СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование по географии ФГОС 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию» составлена на основе Программы Е.М. Домогацких, который подготовил ее  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. В данном курсе используется  учебник «Введение в географию» для 5 класса общеобразовательных учреждений авторов  Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова. — М.: ООО Русское слово - учебник, 2016.

Просмотр содержимого документа
«Планирование по географии ФГОС 5 класс»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ

«Введение в географию» 5 класс (35 часов, 1 час в неделю)



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию» составлена на основе Программы Е.М. Домогацких, который подготовил ее в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. В данном курсе используется учебник «Введение в географию» для 5 класса общеобразовательных учреждений авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова. — М.: ООО Русское слово - учебник, 2014.

Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.

Структура рабочей программы полностью отражает основные идеи и предметные темы Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г., и представляет его развернутый вариант с раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.

Информационно-методическая функция рабочей программы позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.


Цели и задачи курса:

  • ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

  • формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;

  • формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;

  • сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

  • формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.


Содержательный статус программы - базовый. Программа определяет минимальный объем содержания курса географии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по географии согласно учебному плану МБОУ – гимназии № 1.

  1. Место учебного курса в учебном плане

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в 5-х классах на изучение географии отводится 35 часов, по программе Е.М. Домогацких, на изучение географии в 5 классе отводится 31 час. Так как курс обучения учащихся 5 класса состоит из 35 недель, то согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в данную рабочую программу добавлено 4 часа. Проведены изменения по количеству часов по темам: добавлено по одному часу «История географических исследований» (13часов), «Природа Земли» (3 часа), с целью расширения знаний по темам. 2 часа отведены на обобщающий контроль и итоговый урок.

Учебный предмет «География» является обязательной частью естественнонаучных предметов, заявленных как базовые в федеральной части БУПа и в учебном плане любого общеобразовательного учреждения.

  1. Структура документа

Рабочая программа включает: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и содержанием разделов и тем, рекомендуемый перечень практических работ. В рабочей программе приведены требования к уровню подготовки выпускников основной школы.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространствен­ной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.

В этой связи рабочая программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение малой родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность обучающихся в окружающей среде являются необходимыми условиями изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность обучающихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы, населения и хозяйства на различных уровнях познания. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетичес­кой культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и прак­тической деятельности.

Данная рабочая программа по географии 5 класса построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с программами начального образования и авторской рабочей программой (составитель Е.М. Домогацких).

Курс «Введение в географию» освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют обучающимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение географических знаний.

Цели географического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: метапредметном, личностном и предметном, а также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели географического образования являются общими для

основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:

  • социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных

(научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Географическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса географии согласно УМК под редакцией Е.М. Домогацких осуществляется последовательно логике от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

Первый тематический раздел «Наука география» знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.

Материал второго раздела - «Земля и ее изображения» - не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.

Третий раздел «История географических исследований» знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех условиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.

Четвертый раздел «Путешествие по планете Земля» призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.

Пятый раздел учебника «Природа Земли» знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой».

Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.


Всего практических работ: 23

Из них фронтальных оценочных (выделены жирным шрифтом): 9

Перечень вариативных практических работ:

  1. Составление схемы наук о природе

  2. Составление описания учебного кабинета географии.

  3. Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках

  4. Организация наблюдений за погодой

  5. Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами

  6. Изготовление модели Земли, отражающей её истинную форму

  7. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности

  8. Составление плана кабинета географии

  9. Определение с помощью компаса сторон горизонта

  10. Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа

  11. Составление описания одного из путешествий по ключевым словам

  12. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов

  13. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»

  14. Организация фенологических наблюдений в природе

  15. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли

  16. Составление таблицы «Особенности живой природы Африки»

  17. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка

  18. Обозначение на контурной карте океанов и морей, омывающих материк

  19. Составление перечня научно-исследовательских антарктических станций


  1. Предметные результаты:

осознание роли географии в познании окружающего мира:

  • объяснять роль различных источников географической информации.

освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

  • объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

  • формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

использование географических умений:

  • находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

  • составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

    • использование карт как моделей:

  • определять на карте местоположение географических объектов.



Личностные УУД

  • понимание смысла собственной действительности:

  • определять роль результатов выдающихся географических открытий;

  • использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Регулятивные УУД

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).














Тематическое планирование по географии, 5 класс

Базовый уровень (1 ч. в неделю, всего 35 ч.)


Наименование темы

Всего,

час.

Из них

практические

работы

1.

Наука география

2

4

2.

Земля и ее изображение

5

5

3.

История географических открытий

13

6

4.

Путешествие по планете Земля

10

7

6.

Природа Земли

3

1

7.

Обобщение по курсу

2



Итого

35 ч

23



Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся


Письменные тесты

ответы на вопросы

правильный ответ – 1 балл

0-49% - «2»

50-69% - «3»

70-89% - «4»

90-100% - «5»

Устные – в зависимости от качества проявления основных знаний, умений и навыков.


Требования к устным ответам учащихся:


«3» - воспроизведение и запоминание материла различной степени сложности, ответы по вопросам к изученному без воспроизведения текста.

«4» - применение знаний в знакомой ситуации по образцу, связанной выполнением действий с чётко обозначенными правилами;

- измерять, объяснять. Составлять что-либо по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать.

«5» - применение знаний в незнакомой ситуации, творческое применение в качестве какой-либо обобщённой идеи;

- устно или письменно дать ответ на проблемный вопрос или выявить существенные признаки;

- высказывать суждения по проблемному вопросу, анализировать получаемую информацию, давать отзыв или рецензию, обосновывая, приводить свои примеры;

- искать необходимую информацию и проводить исследовательскую работу.

  1. Содержание программы


Тема 1. Наука география (2 часа)

Содержание темы:

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

Учебные понятия:

география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.

Персоналии:

Эратосфен, Генри Стенли.

Основные образовательные идеи:

  • География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.

  • География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Практические работы:

  • Составление схемы наук о природе.

  • Составление описания учебного кабинета географии.

  • Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.

  • Организация наблюдений за погодой.


Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)

Содержание темы:

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Учебные понятия:

плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.

Персоналии:

Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.

Основные образовательные идеи:

  • Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.

  • Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.

  • Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:

  • сравнение свойств географической карты и плана местности;

  • определение направлений на плане и карте.

Практические работы:

  1. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

  2. Составление плана кабинета географии.

  3. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

  4. Составление схемы наук о природе

  5. Организация наблюдений за погодой


Тема 3. История географических открытий (13 часов)

Содержание темы:

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Учебные понятия: путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.

Персоналии:

Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.

Основные образовательные идеи:

  • Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:

  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий.


Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

  2. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».


Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов)

Содержание темы:

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

Учебные понятия:

Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.

Основные образовательные идеи:

  • Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.

  • Природа каждого материка уникальна.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ

  • Географические особенности природы материков и океанов.

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

  2. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.


Тема 5. Природа Земли (3 часа)

Содержание темы:

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Учебные понятия:

природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.

Основные образовательные идеи:

  • Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.

  • Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.


Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ

  • понятие о географической оболочке Земли;

  • определение географических объектов и явлений по их существенным признакам.

Практические работы:

  1. Организация фенологических наблюдений в природе.











Требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны:

1. Называть и показывать:

  • форму и размеры Земли;

  • полюса, экватор;

  • части Мирового океана;

  • виды движения воды в океане;

  • материки и океаны Земли;

  • географические объекты, предусмотренные программой;

  • маршруты географических исследований и путешествий.

2. Приводить примеры:

  • различных видов морей;

  • различия природы материков.

3. Определять:

  • стороны горизонта на местности (ориентироваться);

  • специфику природы материков и океанов по географической карте;

  • направления по сторонам горизонта с помощью компаса.

4. Описывать географические объекты.

5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.



Географическая номенклатура


Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.



