная карта ученика”, где фиксируются его психо-физиологическое, интеллектуальное и нравственное развитие
- “ Портфолио ученика” - это, как правило, отдельная папка, в которую ученик вносит свои достижения по разделам:
-Резюме-знакомство
-Мои учебные успехи
-Научно-исследовательская и другая внеурочная деятельность
-Сундук регалий – грамоты, дипломы, медали, благодарности и др.
Работа с учащимися из “группы риска”
- Педагог внимательно следит за развитием такого ребёнка, намечая индивидуальный план работы с ним, записывая встречи и беседы с таким учеником, давая необходимые советы воспитаннику и его родителям, подводя итоги такой индивидуальной работы.
Работа с учителями – предметниками
- строится не только на консультации о слабо и хорошо успевающих учениках, но и отслеживании учащихся “зоны повышенного внимания”, т.е. ребят, к которым необходим индивидуальный подход в связи с их психо-физиологическими особенностями, ребят, которым необходима индивидуальная консультация по тому или иному предмету.
Методические рекомендации по планированию воспитательной работы классного руководителя (2 вариант)
I БЛОК.
- анализ воспитательной работы за прошедший год,
- характеристика класса,
- воспитательные задачи.
Анализ:
- эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году,
- развития учащихся класса,
- динамики социальной ситуации развития учащихся,
- развития коллектива класса,
- организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя,
- участия учащихся класса в жизнедеятельности школы,
- педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса и с родительским активом,
- организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса,
- выводы.
Психолого – педагогическая характеристика:
- общие сведения о коллективе (мальчики, девочки и т.д.),
- успеваемость(отличники, ударники и т.д.),
- состояние дисциплины,
- краткая характеристика коллектива,
- краткая характеристика актива,
- характеристика общения в группах,
- познавательный потенциал и познавательная активность учащихся,
- творческий потенциал и творческая активность,
- уровень воспитанности учащихся, усвоение ими социального опыта,
- таблица воспитанности учащихся.
II БЛОК.
- Изучение эффективности воспитательного процесса в классе.
III БЛОК. Организаторская деятельность КР
I. Организация воспитывающей деятельности.
№
1
Виды работ
Содержание работы учащихся
Общественно – полезная
2
3
Анализ
Познавательная
Ценностно – ориентировочная
4
Художественно – творческая
5
Свободное общение, досуг
II. Развитие коллектива.
№
Средства
1
2
Содержание работы учащихся
Коллективная творческая деятельность
3
Самоуправление
Анализ
Влияние на межличностные отношения
4
Традиции коллектива
III Воспитание личности(индивидуальный подход)
№
1
Средства.
2
Изучение учащихся
Содержание работы с учащимися
Анализ
Работа с семьей
3
4
Работа с учащимися «Группы риска»
5
Работа с «малым коллективом»(учителя предметники, педагоги доп.обр.)
Помощь в организации самообразования и самовоспитания.
IV. БЛОК.
- Гностическая деятельность классного руководителя. (ведение индивидуальных мониторинговых карт, составление графиков изменения воспитанности учащихся и др.
Планирование – творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми, который является насущной частью профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Существуют разные подходы к планированию:
- целенаправленность плана
- учёт возрастных особенностей учащихся, ведущих интересов в классном коллективе
- преемственность, систематичность, последовательность планированных дел
- разнообразие форм и методов
- творческий характер планирования
При планировании воспитательной работы важно помнить о том, что существуют 4 этапа становления воспитательной системы класса:
I
Проективный
II
Всестороннее изучение детей. Диагностика изучения личности учеников. Методический поиск, разработка модели воспитательной системы
Практический
III
Обобщающий
Внедрение разработанной воспитательной системы, реализация основных направлений и идей. Апробация выбранных методов и форм.
IV
Подведение первых итогов реализации воспитательной системы. Проведение сравнительных анализов, изучения результатов и эффективности воспитания
Корректировочный
Этап исправления ошибок. Приближение ученика к модели выпускника
Методические рекомендации по планированию воспитательной работы классного руководителя (3, 4 варианты) Рассмотрите предложенные планы воспитательной работы. Выделите схожие и отличительные черты
Практическое задание:
- Рассмотрите предложенные направления работы классного руководителя.
- Составьте схему, включающую основные направления воспитательной работы с учащимися младшего школьного возраста.
Домашнее на зачет:
- Составьте план деятельности классного руководителя, учитывая Должностные инструкции КР, Положение о деятельности КР, Профессиограмму К.Р.
- Подготовьте публичную защиту своего плана с использованием электронной презентации.