СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Плесневые грибы и дрожжи"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок объяснения нового материала по теме: "Плесневые грибы и дрожжи".

Просмотр содержимого документа
«"Плесневые грибы и дрожжи"»

Тема работы: Плесневые грибы и дрожжи.

Автор: Шиповалова Виктория Николаевна, учитель биологии.

Школа: МБОУ «Гилев-Логовская СОШ»

Описание работы: Конспект урока в 5 классе по биологии составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. В работе присутствуют элементы системно-деятельностного подхода и здоровьесберегающих технологий. Также проведение урока предусматривает проведение физкультминутки.

Краткие рекомендации к использованию: Данная разработка предусматривает использование USB-микроскопа. В рамках урока необходим показ видеороликов «Плесень», «Открытие пенициллина» и демонстрация на экране размножения дрожжей (данный препарат готовиться учителем). Микропреперат к лабораторной работе ученики готовят сами.







































Технологическая карта

Тема

Плесневые грибы и дрожжи (УМК: В.В.Пасечник, Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс)

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель

Продолжить знакомить учащихся с основными представителями царства Грибы.

Задачи

— углубить знания учащихся о представителях царства Грибы;

— познакомить учащихся с характерными признаками плесневых грибов и дрожжей, их строением, ролью в природе и жизни человека — продолжить формирование умения работать с текстом и иллюстрациями учебника;

— воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.

Формируемые УУД

Личностные:

- выделять существенные признаки плесневых грибов и дрожжей;

- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Регулятивные:

- самостоятельно определять цель учебной деятельности;

- искать пути решения проблемы и средства достижения цели

- уметь оценивать свою учебную деятельность на уроке.

Познавательные:

- принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, четко выполнять требования познавательной задачи;

- работать с учебником;

- объяснять значение новых терминов;

- уметь использовать символы и схемы для структурирования информации.

Коммуникативные:

-вступать в диалог,

-участвовать в коллективном обсуждении,

- находить дополнительную информацию.


Основные понятия

Мукор, спорангии, пеницилл, дрожжи

Ресурсы:

- основные (материалы и оборудование)



Учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, световой микроскоп (2 шт.), USB-микроскоп, заплесневевший хлеб, видеоролики по теме, раствор дрожжей.





















Этап урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. 2 мин.

Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество. Проверить присутствующих. Проверить готовность к занятию.

Стоя приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.



Регулятивные:

Самостоятельно определять цель учебной деятельности;

Коммуникативные:

Сотрудничество с учителем.

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

6 мин.

Проверяет домашнее задание, выявляет пробелы и корректирует их.


Рассказ учащихся об общем плане строения грибов. Ответы учащихся на вопросы.

Учитель задаёт вопросы учащимся:

-Какие грибы называются шляпочными? Как образуются споры у шляпочных грибов?

-Какие съедобные и ядовитые грибы вы знаете?

-Зарисовать строение шляпочного гриба?

-Как выращивают грибы в искусственных условиях?

-Что такое симбиоз?

-Что такое микориза?

Знают:

1. Строение шляпочных грибов, способы размножения, симбиоз.

2. Дают определение биологическим терминам: симбиоз, микориза.

3. Делают выводы о предстоящих объектах изучения.

Познавательные: структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственных связей. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

3 мин.

Показывает видеофрагмент из документального фильма «Плесень».

Помогает учащимся сформулировать тему урока.

Учащиеся смотрят видеофрагмент, затем отвечают на вопросы учителя и пытаются сформулировать тему урока. После того как учащиеся сформулировали тему урока, они вместе с учителем ставят задачи, которые им необходимо будет решить




-Ребята я прошу обратить ваше внимание на экран. Просмотрев фрагмент постарайтесь ответить на вопрос: о чем сегодня на уроке пойдет речь?

«Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Ее называют "хлебом дьявола" и "плевком Бога". Она сказочно красива, но вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима. Она упоминается в священных книгах и приводит в отчаяние ученых. Она способна управлять огромными массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить…»

Итак

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о плесени)

- А где вы видели плесень?

- Кто видел как бабушка или мама печет пироги? Что она добавляет в тесто, после чего оно начинает увеличиваться в размерах, расти? ( Дрожжи)

- Как вы думаете, к какому царству относятся эти организмы? Это бактерии? (Нет, бактерии микроскопически малы.)

- Тогда может быть это растения? (Нет, растения зеленые, им нужен свет для жизни)

- Тогда, это, наверное, животные? (Нет, животные могут активно двигаться)

- Значит, к какому же царству они относятся? (К царству Грибы)

- А мы такие грибы уже изучали? (Нет)

Тогда сформулируйте тему урока (Плесневые грибы и дрожжи).

Запишите ее в тетрадь.






Знают:

-отличительные признаки царств живой природы. Умеют:

-планировать свои действия.

