СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года. Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.  

Просмотр содержимого документа
«Планирование 7 класс»


Статус программы

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программы основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263).

Документы:


  • Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004г № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  • Письмо Минобразования России от 20.02.2004г № 03 –51 -10/14 –03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004г № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».

  • Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  • Учебный план МКОУ « СОШ им.А.Т.Кучмезова с.п.Герпегеж» на 2015 -2016 учебный год.


Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.

Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.

Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

  1. нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

  2. соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;

  3. личностная ориентация содержания образования;

  4. деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

  5. усиление воспитывающего потенциала;

  6. формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

  7. обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы; приложения к программе.

В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.

Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.

Концептуальной основой раздела биологии 7 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.

В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:

  1. формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

  2. приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

  3. подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Межпредметные связи и преемственность: Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как география, экология.

Учебно-тематический план.

п/п

Наименование разделов и тем


Всего часов


В том числе на:




Контрольные работы

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся








Лабораторные работы

уроки







1

 Тема1: Общие сведения о мире животных.


5










2

Тема2:  Строение тела животных


3







1



 3

Тема3:Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные


4


1








 4

Тема4: Подцарство Многоклеточные животные


3







1



5

Тема5: Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви


6


2





2



6

Тема6: Тип Моллюски


4







1



7

Тема7: Тип Членистоногие


7


1





2



8

Тема8: Тип Хордовые.


6


2





1



9

Тема9:  Класс Земноводные, или Амфибии


4







1



10

Тема10: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии


4







1



11

Тема11: Класс Птицы


7


2





1



12

Тема12: Класс Млекопитающие, или Звери


10


1





3



13

Тема13: Развитие животного мира на Земле


5











Итого: 68 часов


68


 9


45



13



 

















Содержание рабочей программы:

Тема1: Общие сведения о мире животных.(5  часов).  Зоология – наука о животных. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.

Тема2:  Строение тела животных (3 часа).  Клетка. Ткани. Органы и системы органов.

                Тема3: Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные (4 часа). Тип Саркодовые и Жгутиконосцы.  Класс Саркодовые. Класс  Жгутиконосцы. Тип               Инфузории.  Многообразие простейших.  Паразитические простейшие

Тема4: Подцарство Многоклеточные животные (3 часа).   Тип  Кишечнополостные. Морские кишечнополостные.

Тема5: Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 часов).  Тип Плоские черви. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви.

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви.

Тема6: Тип Моллюски (4 часа).  Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски. Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие       моллюски.

Тема7: Тип Членистоногие (7 часов).    Класс Ракообразные. Класс Паукообразные.  Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

Тема8: Тип Хордовые(6 часов). Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные. Подтип Черепные . Надкласс Рыбы. Внутреннее строение рыбы (на примере костистой). Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.

        Тема9:  Класс Земноводные, или Амфибии (4 часа).   Места обитания и строение земноводных. Строение и деятельность внутренних органов. Годовой цикл  жизни  и происхождение земноводных. Многообразие и значение  земноводных.

        Тема10: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 часа). Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.

                 Тема11: Класс Птицы ( 7 часов). Среда обитания и  внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птиц. Размножение и        развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

        Тема12: Класс Млекопитающие, или Звери (10 часов). Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих. Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервные системы, пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.  Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие, или Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные. Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные Непарнокопытные, Хоботные, Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.

Тема13: Развитие животного мира на Земле (5 часов).  Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Основные этапы развития   животного мира на Земле.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы.

- изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов.

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы животных; на живых объектах и таблицах животные;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под   ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008

тетради с печатной основой:

В.М.Константинов. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1,2. – М.: Вентана-Граф, 2010.

а также методических пособий для учителя:

1) В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2008

2) Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся:

Отметка «5» ставится, если ученик:

  1. логично излагает основные положения учебного материала, признаки биологических объектов, процессов и явлений, раскрывает их сущность и взаимосвязь;

  2. конкретизирует теоретические положения примерами, научными фактами;

  3. демонстрирует владение умениями обобщать, анализировать, сравнивать биологические объекты и процессы и на основе этого делает выводы;

  4. демонстрирует знания о признаках биологических объектов (клеток, органов, систем органов и организмов растений, животных, грибов, экосистем); о сущности биологических процессов (обмен веществ, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость);

  5. демонстрирует умения: объяснять роль различных организмов в природе, их взаимосвязь, необходимость защиты окружающей среды; распознавать и описывать на живых объектах и таблицах: органы цветкового растения, органы и системы органов животных, выявлять тип взаимодействия разных видов в экосистеме, составлять цепи питания;

  6. не допускает биологических ошибок и неточностей.

