СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование уроков по разделу "Наречия"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной разработки состоит в том, чтобы формировать  у учащихся понятие о наречии; развивать речь учащихся, научить учеников находить в тексте наречия, определять их синтаксическую функцию.

Просмотр содержимого документа
«Планирование уроков по разделу "Наречия"»

Наречие

Цели: формировать  у учащихся понятие о наречии; развивать речь учащихся, умение находить в тексте наречия, определять их синтаксическую функцию; воспитывать интерес к фольклору.

Ход урока:

I.   Лингвистическая разминка

Фонетический разбор слов: очень, вчера.

Очень - 2 слога                                                         Вчера - 2 слога

о-{о]                                                                         в-[ф]

ч-[ч]                                                                         ч-[ч]

е-[и]                                                                         е-[и]

н-[н']                                                                       p-tp]

ь-Н                                                                           а-[а]

(5 букв, 4 звука)                                                       (5 букв, 5 звуков)

II.    Объяснение темы «Наречие как часть речи»

Слово учителя.

Слово «наречие» имеет несколько значений. Заглянем в сло­вари.

Например, в четырехтомном «Словаре русского языка» под ре­акцией А.П. Евгеньевой приводятся омонимы:

Наречие: 1) Совокупность местных говоров или диалектов какого-л. языка, обладающих общими для них диалектными особен­ностями. (Южновеликорусского наречие)

2)       Устаревшее. То же, что язык. {Русский должен знать все славянские наречия. И.С. Тургенев.)

3)   Разговорное, устаревшее. Язык какой-л. группы населения {Всё это, разумеется, было сказано на крестьянском наречии. А.С. Пушкин.)

4)   Наречие: Неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, качества или предмета, например: быстро, вслух, мас­терски, наяву, чрезвычайно.

Нас сейчас интересует наречие как самостоятельная часть речи ,разберемся, что за часть речи наречие.

Мы помним, что предметы могут иметь признаки, которые выражаются именами прилагательными, и признаки по действию, которые выражаются причастиями.

У действий тоже существуют свои признаки, которые выражают­ся особой частью речи - наречиями: горячо спорить, встретиться вечером, двигаться впереди, идти навстречу, нарочно испортить, очень устать и т. д. Мы видим, что эти признаки присоединяются к глаголам, зависят от них.

-      На какие вопросы отвечают наречия?

-      Попробуем изменить глаголы, поставить их в разные формы: горячо споришь, встретимся вечером, двигался впереди, иду навстречу, нарочно испортила, очень устаем.

-      Изменились ли наречия при изменении глаголов? (Нет. На­речие, как и деепричастие - неизменяемая часть речи.)

-      Придумайте предложения, в которые вошли бы эти словосо­четания глаголов с наречиями.

-      Какими членами предложения выступают наречия? (Обсто­ятельствами.)

-      Какие еще части речи имеют значение действия? (Причастия, деепричастия.)

-      Образуйте от данных глаголов причастия и деепричастия. Сочетаются ли с ними наречия? (Да, сочетаются: горячо споривший, встретившись вечером, двигающийся впереди, идущий навстречу, нарочно испортив, очень устав.)

Попробуем еще расширить сферу влияния наречий. Придумаем  словосочетания других самостоятельных частей речи с наречиями: яйца всмятку (с существительным), очень интересный (с прилагательным). Наречие может сочетаться и с другим наречием: необычайно быстро, довольно хорошо.

-              А может ли наречие образовывать словосочетания с место­
имениями и числительными? (Нет.)

Ш. Выполнение упражнений. Упр. 218, 220.

Домашнее задание

§ 34. Упр. 219.












 Наречие как часть речи

Цели: расширить знания учеников о наречии как части речи; показать грамматические признаки наречия.

Ход урока. 1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

  3.Повторение изученного материала.

Выполнение фонетического разбора слова  

АВТОБУС , ав-то-бус

[а]-гласный, безударный

[ф]- согласный, твёрдый, глухой

[т]- согласный, твёрдый, глухой

[о]- гласный, ударный 

[б]- согласный, твёрдый, звонкий

[у]- гласный, безударный

[с]- согласный, твёрдый, глухой

7 букв, 7 звуков

  4. Изучение нового материала.

 Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или признак другого признака. Например: работать (как?) дружно; грустно (насколько?) немножко.

Наречия отвечают на те же вопросы, что и обстоятельства (как?, где?, когда? куда? и др.), поэтому в предложении всегда выполняют роль обстоятельств.Приехали поздно.

Некоторые наречия образованы от качественных прилагательных при помощи суффиксов о, ее, ей (красиво, красивее, красивей)

Запомните!!! Наречия  НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ, поэтому у них не может быть окончания, они оканчиваются на суффикс. Например: Крепк-о (о- это суффикс).

Выполнение заданий. Упр. 221, 222.

5. Домашнее задание.

 Упр. 223.

6.Итог урока.



















Тема урока: «Разряды наречий по значению»

Цель: уточнить знания детей о наречии, их отличие от других частей речи; отработать умение определять разряды наречий по значению; грамотно применять наречия в речи; продолжать развивать устную и письменную речь; обогащать словарный запас учащихся.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие. Проверка домашнего задания.

2.Ведение в урок.
Решить лингвистическую задачу.
Даны слова: одеяло, начало, хорошо, смело, направо.
Реши: окончанием или суффиксом является конечная О в этих словах.
3. Повторение и закрепление материала.
- Вспомним о том, что такое наречие и на какие разряды делится.
- Применяю ресурс "Выбор соответствия".Задание: определить на какие вопросы отвечают наречия какого - либо разряда.
-Применяю ресурс "Сортировщик текста". Задание : распределить слова в колонки с названием разряда ( у доски попеременно работают два ученика , остальные работают с раздаточным материалом- задание такое же).
- Лексическая разминка.
Задание: заменить фразеологизмы наречиями, определить разряд( наречия закрыты "шторкой" , при проверке - открыть).
Положа руку на сердце - честно
Рукой подать- близко
Кот наплакал- мало
Яблоку негде упасть- тесно
Чуть свет- рано
Битый час- долго
Как кошка с собакой- плохо
На всю Ивановскую- очень громко

3.Сообщение темы и цели. Игра «Составь слово»

  1. Четвертая буква в слове кузНец

  2. Эта буква пишется в корне слова прилАгательное

  3. Этой буквы нет в японском языке, поэтому они говорят: «глоза, лис, ладуга, лыба» - Р

  4. Эта буква пишется в окончании слова в деревнЕ

  5. Первая мягкая шипящая буква в русском алфавите – Ч

  6. Эта буква пишется в корне слова собИрались

  7. Эта буква пишется в окончании слова борЕтся

- Какое слово у вас получилось? Правильно, наречие. Сегодня на уроке мы продолжим изучение этой части речи. А для начала небольшая ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДУЭЛЬ

  • К самостоятельным или служебным частям речи относится наречие? (к самостоятельным)

  • Что наречие обозначает? (признак действия, признак другого признака)

  • Вопросы? (Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? И др.)

  • Главный морфологический признак? (неизменяемость)

  • Каким словам чаще всего примыкает наречие? (к глаголу)

  • Синтаксическая роль? (обстоятельство)

4. Исследовательская работа. Актуализация нового материала

Учитель: По значению наречия делятся на определённые группы, а на какие именно, вы сейчас попробуете догадаться сами.

Разряд

Вопросы

Примеры

Наречия места

Где? Куда? Откуда?

Внизу, направо, издалека

Наречия времени

Когда? Как долго?

Утром, допоздна, завтра

Наречия причины

Почему? По какой причине? Отчего?

Сгоряча, впопыхах, сослепу

Наречия цели

Зачем? С какой целью? Для чего?

Назло, нарочно, специально

Наречия образа действия

Как? Каким образом?

