Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программы основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263).
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.
Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы; приложения к программе.
В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.
Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.
Концептуальной основой раздела биологии 7 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.
Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Межпредметные связи и преемственность: Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как география, экология.
Учебно-тематический план.
Тема1: Общие сведения о мире животных.(5 часов). Зоология – наука о животных. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.
Тема2: Строение тела животных (3 часа). Клетка. Ткани. Органы и системы органов.
Тема3: Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные (4 часа). Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Класс Жгутиконосцы. Тип Инфузории. Многообразие простейших. Паразитические простейшие
Тема4: Подцарство Многоклеточные животные (3 часа). Тип Кишечнополостные. Морские кишечнополостные.
Тема5: Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 часов). Тип Плоские черви. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви.
Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви.
Тема6: Тип Моллюски (4 часа). Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски. Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие моллюски.
Тема7: Тип Членистоногие (7 часов). Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.
Тема8: Тип Хордовые(6 часов). Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные. Подтип Черепные . Надкласс Рыбы. Внутреннее строение рыбы (на примере костистой). Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.
Тема9: Класс Земноводные, или Амфибии (4 часа). Места обитания и строение земноводных. Строение и деятельность внутренних органов. Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных.
Тема10: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 часа). Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.
Тема11: Класс Птицы ( 7 часов). Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птиц. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.
Тема12: Класс Млекопитающие, или Звери (10 часов). Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих. Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервные системы, пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие, или Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные. Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные Непарнокопытные, Хоботные, Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.
Тема13: Развитие животного мира на Земле (5 часов). Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Основные этапы развития животного мира на Земле.
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы.
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов.
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы животных; на живых объектах и таблицах животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008
В.М.Константинов. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1,2. – М.: Вентана-Граф, 2010.
1) В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2008
2) Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с.
1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;
2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;
3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;
4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;
5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.;
№ урока п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания или основные понятия урока | Виды деятельности учащихся | Лабораторные работы | Формы контроля | Оборудование нагляд ность | Дом. задание | Дата по плану | Дата Корректировка |
1 | Зоология – наука о животных. | Вводный урок | Зоология, морфология, анатомия, физиология, эмбриология генетика, промысловые животные | Чтение, заучивание слушание, составление планов, рассказывание, рассматривание иллюстраций | | | | §1, р.т § 1 № 1, 2, 4, 5 | 4.09.15 | |
2 | Среды жизни и места обитания животны. Взаимосвязи животных в природе. | Комбини- рованный урок | Нектон, хищничество, паразиты, квартиранство, симбиоз, пищевые цепи, продуценты, консументы, редуценты | Чтение заучивание, слушание, составление планов, рассказывание, рассматривание иллюстраций | | Устный опрос | компьютер, мультиме дийный проектор | § 2, рабочая тетрадь § 2 задания 2, 4, 5 | 7.09.15 | |
3 | Классификация животных и основные систематические группы. | Урок изучения нового материала. | Классификация, популяция, тип | Чтение, заучивание, слушание, составле ние планов, рассказывание, рассматривание иллюстраций | | Устный опрос | компьютер, мультиме- дийный проектор | § 3, рабочая тетрадь § 3 задания 1, 2, 5 | 11.09.15 | |