Отметка «4» ставится, если ученик:

  1. не полностью раскрывает теоретические положения и недостаточно широко их иллюстрирует примерами, приводит не все элементы сравнения объектов и явлений, допускает биологические неточности, негрубые биологические ошибки;

  2. демонстрирует освоение вышеназванных знаний, допустив при этом незначительные биологические погрешности и неточности, недостаточно четко владеет умениями распознавать, устанавливать взаимосвязи, анализировать объекты, процессы, явления.

  3. допускает незначительные биологические погрешности и неточности, недостаточно четко демонстрирует владение умениями применять полученные знания для объяснения жизнедеятельности изученных организмов.

Отметка «3» ставится, если ученик:

  1. имеет неполные фрагментарные знания об основных признаках живого, проявляющихся на всех уровнях организации, об особенностях строения и жизнедеятельности растений и животных, неверно трактует биологические понятия, не раскрывает сущность процессов и явлений, делает неправильные выводы, допускает искажения в установлении причины и следствия явления;

  2. имеет отрывочные знания об экологических факторах, экосистемах, неверно раскрывает сущность биологических процессов и явлений, не в полной мере овладевает умениями определять, описывать, распознавать, анализировать объекты и явления;

Отметка «2» ставится, если ученик:

  1. допускает грубые биологические ошибки, приводит отрывочные сведения, примеры, не имеющие отношения к конкретизации теоретических положений, или ответ полностью отсутствует;

  2. допускает грубые биологические ошибки, не демонстрирует владение общеучебными и практическими умениями и навыками, не способен формулировать ответы на наводящие вопросы учителя;

  3. излагает лишь отдельные элементы знаний, не связанные между собой, допускает грубые биологические ошибки, не может применить полученные знания об организме человека в практической деятельности и повседневной жизни.

Учебно-методическое обеспечение:

Литература для учителя:

  1. Анастасова Л.И., Кучменко В.С. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс основной школы. 9 класс. – М.: Дрофа, 2000.

  2. Алексеев В.А.  300 вопросов и ответов о животных океана/ Художник М.В. Душин. – Ярославль: Академия развития, 2003.

  3. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о несекомых/ Художнки М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998.

  4. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах/ Художники В.Х. Янаев, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998

  5. Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. и др./ Под ред. Н.М.Черновой. Экология животных.. 7 класс. Учебное пособие. – М.: Вентана-Граф, 2002.

  6. Бабенко В.Г и др. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.

  7. Калинова Г.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся за курс основной школы. – М.: АСТ-Астрель, 2002.

  8. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -2-е изд. – М.: Дрофа, 2000.

  9. Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные. 7,8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005.

  10. Резникова В.З. Животные. Дидактические карточки. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии. – М.: Школа-Пресс, 1999.

  11. Резникова В.З., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Зачеты по биологии. Живоные: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Лист-Нью, 1999.

  12. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996.

  13. Сухова Т.С. Тесты. Биология: 6-11 классы: Учебное методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.

  14. Сухова Т.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки выпускников основной школы. Сборник тестовых заданий. – М.: Вентана-Граф, 2002.

  15. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.

  16. Шарова И.Х., Мосалов А.А. Биология: Внеклассная работа по зоологии. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

  17. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.

- для учащихся:

1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;

2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;

3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;

4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;

5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.;

Интернет-ресурсы по курсу «Животные»

  1. http://www.bugdreams.com/ -  - материалы о насекомых

  2. http://zooclub.farpost.com -  - Электронный справочник "Животные в России и СНГ". Каталог статей о различных видах домашних и диких животных. Коллекция рефератов по биологии и экологии. Подборка законов и постановлений о животных.