Громко, быстро, шёпотом

Наречия меры и степени

Насколько? В какой степени? Сколько?

Очень, слишком, чересчур


Результат самостоятельной работы заполненная схема.


5.Физкультминутка. Игра “Волшебный мячик”.

- От глагола бежать один учащийся задаёт вопрос, кидает мячик, другой учащийся ловит мяч и отвечает на вопрос (ответ-наречие), затем он задаёт следующему учащемуся другой вопрос наречия и т. д.

  • Бежать (когда?) сегодня, завтра, утром.

  • Бежать (где?) здесь, рядом, впереди.

  • Бежать (куда?) вперед, назад, вниз.

  • Бежать (откуда?) издалека.

  • Бежать (как?) быстро, медленно.

  • Бежать (зачем?) специально.

  • Бежать (почему?) с перепугу, со страха.

6. Упражнения на закрепление

Разряд наречия – это и есть его постоянный морфологический признак. Ученые лингвисты отмечают, что наречий образа действия и меры и степени примерно 6 тысяч и их количество активно пополняется. А остальные группы включают чуть более 260 слов и их число почти не растет.

А теперь вы самостоятельно попробуете определить разряд наречий, но прежде вы должны заменить фразеологический оборот наречием.

Фразеологизм

Наречие

Разряд

Положа руку на сердце


Честно

Образа действия

У чёрта на куличках


Далеко

наречие места

Битый час


Долго

наречие времени

Бок о бок


Рядом

наречие места

Душа в душу


Дружно

наречие образа действия

Кот наплакал

Мало

наречие меры и степени

Ни свет ни заря

Рано

наречие времени

Рукой подать

Близко

наречие места

Черепашьим шагом

медленно

наречие образа действия


Выполнение упражнений.

Упр. 224, 225.

7.Подведение итогов. Рефлексия

На уроке я научился…

Мне понравилось…

Я запомнил…

8.Домашнее задание.

Упр. 228, 232.























Сочинение по картине И. Попова «Первый снег».

Цели : 1)познакомить семиклассников с жанровыми особенностями дневниковых записей ;

2)закрепить умение пользоваться наречиями в своей речи ;

3)подготовить учеников к сочинению по картине. учить смотреть и видеть прекрасное в обыденном; чувствовать и воспринимать, передавать свои чувства, эмоции, настроения при помощи слова.

Ход урока .

1.Вступительное слово учителя .

Среди жанрового многообразия сочинений особое место занимают дневниковые записи .

Вопрос. Что такое, по-вашему дневник ?

Вопрос. Все ли люди ведут дневниковые записи?

В дневники люди заносят свои мысли , впечатления , переживания , события , произошедшие с ними. Конечно же , не все ведут дневники , а лишь те , кто пытается разобраться в себе для дальнейшего самосовершенствования личности. Многие русские писатели вели дневники , среди них Л.Н. Толстой ,Ф.М. Достоевский .О содержании этих литературных произведений мы с вами будем говорить гораздо позже , в старших классах , а сегодня мы с вами узнаем , как строится дневниковая запись.

2.Запись в тетради .

1)Дневниковая запись начинается с указания точной даты (год , месяц , число и даже время ).

2)Должны быть откровенность , доверительность в описании события .

3) Имена и фамилии могут быть зашифрованы .

3. Беседа по картине И.Попова «Первый снег»

Учитель : Нам предстоит написать сочинение в жанре дневниковой записи на основе картины И. Попова «Первый снег». Давайте посмотрим на репродукцию.

1)Как вы думаете ,какой была городская улица ещё вчера ?(Немного унылой ,деревья стояли с полуоблетевшей листвой. Мрачно смотрелись жёлто-серые двухэтажные и трёхэтажные дома. )

2)Какое событие произошло ночью ? (Выпал первый снег .Он покрыл всё улицу пушистым одеялом .Снежные хлопья всё ещё тихо падают на крыши домов ,тротуары .)

3) Чему так радуются девочки , изображённые на картине ? (Девочки очень рады выпавшему снегу . Чувства настолько их переполняют , что они , наскоро одевшись , выбежали на улицу, взялись за руки и пляшут ).

4)Какие чувства испытывает собака ? (Это молодой щенок , который , возможно ,впервые увидел снег и удивлённо рассматривает его).

5)Кто ещё изображён на картине ? (Одинокий человек , застывший на месте, залюбовавшийся прекрасным зрелищем у подъезда одного из домов .Человек в телефонной будке , который звонит своему знакомому и сообщает о свершившемся чуде.)

6) Каким настроение проникнута картина ? (Художник сумел передать радость людей ,восхищающихся этим удивительным природным явлением –первый снег)

7) Слово учителя : не только художники , но и поэты были зачарованы наступлением зимы ; мне хочется прочитать стихотворение В.Брюсова «Первый снег»

8) Что общего между картиной и стихотворением ? (Это ,конечно же , те чувства ,которые испытывают талантливые художник и поэт : восхищение перед свершившимся чудом)

4.Составление рабочих материалов .

Городская улица

Двухэтажные и трёхэтажные дома ,выкрашенные серо-жёлтой краской , с вытянутыми окнами. Постройки ,возможно , ещё дореволюционные. Улица идёт вниз , образуя плавный спуск , который со временем превратится в ледяную горку .Машин совсем нет . Телефонная будка.

Снег.

Рыхлый , пушистый ,падающий крупными хлопьями .Он лежит везде : на крышах домов , на тротуарах ,на ветках старых деревьев . На снегу видны следы немногочисленных прохожих и подруг , выбежавших поделиться своей радостью.

Чувства людей.

Радость от красоты , предвкушение зимних развлечений

Щенок

Удивлённо рассматривает снег.


5.Составление плана.

Для мальчиков.

  1. Я проснулся и подошёл к окну.

  2. Что я увидел ?

  3. Какие чувства испытал 7

  4. Решил позвонить другу.

  5. Мы весело провели этот день.

Для девочек.

  1. Я проснулась и подошла к окну .

  2. На улице .

  3. В окне напротив.

  4. Мы на улице .

  5. Мои впечатления .

6. Чтение возможного начала сочинения в упр. № 233.

7. Написание сочинения.

Домашнее задание : закончить сочинение.




































Степени сравнения наречий

Цели: показать способы образования степеней сравнения на­речий, научить различать степени сравнения наречий и степени сравнения прилагательных.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка Игра «Четвертый лишний»

Трижды, третий, втрое, втроем.

{Третий - числительное, остальные слова - наречия.)

Вдали, справа, прочтя, близко.

{Прочтя - деепричастие, остальные слова - наречия.)

Вчера, вечером, скоро, резво.

{Резво - наречие образа действия, остальные - наречия времени.)

П. Проверка домашнего задания

1.           Вопросы.

-      Какие смысловые группы наречий вы знаете?

-      Расскажите о группах наречий, указывающих на признак, но не называющих его.

2.      Упражнение 234: проверка по цепочке, в это время на доске ученик выполняет фонетический разбор слова здесь.

3.      Упражнение 235: повторение способов связи между предло­жениями. Пока идет разбор упражнения, ученик на доске выполняет морфологический разбор слова покосившейся.

Комментарий. Связь внутри каждой из трех пар предложений цепная {холм там; село — туда; ... - здесь).

4.           Чтение и анализ нескольких творческих работ - сочинений
по картине И. Попова «Первый снег» (упражнение 211).

IIIИзучение темы «Степени сравнения наречий»

1. Беседа по вопросам.

-      Какая часть речи имеет степени сравнения? (Имя прилага­тельное.)

-      Все ли прилагательные имеют степени сравнения? (Нет, только качественные прилагательные.)

-      Какие степени сравнения прилагательных вы знаете? (Срав­нительную и превосходную; каждая из них имеет простую и составную формы.)

-      2. Работа с таблицей.

Задание: заполните таблицу степеней сравнения прилагатель­ных своими примерами. (На доске открывается заранее начерченная таблица, куда вносятся примеры.)