4 | Влияние человека на животных. | Комбинированный урок. | Заповедник, красная книга | Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций | | Устный опрос | компьютер, мультиме- дийный проектор | § 4, рабочая тетрадь § 4 задания 2,4 | 14.09.15 | |
5 | Краткая история развития зоологии. | Урок изучения нового материала. | Позвоночные и беспозвоночные животные | Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций | | Устный опрос | | | 18.09 | |
Тема: Строение тела животных (3 часа). |
6 | Клетка. | Комбинированный урок. | Цитология, рибосомы, АГ, клеточный центр, лизосомы, митохондрии | Чтение, заучивание, слушание, рассматривание иллюстраций | | Самостоятельная работа | | | 21.09.15 | |
7 | Ткани. | Урок изучения нового материала | Ткань, кровь, мышечная, нервная, эпителиальная, соединительная ткани. | Чтение, заучивание, слушание, рассматривание иллюстраций | | Устный опрос | | | 25.09 | |
8 | Органы и системы органов. | Урок изучения нового материала. | Орган, ферменты, рефлекс, гормоны, гермафродиты | Чтение, заучивание, слушание, рассматривание иллюстраций | | Устный опрос | | | 28.09 | |
Тема: Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные (4 часа). |
9 | Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые | Комбини-рованный урок | Циста, глазок, клеточный рот | Чтение, заучивание, слушание, рассматривание иллюстраций | | Уст ный опрос | | | 2.10.12 | |
10 | Класс Жгутиконосцы. | Урок изучения нового материала. | Колония, жгутиконосцы, автотрофное и гетеротрофное питание | Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций | | Уст ный опрос | | | 5.10.12 | |
11 | Тип Инфузории. | Урок изучения нового материала. | Реснички, трихоцисты, конъюгация | Лабораторный практикум | Лабораторная работа № 1 « Строение и передвижение инфузо рии туфельки» | Лабораторный практикум | | | 9.10.12 | |
12 | Многообразие простейших. Паразитические простейшие. | Урок обобщения. | Паразит, саркодовые, жгутиконосцы | Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций | | Устный опрос | | | 12.10.12 | |
Тема: Подцарство Многоклеточные животные (3 часа). | | | | | | | | | | |
13 | Тип Кишечнополостные. | Урок изучения нового материала. | Симметрия, стрекательные клетки, полип, медуза, эктодерма, энтодерма, подошва, почкование, регенерация | Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций | | Устный опрос | | | 23.10.12 | |
14 | Морские кишечнополост ные. | Комбинированный урок | Раздельнополые, ганглии | Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций | | Устный опрос | | | 26.10.12 | |
15 | Обобщающий урок по теме: «Подцарство Многоклеточные животные» | Урок контроля | | Тестирование | | Самос-тоятель-ная работа | | | 30.10.12 | |
Тема: Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 часов). | | | | | | | | | | |
16 | Тип Плоские черви. | Урок изучения нового материала. | Плоские черви, паренхима, кожно-мускульный мешок, семенники, семяпроводы, яичники, яйцеводы | Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций | | | | | 2.11.12 | |
17 | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. | Урок изучения нового материала. | Эндопаразиты, класс сосальщики, цикл развития, паразит, промежуточный и окончательный хозяин | Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций | | Устный опрос | | | 6.11.12 | |
18 | Тип Круглые черви. | Комбинированный урок. | Гиподерма, кутикула, анальное отверстие, нервные стволы | Самостоятельная работа заучивание, слушание, рассматривание иллюстраций | | Самостоятельная работа | | § 17, рабочая тетрадь §17 задания 3,5 | 9.11.15 | |
19 | Тип Кольчатые черви. | Урок изучения нового материала | Вторичная полость, сегменты, гидроскелет, параподии, выделительные трубочки | Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций | | Устный опрос | | § 18, рабочая тетрадь § 18 задание 1, нарисовать рис.64 | 13.11.15 | |
20 | Класс Малоще- тинковые черви. | Комбинированный урок. | Глотка, зоб, пищевод, мускульный желудок, задняя кишка, светочувствительные клетки | Лабораторный практикум | Лабораторная работа № 2, 3: «Внешнее строение дождево го червя. Внутрен нее строение дождево го червя» | | | § 19, рабочая тетрадь § 19 задание 5 | 16.11.15 | |
21 | Обобщение и повторение по теме «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви». | | | Проверочная работа | | Проверочная работа | | | 27.11.15 | |
Тема: Тип Моллюски (4 часа). |
22 | Общая характеристика типа Моллюски. | Урок изучения нового материала. | Перламутр, нога, голова, мантия, мантийная полость, терка, жабры | Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций | | | | § 20, рабочая тетрадь § 20 задание 1,2, 4 | 30.11.15 | |
2 триместр(20часов) |
23 | Класс Брюхоногие моллюски. | Комби нирован ный урок | Мешковидное туловище, левая почка, нервные узлы | Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций | | Устный опрос | | § 21, рабочая тетрадь § 21 задание 1,4 | 4.12.15 | |