  3. http://bratcev.chat.ru/index.html - Атлас дневных бабочек России. Фотографии, обзоры, научные статьи.****

  4. http://www.bober.ru/ - Все о бобрах. Исследования, литература, фотографии, видео-ролики, рисунки, и другая познавательная информация.****

  5. http://www.aquaria.ru/cgi/fish.cgi - Атлас рыб. Описания, ссылки.****

  6. http://birds.krasu.ru/coll.shtml/ - Все о птицах Средней Сибири..****

  7. http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.****

  8. http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.****

  9. http://plife.chat.ru/ - "Совершенная жизнь" - Энциклопедия удивительных фактов о животном мире.****

  10. http://animals.mega.net.kg/  - "Хищники" - Разнообразная научно-познавательная информация о хищных животных.

  11. http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/ - Жуки (Coleoptera) и колеоптерологи. Сайт содержит разнообразную информацию о жуках - самом многочисленном отряде животных планеты. Большая библиография (более 1000 ссылок) рассредоточена по отдельным страницам.*****

  12. http://www.zooclub.ru/ - "Зооклуб" - Сервер о диких и домашних животных. Кошки, собаки, птицы, лошади, рыбы, грызуны, амфибии, рептилии, членистоногие, фотогалерея.*****

  13. http://e-l-k.narod.ru/ - "Животные - удивительное рядом" - Удивительные факты из жизни животных.*****

  14. http://www.kulichki.com/elephant/ - Фонд защиты слонов - фотографии, статьи, рассказы, сказки и анекдоты о слонах. Ссылки.*****

  15. http://hedgehogs.gp.ru/ - Ежиный уголок Сети. Страничка, посвященная ежам. Описание этого зверька, образ жизни, повадки, размножение. Какие бывают ежи и где они живут, родственники ежей, легенды о ежах, особенности, фотографии и др.****

  16. http://sitim.sitc.ru/Sitim/knowledge/ - Живой мир. Происхождение и образ жизни различных животных: динозавров, мышей, крыс, кротов, приматов, сусликов и др. Материалы из детской энциклопедии. Рубрику ведет Алексей Ожигов, ученик 10 класса.****

  17. http://asgard.hypermart.net/topsites/ - ТОР ресурсов о животных - "Животный мир Интернет". Животный мир Интернет обновляется каждые 30 минут и сбрасывается каждые 2 дня.****

  18. http://entomolog.narod.ru/ - Сайт для энтомологов-любителей, начинающих собирателей насекомых, натуралистов, туристов, путешественников и просто любопытствующих.****

  19. http://natura.spb.ru/ - Развлекательно-познавательный сайт о животных и природе "Ох уж эти животные". Фотографии, статьи и публикации о животном мире.****

  20. http://www.deepseaworld.com/ - Deepsea World - Национальный аквариум Шотландии. На английском языке.

  21. http://www.sch130.nsc.ru/~eva/abc/ - Nature ABC - Энциклопедия по биологии. На английском языке.

  22. http://contex.narod.ru/sitemap.html - Тайны морских глубин - энциклопедия о беспозвоночных, ракообразных и о коллекционирование морских животных.****

  23. http://babochki.narod.ru/ - Цветной Атлас-определитель дневных бабочек Бассейна Озера Байкал.****

  24. http://www.chicago-botanic.org/ - Ботанический сад Чикаго. Карта сада. Иллюстрированный каталог растений, животных, птиц, представленных на территории сада. Научно-популярные публикации о ботанике, зоологии, фитотерапии. (на англ. яз.).***

  25. http://www.aculyaca.wallst.ru/ - В мире акул. Подробная познавательная информация об акулах.***

  26. http://www.photoweb.ru/prophoto/Snark/gallery.htm - Фотогалерея насекомых. Гады, в мире пауков, грибы, в мире трав, синантроп, антропология.***

  27. http://vorona.al.ru/ - Ворона - птица яркая. Рассказ о семействе вороновых: фотографии, портреты и голоса. Тематические ссылки.***

  28. http://livingthings.narod.ru/ - Живые существа. - Электронная иллюстрированная энциклопедия.***





                 Рабочая программа 7 класса

урока п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания или основные понятия урока

 Виды деятельности учащихся

Лабораторные работы

Формы контроля

Оборудование нагляд

ность

Дом.