 

Степени сравнения качественных прилагательных

Примеры

простая сравнительная

длиннее, дороже, чище, щедрее

составная сравнительная

более чёткий, менее усталый

простая превосходная

добрейший, крепчайший, премудрый, наилучший

составная превосходная

самый умный, наиболее чистый, мужественнее всех (всего)

3.           Конструирование предложений.

. - Составьте предложения с прилагательными в простой срав­нительной степени. Пропустите после каждого предложения строчку.

(Дорога оказалась длиннее, чем мы ожидали.

Что может быть дороже дружбы?

После грозы небо казалось ещё чище, чем раньше.

Эта осень оказалась щедрее на грибы, чем предыдущая.)

4.           Объяснение темы «Степени сравнения наречий».

-             Запишем в свободные строки предложения:
Учитель объяснял, на мой взгляд, длиннее, чем следовало.
Обычно в магазине товары продают дороже, чем на рынке.
Квартира к приходу гостей вымыта чище, чем обычно.

По сравнению с апрелем, в мае солнце дарило свои лучи щедрее. Вопросы и задания:

-      Определите начальную форму слов в сравнительной степени в каждой группе предложений. К какой части речи относятся слова каждой группы? (Первая группа: длинный, дорогой, чистый, щедрый - прилагательные. Вторая группа: длинно, дорого, чисто, щедро - наречия.,)

-      Как образованы эти наречия? (Они образованы от качест­венных прилагательных.)

Вывод: наречия, образованные от качественных прилагательных могут иметь степени сравнения.

5.           Изучение теоретического материала учебника.

Ученики самостоятельно читают § 36 (с. 97 – 98), уточняя вывод.

6.           Вопросы на усвоение материала.

 Что вы узнали о степени сравнения наречий, прочитав мате­риал учебника? (Степени сравнения могут иметь наречия на -о (-е), образованные от качественных прилагательных.

У наречий две степени сравнения - сравнительная и превосход­ная. Сравнительная степени имеет простую и составную формы; превосходная - обычно имеет составную форму.

Сравнительная степень наречия является обстоятельством, от­носится к глаголу и отвечает на вопрос как?)

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 234: комментированное письмо.

2.     Упражнение 235: самостоятельная работа, консультации учи­теля.

Домашнее задание

1. §36.

2.      Упражнение 236, 237.














































Морфологический разбор наречия

Цели: обобщить изученное о наречии; ознакомить учени­ков с порядком морфологического разбора наречий; закрепить умение отличать формы сравнительной степени наречий и при­лагательных.

Ход урока

I.    Лингвистическая разминка

Подготовленный диктант (по упражнению 215).

II.    Проверка домашнего задания

,  1. Вопросы.

-      Какие наречия могут иметь степени сравнения?

-      Какие степени сравнения могут иметь наречия?

-      Как образуются степени сравнения наречий?

2. Упражнение 214: проверка по цепочке. Варианты заглавия текста: «Россия строилась», «Как возник посёлок».

III.    Задания на закрепление материла «Степени сравнения
наречий»

Запишите предложения, подчеркните слова в сравнительной степени как члены предложения; определите их принадлежность к определенным частям речи.

1)     Об одном прошу вас: стреляйте скорее. (А.С. Пушкин.)

2)     Гарун бежал быстрее лани.

У) Лес делался выше, таинственнее, темнее.
4)                                    Не пугай меня грозою:

Весел грохот вешних бурь! После бури над землею Светит радостней лазурь, После бури, молодея В блеске новой красоты, Ароматней и пышнее Распускаются цветы!

И.А. Бунин Комментарий. В первых двух и в четвертом предложении на­речия являются обстоятельствами {стреляйте как? скорее, бежал как? быстрее, светит как? радостней, распускаются как? аро­матней и пышнее).

В третьем предложении перед нами прилагательные в срав­нительной степени, которые входят в состав сказуемого {делал­ся выше, таинственнее, темнее): Сильные ученики сами могут догадаться о роли наречий и прилагательных в третьем предло­жении.

Найдем начальные формы подчеркнутых слов: скорее - скоро; быстрее быстро; выше — высокий, таинственнее таинствен­ный, темнее - темный.

IV.    Объяснение темы «Морфологический разбор наречия»

Дадим ученикам возможность самостоятельно разобраться в теоретическом материале учебника (§ 35, с. 100-101), после чего попросим выполнить на доске и в тетрадях морфологиче­ский разбор наречий из только что записанных предложений (по вариантам).

V.    Выполнение упражнений

Упражнение 216: выразительное чтение, фонетический и мор­фологический разбор (письменно и устно; на доске и в тетрадях).

VI.    Словарная и орфоэпическая работа

Записать слова, помещенные в рамках на с. 99-101, в словарики, придумать с ними предложения; поставить ударения. Удобнее, шире, слаще, комбинат, эпидемия.

Домашнее задание

1- § 35.

2.      Упражнение 217: творческая работа: сочинение-рассуждение на тему «Прозвища».

3.      Упражнение 218: устно (подготовка к диктанту по памяти).










Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е

Цели: показать условия написания не с наречиями на -о и -е; сопоставить данное правило с правилами написания не с другими частями речи.

Методические приемы: подготовленный диктант, объяснения учителя, повторение пройденного, тренировочные упражнения.

Ход урока 1.

I. Лингвистическая разминка

Диктант по памяти (по упражнению 218).                                     

П. Проверка домашнего задания

1.      Морфологический разбор наречий из упражнения 218 (по выбору) - на доске и в тетрадях.

2.      Чтение и анализ нескольких творческих работ - сочинений-рассуждений на тему «Прозвища».

III. Изучение темы «Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е»

1.             Объяснительный диктант (повторение пройденного).
Нелепое обвинение; проявление невоспитанности; негромкая

- музыка; непростительная оплошность; немалый вклад; ничуть не трудный; не сладкие, а кислые ягоды; вовсе не занимательный; неясная цель; неуклюжая походка; отвергнуть с негодованием.

2.             Эвристическая беседа.

-      В каких частях речи встретилась орфограмма с не в объяс­нительном диктанте? (В именах существительных и прила­гательных.)

-      В каких случаях не пишется слитно, а в каких раздельно в этих частях речи? (Случаи слитного написания с не: не употреб­ляется без не, нет противопоставления, нет усилительных слов, можно заменить синонимом без не. В остальных слу­чаях не пишется раздельно.)

-      Образуйте наречия, однокоренные прилагательным объясни­тельного диктанта. Запишите в два столбика.

нелепый                                                                        нелепо

невоспитанный                                                            невоспитанно

негромкий                                                                     негромко

непростительный                                                        непростительно

немалый                                                                        немало

ничуть не трудно не сладко, а кисло вовсе не занимательно неясно

ничуть не трудный не сладкие, а кислые вовсе не занимательный неясный

неуклюжий                                                                 неуклюже

-      Какие наречия образуются от прилагательных? (Наречия на -о, -е.)

-      Необходимо ли отдельное правило написания не с наре­чиями на -о и -el (Нет, оно такое же, что и для прилага­тельных.)

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 219: устно.

2.      Упражнение 220: выполняется по вариантам. 1-й вариант выписывает слова с не, которое является частью корня и находит примеры слов, состав которых соответствует приведенным в учеб­нике схемам; 2-й вариант выписывает слова с приставкой не-; 3-й вариант - с частицей не.