24 | Класс Двустворчатые моллюски. | Комбинированный урок | Сифоны, биссус, сердце, фильтраторы, желудочек, предсердие, мускулы-замыкатели | Лабораторный практикум | Лабораторная работа № 4. «Внеш нее строение раковин пресно водных и морских моллюс ков» | | | § 22, рабочая тетрадь § 22 задание 1,2, 3 | 7.12.15 | |
25 | Класс Головоногие моллюски. | Комбини-рованный урок | Ядовитые слюнные железы, замкнутая кровеносная система, половой диморфизм, сперматофоры, чернильный мешок, мозг | Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций | | Устный опрос | | § 23, рабочая тетрадь § 23 задание 2, 3, 4 | 11.12.15 | |
Тема: Тип Членистоногие (7 часов). |
26 | Класс Ракообразные. | Урок изучения нового материала. | Линька, грудь, брюшко, ногочелюсти, ходильные ноги, клешни, гемолимфа, зеленые железы, бнц | Тестирование заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций | | тест | | § 24, рабочая тетрадь § 24 задание 1, 3 | 14.12.15 | |
27 | Класс Паукооб разные. | Урок изучения нового материала. | Головогрудь, брюшко, легкие, трахеи, хелицеры, ходильные ноги, паутинные бородавки, кокон, мальпигиевые сосуды | Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций | | Уст ный опрос | | § 25, рабочая тетрадь § 25 задание 1,2, 3, 5 | 18.12.15 | |
28 | Класс Насекомые. | Урок изучения нового материала. | Сложные глаза, простые глазки, пара усиков, крылья, желудок жевательный, трахеи, дыхальца | Лабораторный практикум | Лабораторная работа № 5:»Внешнее строение насекомого» | | | § 26, рабочая тетрадь § 26 задание 2, 4, 5 | 21.12.15 | |
29 | Типы развития насекомых. | Комбини- рованный урок | Полное и неполное превращение | Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций | | Устный опрос | | § 27, рабочая тетрадь § 27 задание 3, 5 | 25.12.15 | |
30 | Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. | Комбини-рованный урок | Общественные насекомые, ме6доносная и рабочая пчела, матка, грена, шелк, медовый зобик, мед, воск, соты, перга, инстинкт | Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций | | Устный опрос | | § 28, рабочая тетрадь § 28 задание 1, 4 | 28.12.15 | |
31 | Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. | Комбинированный урок | | Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций | | Устный опрос | | § 29, рабочая тетрадь § 29 задание 3, 4 | 11.01.16 | |
32 | Обобщение знаний по темам 4-7. | Урок контроля | | Самостоятельная работа | | Самос тоятель-ная работа | | | 15.01.16 | |
Тема: Тип Хордовые. (6 часов) | | | | | | | | | | |
33 | Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные. | Урок изучения нового материла. | Осевой скелет, хорда, нервная трубка, вторичноротые | Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций | | | | § 30 стр. 146-151 | 18.01.16 | |
34 | Подтип Черепные Надкласс Рыбы. | Урок изучения нового материала. | Осязательные клетки, энтодерма, эктодерма, мезодерма, плавники, боковая линия, челюсти, внутреннее ухо | Лабораторный практикум | Лабораторная работа № 6. «Внеш нее строе ние рыбы» | | | § 30 стр 151, § 31 | 22.01.16 | |
35 | Внутреннее строение рыбы(на примере костис той). | Урок изуче ния нового материала. | Позвоночник, ребра, головной мозг, мозжечок, спинной мозг, почки, мочеточник, мочевой пузырь | Лабораторный практикум | Лабораторная работа № 7. «Внутреннее строе ние тела рыбы» | | | § 32, рабочая тетрадь § 32 задание 1,3 | 25.01.16 | |
36 | Особенности размножения рыб. | Комби нирован ный урок | Икринки, молоки, миграция, нерест, нагул, проходные рыбы | Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций | | Устный опрос | | § 33, рабочая тетрадь § 33 задание 1,2 | 29.01.16 | |
37 | Основные систематические группы рыб. | Комби нирован ный урок | Лучеперые, лопастепе рые, костные и хрящевые рыбы | Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций, Самостоятельная работа | | Самостоя тель ная рабо та | | § 34 | 1.02.16 | |
38 | Промыс ловые рыбы. Их использо вание и охрана. | Урок контро ля | Рыболовство,акклиматизация, рыбовод ство прудовое и аквариум ное | Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций | | Уст ный опрос | | § 35 | 5.02.16 | |
Тема: Класс Земноводные, или Амфибии (4 часа). |
39 | Места обитания и строение земновод ных. | Урок изуче ния нового материала. | Подвижные веки, легкие, кожные железы, плавательная перепонка, барабанная перепонка, слезные железы, холод нокров ные живот ные | | | Уст ный опрос | | § 36, рабочая тетрадь § 36 задание 3, 5 | 8.02.16 | |
40 | Строение и деятель ность внутрен них органов. | Урок изуче ния нового материа ла. | 12перстная кишка, тонкий и толс тый кишеч ник, клоака, газооб мен, смешанная кровь | | | Уст ный опрос | | § 37 | 12.02.16 | |
41 | Годовой цикл жизни и происхождение земновод ных. | Урок изуче ния нового материа ла. | Годо вой жизненный цикл, оцепе нение, развитие с превраще нием, головастик | | | Тест | | § 38 | 15.02.16 | |
42 | Многооб разие и значение земноводных. | Комби нирован ный урок | Бесхвостые, хвостатые, безно гие земно вод ные | | | Уст ный опрос | | § 39, рабочая тетрадь § 39 задание 1,2,3 | 26.02.16 | |