задание

Дата

по плану

Дата                

Корректировка                                

1

Зоология – наука о животных.

Вводный урок

Зоология,

морфология, анатомия, физиология, эмбриология генетика, промысловые животные

Чтение, заучивание слушание, составление планов, рассказывание, рассматривание иллюстраций




§1, р.т § 1 № 1, 2, 4, 5

4.09.15


2

Среды жизни и места обитания животны.

Взаимосвязи животных в природе.

Комбини-

рованный урок

 Нектон, хищничество, паразиты, квартиранство, симбиоз, пищевые цепи, продуценты, консументы, редуценты

Чтение заучивание, слушание, составление планов, рассказывание, рассматривание иллюстраций


Устный опрос

компьютер, мультиме

дийный проектор

§ 2, рабочая тетрадь  § 2 задания 2, 4, 5

7.09.15


3

Классификация животных и основные систематические группы.

Урок изучения нового материала.

Классификация, популяция, тип

Чтение, заучивание, слушание, составле

ние планов, рассказывание, рассматривание иллюстраций


Устный опрос

компьютер, мультиме-

дийный проектор

§ 3, рабочая тетрадь  § 3 задания 1, 2, 5

11.09.15


4

Влияние человека на животных.

Комбинированный урок.

Заповедник, красная книга

Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций


Устный опрос

компьютер, мультиме-

дийный проектор

§ 4, рабочая тетрадь  § 4 задания  2,4

14.09.15


5

Краткая история развития зоологии.

Урок

изучения нового материала.

Позвоночные и беспозвоночные животные

Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций


 Устный опрос



18.09


Тема:  Строение тела животных (3 часа).

6

Клетка.

Комбинированный урок.

Цитология, рибосомы, АГ, клеточный центр, лизосомы, митохондрии

Чтение, заучивание, слушание, рассматривание иллюстраций


Самостоятельная работа



21.09.15


7

Ткани.

Урок изучения нового материала

Ткань, кровь, мышечная, нервная, эпителиальная, соединительная ткани.

Чтение, заучивание, слушание, рассматривание иллюстраций


Устный опрос



25.09


8

Органы и системы органов.

Урок изучения нового материала.

Орган, ферменты, рефлекс, гормоны, гермафродиты

 Чтение, заучивание, слушание, рассматривание иллюстраций


 Устный опрос



28.09


Тема: Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные (4 часа).

9

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы.  Класс Саркодовые

Комбини-рованный урок

Циста, глазок, клеточный рот

Чтение, заучивание, слушание, рассматривание иллюстраций


Уст

ный опрос



2.10.12


10

Класс

Жгутиконосцы.

Урок

изучения нового материала.

Колония, жгутиконосцы, автотрофное и гетеротрофное питание

Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций


Уст

ный опрос



5.10.12


11

Тип

Инфузории.

Урок

изучения нового материала.

Реснички, трихоцисты, конъюгация

Лабораторный практикум

Лабораторная работа № 1 « Строение и передвижение инфузо рии туфельки»

Лабораторный практикум



9.10.12


12

Многообразие простейших.  Паразитические простейшие.

Урок обобщения.

Паразит, саркодовые, жгутиконосцы

Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций


Устный опрос



12.10.12


Тема: Подцарство Многоклеточные животные (3 часа).












13

Тип  Кишечнополостные.

Урок изучения нового материала.

Симметрия, стрекательные клетки, полип, медуза, эктодерма, энтодерма, подошва, почкование, регенерация

Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций


Устный опрос



23.10.12


14

Морские кишечнополост ные.

Комбинированный урок

Раздельнополые, ганглии

Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций


Устный опрос



26.10.12


15

Обобщающий урок по теме: «Подцарство Многоклеточные животные»

Урок контроля

 

Тестирование

 

Самос-тоятель-ная

работа



30.10.12


 Тема: Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 часов).












16

Тип Плоские черви.

Урок

изучения нового материала.

Плоские черви, паренхима, кожно-мускульный мешок, семенники, семяпроводы, яичники, яйцеводы

Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций





2.11.12


17

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

Урок изучения нового материала.