После выполнения на доске открывается запись, по которой ученики самостоятельно проверят свою работу:

 

Слова с не -частью корня

Слова с приставкой не-

Слова с частицей не

Выполнить небрежно

Сделать неаккуратно, неопрятно, неумело

Пришить не крепко, а слабо

Поступить нелепо

Пришить пуговицу некрепко

Взглянуть не доверчиво, а с подозрением

Высказываться негодующе

Посмотреть недоверчиво, недовольно, недруже­любно

Говорить нисколько

не весело, совсем не громко,

далеко не ласково

 

Излагать мысли непосле­довательно, несвязно

Произнести не громко, а тихо

 

Взлететь невысоко

Взлететь не высоко, а низко

 

Вырыть неглубоко

Взлететь совсем не высоко

 

Нешироко приоткрыть глаза

Ничуть не радостно

К заданию 1-го варианта (слова, состав которых соответствует приведенным в учебнике схемам): приоткрыть, непоследователь­но, сделать.

Домашнее задание 1- § 36.

2. Упражнение 221: письменно.


Ход урока 2.

I.    Лингвистическая разминка

Задания: записать предложения под диктовку, определить сло­ва в сравнительной степени как части речи, указав их начальную форму, и как члены предложения.

1)     Олимпийский девиз гласит: «Быстрее, выше, сильнее!»

2)     Всё слабее запах очага и дыма, молока и хлеба... (Б. Окуд­жава.)

3)     Будь проще, и к тебе потянутся люди.

4)     Давайте чаще встречаться.

Комментарий. К предложению № 1: Быстрее, выше, сильнее -наречия в сравнительной степени. Быстро, высоко, сильно. Прямая речь не является членом предложения.

К предложению № 2: Всё слабее - прилагательное в сравнитель­ной степени. Слабый. В предложении является сказуемым.

К предложению № 3: проще - прилагательное в сравнительной степени. Простой. В предложении является частью сказуемого {будь проще).

К предложению № 4: чаще - наречие в сравнительной степени. Часто. В предложении является обстоятельством.

Чтобы доказать принадлежность слова к определенной ча­сти речи, надо определить, от какого слова оно зависит, на какой вопрос отвечает:

Как? (как делают олимпийцы?) - быстро, высоко, сильно; бы­стрее, выше, сильнее - наречия.

Запах каков? Слабый, слабее - прилагательное.

Ты будь каков? Будь простым, будь проще - прилагательное.

Надо встречаться как? часто, чаще - наречие.

II.    Проверка домашнего задания

1.      Рассказать о правописании не с наречиями на -о и -е.

2.  Упражнение 221: проверка по цепочке; в это время два уче­ника выполняют у доски фонетический разбор слова легко и мор­фологический разбор слова что.

3.  Комментарий. Обратим внимание на слово что. Его обязатель­но надо рассматривать в контексте. Это не союз, а относительное местоимение. В предложении является подлежащим.

III.    Практическая работа

1.           Графический диктант.

Неясно мыслит; немало испытал; не дружелюбно, а враждебно; неряшливо одет; неплохо выглядит; вовсе не глупо; несвязно излага­ет; отнюдь не талантливо; расположились невдалеке; небрежно сделано; сработано не мастерски; ущелье не широко, а узко; не­искренне говорить; неласково смотреть; ничуть не глубоко; не­уверенно отвечать; нисколько не громко; расположен не вблизи; поступить несправедливо; искать не здесь; сказать не сразу.

(Ключ: +, +, - +, +, -,+,-, +, +, -, - +, +, -, +, - - +, _ -.)

2.           Выполнение упражнений.
Упражнение 222: комментированное письмо.
Упражнение 223: самостоятельная работа с последующей взаи­мопроверкой.

Упражнение 224: чтение и обсуждение.

Комментарий. Поясним, что слова лепый, лепо, лепота суще­ствовали в древнерусском языке и означали примерно следующее: красивый (ладный, приятный), красиво, красота. В современном языке сохранились лишь слова с приставкой: нелепый, нелепость. Бывшая приставка сейчас рассматривается как часть корня. На­помним, как царь, герой фильма «Иван Васильевич меняет про­фессию», попав в новую Москву, восхищается видом столицы: «Лепота!».

Упражнение 225: самостоятельная работа.

IV.    Индивидуальные задания

(Выполняются у доски, потом обсуждаются в классе.)

1.            Вставить пропущенные буквы и знаки препинания; раскрыть
скобки, сделать синтаксический разбор предложения.

Еще (не)веря (не)жда(н, нн)ойудач... он в(з, с)карабкался по ступенькам автобуса. (Б. Акунин.)

(Еще не веря нежданной удаче, он вскарабкался по ступенькам автобуса.)

2.           Вставить пропущенные буквы; раскрыть скобки; выписать
все словосочетания.

(Не, ни)знакомый парень (в)развалочку двинулся прямо на него. (Незнакомый парень вразвалочку двинулся прямо на него. Незнакомый парень; вразвалочку двинулся; двинулся на него; двинулся прямо.)

IV. Словарная и орфоэпическая работа

Выписать слова в рамках на с. 104—105; придумать предложения с этими словами, используя наречия.

Возражение, поражение, почтальон, квитанция, штемпель [ду], конверт [в'].

Домашнее задание

1.      §36.

2.      Упражнение 226: письменно.



























Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий

Цели: закрепить навыки правописания приставок ней ни с ме­стоимениями; показать условия выбора приставок не и ни с наре­чиями; развивать навыки монологической речи.

Ход урока.

I. Лингвистическая разминка

Записать предложение под диктовку, сделать его синтаксиче­ский разбор.

Карлик сел за стол иук...зал (на)место (на)против. (В. Пелевин.) (Карлик сел за стол и указал на место напротив. В данном предложении наречие напротив выступает в роли определения: место какое? - напротив.)

П. Проверка домашнего задания

Беседа по вопросам упражнения 226. В это время трое учеников выполняют у доски морфологический разбор слов ста и выпущена;синтаксический разбор первого предложения.

Комментарий. Варианты заголовка: «Изобретение почтовой марки», «История почтовой марки». Основная мысль текста: каждая привычная вещь имеет свою историю, является плодом творческого труда человека.

Наречия, образованные приставочным способом: затем, назад, вовсе.

III. Изучение темы «Буквы еиив приставках не- и ми-отрицательных наречий»

Объяснительный диктант (повторение изученного). Некто, ничем, никакой, никому, нечто, никем, некоторый, никто, несколько, ничто, некого, нисколько, нечем, никого, некому, некем.

Отрицательные местоимения образуются приставочным спосо­бом; написание приставок не и ни зависит от ударения.

Задание: попробуйте образовать от данных вопросительных наречий отрицательные наречия.

Где, куда, когда, зачем: негде, некуда, некогда, незачем; нигде, никуда, никогда.

. Вывод: в отрицательных наречиях, так же как в отрицатель­ных местоимениях, приставка не- пишется под ударением, ни- - без ударения.

IV. Выполнение упражнений

1.            Упражнение 227: комментированное письмо.
Примечание: в: рамке на с. 106 приведено написание наречия

нимало. Напомним, что существует слово-омофон (одинаково слы­шится) немало. Разница в значении слов очевидна в контексте:

1)    Он нимало не смутился, когда его уличили во лжи. {Нима­ло - ничуть, нисколько.)

2)    Немало пришлось сделать, чтобы завоевать уважение к себе. {Немало много.)

 

2.      Упражнение 228: самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

3.      Упражнение 232 (развитие речи): обсуждение темы возмож­ного высказывания по ключевым словам; составление устного рас­сказа; выступления учеников.

Домашнее задание

1.      § 37.

2.      Упражнение 229: письменно.

3.      Упражнение 231: устно (подготовка к диктанту).

















Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е

Цели: повторить правописание одной и двух н в прилагательных и причастиях; показать условия выбор одной и двух н в наречиях.

Ход урока.

I. Лингвистическая разминка

Задание: раскрыть скобки, подчеркнуть наречия, расставить

знаки препинания, вставить пропущенные буквы; подчеркнуть

наречия как члены предложения. (Выполняется на доске и в тет­радях.)