3 триместр (26 часов) |
Тема: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 часа). |
43 | Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. | Урок изуче ния нового материа ла. | Сухая кожа, роговая чешуя, линька, роговые щитки, обонятельные органы, мыщелок, атлант, эпистрофей, грудная клетка | | | Уст ный опрос | | | 1.03.16 | |
44 | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. | Урок изуче ния нового материала. | Пищеварение, слюна, желудочный сок, ядови- тый зуб, термолокатор, когти, спячка | | | Уст ный опрос | | | 5.03.16 | |
45 | Многообразие пресмыкаю-щихся | Комби нирован ный урок | Прозрачные роговые веки, костный панцирь | | | Уст ный опрос | | | 12.03.16 | |
46 | Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся. | Урок контроля | Пищевые связи, мясистые губы, живое ископаемое | | | Самос-тоятель ная работа | | | 15.03.16 | |
Тема: Класс Птицы ( 7 часов). |
47 | Среда обитания и внешнее строение птиц. | Урок изуче ния нового материала. | Миграции, клюв, надклювье, подклювье, копчиковая железа, перья | | Лабора торная работа № 8. « Внеш нее строе ние птиц» | | | § 44, рабочая тетрадь § 44 задание 3, 4 | 19.03.16 | |
48 | Опорно-двигательная система птиц. | Урок изуче ния нового материа ла. | Крес тец, воздушные полос ти, откры тый таз, киль, груди на, цевка, пряжка | | Лабора торная работа № 9. «Внут реннее строение птиц» | | | § 45 рабочая тетрадь § 45 задание 1, 4 | 22.03.16 | |
49 | Внутреннее строение птиц. | Урок изуче ния нового материа ла. | Зоб, желудки, воздушные мешки, артериальная и венозная кровь, цветное зрение, условные рефлексы | | | Уст ный опрос | | § 46, рабочая тетрадь § 46 задание 2,3 | 26.03.16 | |
50 | Размножение и развитие птиц. | Комби нирован ный урок. | Халазы, яйце вой зуб, желток, белок, оболочки | | | Тест | | § 47 | 29.03.16 | |
51 | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. | Комби нирован ный урок | Размножение, гнездование, зимовка, колонии, оседлые, кочующие и перелетные птицы | | | Уст ный опрос | | § 48 | 2.04.16 | |
52 | Многообразие птиц. | Комбинированный урок | Экологические группы, птицы растительноядные, хищные, всеядные | | | Уст ный опрос | | § 49 | 5.04.16 | |
53 | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. | Комбинированный урок | Домашние птицы, охотнично- промысло вые | | | Уст ный опрос | | § 50, рабочая тетрадь § 50 задание 1,2,3 | 16.04.16 | |
Тема: Класс Млекопитающие, или Звери (10 часов). |
54 | Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих. | Урок изучения нового материала. | Шерсть, вибриссы, слезные, сальные, потто вые, пахучие, млечные железы | | | Само стоя тель ная рабо та | | § 51 | 19.04.16 | |
55 | Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервные системы. | Урок изуче ния нового материала. | Мозг: полушария, кора, извилины, борозды, мозжечок | | Лабораторная рабо та № 10: «Внутрен нее строение млекопитающих» | | | § 52 стр. 77-81 | 23.04.16 | |
56 | Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы. | Урок изучения нового материала. | Диафрагма, трахеи, бронхи, рубец, сетка, книжка, сычуг, артерии, вены, капилляры | | | Устный опрос | | § 52 стр. 81-83 рабочая тетрадь § 52 задание 1,3, 4 | 26.04.16 | |
57 | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. | Комбинированный урок. | Плацента, линька, спячка, зимовка, численность | | | Устный опрос | | § 53 | 30.04.16 | |
58 | Происхождение и многообразие млекопи-тающих. | Комбинированный урок. | Шерсть, рога, копыта, когти, ногти, альвеолярные зубы | | | Тест | | § 54 | 7.05.16 | |
59 | Высшие, или Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные. | Урок изучения нового материала. | Высшие звери, резцы, извилины | | | Уст ный опрос | | § 55 | 14.05.16 | |
60 | Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парноко-пытные, Непарнокопытные Хоботные | Урок изучения нового материала. | Ласты, китовый ус, цедильный аппарат, жвачка, хобот | | | Устный опрос | | § 56, рабочая тетрадь § 56 задание 1,2 | 17.05.16 | |
61 | Отряд Приматы. | Комбинированный урок. | Складки и извилины коры мозга, лицо, мимика, жесты | | | Уст ный опрос | | § 57 | 21.05.16 | |
62 | Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитаю-щих для человека. | Урок контроля | Адаптивные черты, роющие и летающие, водные млекопитающие | | | Самостоятель ная работа | | § 58 § 59 | 24.05.16 | |
Тема: Развитие животного мира на Земле (6 часов). |
63 | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции Основные этапы развития животного мира на Земле. | Комбинированный урок. | Искусственный и естественный отбор | | | Устный опрос | | § 60, 61 | 28.05.16, | |
64 | Обобщение знаний по теме: Развитие животно го мира на Земле. | Комби нирован ный урок | Динозавры | | | Уст ный опрос | | | 31.05.16 | |
65-68 | Резерв. | Комби нирован ный урок. | | | | Уст ный опрос | | | 4.06.16 7.06.16 11.06.16 14.06.16 | |