  1. Образовательные технологии:


В данной программе используются следующие педагогические технологии:

1. Технология (методика) формирования приемов учебной работы.

2. Технология проектной деятельности.

3.Технология личностно-ориентированного обучения (проектно-исследовательское обучение, индивидуализации и дифференциации).

4. Технологии развивающего типа (проблемное обучение, деятельностный подход).

5. Информационно-коммуникационные технологии.

6. Здоровьесберегающие технологии.

7. Технология использования в обучении игровых методов: ролевых деловых и другие видов обучающих игр.


Организация учебного процесса: классно-урочная

При изучении географии используются межпредметные связи с биологией, физикой, математикой, историей, химией, ОБЖ.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса


  1. УМК (программа по географии автора Е.М. Домогацких, учебник для 5 класса «Введение в географию» - авторы Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков).

  2. Примерные программы по учебным предметам. География 5 – 9 классы.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  4. Проектная деятельность школьников. Автор К.Н. Поливанова.

  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.

  6. Метеостанция.

  7. Стенд для постоянных и временных экспозиций.

  8. Компьютер.

  9. Мультимедиа-проектор.

  10. Интерактивная доска.

  11. Коллекция медиаресурсов.

  12. Выход в Интернет.

  13. Стенд портретов выдающихся географов и путешественников.

  14. Справочно-информационная и научно-популярная литература.

  15. Глобус большой.

  16. Глобусы лабораторные.

  17. Теллурий.

  18. Физическая карта полушарий.

  19. Физические карты материков: Африки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

  20. Карта великих географических открытий.

  21. Карта Мирового океана.

  22. Компасы.

  23. Календарь погоды.



Литература:

  1. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.

  2. Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс»

  3. Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс. 5-6 класс.

  4. Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс.

  5. Банников С.В., Молодцов Д.В. Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс»

Дополнительная литература:

- Клиентов А.Е. Христофор Колумб текст: исторический роман / А.Е. Клиентов. – М.: Белый город, 2006. – 63с.





ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА





Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы






Реквизиты программы




УМК обучающихся





УМК учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

5

1


-

Автор: Домогацких Е.М. Программа курсов «География» для 5 -9 классов М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012


Учебник: Е.М. Домогацких Э.Л. Введенский А.А. Плешаков, География. Введение в географию. 5 класс. // М., Русское слово, 2014.

Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс. 5-6 класс.

Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс.


Учебник: Е.М. Домогацких Э.Л. Введенский А.А. Плешаков, География. Введение в географию. 5 класс. // М., Русское слово, 2014.

Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс. 5-6 класс.

Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс.

Методические рекомендации к учебнику «География. Введение в географию» 5 класс. С.В. Банников, Д.В. Молодцов. М., Русское слово, 2013.

Домогацких Е.М. Рабочая тетрадь по географии к учебнику «География. Введение в географию» 5 класс.// М., Русское слово, 2014.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ГЕОГРАФИЯ. ВВЕДЕНИЕ В ГЕОГРАФИЮ.

5 КЛАСС. (35 часов)



урока

Дата проведения урока

Содержание (тема урока)

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Практическая работа

Примечание (пометки учителя по ходу работы)

предметные

метапредметные

личностные

Тема 1. Наука география (2 часа)

1.

сентябрь

Что такое география.

Выявлять объекты изучения естественных наук, в том числе географии, и основных правил работы в кабинете географии

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Учебно-по­знаватель­ный интерес к географии

1: Составление схемы наук о природе

§1. Составить схему наук о природе.

2.

сентябрь

Методы географи­ческих исследо­ваний. Обобще­ние, конт­роль и коррекция знаний по теме раз­дела.

Давать определение понятию картогра­фия.

Называть методы географических ис­следований Земли. Распознавать отличие методов геогра­фических исследо­ваний. Выявлять источники геогра­фических знаний. Выделять сущест­венные признаки и особенности тема­тического материа­ла. Знать правила работы с контроль­но-измерительными материалами по географии

Слуховое вос­приятие текс­тов. Умение ра­ботать с различными источниками информации

Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства. Понимание роли и зна­чения гео­графических знаний

2: Составление описания учеб­ного кабинета географии.