Шве...ские болельщ...ки (не) пр...кр...щали петь но (соотеч... стве(н, нн)ики)футболисты их (не, ни) радовали. Парагвайцы (же) и вовсе долгое время выгл...дели оченьро(б, п)ко.

(Шведские болельщики не прекращали петь, но соотечествен­ники-футболисты их не радовали. Парагвайцы же и вовсе долгое время выглядели очень робко.)

II.    Проверка домашнего задания

1.      Рассказать о правописании отрицательных наречий.

2.      Упражнение 229: проверка по цепочке; в это время у доски выполняется словообразовательный разбор слова и разбор слова по составу: наступивших.

3.           Подготовленный диктант по упражнению 231.
(Можно провести диктант по вариантам.)

III.    Изучение темы «Одна и две буквы н в наречиях на-о и-е»

1. Воспользуемся теоретическим материалом учебника (§38, с. 108).

Комментарий. В шуточном стихотворении первое из созвуч­ных слов (паронимов) -раскована - краткое причастие (можно за­менить синтаксическим синонимом-глаголом: ее расковали. Второе слово - рискованно - наречие, образованное от прилагательного рискованный. Мы знаем, что в кратких причастиях всегда пишется одна буква н, в наречиях же пишется столько н, сколько в прилага­тельных, от которых они образованы.

Выполним упражнение 233: комментированное письмо (на дос­ке и в тетрадях).

IV.    Выполнение упражнений

1. Упражнение 234: комментированное письмо с последующей взаимопроверкой.

2.     Упражнение 235: самостоятельная работа; морфологический разбор слова уныло на доске.

V.     Словарная и орфоэпическая работа

Записать слова, помещенные в рамках на с. 108, придумать сло­восочетания с ними: бережливо, конкретно [р'].

Домашнее задание

1. § 38.

2.      Упражнение 236: письменно.

3.      Подготовиться к диктанту по теме «Наречия».



















 

Описание действий.

Цели: закрепить изученное о наречиях; показать значение на­речий при описании действий; расширять речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи.

Ход урока.

I.    Лингвистическая разминка

Словообразовательный разбор и разбор слов по составу: мас­терски, виртуозно.

Узнать о происхождении слов в словарях.

II.    Беседа о значении описания действий

Слово учителя.

Работу по развитию речи мы начинали с описания портрета, внеш­ности человека. Вы пробовали себя также в описании природы, мест­ности, интерьера. Сегодня нам предстоит поучиться, как описывать действия. Очевидно, что нам не обойтись в этой работе без наречий, которые покажут, как, каким образом действует, трудится человек. - Вспомните, описания каких действий вам встречались в художественной литературе? Зачитайте некоторые из этих описаний. (Например, описание работы Герасима из рас­сказа И. С. Тургенева «Муму». Описание Полтавского боя А.С. Пушкиным. Описания действий в бою в повести Н.В. Го­голя «Тарас Бульба». Много описаний действий в повести A.M. Горького «Детство»: описание игры на гитаре дяди Якова, описание пляски бабушки, описание работы мастера в красильной мастерской. И т. д.)

т Уместны ли описания действий в других стилях речи, кроме художественного? (Разговорный стиль - рассказ-описание, например, рыбалки, приготовления пищи и т. д.

Официально-деловой стиль - инструкции, например, по работе с различными механизмами.

Научный стиль - описание порядка действий, например, в на­учном эксперименте, в лабораторной работе.

Публицистический стиль - например, репортаж или интервью о каких-либо действиях; наиболее часто встречается в спортивной журналистике.)

Найдите примеры описания действий в разных стилях речи.

III.    Работа с учебником

1.           Упражнение 237: чтение, обсуждение вопросов, определение
роли наречий.

Комментарий. Заголовок текста не соответствует его содер­жанию. Варианты названия: «Работа мастера», «Мастерство плот­ника».

Наречия, с помощью которых автор «рисует» действия: лучше всех, быстро, ровно.

Наречия, с помощью которых автор указывает на последова­тельность действий: сначала, потом.

2.           Упражнение 238: работа по исправлению речевых ошибок.

Комментарий, в отрывке из сочинения неоправданно повторя­ется наречие потом (трижды). Можно использовать его синонимы: затем, после (после этого), наконец.

3.           Реализация домашнего задания (упражнение 239): сообще­ния учеников о последовательности действий работающих людей,о характере их работы.

IV.    Устное сочинение

1.      Работа над планом сочинения.

2.      Задание: подобрать наречия которые относятся а) к после­довательности действий (сначала, потом, затем, тотчас, немед­ленно, после), б) к характеристике работы (точно, умело, аккурат­но, тщательно, мастерски), в) к отношению к работе (бережно, настойчиво, осторожно, ловко, уверенно, сильно, старательно, внимательно).

3.      Устное описание действий, обсуждение описаний.

4.      Работа с черновиком сочинения.

Примечание. Можно дать опережающее задание: понаблюдать, как трудятся взрослые на работе, дома (например, как мама гото­вит обед); описать последовательность своих действий и действий товарищей, например, на уроке труда.

Наречие

Домашнее задание

Написать сочинение - описание действий в публицистиче­ском стиле.





Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

Цели: закрепить навыки правописания о и е после шипящих в разных частях речи; показать условия выбора этой орфограммы в наречиях.

Методические приемы: объяснительный диктант, лингвисти­ческий разбор, работа с таблицей, самостоятельная работа.

Ход урока

I.    Чтение и анализ нескольких сочинений - описаний
действий

II.    Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант.

Мальчонка, шёпот, задачей, чёлка, бельчонок, врачом, шоколад, шорох, лучом, с товарищем, свечой, бочонок, сверчок, малышом, большой, меньшего, грачом, дачей, медвежонок, на плечо, алычой, лучшего, ежовый.

III.   Изучение темы «Буквы о и е после шипящих на конце
наречий»

Ученики самостоятельно изучают теоретический материал учеб­ника (§ 40, с. 111).

IV.    Выполнение упражнений

1.            Упражнение 241: комментированное письмо, конструирова­ние предложений.

Вопросы:

-      От каких слов образованы данные наречия? (От прилага­тельных и причастий.)

-      Какой частью слова являются буквы о и е на конце наречий? (Суффиксами.)

2.           Упражнение 242: работа с таблицей (выполняется на доске
и в тетрадях).

V.   Занимательная лингвистика «Знаете ли вы?»

Слово «табу» - одно из немногих, пришедших к нам из поли­незийского языка. Оно означает «строгий запрет». По верованиям полинезийцев, запрещается произносить вслух имена духов, что- бы они не принесли вреда. Русский язык освоил это несклоняемое слово, произведя от него глагол «табуировать», причастие «табуированный», существительное «табуирование». Значение этих слов ограниченно. Они не являются абсолютными синонимами слов «за­претить», «запретный», «запрет», а употребляются, когда речь идет !' о запрете не принятых в обществе слов или действий. Например, вместо слова «черт» часто говорится «лукавый».

Интересно, что всем известное слово «медведь» тоже связано с табуированием. Это животное, пожалуй, единственное, не имею­щее собственного имени в русском языке. В других языках оно не только названо: «bear» по-английски, «ber» по-немецки, УТОЧ­НИТЬ! Но и закреплено в названиях городов: Берлин, Берн.

По-русски же это «тот, кто ведает мёд», название окольное, не прямое. Вспомним, что и в русских народных сказках к медведю отношение особое. Его называют уважительно «хозяином», а час­то - по имени, отчеству и фамилии: «Михайло Потапыч», «Топты­гин». Недаром этот зверь изображен на гербах многих старинных городов, и наших, и зарубежных.

Домашнее задание

1. §40.

2.      Упражнение 243.















 Буквы о и а на конце наречий

Цели: показать условия выбора правописания о и а на конце наречий; повторить способы образования слов.

Ход урока.

I. Лингвистическая разминка

Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, рас­ставить знаки препинания, сделать синтаксический разбор предло­жения, написанного на доске; объяснить правописание наречий.