Эндопаразиты, класс сосальщики, цикл развития, паразит, промежуточный и окончательный хозяин

Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций


Устный опрос



6.11.12


18

Тип Круглые черви.

Комбинированный урок.

Гиподерма, кутикула, анальное отверстие, нервные стволы

Самостоятельная работа

заучивание, слушание, рассматривание иллюстраций


Самостоятельная работа


§ 17, рабочая тетрадь  §17 задания  3,5

9.11.15


19

Тип Кольчатые черви.

Урок изучения нового материала

Вторичная полость, сегменты, гидроскелет, параподии, выделительные трубочки

Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций


Устный опрос


§ 18, рабочая тетрадь  § 18 задание 1, нарисовать рис.64

13.11.15


20

Класс

Малоще-

тинковые черви.

Комбинированный урок.

Глотка, зоб, пищевод, мускульный желудок, задняя кишка, светочувствительные клетки

Лабораторный практикум

Лабораторная работа № 2, 3: «Внешнее строение дождево

го червя. Внутрен

нее строение дождево

го червя»



§ 19, рабочая тетрадь  § 19 задание 5

16.11.15


21

Обобщение и повторение по теме «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви».


 

Проверочная

работа

 

Проверочная

работа



27.11.15


Тема: Тип Моллюски (4 часа).

22

Общая характеристика типа Моллюски.

Урок изучения нового материала.

Перламутр, нога, голова, мантия, мантийная полость, терка, жабры

Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций




§ 20, рабочая тетрадь  § 20 задание 1,2, 4

30.11.15


2 триместр(20часов)

23

Класс Брюхоногие моллюски.

Комби

нирован

ный урок

Мешковидное туловище, левая почка, нервные узлы

Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций


Устный опрос


§ 21, рабочая тетрадь  § 21 задание 1,4

4.12.15


24

Класс Двустворчатые моллюски.

Комбинированный урок

Сифоны, биссус, сердце, фильтраторы, желудочек, предсердие, мускулы-замыкатели

Лабораторный практикум

Лабораторная работа № 4. «Внеш нее строение раковин пресно водных и морских моллюс ков»



§ 22, рабочая тетрадь  § 22 задание 1,2, 3

7.12.15


25

Класс Головоногие моллюски.

Комбини-рованный урок

 Ядовитые слюнные железы, замкнутая кровеносная система, половой диморфизм, сперматофоры, чернильный мешок, мозг

Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций


Устный опрос


§ 23, рабочая тетрадь  § 23 задание  2, 3, 4

11.12.15

 

 Тема: Тип Членистоногие (7 часов).

26

Класс Ракообразные.

Урок изучения нового материала.

Линька, грудь, брюшко, ногочелюсти, ходильные ноги, клешни, гемолимфа, зеленые железы, бнц

Тестирование

заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций


тест


§ 24, рабочая тетрадь  § 24 задание 1, 3

14.12.15


27

Класс Паукооб

разные.

Урок изучения нового материала.

Головогрудь, брюшко, легкие, трахеи, хелицеры, ходильные ноги, паутинные бородавки, кокон, мальпигиевые сосуды

Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций


Уст

ный опрос


§ 25, рабочая тетрадь  § 25 задание 1,2, 3, 5

18.12.15


28

Класс Насекомые.

Урок изучения нового материала.

Сложные глаза, простые глазки, пара усиков, крылья, желудок жевательный, трахеи, дыхальца

Лабораторный практикум

Лабораторная работа № 5:»Внешнее строение насекомого»



§ 26, рабочая тетрадь  § 26 задание 2, 4, 5

21.12.15


29

Типы развития насекомых.

Комбини-

рованный урок

Полное и неполное превращение

Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций


Устный опрос


§ 27, рабочая тетрадь  § 27 задание 3, 5

25.12.15


30

Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана

насекомых.

Комбини-рованный урок

Общественные насекомые, ме6доносная и рабочая пчела, матка, грена, шелк, медовый зобик, мед, воск, соты, перга, инстинкт

Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций


Устный опрос


§ 28, рабочая тетрадь  § 28 задание 1, 4

28.12.15


31

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

Комбинированный урок


Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций


Устный опрос


§ 29, рабочая тетрадь  § 29 задание 3, 4

11.01.16


32

Обобщение знаний по темам 4-7.