№ 3: Составление пере­чня источников географической информации,
используе­мых на уроках.

4: Организация на­блюдений
за погодой.


§2. Составить список источников информации Вести дневник наблюдений за погодой.

Тема 2. Земля и ее изображение (5 часов)

3.

сентябрь

От плос­кой Земли к земному шару.

Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволю­цию знаний о фор­ме Земли. Приво­дить доказательства шарообразности Земли

Умение работать с раз­личными ис­точниками ин­формации, структуриро­вать учебный материал

Осознание значения географии в развитии представле­ний о форме Земли

Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами

§ 3. Закончить оформление таблицы по итогам опыта получения тени. Вести дневник наблюдений за погодой

4.

сентябрь

Форма, размеры и движения Земли.

Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяс­нять, в каких видах движения участвует Земля и каковы гео­графические следс­твия этих движений. Знать, кто такой Исаак Ньютон и ка­кой вклад в геогра­фическую науку он внес. Знать разме­ры Земли

Умение рабо­тать с различ­ными источ­никами информации. Слуховое и ви­зуальное вос­приятие ин­формации, умение выде­лять главное в различных ис­точниках ин­формации

Понимание

влияния

движений

Земли на

протекание

природных

явлений


§ 4, зад. на стр. 23

знать определения

Вести дневник наблюдений за погодой

5.

октябрь

Глобус и карта.

Делать вывод об от­личиях географи­ческой карты от глобуса. Давать оп­ределение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особен­ности различных фотоизображений повер­хности Земли

Овладение уме­нием читать изображения земной поверх­ности, нахо­дить черты их сходства и от­личия

Осознание многообра­зия видов изображения земной по­верхности

5: Состав­ление срав­нительной
характерис­тики раз­ных способов
изображе­ния земной поверхности.

№ 6: Состав­ление пла­на кабинета
географии

§ 5, зад. 1 на стр. 28-29

знать определения

Вести дневник наблюдений за погодой

6.

октябрь

Ориенти­рование на мест­ности.

Давать определение понятию: ориенти­рование. Объяс­нять, что такое сто­роны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о на­значении компаса. Формулировать ал­горитм работы с ним

Умение работать с измерительными при­борами

Понимание значения ориентиро­вания для повседневной жизни и деятельности человека

7: Определе­ние с помо­щью ком­паса сторон горизонта

§ 6, зад. на стр. 32

Вести дневник наблюдений за погодой

7.

октябрь

Урок обобщения и контроля по теме раздела.

Выделять сущест­венные признаки и особенности геогра­фических объектов и явлений по теме раздела. Объяснять особенности формы и размеров Земли, свойства географи­ческой карты и пла­на местности, гео­графические следствия вращений Земли. Определять отличительные осо­бенности изображе­ний земной поверх­ности; направления на карте и плане, стороны горизонта

Умение рабо­тать с различ­ными конт­рольно-измерительными материалами

Понимание роли и зна­чения гео­графических знаний

Решение тестовых заданий

§ 3-6, повт.

Вести дневник наблюдений за погодой

Тема 3. История географических открытий (13 часов)

8.

октябрь

По следам путешественников каменного века.


Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий,

а также влияние путешествий на разви­тие географических знаний. Определять причины и следс­твия географичес­ких путешествий и

открытий. Опреде­лять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход пу­тешествия

Умение

работать с раз-

личными источниками информации,

выделять глав­ное в тексте, структуриро­вать учебный материал, гото­вить сообщения и презента­ции

Понимание

роли путешествий в

формировании знаний о Земле

№ 8: Обозначение на контурной карте

географических объ­ектов, ука­занных в тексте параграфа

§ 7, зад. на стр. 39

Работа в к/к

Вести дневник наблюдений за погодой

9.

октябрь

Путешественники древности.