Завещ...я собра(н, нн)ую им ко(л, лл)екцию к...ртинру(с, сс)ких художников Москве Павел Михайлович Третьяков писал Для меня ист...(н, нн)о и плам...(н, нн)о люб...щего ж...вописъ (не, ни) мо­жет бытълу...шегож...лания как пол...жить нач...ло обществе(н, нн)ого всем доступного хранилищ... изящ...ных иску(с, сс)тв при-носящ...го многим пользу, всем уд...вольствие.

Дополнительное задание: сделать морфологический разбор слова лучшего.

Наречие

(Завещая собранную им коллекцию картин русских художни­ков Москве, Павел Михайлович Третьяков писал: «Для меня, ис­тинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».)

II.     Проверка домашнего задания

1.      Рассказать о правописании iо и е после шипящих на конце наречий.

2.      Упражнение 243: проверка по цепочке.

III.    Изучение темы «Буквы о и а на конце наречий»

1.             Работа с теоретическим материалом учебника (§41,
с. 112-113): рассмотреть таблицу, ответить на вопросы, дополнить
таблицу своими примерами.

2.           Комментарий: надо учитывать, что приставка из- имеет ва­риант с глухой согласной - ис-.

-      В каких случаях возможна такая приставка? (Когда после приставки следует глухая согласная: искоса, исчерна.)

-      Почему в словах исправно, доходчиво, современно на конце пишется о? (Эти слова образованы от прилагательных с при­ставками: исправный, доходчивый, современный.)

IV.    Тренировочные упражнения

1.     Упражнения 245, 246: комментированное письмо.

2.     Упражнение 247: самостоятельная работа; морфологический разбор слова расположиться выполняется на доске и в тетрадях.

3.           Упражнение 248: подготовка к изложению.
Комментарий. Слова, с помощью которых выражается отно­шение к персонажам и их действиям:

яростно (собака), маленький, взъерошенный, жалобно (коте­нок), поспешно, сердито, гневно (женщина).

-      Как называются эти слова с точки зрения художественной выразительности? (Эпитеты.)

-      Почему эпитеты отсутствуют в описании мальчиков? (Маль­чики бездействуют, равнодушно ждут, что произойдет. Поэтому автор не наделил этих героев эпитетами.)

V.     Изложение с творческим заданием

Домашнее задание

1. Прочитать § 41.

2.  Упражнение 249: подготовка к описанию картины Е.Н. Ши­рокова «Друзья».

 









Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья»

Цели: совершенствовать навыки описания произведений жи­вописи; развивать воображение учеников, навыки устной и пись­менной речи.

Ход урока.

I.    Лингвистическая разминка

Игра «Четвертый лишний» (устно)

Затемно, досуха, сначала, издавна.

(Лишнее слово - затемно, на конце суффикс о, у остальных наречий - суффикс а.)

Докрасна, строго, изредка, изначально.

(Лишнее слово - строго, оно без приставки, у остальных наре­чий есть приставки.)

II.   Беседа по картине Е.Н. Широкова «Друзья»

Опираемся на вопросы упражнения 249. Дополнительные вопросы: ~/- Есть ли у вас собака, кошка или другое домашнее животное?

-      Считаете ли вы своего питомца другом?

-      Случались ли у вас ситуации, подобные изображенной на картине Широкова?

-      Какова композиция картины?

Комментарий. Пространство картины занято двумя фигурами. Мальчик сидит, скрестив ноги, в углу, на подстилке собаки. Судя по опущенным глазам, чуть надутым щекам и губам, настроение у мальчика грустное. В собачьих глазах тоска. Одно ухо у лежа­щей собаки стоит торчком: она чутко улавливает настроение своего хозяина и друга, делит с ним одиночество, которое подчеркнуто пустой белой стеной.

Чем огорчен мальчик? Может быть, у него случилась какая-то неприятность, и он делится переживаниями со своим другом. А может быть, собака заболела: она свернулась на подстилке, под­жала задние лапы, а голову положила на переднюю лапу. Возмож­но, мальчик хочет утешить, поддержать друга, помочь ему. Рука мальчика легко лежит на боку собаки, он тихонько гладит ее.

Проникаешься грустным настроением картины и вспоминаешь своего четвероногого друга...

III.   Устное описание картины

IV.         Написание черновика сочинения

Домашнее задание

Написать сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья».

 

Дефис между частями слова - в наречиях.

Цели: повторить случаи употребления дефиса в разных частях речи; показать условия выбора этой орфограммы в наречиях; за­крепить навыки самостоятельной работы.

Методические приемы: объяснительный диктант, повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения, лин­гвистический разбор, словарная работа.

Ход урока 1

I.      Чтение и анализ нескольких сочинений

II.     Повторение темы «Случаи употребления дефиса»

1.             Объяснительный диктант.

Ярко-красный автомобиль, древнерусский язык, полкласса в друзьях, кто-нибудь поможет, Юго-Восточная Азия, от­режьте пол-лимона, кого-то попросишь, бело-розовый зефир, железнодорожная станция, англо-русский словарь, исходил пол-Петербурга, кое с кем встретишься, кисло-сладкий апель­син, черно-белый телевизор, выпукло-вогнутые линзы, северо­западный ветер, нежно-лиловая сирень, древнегреческий эпос, кое-кому позвонишь.

2.             Вопросы на повторение.

-      Какие орфограммы встретились в диктанте? (Дефис в слож­ных прилагательных, дефис в отрицательных местоиме­ниях.)

-      В каком случае ставится дефис в сложных прилагательных? Когда они пишутся слитно? (Дефис ставится, если прилага­тельное обозначает цвета или их оттенки, стороны света, два равноправных слова. Если оке сложное прилагательное образовано от словосочетания (Древняя Русь), оно пишется слитно.)

-      В каком случае ставится дефис в неопределенных местоиме­ниях? (Во всех случаях, кроме тех, когда части слова разби­ваются предлогом: кое у кого, кое с чем.)

-      IIII. Изучение темы «Дефис между частями слова в наречиях»

1.Задания.

-     Определите части слов (морфемы) в наречиях, написанных на доске: по-другому, по-прежнему, по-дружески, во-первых, в-третьих. (Приставки по-, в-, во-; суффиксы -ому, -ему, -и.)

-     Составьте словосочетания с этими наречиями. (По-другомудумаешь, по-прежнему скучаю, по-дружески поддержал; во-первых, сказал...; в-третьих, сделал...)

-     Сделайте вывод об использовании дефиса в наречиях.

2.                 Изучение теоретического материала учебника (§ 42,
с. 114-115).

-                 Что вы узнали дополнительно о правописании наречий с де­фисом? (Наречия с приставкой в- (во-): во-первых, в-пятых
выделяются запятой, не являются членами предложения, то есть это вводные слова.)

3.                Сопоставление наречий с дефисом и одинаковых или сходных с ними по звучанию сочетаний предлогов с существительными,
прилагательными, числительными и местоимениями (с именными частями речи).

По-другому думаю - иду по другому пути.

По-прежнему верю — судя по прежнему высказыванию.

В-третьих, сказал... - в третьих примерах каждой группы.

Сделал по-вашему - по вашему лицу вижу.

Вывод: судить о том, какая перед нами часть речи, о том, как  правильно писать, можно лишь в предложении, в контексте.

IV. Выполнение упражнений

1.                 Упражнение 250: комментированное письмо (на доске и в тет­радях).

2.                Упражнение 251: обсуждение  вопросов, самостоятельная pa­
le бота с последующей взаимопроверкой.

Комментарий. Выделенные слова нельзя назвать омонимами, т. к. прилагательные и местоимения с предлогами образуют два слова.

 Домашнее задание

1. § 42 (с. 114-116) - самостоятельно изучить теоретический материал нас. 116.

2.      Упражнение 252.

Ход урока 2.