Урок контроля

 

Самостоятельная работа


Самос тоятель-ная работа



15.01.16


 Тема: Тип Хордовые. (6 часов)











33

Общие признаки хордовых животных.

Подтип Бесчерепные.

Урок изучения нового материла.

Осевой скелет, хорда, нервная трубка, вторичноротые

Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций




§ 30 стр. 146-151

18.01.16

 

34

Подтип Черепные Надкласс Рыбы.

Урок изучения нового материала.

Осязательные клетки, энтодерма, эктодерма, мезодерма, плавники, боковая линия, челюсти, внутреннее ухо

Лабораторный практикум

Лабораторная работа № 6. «Внеш нее строе ние рыбы»



§ 30 стр 151, § 31

22.01.16


35

Внутреннее строение рыбы(на примере костис

той).

Урок изуче

ния нового материала.

Позвоночник, ребра, головной мозг, мозжечок, спинной мозг, почки, мочеточник, мочевой пузырь

Лабораторный практикум

Лабораторная работа № 7. «Внутреннее строе ние тела рыбы»



§ 32, рабочая тетрадь  § 32 задание 1,3

25.01.16


36

Особенности размножения рыб.

Комби

нирован

ный урок

Икринки, молоки, миграция, нерест, нагул, проходные рыбы

Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций


Устный опрос


§ 33, рабочая тетрадь  § 33 задание 1,2

29.01.16


37

Основные систематические группы рыб.

Комби

нирован

ный урок

Лучеперые, лопастепе

рые, костные и хрящевые рыбы

Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций,

Самостоятельная работа


Самостоя

тель

ная рабо

та


§ 34

1.02.16


38

Промыс

ловые рыбы. Их использо

вание и охрана.

Урок контро

ля

Рыболовство,акклиматизация, рыбовод

ство прудовое и аквариум

ное

Чтение, заучивание, слушание, рассказывание, рассматривание иллюстраций


Уст

ный опрос


§ 35

5.02.16


 Тема:  Класс Земноводные, или Амфибии (4 часа).

39

Места обитания и строение земновод

ных.

Урок изуче

ния нового материала.

Подвижные веки, легкие, кожные железы, плавательная перепонка, барабанная перепонка, слезные железы, холод

нокров

ные живот

ные



Уст

ный опрос


§ 36, рабочая тетрадь  § 36 задание 3, 5

8.02.16


40

Строение и деятель

ность внутрен

них органов.

Урок изуче

ния нового материа

ла.

12перстная кишка, тонкий и толс

тый кишеч

ник, клоака, газооб

мен, смешанная кровь



Уст

ный опрос


§ 37

12.02.16


41

Годовой цикл жизни  и происхождение земновод

ных.

Урок изуче

ния нового материа

ла.

Годо

вой жизненный цикл, оцепе

нение, развитие с превраще

нием, головастик



Тест


§ 38

15.02.16


42

Многооб

разие и значение  земноводных.

Комби

нирован

ный урок

Бесхвостые, хвостатые, безно

гие земно

вод

ные



Уст

ный опрос


§ 39, рабочая тетрадь  § 39 задание 1,2,3

26.02.16


3 триместр (26 часов)

Тема: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 часа).


43

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся.

Урок изуче

ния нового материа

ла.

Сухая кожа, роговая чешуя, линька, роговые щитки, обонятельные органы, мыщелок, атлант, эпистрофей,

грудная клетка



Уст

ный опрос



1.03.16


44

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.

Урок изуче

ния нового материала.

Пищеварение, слюна, желудочный сок, ядови-

тый зуб, термолокатор, когти, спячка



Уст

ный опрос



5.03.16


45

Многообразие пресмыкаю-щихся

Комби

нирован

ный урок

Прозрачные роговые веки, костный панцирь



Уст

ный опрос



12.03.16


46

Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.

Урок контроля

Пищевые связи, мясистые губы,  живое ископаемое



Самос-тоятель

ная

работа



15.03.16


Тема: Класс Птицы ( 7 часов).

47

Среда обитания и  внешнее строение птиц.

Урок изуче

ния нового материала.

