II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» 6 мин. | Проверяет домашнее задание, выявляет пробелы и корректирует их. | Рассказ учащихся об общем плане строения грибов. Ответы учащихся на вопросы. | Учитель задаёт вопросы учащимся: -Какие грибы называются шляпочными? Как образуются споры у шляпочных грибов? -Какие съедобные и ядовитые грибы вы знаете? -Зарисовать строение шляпочного гриба? -Как выращивают грибы в искусственных условиях? -Что такое симбиоз? -Что такое микориза? | Знают: 1. Строение шляпочных грибов, способы размножения, симбиоз. 2. Дают определение биологическим терминам: симбиоз, микориза. 3. Делают выводы о предстоящих объектах изучения. | Познавательные: структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственных связей. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. 3 мин. | Показывает видеофрагмент из документального фильма «Плесень». Помогает учащимся сформулировать тему урока. | Учащиеся смотрят видеофрагмент, затем отвечают на вопросы учителя и пытаются сформулировать тему урока. После того как учащиеся сформулировали тему урока, они вместе с учителем ставят задачи, которые им необходимо будет решить
| -Ребята я прошу обратить ваше внимание на экран. Просмотрев фрагмент постарайтесь ответить на вопрос: о чем сегодня на уроке пойдет речь? «Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Ее называют "хлебом дьявола" и "плевком Бога". Она сказочно красива, но вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима. Она упоминается в священных книгах и приводит в отчаяние ученых. Она способна управлять огромными массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить…» Итак – Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о плесени) - А где вы видели плесень? - Кто видел как бабушка или мама печет пироги? Что она добавляет в тесто, после чего оно начинает увеличиваться в размерах, расти? ( Дрожжи) - Как вы думаете, к какому царству относятся эти организмы? Это бактерии? (Нет, бактерии микроскопически малы.) - Тогда может быть это растения? (Нет, растения зеленые, им нужен свет для жизни) - Тогда, это, наверное, животные? (Нет, животные могут активно двигаться) - Значит, к какому же царству они относятся? (К царству Грибы) - А мы такие грибы уже изучали? (Нет) Тогда сформулируйте тему урока (Плесневые грибы и дрожжи). Запишите ее в тетрадь.
| Знают: -отличительные признаки царств живой природы. Умеют: -планировать свои действия. -связывать различные понятия между собой. | Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности. Понимание своей значимости в обществе. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос; аргументировать.
|
IV. Изучение нового материала. Цели: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Ввести понятия: 1) плесневые грибы; 2) мукор; 3) пеницилл; 4) дрожжи; 5) сапрофиты; 6) спорангии. 20 мин. | Организует учебную деятельность, объясняет новый материал.
Проводит лабораторную работу. Инструкционная карта. Лабораторная работа Тема: «Строение плесневых грибов» Цели: -познакомиться со строением плесневых грибов, -продолжать формировать навык работы с натуральными объектами. Навык выполнения биологического рисунка. Оборудование: Культура мукора, препаровальные иглы, пипетки, предметные и покровные стекла, микроскоп, лупа.
Продолжает объяснение нового материала, просит ознакомиться со статьёй в учебнике.
Показывает фрагмент видеоролика об открытии пенициллина.
Демонстрация микропрепарата. Учитель демонстрирует на экране «Дрожжи» при помощи USB микроскопа. | Слушают, отвечают на вопросы.
Выполняют лабораторную работу. Оформляют лабораторную работу в печатной тетради на стр. 34.
Делают вывод.
Учащиеся обращаются к статье «Гриб пеницилл» на стр. 79 в учебнике. Смотрят фрагмент видеоролика.
Рассматривают и зарисовывают микропрепарат в печатную тетрадь. | Учитель ставит проблемный вопрос учащимся. - Что такое плесень? - Что такое дрожжи? К царству грибов относятся не только те, о которых мы говорили, но и другие, которые сразу вы бы не назвали грибами. У вас на столах лежат кусочки шляпочных грибов и плесень. Внимательно их рассмотрите. Попробуйте доказать, что и плесень относится к грибам. Рассмотрите плесень через лупу. Что вы видите? (Белый пушок.) Как вы думаете, что это такое? (Грибница.) Теперь продолжим рассматривать плесень под микроскопом. Инструкционная карта. Лабораторная работа Тема: «Строение плесневых грибов» Цели: -познакомиться со строением плесневых грибов, -продолжать формировать навык работы с натуральными объектами. Навык выполнения биологического рисунка. Оборудование: Культура мукора, препаровальные иглы, пипетки, предметные и покровные стекла, микроскоп, лупа. Ход работы: 1.Рассмотрите внешнее строение гриба мукор с помощью лупы. Найдите головки со спорами, определите, где расположен мицелий. 2. Приготовьте микропрепарат, для этого: а) при помощи препаровальной иглы перенесите несколько нитей грибы на сухое предметное стекло; б) капните каплю воды на предметное стекло и накройте препарат покровным стеклом; в) аккуратно удалите лишний воздух из под покровного стекла. 3.Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении 4.Сделайте вывод.
В наших домах достаточно часто можно обнаружить еще один гриб. Это гриб пеницилл. Просмотрите статью в учебнике, посвященную этому вопросу. Этот гриб используется для производства антибиотика. Итак, мы выяснили, что собой может представлять плесень. Давайте вспомним, какой еще вопрос стоял перед нами в начале урока. Обратите внимание на следующий видеоролик. Физкультминутка (1 мин.) | | Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов. Личностные: оценивать собственный вклад в работу группы; осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. |
VI. Контролирующее задание. Цели: проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации, проверить умение учащихся использовать полученные знания. 5 мин. | Постановка вопросов и их запись на доске. | Отвечают на вопросы, поставленные учителем. | Учитель: «На основе полученных знаний, ответьте на вопросы в тетради: 1. Пекарь для пышности теста добавит гриб – … . 2. Для получения лекарства будут разводить – … . 3. Грибница представляет собой одну разросшуюся, многоядерную клетку, это – … Учитель: «Что у вас в итоге получилось?». | Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой, измененной ситуации. Знать: строение применение грибов. Уметь: применять полученные знания. | Познавательные: строение грибов. Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные: ставить и отвечать на вопросы. Личностные: мотивировать свои действия. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. 3 мин. | Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока. Ставит оценки и объясняет за что. | Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно. | Учитель: «Сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о прошедшем уроке – что вы сегодня узнали, понравился ли вам сегодняшний урок?» | Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. | Коммуникативные: понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Регулятивные: Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целого. Личностные: умение рассуждать, анализировать и делать выводы. |