Лингвистическая разминка

Сделать синтаксический разбор предложения, определить зна­чение наречий:

Солнце уже зашло, но жара по-прежнему не спадала. Комментарий. Уже - значение времени; по-прежнему - зна­чение образа действия.

II.       Проверка домашнего задания

-      В чем отличие написания приставок в наречиях от написания приставок в других частях речи? (Приставки обычно пишут­ся слитно.)

-      Всегда ли приставки в наречиях пишутся через дефис? (Нет, не всегда.)

-      От каких частей речи образуются наречия с приставкой в-(во-), которая пишется через дефис? (От числительных: «во-первых»...)

-      Как пишутся неопределенные наречия? (Как и неопределен­ные местоимения, через дефис: кое-где, куда-либо, откуда-то, почему-нибудь.)

-      Какие еще наречия пишутся через дефис? (Сложные наречия, образованные с помощью однокоренных слов или повторени­ем слов: волей-неволей, чуть-чуть.)

Упражнение 252: устные ответы на вопросы.

III.     Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамке на с. 117, в словарики; ответить на вопрос: «В текстах каких стилей могут быть использо­ваны такие слова?»

Давным-давно, волей-неволей, видимо-невидимо, мало-помалу, точь-в-точь, бок о бок.

(Эти слова регулярно встречаются в сказках, в текстах художественного стиля, часто употребляются в разговорной речи, могут быть использованы в текстах публицистического стиля.)

IV.       Выполнение упражнений

1.      Упражнение 253: комментированное письмо.

2.      Упражнение 254: самостоятельная работа.

Домашнее задание

1. § 42(с. 114-116).

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

Цели: показать некоторые закономерности слитного и раздель­ного правописания наречий; учить применять знания по морфоло­гии к правописанию наречий; учить отличать наречие от сочетаний именных частей речи с предлогами.

Ход урока 1

I.       Анализ практических работ по теме «Дефис в наречиях»

II.      Проверка домашнего задания

Ученики по очереди зачитывают выписанные из художествен­ных произведений предложения с наречиями, которые пишутся через дефис.

III.   Изучение темы «Слитное и раздельное написание
приставок в наречиях, образованных от существительных
и количественных числительных»

1. Слово учителя.

Мы уже наблюдали, что приставки в наречиях могут писаться через дефис (во-первых, по-лисьи, по-твоему, кое-кто, кое-что),

подробно разбирали рассматривали влияние приставок из- до-, с-, которые пишутся с наречиями слитно, на выбор суффикса -а.

Разберем другие возможные случаи слитного и раздельного написания приставок с наречиями. Предупреждаю, что это наибо­лее трудные случаи в правописании наречий, многое не поддается правилам, правописание некоторых наречий придется заучивать, запоминать.

2. Работа с таблицей.

Представим основные закономерности в виде таблицы, выпол­ним ее на доске и в специальных тетрадях.

 

Слитно

Раздельно

1. Наречия, образованные соеди­нением предлогов в и на с собира­тельными числительными {вдвое, натрое)

1. Наречия, образованные соеди­нением других предлогов с соби­рательными числительными (по одному, по двое, на троих)

2. Наречия, образованные приста­вочным способом от других наре­чий (доныне, напротив, насквозь, позавчера)

2. Предлоги с наречиями, обра­зованными от существитель­ных, начинающихся с гласной (в охапку, в упор, до упаду)

3. Наречия, образованные приставочно-суффиксальным спосо­бом от прилагательных (вплотную, вкрутую, зачастую)

3. Предлоги с наречиями, образо­ванными от прилагательных, начи­нающихся с гласной (е открытую, в общем)

4. Наречия, образованные приста­вочным способом от существи­тельных, если при них нет пояс­нительных слов (вначале, вверх, налицо)

4. Наречия, образованные от соче­таний существительных с предло­гами (с ходу, с лету, за границей, заграницу, под мышками, из-под мышки)

5. Наречия в сравнительной сте­пени (получше, покрасивее)

5. Наречия, образованные от соче­таний двух существительных с предлогами (в конце концов, бок о бок, с глазу на глаз)

IV. Словарная работа

- Запишите слова, помещенные в рамках на с. 118-119, приду­майте с ними словосочетания.

До смерти (испугаться), (хватать) на лету, (подать) с нале­ту, (есть) на ходу, (прыгнуть) с разбегу, (остановиться) на миг, (понять) вмиг, (схватить) на скаку, (сделать) на глазок, (поднять) под силу, (сидеть) по двое, (разместиться) по трое.

V. Выполнение упражнений

1. Упражнение 257: комментированное письмо.

2.  Упражнение 258: словообразовательная работа; работа со словарем.

3.  Домашнее задание

1.      §43.

2.      Упражнение 259.

Ход урока 2.

I.       Лингвистическая разминка

Игра «Четвертый лишний»

Втрое, докрасна, под мышки, смолоду.

(Под мышки - пишется раздельно, остальные наречия слитно.)

Похуже, во-первых, неподалеку, вничью.

(Во-первых - пишется через дефис, остальные наречия слитно.)

II.      Проверка домашнего задания

Упражнение 259: выразительное чтение текста; объяснение ор­фограмм (кроме наречий); в это время на доске один ученик выпи­сывает наречия, подчеркивает их как члены предложения, объясняет орфограммы в наречиях, второй ученик делает словообразователь­ный разбор и разбор слова облетевшей по составу.

III.   Слово учителя (продолжение изучения темы)

Некоторые наречия сходны по звучанию с сочетаниями сущест­вительных, прилагательных, числительных, местоимений, т. е. имен­ных частей речи, с предлогами. Запишем несколько пар предложений и попытаемся понять, как отличить наречия от других частей речи. 1)5 начале четверти обычно не очень хочется заниматься.

Вначале подумай, потом делай. 2) Корни дерева уходят в глубь земли.

Мы шли все дальше вглубь. У) В крутую гору нелегко подняться.

На завтрак ели яйца вкрутую. - Что общего в этих парах предложений и чем они отличаются? (Они содержат одинаковые или сходные по звучанию слова. В первых предложениях каждой пары - именные части речи с предлогами (в начале, в глубь - существительные, в кру­тую -прилагательное: предлог относится к существитель­ному гору.) Вывод: Судить о слитном или раздельном написаний слов можно лишь в контексте, в предложении. Именная часть речи обязательно имеет зависимое слово (в начале чего? четверти; в глубь чего?  земли) или сама зависит от другого слова (в гору какую? крутую). Наречие же не имеет зависимых слов.

IV.    Выполнение упражнений

1. Упражнение 260: конструирование словосочетаний и пред­ложений:

 

По зимнему лесу, по-зимнему морозно; в верх дома, подниматься вверх; в дали моря, виднеться вдали; на встречу с другом, навстречу ветру,

2.,Упражнение 261: самостоятельная работа.

Домашнее задание 1- §43.

2. Упражнение 262.










Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Цели: повторить изученное; показать случаи употребления мяг­кого знака на конце наречий.

Ход урока

I.   Лингвистическая разминка

-             Запишите предложения на доске и в тетрадях, объясните
слитное или раздельное написание слов.

В первые дни нового года было морозно. Положи коробку на верх шкафа. Недочеты в работе были налицо. Впервые за долгое время можно было отдохнуть. Не лезь наверх! На лицо упали пер­вые капли дождя.

II.    Проверка домашнего задания

-             Расскажите о случаях слитного написания наречий.

-             Расскажите о случаях раздельного написания наречий.
Упражнение 262: проверка по цепочке.

III.    Повторение изученного

Объяснительный диктант.

Решение задач, фальшь в голосе, отрежь хлеба, непромокае­мый плащ, слушаешь музыку, учащаяся молодежь, богатырь могуч, солнечный луч, нервная дрожь, пытаешься понять, зеленеет плющ, небо без туч, ешьте аккуратнее, хорош гусь, из печи калач горяч.