Выявлять причины

и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими

источниками географической информации. Описывать ход путешествия фини­кийцев. Составлять рассказ об основа-теле географичес­кой науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея

Умение работать с различными источниками

информации,

выделять главное в тексте, структуриро­вать учебный материал, гото­вить сообще­ния и презента­ции

Понимание роли путешествий в

формировании знаний о Земле

Обозначение на контурной карте

географических объ­ектов, указанных в тексте параграфа

§ 8, зад. на стр. 45

Подписать на контурной карте все объекты, упомянутые в тексте.

Вести дневник наблюдений за погодой.

10.

ноябрь

Путешествия морских народов.

объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний.

определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий.

Описывать какие географические открытия совершили викинги.

Выявлять особенности природы, характерные для Исландии и Гренландии.

Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки

ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Понимание роли путешествий в

формировании знаний о Земле


§ 9, зад. на стр. 48

Вести дневник наблюдений за погодой.

11.

ноябрь

Первые европейцы на краю Азии.

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний.

Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя.

Понимание роли путешествий в

формировании знаний о Земле

№ 9: Составление описания путешествия Марко Поло по ключевым словам параграфа

§ 10, зад. на стр.53

Вести дневник наблюдений за погодой.

12.

ноябрь

«Хождение за три моря».

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять: причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина. Выявлять и показывать на карте географические объекты, связанные с путешествием Афанасия Никитина. Объяснять причины путешествия Афанасия Никитина в Индию

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в

формировании знаний о Земле


§ 11, зад. на стр. 58

Вести дневник наблюдений за погодой.

13.

декабрь

Морской путь в Индию.

Объяснять почему важно было найти морской путь в Индию.

Рассказывать, кто такие Бартоломеу Диаш и Васко да Гама. Выявлять причины, почему португальского принца Генриха прозвали Мореплавателем, хотя он не совершил ни одного плавания.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в

формировании знаний о Земле


§ 12, зад. на стр.63

14.

декабрь

Открытие Америки.

определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий. Что такое эпоха Великих географических открытий и когда она началась. Делать вывод о том кто открыл Америку, куда плыл и какую ошибку совершил Колумб. Рассказывать кто такой Америго Веспуччи.

Объяснять чем индейцы отличаются от индийцев

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в

формировании знаний о Земле

10: Обозначение на контурной карте маршрута путешествия Христофора Колумба, обозначение географических объектов

§ 13, зад. на стр.

15.

декабрь

Первое кругосветное плавание.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Обозначение на контурной карте маршрута путешествия экспедиции Фернана Магеллана, обозначение географических объектов

§ 14, По картам атласа определить, возможно ли кругосветное путешествие по суше?

Вести дневник наблюдений за погодой.

16.

декабрь

Открытие Южного материка.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.


§ 15, зад. на стр.

Вести дневник наблюдений за погодой

17.

январь

Поиски Южной земли продолжаются.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

Ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.


§16

Подписать на контурной карте мира названия океанов, через которые проходили кругосветные плавания Дж. Кука.

Вести дневник наблюдений за погодой.

18.

январь

Русские путешественники.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

Ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

11: Составление сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира»

§17. Завершить работу по заполнению таблицы «Географические объекты, названные в честь русских первопроходцев». Вести дневник наблюдений за погодой.

19.

январь

Вокруг света под русским флагом.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле


§ 18.

Нанести на контурную карту Антарктиды путь экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. Вести дневник наблюдений за погодой.

20.

февраль

Урок обобщения и контроля по теме «История географических открытий»

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий.

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами.

Понимание роли и значения географических знаний.

Решение тестовых заданий

Вести дневник наблюдений за погодой.

Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов)

21.

февраль

Мировой океан и его части.

Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана.

Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана. Объяснять специфику распределения солености, температуры, поверхностных вод Мирового океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Понимание специфических свойств мирового океана и его составных частей.



§19,

ответы на вопросы с.102.

Вести дневник наблюдений за погодой.

22.

февраль

Значение Мирового океана для природы и человека.

Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Обозначать на контурной карте материки и океаны.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте.

Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Осознание роли Мирового океана для природы и человека.

12: Обозначение на к/к материков и океанов Земли.

§20,

ответы на вопросы с.106.

Работа в к/к – нанести материки и океаны.

Вести дневник наблюдений за погодой.

23.

февраль

Путешествие по Евразии.

Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на к/к государства.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Понимание специфических черт природы и населения Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

13: Обозначение на к/к крупнейших государств Евразии

§21, ответы на вопросы с.113.

Работа в к/к

Вести дневник наблюдений за погодой.

24.

март

Путешествие по Африке.

Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику природы и населения Африки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную.

Понимание специфических черт природы и населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

№ 14: Составление таблицы «Особенности живой природы Африки»

§22,

ответы на вопросы с.119.

Заполнить таблицу «Особенности живой природы Африки»

Вести дневник наблюдений за погодой.

25.

март

Путешествие по Северной Америке.

Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Определять специфику природы и населения Северной Америки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на к/к государства

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную.

Понимание специфических черт природы и населения Северной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств материка

§ 23, ответы на вопросы с.125.

Нанести на контурную карту государства Северной Америки.

Вести дневник наблюдений за погодой.

26.

март

Путешествие по Южной Америке.

Объяснять особенности природы и населения Южной Америки. Определять специфику природы и населения Южной Америки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на к/к государства.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную

Понимание специфических черт природы и населения Южной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.


§24, ответы на вопросы с.131.

Нанести на контурную карту государства Южной Америки.

Вести дневник наблюдений за погодой.

27.

апрель

Путешествие по Австралии.

Объяснять особенности природы и населения Австралии. Определять специфику природы и населения Австралии по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на к/к природные географические объекты.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Понимание специфических черт природы и населения Австралии. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

№ 15: Обозначение на контурной карте морей и океанов, омывающих материк

§25, ответы на вопросы с.137.

Обозначить на к/к природные географические объекты.

Вести дневник наблюдений за погодой.

28.

апрель

Путешествие по Антарктиде.

Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на к/к природные географические объекты.


Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка

№ 16: Составление перечня научно-исследовательских станций

§26, ответы на вопросы с.142.

Обозначить на к/к природные географические объекты.

Вести дневник наблюдений за погодой.

29.

апрель

Путешествие по Антарктиде.

Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на к/к природные географические объекты.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка

Составление перечня научно-исследовательских станций

§26, ответы на вопросы с.142.

Обозначить на к/к природные географические объекты.

Вести дневник наблюдений за погодой.

30.

апрель

Урок обобщения и контроля по теме «Путешествие по планете Земля»

Объяснять особенности природы и населения материков.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Понимание специфических черт природы и населения материков.

Решение

тестовых

заданий

Вести дневник наблюдений за погодой.

Тема 5. Природа Земли (3 часа)

31.

май

Что такое природа.

Объяснять особенные черты объектов природы и объектов, созданных человеком.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Осознание роли природы в жизни человека.

Понимание специфики природных объектов и объектов, созданных человеком.

17: Организация фенологических наблюдений в природе

§ 27,

Вести дневник наблюдений за погодой.

32.

май

Оболочки Земли.

Объяснять особенности географических оболочек.

Умение работать с различными источниками информации.

Осознание роли оболочек в жизни планеты


§ 28, ответы на вопросы с.152.

Вести дневник наблюдений за погодой.

33.

май

Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме «Природа Земли»

Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии

Умение работать с различными источниками информации.

Понимание специфических черт оболочек Земли

Решение

тестовых

заданий

Вести дневник наблюдений за погодой.

34.

май

Урок обобщения и контроля за курс 5 класса.

См. разделы курса

См. разделы курса

См. разделы курса

Решение

тестовых

заданий

Подвести итоги в дневнике наблюдений за погодой

35.

май

Итоговый урок за курс 5 класса.

См. разделы курса

См. разделы курса

См. разделы курса









ИТОГО: 35 часов