Миграции, клюв, надклювье, подклювье, копчиковая железа, перья


Лабора

торная работа № 8. « Внеш нее строе ние птиц»



§ 44, рабочая тетрадь  § 44 задание 3, 4

19.03.16


48

Опорно-двигательная система птиц.

Урок изуче

ния нового материа

ла.

Крес

тец, воздушные полос

ти, откры

тый таз, киль, груди

на, цевка, пряжка


Лабора

торная

работа № 9.

«Внут реннее строение птиц»



 § 45 рабочая тетрадь  § 45 задание 1, 4

22.03.16


49

Внутреннее строение птиц.

Урок изуче

ния нового материа

ла.

Зоб, желудки, воздушные мешки, артериальная и венозная кровь, цветное зрение, условные рефлексы



Уст

ный опрос


§ 46, рабочая тетрадь  § 46 задание 2,3

26.03.16


50

Размножение и развитие птиц.

Комби

нирован

ный урок.

Халазы, яйце

вой зуб, желток, белок, оболочки



Тест


§ 47

29.03.16


51

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

Комби

нирован

ный урок

Размножение, гнездование, зимовка, колонии, оседлые, кочующие и перелетные птицы



Уст

ный опрос


§ 48

2.04.16


52

Многообразие птиц.

Комбинированный урок

Экологические группы, птицы растительноядные,

хищные, всеядные



Уст

ный опрос


§ 49

5.04.16


53

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

Комбинированный урок

Домашние птицы, охотнично- промысло

вые



Уст

ный опрос


§ 50, рабочая тетрадь  § 50 задание 1,2,3

16.04.16


Тема: Класс Млекопитающие, или Звери (10 часов).


54

Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих.

Урок изучения нового материала.

Шерсть, вибриссы,

слезные, сальные, потто

вые, пахучие, млечные железы



Само

стоя

тель

ная рабо

та


 § 51

19.04.16


55

Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервные системы.

Урок изуче

ния нового материала.

Мозг: полушария, кора, извилины, борозды, мозжечок


Лабораторная рабо

та № 10: «Внутрен

нее строение млекопитающих»



§ 52 стр. 77-81

23.04.16


56

Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы.

Урок

изучения нового материала.

Диафрагма, трахеи, бронхи, рубец, сетка, книжка, сычуг, артерии, вены, капилляры



Устный опрос


§ 52 стр. 81-83 рабочая тетрадь  § 52 задание 1,3, 4

26.04.16


57

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.

Комбинированный урок.

Плацента, линька, спячка, зимовка, численность



Устный опрос


§ 53

30.04.16


58

Происхождение и многообразие млекопи-тающих.

Комбинированный урок.

Шерсть, рога, копыта, когти, ногти, альвеолярные зубы


 

Тест


§ 54

7.05.16


59

Высшие, или Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные.

Урок изучения нового материала.

Высшие звери, резцы, извилины



Уст

ный опрос


§ 55

14.05.16


60

Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парноко-пытные, Непарнокопытные Хоботные

Урок

изучения нового материала.

Ласты, китовый ус, цедильный аппарат, жвачка, хобот



Устный опрос


§ 56, рабочая тетрадь  § 56 задание 1,2

17.05.16


61

Отряд Приматы.

Комбинированный урок.

Складки и извилины коры мозга, лицо,

мимика, жесты



Уст

ный опрос


§ 57

21.05.16


62

Экологические группы млекопитающих.

Значение млекопитаю-щих для человека.

Урок контроля

Адаптивные черты,

роющие и летающие, водные млекопитающие



Самостоятель

ная

работа


§ 58

§ 59

24.05.16


Тема: Развитие животного мира на Земле (6 часов).

63

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции Основные этапы развития животного мира на Земле.

Комбинированный урок.

Искусственный и естественный отбор



Устный опрос


§ 60, 61

28.05.16,


64

Обобщение знаний по теме: Развитие животно

го мира на Земле.

Комби

нирован

ный урок

Динозавры



Уст

ный опрос



31.05.16


65-68

Резерв.

Комби

нирован

ный урок.




Уст

ный

опрос



4.06.16

7.06.16

11.06.16

14.06.16













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!