IV.    Изучение темы «Мягкий знак после шипящих на конце
наречий»

1. Слово учителя.

Эта тема, в отличие от предыдущей, не представляет особых трудностей для изучения, поэтому самостоятельно прочитайте тео­ретический материал учебника - § 44, с. 120.

2. Самостоятельное изучение темы и вопросы на усвоение ма­териала.

-      В каких случаях на конце наречий пишется мягкий знак?

-      Приведите примеры наречий с мягким знаком после шипящих на конце слова.

-      В каких случаях мягкий знак после шипящих на конце наре­чий не ставится?

Учитель может сформулировать правило немного по-другому: После шипящих на конце наречий пишется мягкий знак, кроме

слов-исключений, составляющих фразу Уж замуж невтерпеж;.

Обычно это запоминается легче.

V. Тренировочные упражнения

1. Упражнение 263: конструирование предложений; объяснение выбора орфограмм.

2.     Упражнение 264: чтение, формулирование правила; дополни­тельное задание - сделать словообразовательный разбор наречий.

3.     Упражнение 264: самостоятельная работа.

Домашнее задание

1. §44.

2.     Упражнение 266.

3.     Подготовка к свободному диктанту (упражнение 269: устно).

4.     Контрольные вопросы и задания № 1-4, с. 121.
















Повторение по теме «Наречие»

Цели: обобщение и закрепление изученного о наречии; развитие  навыков анализа текста.

Ход урока

 I. Лингвистическая разминка

Записать предложения, объяснить правописание наречий и их  роль в предложениях:

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало... (А.С. Пушкин.)

Даша никогда еще не видела такого цветка -нив поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. (А. Пла­тонов.)

П. Проверка домашнего задания

1. Упражнение 266: выполнить таблицу «Употребление и неупот­ребление мягкого знака после шипящих на конце слов» на доске.

2.     Беседа по вопросам и заданиям № 1-4, с. 121 (это вопросы общие, теоретического характера). На каждый вопрос отвечает один ученик, остальные дополняют после основных ответов.

III.    Свободный диктант

Пишем по тексту упражнения 269, выполняем задания. Комментарий. Основная мысль текста: Байкал - это нацио­нальная гордость России, одно из самых дорогих мест.

Варианты заголовка: «Уникальное озеро»; «Любовь к Байкалу».

IV.    Тренировочные упражнения

1.            Упражнение 270: работа по исправлению речевых ошибок.

Комментарий. В предложениях употреблены лишние сло­ва - наречия: кверху, лично, много, воедино. Лишними они оказа­лись потому, что не добавляют никакого дополнительного смысла в предложения, а повторяют уже названные понятия.

2.            Упражнение 271: комментированное письмо; морфологиче­ский разбор слова справа у доски.

3.           Упражнение 272: самостоятельная работа.
Комментарий. Варианты заголовка: «Необыкновенная елка»,

«Елка-шалашик».

Выборочный фонетический разбор: буквы ё в словах ёлку, у неё обозначают звуки [йо]; буква в в слове выборочной - звук [в]; буква б в слове рубки - звук [п]; буква в в слове соприкоснувшись - звук [ф].

Домашнее задание

1.      Контрольные вопросы и задания по теме «Наречия» № 5-10 (с. 121).

2.      Упражнение 274.

3.      Подготовка к словарному диктанту.

4.      Индивидуальные задания: используя этимологические сло­вари, найти материалы о происхождении некоторых наречий (дотла, начеку, нечаянно и др.)





















Контрольный диктант по теме «Наречие».

Цель: проверка орфографических и пунктуационных навыков, навыков грамматического разбора.

Ход урока.

 I. Диктант

Загадка шаровой молнии.

Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаро­вой молнией ученым повезло меньше. Ее происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры.

Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения.

Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землей или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух.

В чем загадка шаровой молнии? На этот вопрос ученым еще предстоит ответить.

(106 слов)

II.    Грамматическое задание

1.     Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу: 1-й вариант - издавна, 2-й вариант - нередко.

2.     Сделать морфологический разбор слов: 1-й вариант -меньше (из 2-го предложения), 2-й вариант - неясно (из 3-го предложения).

Комментарий. Меньше - наречие в сравнительной степени; неясно - краткое прилагательное, т. к. зависит от существительного (происхождение каково? неясно).

3.            Сделать синтаксический разбор предложений. 1-й вариант -
Обычно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. 2-й вариант - Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется.






























Практическая работа по теме «Наречие»

Цели: повторение изученного; проверка умения применять тео­ретические знания на практике.

Ход урока.

I.    Лингвистическая разминка

Выделить слова в сравнительной степени, определить их при­надлежность к определенной части речи, роль в предложении. Чем обычней простое растенье, Тем живее волнует меня Первых листьев его появленье На рассвете весеннего дня.

Н.А. Заболоцкий 

Комментарий. В предложении есть прилагательное (обычней) и наречие (живее) в простой сравнительной степени. Слово обыч­ней зависит от существительного (растенье каково? - обычней), является сказуемым, а слово живее зависит - от глагола (волнует как? живее), является обстоятельством.

II.    Словарный диктант

Придумать и записать словосочетания со словами: Бок о бок, видимо-невидимо, вмиг, возражение, волей-неволей, давным-давно, до смерти, квитанция, комбинат, конверт, мало-помалу, мельком, на лету, на миг, на глазок, на скаку, на ходу, не­истово, необузданно, никак, нисколечко, ничуть, нимало, по двое, под силу, поражение, почтальон, с налёту, с разбегу, точь-в-точь, штемпель, эпидемия.

III.    Проверка домашнего задания

1. Упражнение 274: таблица видов орфограмм по теме «Наре­чие» выполняется на доске.

2.      Беседа по вопросам.

Контрольные вопросы и задания по теме «Наречия» № 5-10 (с. 121).

IV.    Реализация индивидуальных заданий

Сообщения учеников о происхождении некоторых наречий.

V.    Тест

Учитель предлагает выполнить проверочный тест (см. прило­жение 4).

Ключи к тесту:

Вариант 1: 1) в; 2) а; 3) а, в; 4) б, в; 5) а, г; 6) б, г; 7) а, б, в. Вариант 2: 1) б; 2) г; 3) б, г; 4) а, в; 5) б; 6) а, в; 7) а, г.

VI.    Индивидуальные задания

Часть индивидуальных заданий выполняется у доски, часть -в тетрадях.

1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения, определить роль наречий.

Од...ноко он стоит задумался глубоко и т...хонько плачет он в пустыне. (М.Ю. Лермонтов.)

2.           Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки пре­
пинания, сделать морфологический разбор наречия.

Выйдя за в...рота мы пов...рнули (в)прав(а, о) и побр...ли пыль­ной дорогой. (А.П. Чехов.)

3.           Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки пре­
пинания, объяснить правописание нинн,жи жж в словах.

Под обл...ками зал...вая воздух серебр...ыми звуками дро(ж, жж)али жав...ронки а над з...ленеющ...ми пашнями, с.лидно и чи(н, нн)о взмах...вая крыльями н...сились грачи.

4.           Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки пре­
пинания, сделать синтаксичкеский разбор предложения, объяснить
роль наречий.

Соперн...ки (не) сколько раз встречались и побед...носно погля-ды...вая друг на друга следовали дальше. (И. Ильф, Е. Петров.) Ответы:

1.     Одиноко он стоит, задумался глубоко, и тихонько плачет он в пустыне.

2.     Выйдя за ворота, мы повернули вправо и побрели пыльной дорогой.

3.     Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки, а над зеленеющими пашнями, солидно и чинно взмахивая крыльями, носились грачи.

4.     Соперники несколько раз встречались и, победоносно погля­дывая друг на друга, следовали дальше.

Домашнее задание

Подготовка к диктанту по теме «Наречие».