-связывать различные понятия между собой.

Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности. Понимание своей значимости в обществе.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос; аргументировать.




IV. Изучение нового материала.

Цели: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Ввести понятия: 1) плесневые грибы; 2) мукор; 3) пеницилл; 4) дрожжи; 5) сапрофиты; 6) спорангии. 20 мин.

Организует учебную деятельность, объясняет новый материал.









































Проводит лабораторную работу.

Инструкционная карта.

Лабораторная работа

Тема: «Строение плесневых грибов»

Цели:

-познакомиться со строением плесневых грибов,

-продолжать формировать навык работы с натуральными объектами. Навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование:

Культура мукора, препаровальные иглы, пипетки, предметные и покровные стекла, микроскоп, лупа.



































Продолжает объяснение нового материала, просит ознакомиться со статьёй в учебнике.





Показывает фрагмент видеоролика об открытии пенициллина.





Демонстрация микропрепарата.

Учитель демонстрирует на экране «Дрожжи» при помощи USB микроскопа.

Слушают, отвечают на вопросы.















































Выполняют лабораторную работу.

Оформляют лабораторную работу в печатной тетради на стр. 34.









































































Делают вывод.











Учащиеся обращаются к статье «Гриб пеницилл» на стр. 79 в учебнике.

Смотрят фрагмент видеоролика.







Рассматривают и зарисовывают микропрепарат в печатную тетрадь.


Учитель ставит проблемный вопрос учащимся.

- Что такое плесень?

- Что такое дрожжи?

К царству грибов относятся не только те, о которых мы говорили, но и другие, которые сразу вы бы не назвали грибами. У вас на столах лежат кусочки шляпочных грибов и плесень. Внимательно их рассмотрите. Попробуйте доказать, что и плесень относится к грибам. Рассмотрите плесень через лупу.

Что вы видите? (Белый пушок.) Как вы думаете, что это такое? (Грибница.)

Теперь продолжим рассматривать плесень под микроскопом.

Инструкционная карта. Лабораторная работа

Тема: «Строение плесневых грибов»

Цели:

-познакомиться со строением плесневых грибов,

-продолжать формировать навык работы с натуральными объектами. Навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование:

Культура мукора, препаровальные иглы, пипетки, предметные и покровные стекла, микроскоп, лупа.

Ход работы:

1.Рассмотрите внешнее строение гриба мукор с помощью лупы. Найдите головки со спорами, определите, где расположен мицелий.

2. Приготовьте микропрепарат, для этого:

а) при помощи препаровальной иглы перенесите несколько нитей грибы на сухое предметное стекло;

б) капните каплю воды на предметное стекло и накройте препарат покровным стеклом;

в) аккуратно удалите лишний воздух из под покровного стекла.

3.Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении

4.Сделайте вывод.



В наших домах достаточно часто можно обнаружить еще один гриб. Это гриб пеницилл. Просмотрите статью в учебнике, посвященную этому вопросу.

Этот гриб используется для производства антибиотика.

Итак, мы выяснили, что собой может представлять плесень.

Давайте вспомним, какой еще вопрос стоял перед нами в начале урока.

Обратите внимание на следующий видеоролик.

Физкультминутка (1 мин.)


Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов.

Личностные:

оценивать собственный вклад в работу группы;

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.


V. Первичное закрепление

Цель: уметь объяснять и применять новые термины.

5 мин.


Предлагает ответить на вопросы в конце параграфа.

Отвечают на вопросы.

А теперь давайте попробуем ответить на вопросы в конце параграфа (стр. 80)


Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

Познавательные:

- сравнивать и выделять признаки.


VI. Контролирующее задание.

Цели: проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации, проверить умение учащихся использовать полученные знания. 5 мин.

Постановка вопросов и их запись на доске.

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

Учитель: «На основе полученных знаний, ответьте на вопросы в тетради:

1. Пекарь для пышности теста добавит гриб – … .

2. Для получения лекарства будут разводить – … .

3. Грибница представляет собой одну разросшуюся, многоядерную клетку, это – …

Учитель: «Что у вас в итоге получилось?».

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой, измененной ситуации. Знать: строение применение грибов. Уметь: применять полученные знания.

Познавательные: строение грибов. Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные: ставить и отвечать на вопросы. Личностные: мотивировать свои действия.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. 3 мин.

Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока. Ставит оценки и объясняет за что.

Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно.

Учитель: «Сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о прошедшем уроке – что вы сегодня узнали, понравился ли вам сегодняшний урок?»

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

Коммуникативные: понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Регулятивные: Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целого.

Личностные: умение рассуждать, анализировать и делать выводы.

VIII. Информация о домашнем задании. 2 мин.

Объясняет, что следует выучить дома. Дает краткие рекомендации

Записывают домашнее задание.

Параграф 15 учебника (стр. 78).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!